ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как собрать кубик рубик легкая схема. Как быстро собрать кубик рубик: пошаговая инструкция с видео уроками

752 1 773 326 0

Многочисленные попытки сложить кубик Рубика не увенчались успехом? Все представленные инструкции в Интернете написаны профессионалами, а для “чайников” решение кажется очень запутанным? Вы думаете, что решить эту головоломку невозможно? Следуя нашей поэтапной инструкции, вы сможете не только полностью собрать самую популярную головоломку в мире без формул, но и понять, как вы это сделали.

Вам понадобятся:

С чего начать

Итак, ваша цель – собрать Кубик Рубик. Сделать это, не зная как он устроен, из чего состоит и как функционирует, не получится.

Стандартный кубик Рубик 3х3 – это механический 3D куб, каждая грань которого окрашена в другой цвет.

Традиционный вариант – это синий, зеленый, белый, желтый, красный и оранжевый. Грани:

Всего в кубике Рубике есть 20 подвижных элементов (12 ребер и 8 углов) и решение зависит напрямую от знания, как они могут изменять свое положение.

При повороте одной стороны, мы видим, что центральные элементы остаются на месте, ребро перемещаются в то место, где должны быть ребра, а угол занимает место в углу.

Из этого следует, что каждый элемент имеет определенный тип, который не меняется после поворота (край остается краем, центр – центром).

Частые «вопросы-ответы»

    Каким должен быть кубик рубик?

    Если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях, можете брать любой кубик. Молодым людям и детям лучше купить головоломку китайских производителей. При выборе, учитывайте следующее:
    - Лучше брать кубик последних моделей, в нем предусмотрены недостатки предыдущих версий, и он более усовершенствован.
    - Правильный кубик должен легко крутиться, при этом хорошо резать углы.
    - Кубики для профессионалов можно разбирать и настраивать.

    Сколько ребер у рубика?

    Классический Кубик состоит из 12 двухцветных бортовых или реберных элементов (12 «ребер»).

    Сколько схем сборки кубика рубика?

    Есть много способов сборки Кубика. Есть те, которые позволяют парой-тройкой формул собрать, но за пару часов. Другие при помощи запоминания пары сотен формул позволяют собрать кубик за 1 минуту или даже за 20 секунд.

Основы

Наша цель – поставить все элементы на правильные места. Чтобы определить направление, в котором нужно поворачивать и «правильное место» того или иного квадратика, необходимо все свое внимание обратить на центральные элементы, ведь они, как мы уже говорили, имеют фиксированное положение.

Например, ребро, которое находится, между красным и зеленым центром, соответственно, красно-зеленое, поэтому необходимо ориентироваться на то, чтобы возле зеленого центра разместилось ребро такого же цвета, возле красного центрального элемента – красный край.

Угол всегда трехцветный, поэтому необходимо следить за тем, чтобы он размещался между центральными элементами соответствующих цветов.

Шаг 1. Собираем края одной стороны

Первое, что вам нужно сделать – выбрать цвет, с которого вы будете начинать. В данном примере основной цвет – желтый, он будет представлен на всех схемах. Каждый волен выбирать тот вариант, который ему больше по душе и начинать с него.

Итак, если верхний центральный элемент у нас желтый, то снизу, соответственно – белый (он практически во всех моделях кубика Рубика находится на противоположной стороне).

Для того чтобы собрать кубик Рубик 3х3 необходимо для начала на верхней его грани сложить крест – поставить все края выбранного цвета (в нашем случае желтого) в соответствующие позиции вокруг центрального элемента.

Сделать это нужно в определенном порядке так, чтобы второй цвет ребра соответствовал близлежащему центральному элементу.

Этот шаг сложнее всего объяснить тем, кто не знает, как собрать кубик Рубик. Эту задачу проще решить самостоятельно и у вас несомненно это получится сделать, после недолгой тренировки.

Именно на этом шаге большинство новичков и останавливаются – собирают крест, потом одну грань – дальше, к сожалению, мало кто продвигаются.

Для тех, кто не может этого сделать, ниже представлена схема, как собрать крест. Имейте ввиду вам придется повторить этот шаг 4 раза – по одному для каждой стороны.

  1. Возьмите кубик Рубик в руки и переверните его так, чтобы сверху был желтый центр (или другой выбранный вами цвет), а снизу белый.
  2. Поищите желтые грани на нижней плоскости. Обращайте внимание на оба цвета ребра.
  3. Если вы нашли желтый край снизу, покрутите слой до тех пор, пока ребро с желтым квадратиком не займет позицию под «своим местом» на верхней грани.
  4. Выполните одно из следующих действий:

а) Желтый «смотрит» вниз

б) Желтый смотрит вперед

в) Ребро в промежуточном слое

Примечание : если желтый квадрат находится на верхнем слое, но стоит он не правильно и не правильно ориентирован, относительно близлежащего центра, измените его позицию, поставив на его место другой элемент.

После этого край будет находиться в одном из трех вышеописанных положений. Используя схему, поставьте его на «правильное» место. Повторите все действия для каждого желтого края и соберите крест на верхнем слое кубик Рубика.

Шаг 2. Собираем верхнюю грань

Если вы смогли сложить крест, то стоит собрать весь верхний слой, то есть поставить углы на свои места один за другим. Мы не можем ставить их как нам хочется, ведь каждый угол имеет специально отведенное для него место, что и определяют цвета из которых он состоит.

Так же, как и в предыдущем шаге, есть несколько решений, которым мы будем следовать.

Помните, что все действия вам придется повторить 4 раза – по одному для каждого угла.

  1. Переверните кубик Рубик так, чтобы желтый слой был вверху, а белый соответственно внизу.
  2. Поищите в нижнем слое угол с желтым квадратом. Обратите внимание на 2 других цвета на нем.
  3. Покрутите нижний слой так, чтобы угол оказался под «своим» местом.
  4. Используйте одно из ниже представленных решений:

а) желтый смотрит влево

б) желтый смотрит вправо

в) желтый находится снизу

Обратите внимание : если желтого угла нет в нижнем слое кубика Рубика, то это значит, что он находится в верхнем слое, но не на своем месте.

Вам нужно поставить любой угол из нижнего слоя вверх (исполняя первое решение, например). Таким образом вы получите желтый угол в нижнем слое.

Повторите действия для каждого угла, пока не соберете верхний слой полностью.

Шаг 3. Алгоритм сборки второй грани

Мы хотим собрать второй слой кубика. Помните, что центральные элементы – фиксированы, поэтому нет необходимости менять их местами и думать, как разместить. Имейте ввиду, что нижеприведенные действия вам придется повторить 4 раза – по одному для каждого края.

  1. Возьмите кубик так, что сверху был белый слой, а снизу желтый – тот, который мы уже собрали
  2. Поищите в верхнем слое край без белого цвета на обоих сторонах.
  3. Повертите верхний слой до тех пор, пока цвет этого края и центрального элемента сбоку не совпадет, сформировав перевернутую Т.
  4. Следуйте одному из ниже представленных решений, выбрав пример в зависимости от того, где размещен край – слева или справа.

Есть несколько возможных вариантов:

1) Край должен передвинуться вправо с того места, где он находится.

2) Край должен передвинуться влево с того места, где он теперь находится.

Примечание : если в верхнем слое нет крайнего элемента без белого цвета на любой из сторон, это значит, что они в среднем слое, но не на своих местах.

Поставьте любой другой край из верхнего слоя на его место. Таким способом вы получите край в верхнем слое без белого квадрата и сможете его переместить, в соответствии с выше представленной инструкции.

Повторите этот шаг 4 раза – по одному для каждого края.

Шаг 4. Второй крест

Итак, мы собрали первые 2 слоя кубика Рубика. Теперь мы должны добиться того, чтобы 4 крайних элемента верхнего слоя имели белый цвет, образуя крест. На данном этапе мы сосредоточимся только на крайних элементах, не обращая внимания на углы.

В верхней грани куба может четыре белых края или два, или ни одного. Если все четыре белые ребра находятся на верхней стороне, то можно этот шаг пропустить и перейти к следующему. Если есть два ребра, то нужно использовать один из следующих вариантов в зависимости от того как они расположены относительно друг друга: рядом или напротив.

1) Смежные края

2) Противоположные края – белые

3) Ни один белый квадрат не стоит правильно

Если в верхнем слое не оказалось ни одного белого квадрата, проделайте один из двух вышеописанных вариантов и вы получите 2 белых квадрата в верхнем слое. После это проделайте необходимую последовательность действий, в зависимости от полученной ситуации.

Таким образом, мы сложили второй крест.

Шаг 5. Как разместить второй крест

На предыдущем этапе мы сложили второй крест. На этом этапе мы сделаем, чтобы боковые части креста совпадали по цвету с центральными элементами соответствующих граней. Мы сконцентрируем свое внимание только на белых краях куба, не обращая внимания на углы.

  1. Поворачивайте верхний слой кубика Рубика до тех пор, пока два ребра не совпадут по цвету с центральным элементом соответствующих граней. Если только один край совпадает, продолжайте вращать.
  2. Используйте один из приведенных примеров в зависимости от того, какое положение займут боковые края – последовательно или противоположно относительно друг друга.

а) смежные края

б) противоположные края

Таким образом мы разместили правильно второй крест кубика Рубика.

Шаг 6. Размещение углов

Мы уже поставили на свои места все элементы кубика Рубика, кроме угловых частей последнего слоя.

Цель предпоследнего шага – разместить правильно углы, не обращая внимания на их ориентацию. Таким образом, вы должны знать, когда именно угол занял правильную позицию.

Итак, угол размещен правильно, если близлежащие центральные элементы совпадают по цвету с 3 частями угла.

Рассмотрим несколько примеров, когда углы размещены неправильно и когда они занимают нужную позицию для того чтобы собрать кубик Рубика.

Вполне возможно, что все 4 угла будут на своих местах с самого начала (смело переходите к следующему шагу), или же только 1 угол размещен правильно, или ни одного. Если только один угол занимает «свое» место, следуйте одному из ниже представленных примеров, выбрав тот, который позволит разместить все элементы на свои места.

1) 3 угла не на своей позиции (а)

2) 3 угла не на своей позиции (б)

3-4) Ни один угол не размещен правильно

Если ни один из 4 углов не занимает «свое» место, проделайте один из вышеописанных примеров – таким образом, вам удастся поставить один из них на место. Далее проделайте действия в зависимости от того, что у вас получилось.

Таким образом мы собрали кубик Рубика 3х3, поставив углы на свои позиции. Последний шаг – вращая углы последнего слоя, мы решим головоломку полностью.

Шаг 7. Как собрать

На предыдущем этапе мы поставили все элементы на свои места. Остается лишь повращать углы, чтобы решить кубик Рубика и собрать его полностью. На данном этапе может остаться два, три или четыре неправильно направленных угла в последнем слое.

Если есть 2 неправильно ориентированных угла, следуйте одному из ниже приведенных примеров в зависимости от ситуации, которая возникла.

Обязательно прочитайте это перед тем, как вращать грани кубика.

Очень важно! Этот шаг не так прост, как другие, но и на много сложнее. Перед тем, как приступить к выполнению, стоит знать несколько моментов. Вариант 1 имеет несколько подвариантов, поэтому прежде всего необходимо понять какой именно подходит вам. Чтобы решить этот шаг проделайте первую последовательность действий. После этого делайте необходимые шаги, в зависимости от варианта красной таблицы, который вы получили.

Вариант 1. Два угла не правильно ориентированы. Обратите внимание на то, что «соседний» угол – нуждается в повороте по часовой стрелке.

Вариант 2-3. Три угла неправильно ориентированы.

Если 2 угла не правильно ориентированы, соберите кубик Рубик, следуя первому примеру – таким образом вы получите всего 2 неправильно ориентированных угла. Наконец проделайте последовательность действий, в зависимости от ситуации, которая у вас вышла.

Вариант 4. Все углы не правильно ориентированы.

Если не один из 4 углов не ориентирован правильно, следуйте первому приведенному примеру. Затем подберите решение, которое подойдет к вашей ситуации.

Если вы сделали все правильно и до сих пор следовали нашей инструкции, то поздравляем! Вы собрали кубик Рубика самостоятельно!

И других логических игр.

А тут, между прочим, есть в чем себя проявить:

  • Вы можете стать самым быстрым. Текущий рекорд составляет 5,5 секунд. Люди,которые занимаются скоростной сборкой именуются спидкуберами.
  • Может вы хотите стать самым оригинальным? Кубик Рубик собирают с закрытыми глазами, ногами и т.д. Здесь тоже есть свои рекорды и вы можете их побить.
  • А самые креативные и изобретательные рисуют с помощью кубика Рубика и, между прочем, создают настоящие шедевры невероятной красоты.

Надеемся мы вдохновили вас и помогли понять, как собрать кубик Рубика. Ели вы интересуетесь играми на мышление и головоломками, наверное, вам интересно будет узнать секреты игры в домино Нам подходит смесь вариантов 1 и 2, на крайний случай вариант 2.
Если смазать очень жидкой, его стороны начнут прилегать друг к другу слишком сильно. Густая забирает скорость вращения. Если смешать два вида смазки, именно такая консистенция является оптимальной.

Не могу собрать кубик рубик...

Многие задают вопрос: «Как собрать кубик рубика, если я его разобрал, обратно собрать не могу?». Чаще всего такое случается на последнем слое. Возможно, вы не точно следуете алгоритмам. Но если точно следовать схемам, то должно собраться. Если нет, проблема может быть в следующем - китайские производители делают кубики разного качества - от профессиональных до разваливающихся в руках при первых же вращениях. Если кубик развалился, его нужно собрать правильно.
На кубике с собранными двумя слоями плоской отверткой или ножиком подденьте крышечку центрального кубика третьего слоя, снимите ее, маленькой крестовой отверткой открутите шуруп (не потеряйте при этом пружинку, надетую на шуруп). Аккуратно вытащите угловые и бортовые кубики третьего слоя и вставьте их правильно цвет к цвету. В конце вставить и прикрутить открученный ранее центральный кубик (сильно не затягивайте). Покрутите третий слой. Если он крутится туго, ослабьте шуруп, если слишком легко - подтяните. Нужно, чтобы все грани крутились с одинаковым усилием. После этого закройте крышечкой центральный кубик.

Интеллект человека нуждается в постоянных тренировках ничуть не меньше, чем тело в физических нагрузках. Лучший способ развивать, расширять способности этого качества психики - разгадывать кроссворды и решать головоломки, самой известной из которых, конечно, является кубик Рубика. Однако далеко не всем удаётся его собрать. Справиться с этой задачей поможет знание схем и формул решения сборки этой замысловатой игрушки.

Что представляет собой игрушка-головоломка

Механический куб из пластмассы, внешние грани которого состоят из малых кубиков. Размер игрушки определяется количеством малых элементов:

  • 2 х 2;
  • 3 х 3 (первоначальная версия кубика Рубика была именно 3 х 3);
  • 4 х 4;
  • 5 х 5;
  • 6 х 6;
  • 7 х 7;
  • 8 х 8;
  • 9 х 9;
  • 10 х 10;
  • 11 х 11;
  • 13 х 13;
  • 17 х 17.

Любой из малых кубов может вращаться в три стороны по осям, представленным в виде выступов фрагмента одного из трёх цилиндров большого куба. Так конструкция имеет возможность свободно вращаться, но при этом малые детали не выпадают, а держатся друг за друга.

Каждая грань игрушки включает 9 элементов, окрашенных в один из шести цветов, находящиеся друг напротив друга попарно. Классической комбинацией оттенков является:

  • красный напротив оранжевого;
  • белый напротив жёлтого;
  • синий напротив зелёного.

Однако современные версии могут быть окрашены в другие сочетания.

Сегодня можно встретить кубики Рубика разного цвета и форм

Это интересно. Кубик Рубика существует даже в версии для слепых. Там вместо цветовых квадратов есть рельефная поверхность.

Цель сборки головоломки состоит в упорядочивании малых квадратов так, чтобы они образовали грань большого куба одного цвета.

История появления

Идея создания принадлежит венгерскому архитектору Эрне Рубику, который, на самом деле, создавал не игрушку, а наглядное пособие для своих студентов. Таким интересным способом находчивый преподаватель планировал объяснить теорию математических групп (алгебраических структур). Случилось это в 1974 году, а уже через год изобретение было запатентовано как игрушка-головоломка - настолько прикипели душой будущие архитекторы (и не только они) к замысловатому и яркому пособию.

Выпуск первой серии головоломки был приурочен к новому 1978 году, но в мир игрушка вышла благодаря предпринимателям Тибору Лакзи и Тому Кремеру.

Это интересно. С момента появления кубика Рубика («магического куба», «волшебного куба») было продано около 350 миллионов экземпляров по всему миру, что ставит головоломку на первое место по популярности среди игрушек. Не говоря уже о десятках компьютерных игр, основанных на таком принципе сборки.

Кубик Рубика - это знаковая игрушка для многих поколений

В 80-е годы с кубиком Рубика познакомились жители СССР, а в 1982 в Венгрии был организован первый чемпионат мира по сборке головоломки на скорость - спидкубинг. Тогда лучший результат составил 22,95 секунды (для сравнения: в 2017 году установлен новый мировой рекорд: 4,69 секунды).

Это интересно. Любители собирать разноцветную головоломку настолько привязаны к игрушке, что одних соревнований по сборке на скорость им оказывается мало. Поэтому в последние годы появились чемпионаты по решению головоломки с закрытыми глазами, одной рукой, ногами.

Что такое формулы для кубика Рубика

Собрать волшебный куб - это значит составить все маленькие детали так, чтобы получилась целая грань одного цвета, нужно воспользоваться алгоритмом Бога. Этот термин обозначает набор из минимума действий, которые позволят разрешить головоломку, имеющую конечное число ходов и комбинаций.

Это интересно. Кроме кубика Рубика, алгоритм Бога применяется к таким головоломкам, как пирамидка Мефферта, Такен, Ханойская башня и др.

Поскольку магический куб Рубика был создан как математическое пособие, то его сборка раскладывается по формулам.

Сборка кубика Рубика основывается на использовании специальных формул

Важные определения

Для того чтобы научиться понимать схемы решения головоломки, необходимо познакомиться с названиями её частей.

  1. Углом называется сочетание трёх цветов. В кубике 3 х 3 их будет 3, в версии 4 х 4 – 4 и т.д. В игрушке 12 углов.
  2. Ребром обозначают два цвета. Их в кубике 8 штук.
  3. Центр содержит один цвет. Всего их 6.
  4. Грани, как уже было сказано, это одновременно вращающиеся элементы головоломки. Ещё они называются «слоями» или «ломтиками».

Значения в формулах

Следует отметить, что формулы по сборке составлены на латинице - именно такие схемы широко представлены в различных руководствах по работе с головоломкой. Но есть и русифицированные версии. В перечне ниже даны оба варианта.

  1. Фронтальная грань (фронт или фасад) – это передняя грань, которая находится цветом к нам [Ф] (или F - front).
  2. Задняя грань - это грань, которая находится центром от нас [З] (или B - back).
  3. Правая Грань - грань, что находится справа [П] (или R - right).
  4. Левая Грань - грань, которая находится слева [Л] (или L - left).
  5. Нижняя Грань - грань, которая находится внизу [Н] (или D - down).
  6. Верхняя Грань - грань, которая находится вверху [В] (или U - up).

Фотогалерея: части кубика Рубика и их определения

Для разъяснения обозначений в формулах используем русскую версию - так будет понятнее новичкам, но для тех, кто захочет перейти на профессиональный уровень спидкубинга без международной системы обозначений на английском языке не обойтись.

Это интересно. Международная система обозначения принята Всемирной ассоциацией кубика (World Cube Association, WCA).

  1. Центральные кубики обозначены в формулах одной строчной буквой - ф, т, п, л, в, н.
  2. Угловые - тремя буквами по наименованию граней, например, фпв, флни т. д.
  3. Прописными буквами Ф, Т, П, Л, В, Н обозначаются элементарные операции поворота соответствующей грани (слоя, ломтика) куба на 90° по часовой стрелке.
  4. Обозначения Ф", Т", П", Л", В", Н" соответствуют повороту граней на 90° против часовой стрелки.
  5. Обозначения Ф 2 , П 2 и т. д. говорят о двойном повороте соответствующей грани (Ф 2 = ФФ).
  6. Буквой С обозначают поворот среднего слоя. Подстрочный индекс показывает, со стороны какой грани следует смотреть, чтобы проделать этот поворот. Например, С П - со стороны правой грани, С Н - со стороны нижней, С" Л - со стороны левой, против часовой стрелки и т. д. Понятно, что С Н =С" В, С П =С" Л и т. п.
  7. Буква О - поворот (оборот) всего куба вокруг своей оси. О Ф - со стороны фасадной грани по часовой стрелке и т. д.

Запись процесса (Ф" П") Н 2 (ПФ) означает: повернуть фасадную грань против часовой стрелки на 90°, то же - правую грань, повернуть нижнюю грань дважды (то есть на 180°), повернуть правую грань на 90° по часовой стрелке, повернуть фасадную грань на 90° по часовой стрелке.

Неизвестен

http://dedfoma.ru/kubikrubika/kak-sobrat-kubik-rubika-3x3x3.htm

Новичкам важно научиться понимать формулы

Как правило, в инструкциях по сборке головоломки в классических цветах рекомендуется держать головоломку жёлтым центром вверх. Это совет особенно важен для новичков.

Это интересно. Есть сайты, визуализирующие формулы. Причём скорость процесса сборки можно устанавливать самостоятельно. Например, alg.cubing.net

Как решить головоломку Рубика

Существует два типа схем:

  • для новичков;
  • для профессионалов.

Их отличие в сложности формул, а также скорости сборки. Для новичков, конечно, будут более полезны соответствующие их уровню владения головоломкой инструкции. Но и они, потренировавшись, через время смогут складывать игрушку за 2–3 минуты.

Как собрать стандартный куб 3 х 3

Начнём со сборки классического 3 х 3 кубика Рубика с помощью схемы из 7 шагов.

Классической версией головоломки является кубик Рубика 3 х 3

Это интересно. Обратный процесс, применяемый для решения тех или иных неправильно расположенных кубиков, представляет собой обратную последовательность действия, описанного формулой. То есть формулу необходимо прочитать справа налево, а вращать слои против часовой стрелки, если было указано прямое перемещение, и наоборот: прямое, если описано противоположное.

Пошаговая инструкция сборки

  1. Начинаем со сборки креста верхней грани. Нужный кубик опускаем вниз, повернув соответствующую боковую грань (П, Т, Л)и выводим на фасадную грань операцией Н, Н" или Н 2 . Заканчиваем этап выведения зеркальным поворотом (обратным) той же боковой грани, восстанавливающим первоначальное положение затронутого рёберного кубика верхнего слоя. После этого проводим операцию а) или б) первого этапа. В случае а) кубик вышел на фасадную грань так, что цвет его передней грани совпадает с цветом фасада. В случае б) кубик надо не только переместить наверх, но и развернуть его, чтобы он был правильно сориентирован, став на своё место.

    Собираем крест верхней линии

  2. Отыскивается нужный угловой кубик (имеющий цвета граней Ф, В, Л) и тем же приёмом, который описан для первого этапа, выводится в левый угол избранной фасадной грани (или жёлтой). Здесь могут быть три случая ориентации этого кубика. Сравниваем свой случай с рисунком и применяем одну из операций второго этапа а, били в. Точками на схеме отмечено место, на которое должен стать нужный кубик. Отыскиваем на кубе остальные три угловых кубика и повторяем описанный приём для перемещения их на свои места верхней грани. Результат: верхний слой подобран. Первые два этапа почти ни у кого не вызывают затруднений: довольно легко можно следить за своими действиями, так как все внимание обращено на один слой, а что делается в двух оставшихся - совсем неважно.

    Подбираем верхний слой

  3. Наша цель: отыскать нужный кубик и сначала вывести вниз на фасадную грань. Если он внизу - простым поворотом нижней грани до совпадения с цветом фасада, а если он в среднем слое, то его нужно сначала опустить вниз любой из операций а)или б), а потом совместить по цвету с цветом фасадной грани и проделать операцию третьего этапа а) или б). Результат: собрано два слоя. Приведённые здесь формулы являются зеркальными в полном смысле этого слова. Наглядно увидеть это можно, если поставить справа или слева от кубика зеркало (ребром к себе) и проделать любую из формул, в зеркале: увидим вторую формулу. То есть операции с фасадной, нижней, верхней (здесь не участвует), и тыльной (тоже не участвует) гранями меняют знак на противоположный: было по часовой стрелке, стало против часовой, и наоборот. А левая грань меняется с правой, и, соответственно, меняет направление поворота на противоположное.

    Отыскиваем нужный кубик и выводим его вниз на фасадную грань

  4. К цели приводят операции, перемещающие бортовые кубики одной грани, не нарушающие в конечном счёте порядка в собранных слоях. Один из процессов, позволяющий подобрать все бортовые грани, дан на рисунке. Там же показано и что происходит при этом с другими кубиками грани. Повторяя процесс, выбрав другую фасадную грань, можно поставить на место все четыре кубика. Результат: рёберные детали стоят на своих местах, но два из них, или даже все четыре, могут быть неверно ориентированы. Важно: прежде чем приступить к выполнению этой формулы, смотрим, какие кубики уже стоят на своих местах - они могут быть неправильно ориентированы. Если ни одного или один, то пробуем повернуть верхнюю грань так, чтобы два, находящиеся на двух соседних боковых гранях (фв+пв, пв+тв, тв+лв, лв+фв), встали на свои места, после этого ориентируем куб так, как показано на рисунке, и выполняем приведённую на этом этапе формулу. Если не получается поворотом верхней грани совместить детали, принадлежащие соседним граням, то выполняем формулу при любом положении кубиков верхней грани один раз и пробуем ещё раз поворотом верхней грани поставить на свои места 2 детали, находящиеся на двух соседних боковых гранях.

    Важно проверить ориентацию кубиков на этом этапе

  5. Учитываем, что разворачиваемый кубик должен быть на правой грани, на рисунке он помечен стрелками (кубик пв). На рисунках а, б,и в представлены возможные случаи расположения неверно ориентированных кубиков (помечены точками). Используя формулу в случае а), выполняем промежуточный поворот В", чтобы вывести второй кубик на правую грань, и завершающий поворот В, который вернёт верхнюю грань в исходное положение, в случае б) промежуточный поворот В 2 и завершающий тоже В 2 , а в случае в) промежуточный поворот В нужно выполнять три раза, после переворота каждого кубика и завершить также поворотом В. Многих смущает то, что после первой части процесса (ПС Н) 4 нужный кубик разворачивается как надо, но порядок в собранных слоях нарушается. Это сбивает с толку и некоторых заставляет бросить на полпути почти собранный куб. Выполнив промежуточный поворот, не обращая внимания на «поломку» нижних слоёв, выполняем операции (ПС Н) 4 со вторым кубиком (вторая часть процесса), и всё становится на свои места. Результат: собран крест.

    Результатом этого этапа будет собранный крест

  6. Углы последней грани ставим на свои места, используя 8-ходовый процесс, удобный для запоминания,- прямой, переставляющий три угловых детали в направлении по часовой стрелке, и обратный, переставляющий три кубика в направлении против часовой стрелки. После пятого этапа, как правило, хотя бы один кубик да сядет на своё место, пусть и неправильно ориентированно. (Если после пятого этапа ни один из угловых кубиков не сел на своё место, то применяем любой из двух процессов для любых трёх кубиков, после этого точно один кубик будет на своём месте.). Результат: все угловые кубики заняли свои места, но два из них (а может, и четыре) могут быть ориентированы неправильно.

    Угловые кубики сидят на своих местах

  7. Многократно повторяем последовательность поворотов ПФ"П"Ф. Поворачиваем куб так, чтобы кубик, который хотим развернуть, был в правом верхнем углу фасада. 8-ходовый процесс (2 х 4 хода) повернёт его на 1 / 3 оборота по часовой стрелке. Если при этом кубик ещё не сориентировался, повторяем 8-ходовку ещё раз (в формуле это отражено индексом «N»). Не обращаем внимания на то, что нижние слои при этом придут в беспорядок. На рисунке показаны четыре случая расположения неправильно ориентированных кубиков (они помечены точками). В случае а) требуется промежуточный поворот В и завершающий В", в случае б) - промежуточный и завершающий поворот В 2 , в случае в)- поворот В выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, а завершающий В 2 , в случае г) - промежуточный поворот В также выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, и завершающим в этом случае тоже будет поворот В. Результат: последняя грань собрана.

    Возможные ошибки показаны точками

Формулы для исправления располжения кубиков могут быть показаны так.

Формулы для исправления неправильно ориентированных кубиков на последнем этапе

Суть метода Джессики Фридрих

Способов сборки головоломки существует несколько, но одним из самых запоминающихся является вариант, разработанный Джессикой Фридрих - профессором университета в Бингемтоне (штат Нью-Йорк), занимающейся разработки методик скрытия данных в цифровых изображениях. Ещё будучи подростком, Джессика настолько увлеклась кубиком, что 1982 году стала чемпионкой мира по спидкубингу и впоследствии не оставила своего хобби, разработав формулы для быстрой сборки «магического куба». Один из самых популярных вариантов складывания куба называется CFOP - по первым буквам четырёх шагов сборки.

Инструкция:

  1. Собираем крест на верхней грани, который составлен из кубиков на рёбрах нижней грани. Этот этап называется Cross - крест.
  2. Собираем нижний и средний слои, то есть грань, на которой расположен крест, и промежуточный слой, состоящий из четырёх боковых деталей. Название этого шага F2L (First two layers) – первые два слоя.
  3. Собираем оставшуюся грань, не обращая внимания на то, что не все детали на своих местах. Этап носит название OLL (Orient the last layer), что переводится как «ориентация последнего слоя».
  4. Последний уровень - PLL (Permute the last layer) - заключается в правильной расстановке кубиков верхнего слоя.

Видеоинструкции по методу Фридрих

Способ, который был предложен Джессикой Фридрих, настолько понравился спидкуберам, что наиболее продвинутые любители разрабатывают собственные методики по ускорению сборки каждого из этапов, предложенных автором.

Видео: ускорение сборки креста

Видео: собираем первые два слоя

Видео: работаем с последним слоем

Видео: последний уровень сборки по Фридрих

2 х 2

Кубик Рубика 2 х 2 или мини-кубик Рубика также складывается послойно, начиная с нижнего уровня.

Мини-кубик - это облегчённая версия классической головоломки

Инструкция для начинающих по лёгкой сборке

  1. Собираем нижний слой так, чтобы цвета четырёх последних кубиков совпали, а оставшиеся два цвета были такими же, как и цвета соседних деталей.
  2. Приступаем к упорядочиванию верхнего слоя. Обращаем внимание, что на данном этапе цель не совместить цвета, а поставить кубики по местам. Начинаем с определения цвета верха. Здесь всё просто: это будет тот цвет, который не появился в нижнем слое. Вращаем любой из верхних кубиков так, чтобы он попал в положение, когда пересекаются три цвета элемента. Зафиксировав угол, располагаем элементы оставшихся. Используем для этого две формулы: одна для изменения диагональных кубиков, другая - для соседних.
  3. Завершаем верхний слой. Все операции проводим попарно: вращаем один угол, а затем другой, но в противоположном направлении (например, первый по часовой стрелке, второй - против). Можно работать сразу с тремя углами, но в этом случае комбинация будет только одна: либо по часовой, либо против часовой стрелки. Между вращениями углов, поворачиваем верхнюю грань, чтобы отрабатываемый угол оказался в правом верхнем углу. Если работаем с тремя углами, то правильно ориентированный из них ставим сзади слева.

Формулы для вращения углов:

  • (ВФПВ · П"В"Ф")² (5);
  • В²Ф·В²Ф"·В"Ф·В"Ф"(6);
  • ФВФ² · ЛФЛ² · ВЛВ² (7).

Для поворота сразу трёх углов:

  • (ФВПВ"П"Ф"В")² (8);
  • ФВ·Ф"В·ФВ²·Ф"В² (9);
  • В²Л"В"Л²Ф"Л"Ф²В"Ф" (10).

Фотогалерея: сборка кубика 2 х 2

Видео: метод Фридрих для кубика 2 х 2

Собираем самые сложные версии кубика

К таким относятся игрушки с количеством деталей от 4 х 4 и вплоть до 17 х 17.

Как забыть о непонятных схемах и собрать кубик Рубика по схеме для начинающих?

Если вы все еще не можете решить головоломку, не расстраиваясь: в нашей статье вы найдете ответ.

Сейчас мы попробуем подробно объяснить, как это сделать, чтобы удивить себя, друзей и родных.


Что такое кубик Рубика?

Если вы поставили перед собой задачу , то после прочтения статьи это станет легко.

Но если не знать, как устроен этот самый загадочный кубик, из чего он состоит и каким образом функционирует, задача усложняется в разы.

Как собрать кубик Рубика по схеме для начинающих на русском языке, вы узнаете ниже, но помните, что не стоит недооценивать сложность представленной .

Обычный рубик 3х3 - это небольшой механический 3D куб, грани которого окрашены в разные цвета.


Собираем кубик Рубика

Давайте разберем по частицах составляющие куба.

Начнем с центрального элемента, он один с каждой стороны. Его можно вращать вокруг своей оси, но всегда каждый из них остается на месте в «правильном» положении.

Угловых элементов немного больше - 8, и они имеют три разных цвета.

Нельзя забывать о 12 ребрах с несколькими разными цветами, расположенными между углами.

Получается всего 20 частиц, которые можно передвигать, и решение задачи полностью зависит от знания правильного изменения их положения.

Если начать вращать одну сторону, можно увидеть центральные элементы, а точнее - как они не двигаются. Ребро же становится туда, где должно находиться, а угол - на свое место.

Совет: каждый из элементов имеет определенный тип, его не изменить после поворота.

Основы решения головоломки

Если хотите знать, как собрать кубик Рубика, у нас есть специальная схема для начинающих на русском.

Поставьте себе - пусть элементы встанут на свои места. Сконцентрируйте внимание на центре, только кубики там не меняют свое положение.

К примеру, ребро, находящееся между красным и зеленым, - красно-зеленое.

Возьмите себе за ориентир правило: возле зеленого обязательно должно быть ребро того же цвета.


Схема 1. Синим цветом изображены правильно расставленные частицы, зеленым - те, которые поддадутся изменению, желтым - над которыми производится действие

Нельзя упускать из вида угол, он всегда трехцветный и размещен между центральными элементами цветов, которые ему соответствуют.

Как собрать кубик Рубика - пошаговая схема для начинающих в картинках

Нужно собрать края одной стороны. Для начала выберите цвет, который будет первым. Пусть это будет желтый. Итак, начнем!

Поверните куб желтым цветом кверху, таким образом снизу останется белый, практически во всех существующих моделях представлена эта разметка.

Совет: если вас интересует как собрать кубик Рубика, воспользуйтесь схемой для начинающих на русском языке 3 на 3. Вверху нужно сложить крест, для этого поставьте края выбранного вами цвета в позиции. Они будут соответствовать центральному элементу.


Пользуясь нашим советом, помните, что нужно сделать по порядку.

Второй цвет ребра должен соответствовать центральной частице, которая ближе всего. Потренируйтесь и у вас получится.

Главное - не останавливайтесь, попробуйте и продвигайтесь с уверенностью дальше. Вам в помощь придет терпение и еще раз терпение, не сдавайтесь.

Соберите крест по схеме, но не забывайте, что это нужно будет сделать 4 раза - для каждой стороны.

  1. Куб должен быть у вас в руках, переворачивайте его, сверху должен быть желтый центровой элемент, или тот, цвет, который вы подобрали, внизу - белый
  2. Посмотрите, есть ли желтый внизу, и обратите внимание на оба цвета ребра
  3. В том случае, если вами был найден желтый квадратик, крутите куб, пока ребро не займет свое место сверху
  4. Продолжайте следовать инструкции, как собрать кубик Рубик по схеме для начинающих на русском языке в фото и выполните одно из действий: центр - внизу, впереди, ребро - в промежуточном слое и повторите шаг номер 1

Совет: если вы видите желтый цвет сверху, но он не на своем месте или неправильно ориентирован относительно центра, поменяйте его позицию, просто поставив другую частицу на его место.


Край будет стоять в положении, описанном ранее, с помощью схемы он встанет на свое место.

Так нужно сделать для каждого из желтых кубов, в итоге вы получаете крест.

Верхняя грань

После того как вами был сложен крест, можно приступить к сборке верха полностью. Нужно поставить углы по местам.

Если ставить их так, как хочется, ничего не получится - у каждого есть свое место. Это определяют цвета, из которых он состоит.

Не забывайте, что любые выполняемые действия нужно будет повторить 4 раза для всех углов.

  1. Поставьте кубик в первоначальное положение, как и в предыдущий раз
  2. Попробуйте найти в нижнем слое угол, в котором будет желтый квадрат, остановите свое внимание на несколько цветов на нем
  3. Поверните низ, угол должен быть под своим местом
  4. Можете выбрать одно из нескольких решений: желтый слева, справа и снизу

Переходим к следующей грани, при этом не забываем о центральных элементах. Они зафиксированы на месте, поэтому необходимо менять их местами и думать, как лучше разместить.

Все действия повторяем, как и прежде, по 4 раза.

  1. В этот раз нужно взять кубик белым слоем кверху, внизу получится желтый, уже собранный.
  2. Найдите в верхнем слое края без белого цвета с обеих сторон.
  3. Прокручивайте вверх таким образом, пока цвета края и центра полностью не совпадут, это будет очень похоже на перевернутую Т.
  4. Выберите один из представленных примеров, ваше решение должно зависеть от того, где размещен край - слева или справа. Вот варианты, из которых стоит выбрать: край передвинут вправо или край передвигается влево.

Если вы не смогли найти в слое элементы без белого на любой из сторон, это значит, что они в середине.

Для исправления подобной ситуации поверните другой край из верхнего слоя на его место. Вы сможете продолжить свою работу, следуя инструкции.

Собираем второй крест

Теперь, когда уже собраны 2 слоя куба, давайте попробуем сделать 4 крайних элемента верха белыми.

Нужно сосредоточиться исключительно на краевых частицах, обходя углы.

Все еще не знаете, как собрать кубик Рубика по схеме для начинающих на русском языке? Вам на помощь придет тематическое видео.

Итак, если первые 4 белые ребра уже наверху, переходите к следующему шагу.

Но если только несколько, воспользуйтесь инструкцией, представленной ниже, и обратите внимание, как они расположены относительно друг друга.

Все зависит от того, рядом они или напротив: смежные края, противоположные края белые, ни один белоснежный квадрат не стоит правильно.

Если попробуете сложить крест одним из вышеописанных способов, то в случае, если вверху не будет ни одного светлого квадрата, результат: 2 готовых квадрата.

В зависимости от полученной комбинации, выберите свой вариант действия, это может быть первый или второй плюс 4-ый шаг.

Второй крест готов. Чтобы боковые части совпали по цветовой гамме с центром, повторите действия пятого раздела.

Поверните верх кубика до момента совпадения двух ребер по цвету с центром. Второй крест на месте.

Размещение углов

Уже свое место нашли частицы, и вы уже почти до конца знаете, как собрать кубик Рубика по схеме для начинающих на русском языке по видео, осталось только завершить углы.

Это нужно сделать, не обращая внимания на их ориентацию, вы должны знать, когда стает в свою позицию.


Совет: угол стоит правильно, когда близкие центральные части совпадают по цветовой гамме с 3 частями.

Мы покажем вам, в каких ситуациях углы стоят неправильно и правильно для сборки.

Конечно же, может сложиться и так, что 4 угла встанут по местам изначально.

Если же 1 стал на место, следуйте одному из примеров:

  1. Край поворачивайте вперед, вверх вправо, другой край - вперед, опять вбок, но левый, вниз, вправо, другой край - вниз, и обратный - влево
  2. Левый край - вверх, правый - влево, вперед, вправо, левый - вниз, правый - влево, вниз, вправо

Итак, мы вместе собрали куб 3х3, если вас интересует, как собрать кубик Рубика, есть специальная схема для начинающих на русском языке и для куба 2х2.

Хочется верить, что мы вам смогли помочь, и вы собрали кубик Рубика.

Это достаточно увлекательное занятие, которое поможет свои умственные способности и моторику пальцев рук.

Головоломка, придуманная как наглядное пособие к алгебраической теории, неожиданно увлекла весь мир. Уже не одно десятилетие далекие от высшей математики люди азартно бьются над сложной и увлекательной задачей. «Магический кубик» – отличный инструмент для развития логического мышления и памяти. Тем, кто впервые задался вопросом, как собрать кубик Рубика, схемы и комментарии помогут поддержать энтузиазм, и, возможно, открыть для себя мир спидкубинга.

Шесть граней головоломки имеют определенные цвета и порядок их расположения, запатентованные изобретателем. Многочисленные подделки часто выдают себя именно непривычными цветами или их положением относительно друг друга. Обучающие схемы и описания всегда используют стандартное цветовое оформление. Новичкам довольно просто запутаться в объяснениях, если использовать кубик с другой цветовой схемой.

Цвета противоположных граней: белый – желтый, зеленый – синий, красный – оранжевый.

Каждая сторона состоит из нескольких квадратных элементов. По их количеству различают виды кубиков Рубика: 3*3*3 (первый классический вариант), 4*4*4 (так называемая «Месть Рубика»), 5*5*5 и так далее.

Первая модель, собранная Эрнё Рубиком, представляла собой 27 деревянных кубиков, одинаково покрашенных в шесть цветов и составленных друг на друга. Изобретатель в течение месяца пытался сгруппировать их так, чтобы грани большого куба сложились из одинаковых по цвету квадратов. Еще больше времени заняла разработка механизма, который скрепил все элементы.

Современный кубик Рубика классической конструкции состоит из следующих элементов:

  • Центры – неподвижные относительно друг друга части, закрепленные на осях вращения кубика. Они обращены к пользователю только одной окрашенной стороной. Собственно, шесть центров и образуют зеркальные пары в цветовой схеме.
  • Ребра – подвижные элементы. Пользователь видит две цветные стороны у каждого ребра. Цветовые комбинации здесь тоже стандартные.
  • Углы – восемь подвижных элементов, расположенных в вершинах куба. У каждой из них по три цветные стороны.
  • Скрепляющий механизм – крестовина из трех жестко закрепленных осей. Существует альтернативный вариант механизма, похожий на сферу. Его используют в скоростных или многоэлементных кубиках. Особенно сложна конструкция кубов с четным количеством элементов на гранях – это система взаимосвязанных клик механизмов, иногда объединенная с крестовиной. Существуют магнитные механизмы для профессиональных скоростных кубов.

Игра с кубиком Рубика заключается в том, что при помощи подвижного механизма цветные элементы на гранях переупорядочивают и пытаются собрать в первоначальном порядке.

Фанаты головоломки соревнуются в решении на время. Кроме ловкости рук, для этого необходимо изучить, запомнить и довести до автоматизма сотни комбинаций цветных элементов и действий с ними. Этот необычный вид спорта называется спидкубинг.

Регулярно проводятся турниры спидкуберов, обновляются рекорды. Постоянно открываются новые горизонты для достижений. В рамках турниров проводятся соревнования по сборке вслепую, одной рукой, ногами и так далее.

Новейшее увлечение – сборка пасьянсов (узоров) на кубике.

Для того чтобы описывать манипуляции с головоломкой, записывать схемы решений, движения элементов относительно друг друга, и просто для удобства общения был создан язык вращений. Он представляет собой буквенные обозначения для каждой грани и для способов ее вращения.

Стороны головоломки обозначают заглавными буквами.

В русскоязычных руководствах по сборке кубика Рубика используют начальные буквы от русских названий:

  • Ф – от «фасад»;
  • Т – от «тыл»;
  • П – от «правая»;
  • Л – от «левая»;
  • В – от «верх»;
  • Н – от «низ».

В мировом сообществе используют начальные буквы от названий граней по-английски.

Обозначения, принятые в WCA (World Cube Association):

  • R – от right;
  • L – от left;
  • U – от up;
  • D – от down;
  • F – от front;
  • B – от back.

Центральный элемент называется так же, как грань (R, D, F и так далее).

Ребро примыкает к двум граням, его название состоит из двух букв (FR, UL и так далее).

Угол, соответственно, описывается тремя буквами (например, FRU).

Группы элементов, которые составляют средние слои между гранями, тоже имеют свои названия:

  • M (от middle) – между R и L.
  • S (от standing) – между F и B.
  • E (от equatorial) – между U и D.

Вращение граней описываются буквами, называющими грани, и дополнительными значками.

  • Апостроф «’» указывает на то, что грань или слой поворачиваются против часовой стрелки.
  • Цифрой 2 обозначается повтор движения.

Возможные действия с гранью, например, с правой:

  • R – вращение по часовой стрелке;
  • R’ – вращение против часовой стрелки.
  • R2 – двойной поворот, неважно в какую сторону, так как у грани всего четыре возможных положения.

Чтобы определить, в какую сторону поворачивать грань, нужно представить на ней циферблат часов и руководствоваться движением воображаемой стрелки.

Вращение противоположных граней «по часовой стрелке» получается встречным.

Движения средних слоев привязаны к внешним граням:

  • Слой M вращается в тех же направлениях, что и L.
  • Слой S – как F.
  • Слой E – как D.

Еще одно важное обозначение «w» - одновременный поворот двух примыкающих слоев. Например, Rw – одновременное вращение R и M.

Повороты всего кубика целиком называются перехватами. Они выполняются в трех плоскостях, то есть по трем осям координат: X, Y, Z.

  • x и x’ – повороты по оси X всего кубика. Движения совпадают с поворотами правой грани.
  • y и y’ – повороты кубика по оси Y. Движения совпадают с вращениями верхней грани.
  • z и z’ – вращение кубика по оси Z. Движение совпадает с вращением фронтальной грани.
  • х2, y2, z2 – обозначения двойных перехватов по указанной оси.

Кроме общепринятых обозначений, руководства по сборке пестрят сленгом, популярными в среде спидкуберов названиями техник, приемов, алгоритмов, узоров и фигур на кубике и так далее. Не менее востребованы схематические описания алгоритмов, в которых используются только стрелки. Чем больше накапливается опыта в решении головоломки, тем проще понимать описания и объяснения, многие вещи начинают восприниматься интуитивно.

  • Шапка – собранные на одной стороне кубика цветные элементы. Сборка головоломки – то же самое, что сборка всех шести шапок.
  • Пояс – смежные с шапкой цветные элементы. Шапка может быть собрана так, что пояс состоит из разрозненных цветных фрагментов, то есть угловые и реберные элементы стоят не на своих местах.
  • Крест – фигура на шапке из пяти фрагментов одного цвета. Сборку часто начинают с построения креста. Здесь нет четкого руководства. Этот шаг позволяет наибольшую свободу действий и требует определенных размышлений. Когда крест готов, остается следовать заученным алгоритмам.
  • Флип – разворот угла или ребра на одном месте относительно центра, это действие требует применения специальных алгоритмов.

Схемы для начинающих помогут научиться и сберечь нервы, собирая безнадежно запутанный кубик, почувствовать логику движений и отработать простейшие алгоритмы.

Прежде чем совершить какое-то действие, необходимо осмотреть кубик. На состязаниях на «преинспекцию» отводится 15 секунд. За это время нужно найти элементы одного цвета, которые будут собираться в «шапку» на первом этапе. Традиционно начинают с белой стороны, то есть большинство руководств предполагает, что U – белая. «Мультиколорщики»-спидкуберы могут начать сборку с любой стороны, мысленно перестроив все готовые алгоритмы.

Кубик Рубика 2х2

«Мини куб» состоит из 8 угловых элементов. На первом этапе собирается один слой из четырех углов. На втором этапе – оставшиеся углы размещаются на своих местах, при этом они могут быть перевернуты, то есть цветные элементы будут находиться не на своих гранях. Останется развернуть их нужной стороной.

  • Алгоритм «пиф-паф» позволяет перемещать угловой элемент и правильно его ориентировать. Если проделать эту последовательность действий шесть раз подряд, кубик придет в исходное положение. Таким образом, если кубик смешан, нужно применить его от 1 до 5 раз, чтобы установить элемент правильно. Запись алгоритма: RUR’U’.
  • Когда один слой собран, надо повернуть кубик вторым слоем наверх. Двигая этот слой в любую сторону, установить один из углов на свое место. Далее применяется алгоритм, позволяющий поменять местами два соседних элемента – правый и левый угол передней грани. Последовательность действий следующая: URU’L’UR’U’LU.
  • Когда все углы находятся на местах, их переворачивают (флипают) при помощи алгоритма «пиф-паф». На этом этапе важно не перехватывать кубик.

Как собрать кубик Рубика 3х3

  1. Построить «белый крест», собрав 4 ребра с белыми наклейками вокруг белого центра.
  2. Совместить цветные центры сторон R, L, U, D с подходящими ребрами «белого креста».
  3. Поместить на свои места углы с белыми наклейками. При помощи алгоритма R’D’RD, повторенного до пяти раз, углы перевернутся в правильное положение.
  4. Чтобы поместить на свои места ребра среднего слоя, надо перехватить кубик – у2. Выбрать ребро без желтой наклейки. Совместить его с центром, совпадающим по цвету с одной из сторон. Применяя формулы, сместить ребро в средний слой: Ребро опускается со смещением влево: U’L’ULUFU’F’. Ребро опускается со смещением вправо: URU’R’U’F’UF. Если элемент оказался на своем месте, но неправильно повернут, эти алгоритмы используются снова, чтобы переместить его в третий слой и установить заново.
  5. Не перехватывая кубик, собрать желтый крест на шапке третьего слоя, повторяя алгоритм: FRUR’U’F’.
  6. Совместить ребра последнего слоя с боковыми центрами правильно, как это делалось для первого креста. Два ребра легко встанут на свои места. Два другие придется поменять местами. Если они находятся друг против друга: RUR’URU2R’. Если на соседних сторонах: RUR’URU2R’U.
  7. Расставить на правильные позиции углы последней грани. Если ни один из них не находится в положенном месте, применить формулу URU’L’UR’U’L. Один из элементов встанет правильно. Перехватить кубик этим углом к себе, он будет верхним правым на фронтальной грани. Перемещать остальные углы против часовой стрелки URU’L’UR’U’L или, наоборот, U’L’URU’LUR’. На этом этапе все собранные участки перестроятся, покажется, что что-то пошло не так. Важно следить, чтобы кубик не перевернулся и центр F не сместился относительно пользователя. Комбинацию ходов нужно повторять до 5 раз.
  8. Возможно, угловые элементы потребуется развернуть, совместив цветные фрагменты с остальными гранями правильно. Чтобы развернуть (флипнуть) их, используется первая формула: R’D’RD. Важно не перехватывать кубик, чтобы F и U не менялись.

Кубик Рубика 4х4

Головоломки, имеющие больше трех элементов в ребре, предполагают гораздо большее количество комбинаций.

Особенно сложны «четные» варианты, так как в них нет жестко зафиксированного центра, который помогает ориентироваться в классической головоломке.

Для 4*4*4 возможны около 7,4*1045 позиции элементов. Поэтому его назвали «месть Рубика» или Мастер Кубик.

Дополнительные обозначения внутренних слоев:

  • f – внутренний фронтальный;
  • b – внутренний задний;
  • r – внутренний правый;
  • l – внутренний левый.

Варианты сборки: послойно, от углов или приведением к виду 3*3*3. Последний способ наиболее популярен. Сначала на каждой грани собирается по четыре центральных элемента. Потом подгоняются реберные пары и, наконец, выставляются углы.

  • Собирая центральные элементы, надо помнить, какие цвета противопоставлены попарно. Алгоритм, чтобы менять местами элементы из средней четверки: (Rr) U (Rr)’ U (Rr) U2 (Rr)’ U2.
  • При сборке ребер вращаются только внешние грани. Алгоритмы: (Ll)’ U’ R U (Ll); (Ll)’ U’ R2 U (Ll); (Ll)’ U’ R’ U (Ll); (Rr) U L U’ (Rr)’; (Rr) U L2 U’ (Rr)’; (Rr) U L’ U’ (Rr)’. В большинстве случаев ребра можно собрать интуитивно. Когда остается всего два реберных элемента: (Dd) R F’ U R’ F (Dd)’ – чтобы установить их рядом, U F’ L F’ L’ F U’ – чтобы поменять местами.
  • Далее применяются формулы кубика 3*3*3 для перестановки и вращения углов.

Сложные случаи, которые требуют особенного решения, – паритеты. Их формулы не решают задачу, а выбивают элементы из тупиковой ситуации, приводя головоломку в вид, решаемый стандартными алгоритмами.

  • Два соседних реберных элемента в неправильной ориентации: r2 B2 U2 l U2 r’ U2 r U2 F2 r F2 l’ B2 r2.
  • Противопоставленные пары реберных элементов в неправильной ориентации: r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2.
  • Пары реберных элементов, стоящих углом друг к другу, в неправильной ориентации: F’ U’ F r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2 F’ U F.
  • Углы последнего слоя не на своем месте: r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2.

Быстрая сборка головоломки 5х5

Сборка заключается в приведении к классическому виду. Сначала собирается 9 центральных фрагментов на каждой шапке и по три реберных элемента. Последний этап – расстановка углов.

Дополнительные обозначения:

  • u – внутренняя верхняя грань;
  • d – внутренняя нижняя грань;
  • e – внутренняя грань между верней и нижней;
  • (две грани в скобках) – одновременный поворот.

Сборка центральных элементов проще, чем в предыдущем случае, так как есть жестко закрепленные цветовые пары.

  • На первом этапе сложности могут возникнуть, если нужно поменять местами элементы на соседних гранях. Если они разделены одним реберным элементом: (Rr) U (Rr)’ U (Rr) U2 (Rr)’. Если они находятся на внутренних центральных слоях: (Rr)’ F’ (Ll)’ (Rr) U (Rr) U’ (Ll) (Rr)’.
  • Совмещение реберных элементов интуитивно понятно, оно не затрагивает собранные центры: (Ll)’ U L’ U’ (Ll); (Ll)’ U L2 U’ (Ll); (Rr) U’ R U (Rr)’; (Rr) U’ R2 U (Rr)’. Сложность представляет только сборка последних двух ребер.

Формулы для паритетов:

  • поменять местами элементы в слоях u и d на ребрах одной грани: (Dd) R F’ U R’ F (Dd)’;
  • поменять местами реберные элементы, расположенные в среднем слое на одной грани: (Uu)2 (Rr)2 F2 u2 F2 (Rr)2 (Uu)2;
  • развернуть эти элементы на своих местах, то есть флипнуть: e R F’ U R’ F e’;
  • развернуть на месте реберный элемент среднего слоя: (Rr)2 B2 U2 (Ll) U2 (Rr)’ U2 (Rr) U2 F2 (Rr) F2 (Ll)’ B2 (Rr)2;
  • поменять местами элементы в боковом слое на одной грани: (Ll)’ U2 (Ll)’ U2 F2 (Ll)’ F2 (Rr) U2 (Rr)’ U2 (Ll)2;
  • флипнуть одновременно три реберных элемента на своем месте: F’ L’ F U’ или U F’ L.

Последняя задача – расстановка углов по принципу классического куба.

Самый быстрый способ. Метод Джессики Фридрих

Те, кто уже научился решать головоломку за 1 – 2 минуты, то есть может действительно быстро собрать кубик Рубика, подходят к принципиально новому пониманию задачи. Механическое ускорение на определенном этапе становится невозможным. Необходимы специальные алгоритмы и техники, чтобы уменьшить время поиска решений.

Послойная сборка классического варианта для ускорения процесса сводится к четырем задачам:

  • начальный крест на одной шапке;
  • одновременная сборка первого и второго слоев;
  • последняя шапка;
  • пояс третьего слоя.

Сложность в том, что приходится выучить и все время держать в голове 119 формул, составленных автором метода, Джессикой Фридрих. Группы алгоритмов F2L, OLL, PLL для каждого этапа описывают все возможные комбинации расположения элементов, развороты и перестановки, необходимые для работы с парами ребро-угол.

Метод позволяет решить головоломку меньше чем за 20 секунд.

Как собрать кубик Рубика с закрытыми глазами

Разработаны специальные приемы для облегчения этой задачи. Один из популярных в среде спидкуберов метод old Pochmann.

Сборка производится не послойно, а по группам элементов: сначала все ребра, потом углы.

Ребро RU – буферное. Применяя специальные алгоритмы, кубик, занимающий эту позицию, перемещают на свое место. Элемент, заменивший его в позиции RU, опять перемещают и так далее, пока все ребра не окажутся на своих местах. То же самое проделывают с углами. Особенность алгоритмов для сборки вслепую в том, что они позволяют переместить элемент, не перемешивая остальные.

В процессе слепой сборки куб не переворачивают, чтобы не запутаться.

Прежде чем приступить к сборке, кубик «запоминают». Мысленно создается цепочка, по которой элементы будут перемещаться. Каждой наклейке присваивается своя буква алфавита. Для ребер и для углов спидкубер составляет отдельные азбуки. Перемешанный кубик Рубика запоминают как последовательность букв. Верхняя наклейка на буферном кубике – первая буква, наклейка, которая занимает ее законное место – вторая и так далее. Для простоты, из последовательности букв составляют слова, а из слов – предложения.

Кому принадлежит рекорд по самой быстрой сборке кубика Рубика

Австралиец Феликс Земдегс дважды обновил мировой рекорд по сборке классического кубика Рубика в 2018 г. В начале года зафиксировано лучшее время 4,6 секунды, в мае головоломка решена за 4, 22 секунды.

22-летнему спортсмену принадлежит еще несколько действующих рекордов 2015 – 2017:

  • 4x4x4 – 19.36 секунд;
  • 5x5x5 – 38.52 секунд;
  • 6x6x6 – 1:20.03 минут;
  • 7x7x7 – 2:06.73 минут;
  • мегаминкс – 34.60 секунд;
  • одной рукой – 6.88 секунд.

Рекорд робота, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, – 0,637 секунды. Уже существует действующая модель, способная собрать кубик за 0.38 секунды. Ее разработчики – американцы Бен Кац и Джаред Ди Карло.

Знаменитая головоломка, представляющая собой несколько цветных секторов, объединенных в один кубик, появилась в 1974 году. Венгерский скульптор и преподаватель решил создать учебное пособие для объяснения студентам теории групп. На сегодняшний день эту игрушку считают самой продаваемой во всем мире.

Но, успех к этой головоломке пришел только тогда, когда на нее обратил внимание немецкий предприниматель Тибор Лакзи. Он, совместно с изобретателем игр Томом Кремером, наладил не только выпуск кубиков, но и организовали продвижение этой головоломки в массы. Именно благодаря им появились соревнования по скоростной сборке кубиков Рубика.

Кстати, людей, которые занимаются такой сборкой этой головоломки называют спидкуберами («speed» - скорость). Не трудно догадаться, что скоростная сборка «магического» куба называется спидкубинг.

Строение кубика Рубика и названия вращений

Для того, чтобы научиться собирать эту головоломку необходимо понять ее строение и узнать правильное название тех или иных действий с ней. Последнее важно, если вы собираетесь найти инструкцию по сборке кубика в Интернете. Да, и в нашей статье мы будем называть все действие с этой головоломкой, согласно устоявшимся выражениям.

Стандартный кубик Рубика состоит из трех сторон. Каждая из которой состоит из трех частей. Сегодня также существуют кубики 5x5x5. У классического кубика 12 ребер и 8 углов. Он окрашивается в 6 цветов. Внутри этой головоломке располагается крестовина, вокруг которой и происходит перемещения сторон.

На конце крестовины жестко располагается квадрат с одним из шести цветов. Вокруг него и нужно собрать остальные квадраты того же цвета. Причем, головоломка считается собранной, если на всех шести сторонах кубика будет собран свой цвет.

ВАЖНО: В оригинальной головоломке желтый цвет всегда находится напротив белого, оранжевый – красного, а зеленый – синего. И если разобрать головоломку, а потом сложить его неправильно, то это может привести к тому, что ее никогда не смогут собрать.

Кроме центров кубика, постоянными составляющими этой головоломки являются углы. Каждый из восьми углов состоит из трех цветов. И как бы вы не меняли положение цветов в этой головоломке, состав цветов углов в ней не изменятся.

ВАЖНО: Кубик Рубика собирается путем помещения угловых и средних секторов в соответствие с цветами центральных секторов.



Теперь, когда мы поняли, конструкцию этой головоломки пора переходить к названиям сторон и вращений и их обозначением в специализированной литературе.


В процессе сборки кубика Рубика может потребоваться не только перемещение сторон, но и изменение положения этого предмета в пространстве. Специалисты называют эти движения перехватами. Схематично это отображается так:


ВАЖНО: Если в найденном вами алгоритме сборки кубика обозначается только буква, то изменяем положение стороны по часовой стрелке. Если после буквы обозначен знак апострофа «’», то сторону вращаем против часовой стрелки. Если после буквы обозначено число «2», то это значит, что сторону нужно вращать два раза. Например, D2′ – вращаем нижнюю сторону против часовой стрелки два раза.

Простой и легкий способ сборки: Инструкция для детей и начинающих

Самая подробная инструкция сборки для начинающих выглядит следующим образом:

  • На первом этапе сборки этой популярной головоломки начинаем с правильного креста. То есть с того, что на каждой стороне кубика будет одинаковым цвет ребер и центров.
  • Для этого находим белый центр и белые ребра и собираем кресты согласно ниже показанной схемы:


  • После вышеописанных действий мы должны получить крест. Конечно, с первого раза крест не будет правильным и нужно немного преобразить полученный вариант. При правильном исполнении будет достаточно просто поменять ребра между собой местами.
  • Данный алгоритм называется «пиф-паф» и показан на схеме ниже:


  • Переходим к следующему шагу сборки головоломки. Находим белый угол на нижнем слое и ставим над ним красный уголок. Сделать это можно разными способами, в зависимости от положения красного и белого углов. Используем метод «пиф-пафа» описанный выше.


  • В итоге у нас должно получиться следующее:


  • Начинаем собирать второй слой. Для этого находим четыре ребра без желтого цвета и расставляем их между центрами второго слоя. Затем крутим кубик до тех пор, пока цвет центра не совпадет с цветом элемента грани.
  • Как и при сборке предыдущего слоя, для достижения этой цели вам может потребоваться один из нескольких вариантов:


  • После того, как мы успешно выполнили предыдущий шаг, переходим к сборке желтого креста. Иногда, он «собирается» сам. Но, случается это очень редко. Чаще всего кубика на этом этапе имеет три варианта расположения цветов:


Итак, желтый крест собран. Дальнейшее действие при решении этой головоломки сводится к семи вариантам. Ниже показан каждый из них:



На следующем шаге нам нужно собрать углы верхнего слоя. Возьмите один из углов и поставьте его на место с помощью движений U, U’ и U2. При этом нужно учитывать. Чтобы цвета угла были идентичными цветам на нижних слоях. При использовании этого шага держите кубик белым цветом к себе.



Следующий шаг сборки
  • Заключительная стадия сборки кубика – сборка ребер верхнего слоя. Если вы все вышеописанное сделали правильно, то может возникнуть четыре ситуации. Решаются они очень просто:


Самый быстрый способ. Метод Джессики Фридрих

Этот метод сборки головоломки был разработан Джессикой Фридрих в 1981 году. Он концептуально не отличается от большинства известных методов. Но, в нем сделан упор именно на скорость сборки. Благодаря чему, количество этапов сборки сократилось с семи до четырех. Для освоения этого метода нужно освоить «всего» 119 алгоритмов.

ВАЖНО: Данная методика не подходит начинающим. Ее изучением нужно заниматься, когда ваша скорость сборки кубика станет менее 2 минут.

1. На первом этапе нужно собрать крест с боковыми гранями. В специализированной литературе этот этап называется «Cross» (от англ. Cross - крест).

2. На втором этапе нужно собрать сразу два слоя головоломки. Его именуют «F2L» (от англ. First 2 Layers - первые два слоя). Для достижения результата могут потребоваться следующие алгоритмы:

3. Теперь нужно собрать верхний слой полностью. Обращать внимание на боковые стороны не стоит. Название этапа OLL (от англ. Orientation of the Last Layer - ориентирование последнего слоя). Для сборки нужно выучить 57 алгоритмов:

4. Заключительная стадия сборки кубика. PLL (от англ. Permutation of the Last Layer - расстановка элементов последнего слоя по местам). Его сборку можно осуществить с помощью следующих алгоритмов:



Схема сборки кубика рубика 3х3 в 15 ходов

С 1982 года, когда появились соревнование по скоростной сборке кубика Рубика, многие любители этой головоломки стали разрабатывать алгоритмы, которые помогут правильно расставить сектора кубика при минимуме ходов. Сегодня, минимальное число ходов в этой головоломке называется «Алгоритм Бога» и составляет 20 ходов.

Поэтому, за 15 ходов собрать кубик Рубика нельзя. Больше того, еще несколько лет тому назад, был разработан 18-ходовый алгоритм сборки этой головоломки. Но, его можно использовать не из всех положений кубика, поэтому и его отвергли как самый быстрый.

В 2010 году, ученые из Google создали программу, с помощью которой рассчитали самый быстрый алгоритм сборки кубика Рубика. Он подтвердил, что минимальное количество шагов – 20. Позже, из деталей популярного конструктора был создан робот Lego Mindstorm EV3, который способен собрать кубик Рубика из любого положения за 3,253 секунды. Он использует в своей «работе» 20 шаговый «Алгоритм бога» . И если вам кто-то расскажет про то, что есть 15-шаговая схема сборки кубика, не верьте ему. Даже мощностей Google «не хватает», чтобы его найти.



Как просто собрать кубик Рубика: Видео