ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Названия бильярдных. Бильярдные термины

СЛОВАРЬ БИЛЬЯРДНЫХ ТЕРМИНОВ

Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.
БЕК – Европейская бильярдная конфедерация. Основана в 1985 году, в ее состав входит 17 государств.
Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.
Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».
Боковик (левый или правый) – удар кием по битку в точки, находящиеся слева или справа от центральной вертикальной линии.
Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.
Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.
Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
ВБС – Всемирный бильярдный союз. Основан в 1959 году и объединяет бильярдные конфедерации Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока.
Видно или не видно шара – когда видна или не видна точка прицела.
Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.
В лоб – удар битком в центр прицельного шара.
Вразрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
Выгон – смежная с домом зона бильярда.
Выскочивший шар – шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.
Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определенное место.
Выход – удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар.
Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.
Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта. Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.
Застрял в «губах» - шар, остановившийся в самом растворе лузы.
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.
Карамболь – два последовательных соударения шаров.
Катрбан – отражение шара от четырех бортов.
Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (происходит осечка).
Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Кладка – падение в лузу прицельного шара.
Клапштос – отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.
Контрпартия - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Иначе называется как контровая или контра.
Контртуш – обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.
Король – так условно называется бильярдист, играющий один против двух игроков.
Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.
Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.
Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.
Массе – удар по шару сверху
Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.
Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.
Нажим
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.
Оттяжка – удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.
От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.
Отыгрыш – оборонительная тактика, при которой удар наносится с расчетом затруднить исполнение удара противником.
Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Перескок – способ удара.
Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.
«Пирамида» - игра на лузном бильярде.
Пистолетом – способ игры одной рукой.
Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.
Ползунок – мягкий удар ниже центра битка.
Положить – положить биток в лузу.
Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.
Прижать (партнера)- тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и таким образом затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его играть из тяжелого положения.
Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.
Прицельный шар (чужой шар или шар мишень) – любой шар, кроме битка.
Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.
Пропих – один из запрещенных ударов.
Прямой шар – биток с места катится в неожиданном для игрока направлении.
Разбивка – первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде.
Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.
Резка – тонкий удар битком в край прицельного шара.
Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу.
Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.
Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.
Свободный удар – удар по шару, стоящему не у борта.
Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.
Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.
Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении
С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов Смазать шар – не положить в лузу легкий шар
Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.
С руки – игра битком из дома (первый удар в партии).
Стойка – позиция игрока у стола.
Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.
Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».
Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
«Три борта» - один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде.
Триплет – отражение шара от двух бортов.
Труабан – отражение шара от трех бортов
Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков)
Турняк – толстый конец кия.
Туш – всякое прикосновение к другому шару.
Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.
Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.
Фол – любое нарушение правил.
Фора – дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т.д.
Фукс – шар, упавший неожиданно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
Штос – вид удара.
Эффе – удар, придающий боковое вращение шару.

ГЛОССАРИЙ

Глоссарий бильярдных английских терминов (пирамида, снукер, пул, карамболь)

Angled - находится за губой лузы (применительно к битку).
Angle shot - удар на резке.
Apex of triangle - вершина пирамиды, вершинный шар.
Around the table - удар, при котором биток касается нескольких бортов (в том числе двух коротких).
Balance point - продольный центр тяжести кия.
Ball in hand
Ball on - очередной цветной шар (в смысле «не-красный»).
Bank shot - дуплет, триплет и т.д.
Bed of table - плита стола.
Billiard
Blind draw - метод жеребьевки.
Bottom cushion - передний борт.
Break - подбивка кластера.
Break - серия.
Break ball - («Стрейт пул») шар для подбивки.
Bridge - кистевой упор.
Bumper - бампер турника кия.
Butt of cue - турник кия.
Butt plate - чашка турника кия.
Call shot - заказ.
Called ball - заказной шар.
Called pocket - заказная луза.
Carom - каромболь.
Center spot
Center string - центральная отметка стола.
Chalk - мел.
Check side - внутренний винт.
Chuck nurse - хлебная кормушка.
Cluster - кластер.
Clean bank - («Бортовой пул») чистый дуплет, триплет и т.д., при выполнении которого заказанный прицельный шар прежде чем упасть в лузу не коснулся других шаров.
Clear ball - непомеченный биток.
Combination - комбинационный удар.
Combination on - два (или более) шара, соориентированных в сторону лузы. Очевидно подразумевается, что прямая соединяющая центры шаров смотрит в лузу и расстояние между шарами небольшое. Так же называется Dead combo или On combo.
Combination on - комбинационный удар.
Contact point - точка соударения битка и прицельного шара.
Corner-hooked - находится за губой лузы (применительно к битку). см. также Angled
Count - очко, результативный удар.
Count, the - текущий счет игры.
Cross corner - дуплет в угловую лузу.
Cross side - дуплет в среднюю лузу.
Cross table shot - удар, при котором биток пересекает стол касаясь при этом длинных бортов.
Crotch - треугольная зона в каждом угле стола при игре в прямой карамболь, в которой разрешается набирать не более трех очков подряд. После этого по крайней мере один прицельный шар должен покинуть зону. Это ограничение не позволяет игроку делать длинные серии с использованием???угловой кормушки.
Crutch - то же, что и Mechanical B ridge
Cue - кий.
Cueball - биток.
Cueball in hand - право установить биток в любом месте стола, после нарушения противника.
Cueball in hand behind the head string - право установить биток в любом месте зоны "дома", после нарушения противника.
Cueball in hand within the D См. Сueball in hand within the half-circle.
Сueball in hand within the half-circle
- право установить биток в любом месте сектора, после его падения в лузу или выскакивания за пределы стола.
Cue tip - наклейка на конце кия.
Cushion - пругая борт.
Cut - резка.
Cut shot - удар на резке.
D Сектор
Dead ball - лобовое (или на толстой резке) соударение битка и прицельного шара. При этом вся (или почти вся) поступательная энергия битка передается прицельному шару.
Dead ball shot - удар, при котором, вся или почти вся поступательная энергия битка передается прицельному шару. Также в данной ситуации употребляется термин kill shot.
Dead combination См. Combination on
Diamonds - бриллианты.
Double - дуплет.
Double bank - триплет.
Double elimination - условия проведения турнира, при которых участник выбывает после двух поражений (в верхней и в нижней сетках).
Double hit - двойной удар.
Double round robin - условия проведения турнира, при которых каждый участник играет c каждым дважды.
Draw shot - оттяжка.
Drop pockets - обычная луза (без механизма автовозврата шаров).
English - боковик, винт.
Feather shot - удар на чрезвычайно тонкой резке.
Ferrule - наконечник.
Follow shot - накат.
Follow-through - сопровождение (кием битка).
Foot of table - задняя половина стола.
Foot spot - задняя отметка стола.
Foot string - задняя линия стола.
Foot rail - задний борт.
Force draw - сильная оттяжка. Термин обычно применяется для обозначения оттяжки на резке. В этом случае биток сначала сильно отбрасывается в направлении тангенсной линии, и только потом обратное вращение искривляет траекторию движения.
Force follow - сильный накат. Термин применяется в случае, когда биток после контакта с прицельным шаром останавливается (или отбрасывается по резке), а затем, за счет верхнего вращения, резко набирает скорость.
Foul - фол, нарушение.
Foul stroke - удар, во время которого было допущено нарушение.
Frame - аналог партии в снукере.
Free ball - игровая ситуация когда в качестве очередного может быть выбран любой шар (подробное объяснение см. в Правилах «Снукера», п.22).
Free break - начальное разбитие пирамиды, при котором можно достигнуть хорошего распределения шаров по поверхности стола, без какого-либо риска или возможности нарушить правила. Более подробно данный аспект рассматривается в правилах конкретных игр.
Frozen - шар, стоящий вплотную к другому шару или борту.
Full ball - лобовое соударение битка и прицельного шара.
Game - партия.
Game ball - партионный шар.
Gather shot - собирательный удар.
Grip - хватка. Манера держать турник кия при ударе.
Gully table - стол с системой автовозврата шаров.
Handicapping - фора. Гандикап.
Head of table - передняя часть стола.
Head rail - передний борт.
Head spot - передняя отметка стола.
Head string - передняя линия стола.
Hickey - (Снукерный гольф) фол, нарушение.
Hide - поставить маску.
High run - наибольшее количество очков, сыгранное за одну серию.
Hold
Hold-up english - то же, что и Reverse english.
Hook - ставить маску.
Hooked - быть замаскированным.
Inning - игровой подход.
In hand - то же, что и Cueball in hand.
In hand behind the head string - то же, что и Cueball in hand behind the head string.
In-off - падение битка в лузу. См. также Scratch.
Inside english - внутренний винт. См. также Check side
Insurance ball - шар для подстраховки. См. также Key ball, Break ball.
In the rack - («Стрейт пул») шар, который мешает установке пирамиды.
Jaw - губа лузы.
Jawed ball - шар, который забившись между губами не упал в лузу.
Joint - стык разборного кия.
Jump shot - перескок.
Jumped ball - выскочивший шар.
Key ball - ключевой шар. См. также Insurance ball, Break ball.
Kick shot - абриколь.
Kill shot - то же, что и Dead ball shot
Kiss - соударение между шарами. Каромболь. См. также Kiss shot
Kiss shot - удар карамболем.
Kiss-out - нежелательное соударение шаров, которое привело к промаху.
Kitchen - жаргонное название области дома.
Lag - удар, при котором биток отражается от трех и более бортов прежде чем коснуться прицельных шаров.
Lag for break - розыгрыш начального удара.
Leave - расположение шаров после удара игрока.
Legal object ball - очередной шар.
Long - термин, который обычно используется применительно к шару (Long ball), что бы показать что его пройденный путь удлинняется из-за бегущего винта.
Long string - линия выставления шаров.
Loop bridge - закрытый упор.
Losing hazard - падение битка в лузу после контакта с прицельным шаром. Результативный удар («свояк») в английском бильярде.
Lot - жребий.
Manufacture - наигрыш.
Masse shot - массе.
Match - матч, сет.
Mechanical bridge - машинка.
Miscue - кикс.
Miss - промах.
Miss - ситуация в снукере, в которой, по мнению судьи, игрок намеренно промахнулся по очередному шару. При этом судья объявляет фол.
Natural - удар, который просто представить, расчитать и выполнить.
Natural english - естественный бегущий винт.Небольшой винт, который компенсирует потерю скорости и сужение угла отражения битка после контакта с бортом.
Natural roll - естественное качение шара.
Nip draw - короткий резкий удар оттяжкой. Такая техника используется для того чтобы избежать повторного контакта битка с наклейкой кия, и как следствие к фола (в ситуации с близкостоящими битком и прицельным шаром.)
Nurses - кормушка.
Object ball - прицельный шар.
On ball - то же, что и Ball on.
Open break - открытое разбитие пирамиды.
Opening break shot - начальный удар.
Open bridge - открытый упор.
Open table - («Восьмерка») открытый стол.
Outside english - внешний винт.
Peas - маленькие шары, пронумерованные от 1 до 15 или 16. Используются в некоторых играх.
Pills - то же, что и Peas.
Plant - позиция из двух или нескольких красных шаров, позволяющая выполнить комбинационный удар.
Pocket - луза. Забивать прицельный шар в лузу.
Position - выход, делать выход.
Pot - забивать прицельный шар лузу.
Powder - тальк или мягкий мел.
Power draw shot - то же, что и Force draw.
Push shot - пропих.
Push-out - («Девятка») выкат.
Pyramid - пирамида шаров.
Pyramid spot - отметка, на которой размещается вершинный шар пирамиды.
Race - матч, сет.
Rack - пирамида. Ставить пирамиду.
Rail - поручень.
Rail shot - то же, что и Bank shot
Red ball - прицельный шар.
Rest - машинка.
Reverse english - обратный винт.
Round robin - условия проведения турнира, при которых каждый участник играет с каждым один раз.
Running english - бегущий винт.
Running side - бегущий винт.
Run - серия.
Run-out - последний (победный) игровой подход, серия.
Safety - отыгрыш.
Scratch - заработать очко по фуксу.
Scratch - падение битка в лузу.
Screw - оттяжка.
Seeding - размещение игроков в заранее определенных местах турнирной сетки - посев, сеянье.
Set - матч, сет.
Shaft - шафт.
Short - термин, который обычно используется применительно к шару (Short ball), что бы показать что его пройденный путь укорачивается из-за обратного винта.
Short-rack - обобщающее название игр, в которых используется неполная пирамида (девятка, десятка и т.д.)
Shot - удар.
Shot making ability - кладка.
Side - винт, боковик.
Single elimination - условия проведения турнира, при которых участник выбывает после одного поражения (олимпийская система).
Skid shot - ползунок
Snooker - маска.
Snookered - быть замаскированным другими шарами (применительно к битку).
Speed - размер удара.
Split hit - удар, при котором невозможно определить какого из двух шаров биток коснулся первым.
Spot - отметка.
Spot - фора, гандикап.
Spot ball - один из битков помеченный черной точкой.
Spot shot - удар с руки из дома по прицельному шару находящемуся на задней отметке (см. поясняющую схему). В пуле такой удар считается средним по сложности и принят за некую точку отсчета.
Spotting balls - выставление шаров.
Stalemated game - патовая позиция.
Stance - игровая стойка.
Stop shot - остановка. Удар с остановкой битка.
Straight Rail Billiards - игра Прямой карамболь.
Striker - игрок, выполняющий удар.
Stroke - удар.
Stun shot - удар на небольшой резке, при котором биток после контакта с прицельным шаром немного смещается по тангенсной линии.
Successive fouls - несколько последовательных фолов.
Table in position - ситуация, когда положение прицельных шаров во время удара не меняется.
Tester - технически сложный удар.
Three cushion - трехбортный каромболь.
Throw - отброс прицельного шара.
Throw shot - удар с отбросом прицельного шара.
Time shot - удар с динамическим наигрышем.
Top cushion - задний борт.
TPA - величина обратная количеству ошибок, допущенных игроком.
Triangle - треугольник.
V-bridge - то же что и Open bridge.
Weight - уровень игры (жаргон).
Wrap - обмотка турника кия.

При составлении указанного материала использовались книги:
Балин И.В. «Бильярд»
Бирковский В.В. «Бильярд: спорт, отдых, развлечение»


Абриколь - удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Биток - шар, по которому наносят удары кием в процессе игры.

Боковик - удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от центральной вертикальной линии. Возможен левый боковик и правый боковик.

Винт - децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.

Выход - удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.

Вразрез -удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.

Выскочивший шар - шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.

Дом - часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Задняя линия - линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Заказ - требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заказная луза - объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.

Заказной шар -объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.

Игровая поверхность стола -покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.

Игра с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади дома.

Карамболь - удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Катрбан - отражение шара от четырех бортов.

Кий - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.

Кикс - неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

Контртуш - обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.

Клапштос - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.

Краузе - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка.

Мазка - позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.

Машинка - бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.

Мел - сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

Накат - удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.

Наклейка - приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.

Оттяжка - удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.

Отыгрыш - позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.

От шара - удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара.

Партионный шар - шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линия - линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка - точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Перескок - удар, при котором биток перескакивает через прицельный шар.

Пирамида - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.

Прицельный шар - любой шар на столе, кроме битка.

Продольная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Результативный удар -правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.

Розыгрыш - процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь - рикошет по нескольким бортам.

Серия (с кия) - последовательность результативных ударов одного из участников.

Треугольник - бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.

Триплет - отражение шара от двух бортов.

Труабан -отражение шара от трех бортов

Турник - толстая часть кия.

Туш - прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т.п.

Удар на резке -удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Удар с руки - удар, при котором биток можно располагать в любом месте на игровой поверхности стола.

Удар с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте в доме. Выполняется в начале игры, а также в некоторых играх после падения битка в лузу.

Упругий борт - покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

Фол -нарушение правил игры, влекущее наложение штрафа и прекращения серии.

Фора - дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т.п.

Фукс - шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Центральная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Иностранные бильярдные термины.

CROSS SIDE - дуплет в среднюю лузу.
CROSS TABLE SHOT - дуплет от длинного борта.
CUE BALL - биток (син. ROCK, WHITEY, CLEAR BALL (кар))
CUEING - использование любой удар, кроме клапштосса.
CUSHION - борт
CUT SHOT - резка.
CUT ANGLE - угол резки.

DEAD BALL - биток, ударенный таким образом, чтобы всё вращение и скорость сообщённые ему кием передались объектному шару, биток после соударения теряет их.
DIAMONDS - бриллианты (син. DOTS)
DOUBLE - дуплет.
DRILL - метод и подход к каждому удару.
DROP POCKETS - классические лузы без механического возврата шаров.
DUCK - подставка (син. CRIPPLE, JAWED BALL, HANGING THE POCKET, HANGER).

END RAIL - короткий борт
ENGLISH - америк. эффе, французский удар, удар с боковым вращением; брит. SIDE.

FEATHER SHOT - очень тонкая резка.
FERRULE - америк. белая насадка под наклейку; брит. BRASS.
FLUKE - "дурак"; забить дурака- RAT-IN A BALL, SHITTING IN A BALL.
FOLLOW - накат (син. TOP SPIN, TOPS)
FOLLOW THAT CAR - удар, при котором биток следует за объектным шаром в лузу.
FOLLOW-THROUGH - сопровождение, движение кием, после удара накатом.
FOOT OF TABLE - место расстановки шаров перед началом игры.
FOOT SPOT - нижняя точка.
FOOT STRING - нижняя линия.
FOUL - фол.
FROZEN - прилипший шар.

GAME BALL - правильно сделанный шар, приносящий победу.
GATHER SHOT - удар в карамболе, позволяющий подкатить все три шара как можно ближе друг к другу.
GRIP - манера держать турняк.
GULLY TABLE - бильярдные столы с системой автоматического возврата шаров.

HEAD OF TABLE - "дом" и прилегающий к нему короткий борт.
HEAD SPOT - верхняя точка.
HEAD STRING - верхняя линия.

INLAY - орнамент.
INNING - очередь удара (син. FRAME).
IN THE KITCHEN - шар с руки в пределах "дома".
INVALID SHOT - неправильный удар.

JAW - губа лузы.
JOINT - середина складных киев, где клинок и шафт свинчиваются.
JUMP SHOT - перескок.

KICK - брит. в снукере и английском бильярде это момент, когда биток на мгновение прилипает к объектному шару, как правило, такое случается из-за грязи (мела), скопившегося на шарах; америк. SKID, CLING.
KICK SHOT - абриколь.
KITCHEN - дом.
KISS - контакт между шарами.
KISS SHOT - удар, при котором биток касается более, чем одного шара, карамболь.

LAGGING - америк. жеребьёвка права первого удара (син. LAG FOR BREAK); брит. STRINGING.
LEAVE - расположение шаров после удара.
LEGAL SHOT - правильный удар.
LOT - жеребьёвка права первого удара, вне зависимости от навыков игры (бросание монетки, вытягивание короткой палочки и т. п.)

MASSE SHOT - массе.
MECHANICAL BRIDGE - машинка, тёща, подставка (син. CRUTCH, RAKE, GRANNY STICK)
MISCUE - кикс.

NATURAL ROLL - движение битка с боковым вращением.
NIP DRAW - короткая оттяжка, применяется, когда есть опасность "двойного удара".

OBJECT BALL - объектный шар
ON A STRING - описывает идеальный выход;

Joe"s shape is awesome today, he"s got that cue ball on a string - Джо сегодня в ударе, у него биток словно на ниточках.
ON THE HILL - так говорят о человеке, которому осталось выиграть одну партию для победы; если же это предпобедная ничья и победитель следующей партии - победит в матче, то ситуация называется HILL-HILL или DOUBLE-HILL.
ON THE SNAP - выиграть право первого удара.
OPEN TABLE - открытый стол.

POCKET - луза.
POCKET BILLIARDS - лузный бильярд.
POSITION - выход; to POSITION - выходить.
POT - брит. правильно сыгранный шар.
PUSH SHOT - проталкивание шара.

RACE - количество побед, необходимых для победы в матче; Race to five - играем до пяти побед.
RAIL - борт и прилегающий к нему край стола.
RAIN TABLE - стол ужасного качества с медленным сукном, на котором шары быстро собирают грязь.
REVERSE ENGLISH - америк. французский удар, при котором биток после контакта идёт в обратную от естесственной сторону. (син. HOLD-UP, INSIDE ENGLISH); брит. CHECK SIDE.
RULES - правила; HOUSE RULES - местные правила.
RUN - серия.
RUNNING ENGLISH - америк. эффе, французский удар, при котором биток после контакта идёт в естесственную сторону, но под большим углом и с большей скоростью (син. OUTSIDE ENGLISH); брит. RUNNING SIDE.

SAFETY - отыгрыш.
SCRATCH - любой фол, связанной с битком: покладка в лузу, вылет за пределы стола.
SCREW - америк. оттяжка (син. DRAW); брит. BACK SPIN, BOTTOM SPIN, BOTTOMS.
SHAFT - шафт.
SHARK - отвлекать кого-то во время удара.
SNOOKERED - мазка, замазанный.
SPEED - характеризует качество игры бильярдиста (а не скорость); TOP SPEED - самая лучшая игра, которую способен показать бильярдист.
SPLIT HIT - удар, при котором трудно определить, какого из прицельных шаров биток коснулся первым.
SPOTTING BALLS - возвращение шаров на соответствующие точки согласно правилам конкретной игры.
SQUIRT - микросмещение битка при французском ударе (обычно в пределах четырёх градусов).
STANCE - поза бильярдиста.
STOP SHOT - прямой стоп, прямой клапштос.
STROKE - движение кия при ударе.
STUN SHOT - удар, технически отличающийся от клапштоса лишь тем, что добавляется небольшая резка.
SUCCESSIVE FOULS - последовательные фолы.
SWEEP - разнести соперника вдребезги.
SWERVE - обводка.

TIP - наклейка.
TRIANGLE - треугольник для расстановки шаров (син. RACK)
TRICK SHOT - трюковой удар.

Для просмотра описания товара и его технических характеристик, необходимо кликнуть по выбранной фотографии или по названию товара

Первым этапом в ходе обучения игры в бильярд являются постановка самого удара, тренировка точности прицела, отработка движения руки. Техническая отработка удара вполне легкая, но стоит сразу научиться правильно его выполнять. Большинство новичков игнорируют это, ставя себе сразу же неверную цель. Вашей задачей является не вбить шар в лузу. Задача - осмыслить удар, исполнив его так, чтобы два шара минуя стычку прибыли в то место, где вы пожелаете. Прорабатывать основополагающие умения желательно на обычных колебаниях "в лоб": выбивать по битку по центровой точке шара. Когда же ваше техническое умение уже находится на сравнительно приемлемом уровне, наступает пора больше узнать о разных видах ударов, и приступить уже к их совершенствованию. Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Подобных направлений 9 и каждая из них служит названием тому или иному удару.

Виды ударов кием по битку

Сделать касание кием для бильярда по битковой области можно по-всякому. Элементарнее всего определиться с различными направлениями поможет схема ударов в бильярде. Итак, виды ударов:

  1. Клапштос - биение в центровую зону мишени. Стартовый удар, с которого ведет начало шлифовка бильярдной техники. Остальные биения с отодвиганием от центровой точки именуют "эффе". Один из главных, дающим возможность "укласть" шар достоверно. При биении чётко по его центральной точке в плоскости, напротив поверхности бильярда, биток делает лишь ритмичное движение вперед и, соприкоснувшись с "чужим" шаром, остается на месте. Шар, что в игре отпрыгнет в заданном направлении.
  2. Накат - биение выше центровой отметки шара. Не редко возникает необходимость, связанная с тем, чтобы "свой" шар, минуя столкновения с "чужим" вышел вперед. Для данной цели накладывается медленный продолговатый удар в верхнюю область битка. Здесь же биток, помимо толчка в сторону от игрока, поймает колебательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на секунду, продвинется вперед. Как нельзя, кстати подходит для дебютантов, делается просто, прицел при задаваемом ударе достаточно точен.
  3. Оттяжка - биение ниже центровой точки шара. Отличается от наката большей сложностью, поскольку шару стоит задать противоположное горизонтальное кручение. Когда возникает надобность в отхождении «своего» шара назад, то удар направляется в нижнюю область битка. Здесь же, в противовес накатному удару, наряду с замедленным движением вперед биток будет награждён верчением вокруг горизонтальной оси в противоположный бок и, задержавшись на месте, минуя удар, скатится назад.

Удары кием в бильярде славятся именно оттяжкой, ведь она наиболее красивая и сложная из биений. Ее применение довольно-таки обширно. Огромным значением тут наделено наличие наклейки для кия . Лишь надлежащим образом обработанная мелом, закругленная, упругая и шершавая ее поверхность позволит точно исполнить биение.

4. Правый боковик - удар в область исключительно вправо от центровой отметки битка. При подобном ударе биток обретает, помимо медленного толчка вперед, вращательное движение вокруг оси по вертикале, проходящей сквозь центр шара, вопреки часовой стрелки, и, столкнувшись с обыгрываемым шаром, отдав ему поступательное движение, закрутившись волчком и увлекаемый своим колебательным вращением, сдвинется только вправо.

5. Левый боковик - удар в зону строго в левую сторону от центра битка. Воздействие подобного колебания схоже с предыдущим, только биение выходит вертикальным оборотом по часовой стрелке и после столкновения с иным шаром двинется влево.

Дальнейшие четыре схемы ударов в бильярде признаны особенно сложными и именуются комбинированными толчками, поскольку включают в себя разом компоненты боковых ударов, также накат или оттяжку.

6. Верхний правый боковик либо накат вправо - удар в точку вправо и вверх от центра битка. Такой толчок производится, если нужно, дабы шар после прохождения стычки с направленным шаром скатился в правую сторону и вперед. Удар посредством кия приходится на верхнюю правую область шара неспешно и протяжно. Приведенный удар сообщает шару три разновидности движения:

Поступательное вперед;

Ускоряющее движение - накат;

Некоторое, едва приметно взору, отклонение в правую область вследствие бокового колебания шара около вертикальной оси.

7. Верхний левый боковик либо накат влево – толчок в область слева и вверх от центральной отметки битка. Итоги приведённого битка подобны предыдущему, лишь шар движется влево и вперед.

9. Нижний левый боковик или оттяжка влево - удар в область слева и вниз от центровой точки шара. Позволяет "свой" биток «оттащить» назад и влево, при соприкосновении с играемым.

Типы ударов битком по прицельному шару

С учётом удара битка по прицельному шару, разделяют два подвида ударов: прямой и резаный.

«Прямой» удар

"Прямыми" шарами именуется такое расположение шаров на столе, когда биток и мишень с лузой располагаются на ровной линии, приводя к соединению их центровые точки.

Особо усложненным толчком в бильярдном состязании называется "прямой", наносящийся сквозь весь бильярдный стол, "свой" шар отдален от мишени на внушительное расстояние.

Подобный удар запрашивает огромной прицельной точности.

"Резаный" удар

«Резкой» называют игроки сыгрывание шаров, находящихся вне линии, сосредотачивающей ударные центры и лузы. "Резать" во множестве ситуаций лучше, когда видна зона цели. Если шары размещены под углом в 90 градусов, то такое положение считается "предельным".

Разработаны дополнительно такие удары, когда прицельный шар не идет тут же в лузу, а отскакивает от бортика, и после уже падает:

· дуплет;

· резаный дуплет;

· круазе (обратный удар; биток после контакта с прицельным шаром, пересекет траекторию его хода к лузе)

Дуплет

Если искусственные линии начерченные мысленно от битка к шару-цели и от него к лузе, формируют равнобедренный треугольник, угол падения будет равен углу отражения. Шар-мишень поражают четко "в лоб", в непосредственную сердцевину шара, и он впадает в лузу. Подобный дуплет считают прямым. Он признан наиболее облегченным ударом из разряда дуплетов.

Дуплет в среднюю лузу рекомендуется бить плавно. При заданном условии, даже в случае не совсем точного удара, шар-мишень, ударившись в губку лузы, отобьётся от нее и столкнется с другой ее губкой. Далее, поколебавшись, упадет. В случае крайне неточного удара, шар, соприкоснувшись с губкой, отойдет от лузы на определенное расстояние и подставки не выйдет.

Резаный дуплет

Резаный дуплет, отличается от прямого, сложным ударом. Здесь мишень не удастся обыграть "в лобовую". Шар необходимо "резать". От такого действия при малом углу падения значительно увеличивается угол отображения. Резаным дуплетом удается класть шары придельной сложности.

Круазе-оборотный

Если шар расположен под чрезмерно тупым углом, да так, что его нереально сыграть ни прямым, ни резаным дуплетом, то задействуют дуплет, именуемый круазе, или, попросту, оборотный.

Русский бильярд

  • Малая русская пирамида - фундаментальная игра в русском бильярде. 16 шаров: 15 пронумерованы + биток. Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120. К номеру шара "1" прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару также прибавляется 10. Таким образом общая сумма очков - 140. Цель игры - набрать 71 очко. Если игрок набрал 70 очков ("своя"), то даже в случае покладки последнего шара его партнёром в партии фиксируется ничья.
  • Большая русская пирамида - разница в изменении счёта очков. К шарам "2, 3, 4, 5" прибавляется по 10 очков.
  • Московская пирамида - 15 шаров + биток. Биток можно играть, как своего. Цель - забить 8 шаров.
  • Американка - 16 шаров, любым шаром можно бить любой шар. Цель игры - забить 8 шаров.
  • Пирамида счетом шарами - партия считается не на очки, а на количество сделанных шаров.
  • Пирамида с цветными шарами - добавляется 5 цветных шаров, 4 красных (40 очков), один жёлтый (50 очков).
  • Пирамида-подкатка - один из партнёров - "подкатчик" - имеет два удара подряд.
  • Пирамида без касания борта - один из партнёров не имеет права касаться битком бортов. Обязательно даётся фора.
  • Винт - цифры на шарах меняют своё значение в зависимости от количества положенных подряд шаров и различных комбинированных ударов, которыми положен тот или иной шар. Кроме того, насчитываются дополнительные очки за "коронки" - шары с определёнными номерами, находящимися на полке у каждого партнёра, и за определённое число положенных шаров.
  • Винт с цветными шарами - прибавляются 7 цветных: четыре красных (30 очков), желтый (60 очков), зелёный (120 очков) и чёрный (240 очков).
  • "A la guerre" - два шара: красный и белый, неограниченное к-во игроков; первый номер в результате жеребьёвки старается поставить один из двух шаров ближе к противоположному коротком борту, чтобы затруднить его сыгрывание следующим игроком, который ставит второй шар в дом и имеет право играть шар предшественника; если ваш шар сыгран, вы получаете "крест" - определённое количество крестов означает выбывание из игры.
  • Алягер с контрольным шаром - добавляется третий шар, суть которого в "замазывании своего".
  • Алагер-американка - какой бы шар не упал - засчитывается; играют любым шаром, каким удобнее.
  • Арктика - игра изобретена полярниками; идентична алягеру за исключением того, что каждый из участников имеет свой, за опредёлнным номером, шар, а соперничать могут как отдельные игроки, так и команды.
  • Ботифон или банк - ещё один аналог алягера: держащий "батифон" играет один против всех поочерёдно. Он может давать следующие виды фор: "плотная", "промах", "на себя", "любым любого", "смешанная".
  • Игра от бортов - аналог алягера: на среднюю точку ставится простая пробка, цель игры - от борта или бортов "чужим" сбить пробку.
  • Пять шаров - 60 очков (Русская партия) - два белых, два красных, один жёлтый. Цель игры - 60 очков. Очки начисляются в зависимости от лузы, куда попал шар. Существет система штрафов.
  • Пять шаров с карамболями - аналог Пять шаров - 60 очков: очки начисляются, если заказанный шар положен карамболем согласно с "карамбольной таблицей".
  • Офицерская партия в 5 шаров
  • Польская партия в 5 шаров
  • Кайза (пять шаров с карамболями по-фински) - пять шаров: два битка (2 очка), два красных (3 очка), один жёлтый (кайза, 6 очков). Для победы необходимо набрать 60 очков. Очки начисляются согласно "карамбольной таблице".
  • Партия в два шара - два игрока, два шара; цель - положить в одну из луз без заказа шар противника.

Пул

  • Прямой пул - За каждый сыгранный заказанный шар присуждается одно очко. Побеждает тот, кто первым наберет заранее оговоренное суммарное число очков. Если наряду с заказанным в лузы падают другие шары, то все они засчитываются в пользу играющего.
  • Трёхшаровая партия кэнон - два битка (партнёра - 2 очка, свой от красного - 3 очка, от битка партнёра - 2 очка), один красный (3 очка). Игра ведётся до 50 или 100 очков. (в английской терминологии нередко встречается под именем english billiards)
  • Пул-8
  • Пул-9
  • 14+1
  • В одну лузу
  • Пул-10
  • Прямой пул в одну линию
  • "Встречный бой"

Французский бильярд

  • Французская трёхшаровая партия карамболь - два битка, один красный. Играется на безлузном столе. Карамболь - Свой биток касается красного, а затем битка партнёра. Один карамболь - одно очко. Как правило, играют до 20 очков.
  • Открытая партия
  • 4 шара - четырёхшаровая версия классического карамболя, распространённая в Азии.
  • Кадре 47/1
  • Кадре 74/2
  • Карамболь от одного борта
  • Карамболь от трёх бортов

АБРИКОЛЬ - удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар.
БЕК - Европейская бильярдная конфедерация. Основана в 1985г., в нее входит 17 государств.
БИЛЛИЯ - серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров (см. так же С КИЯ)
БИТОК - шар, которым ударяют по другим шарам. Синоним - <свой>.
БОКОВИК - удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от центральной вертикальной линии. Возможен ЛЕВЫЙ БОКОВИК и ПРАВЫЙ БОКОВИК (см. также ДУГОВИК и ВИНТ).
БОРТОВИК - (бортовой шар) шар, стоящий плотно у борта.
БРИЛЛИАНТ - одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде (см. БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА).
БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА - научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах (бриллиантов), которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
ВБС - Всемирный Бильярдный Союз. Основан в 1959 году, объединяет пять бильярдных конфедераций (Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока).
ВИДНО или НЕ ВИДНО ШАРА - когда видна или не видна точка прицела.
ВИНТ - удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару. (Завинтить закрутить)- придать битку сильное и притом только боковое вращение (см. также БОКОВИК и ДУГОВИК).
ВИСИТ НАД ЛУЗОЙ - см. МЕРТВЫЙ ШАР.
В ЛОБ - удар битком в центр прицельного шара.
ВРАЗРЕЗ - удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
ВЫХОД - прием, в результате которого играющий, положив в лузу один прицельный шар, одновременно выходит битком под другой так, что может легко его сыграть.
ДВОЙНОЙ УДАР - один из запрещенных ударов.
ДОМ - место для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
ДУГОВИК - специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую (см. также БОКОВИК и ВИНТ).
ДУПЛЕТ - удар, при котором прицельный шар ударился о борт и отразился от него (см. также КРУАЗЕ).
ЗАЙЦЫ - два стушеванных шара.
ЗАКАЗНАЯ ЛУЗА - называемая игроком луза, в которую он намеревается положить заказной шар.
ЗАКАЗНОЙ ШАР - шар, который игрок называет перед ударом.
ЗАМАЗАТЬ - (шар) см. МАСКА.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ УДАРЫ: НАЖИМ, ПРОПИХ И ДВОЙНОЙ УДАР.
ИГРАТЬ - играть с любого места (дома) в установленных Правилами случаях.
КАРАМБОЛЬ - два последовательных соударения шаров.
КАТРБАН - отражение шара от четырех бортов.
КИКС - неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (происходит осечка).
КИКСОВАТЬ - сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь так, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
КЛАДКА - (делание шаров) падение в лузу прицельного шара.
КЛАПШТОС - отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.
КОНТРПАРТИЯ - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращенно называется контровая или контра.
КОНТРТУШ - обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.
КОРОЛЬ - так условно называется бильярдист, играющий один против двух (пары) (см. также ПРИНЦ).
КРУАЗЕ - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также ОБОРОТНИЙ (см. также ДУПЛЕТ).
МАЗИК - предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.
МАСКА - когда шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком. Иногда в таких случаях говорят, что шар (замазан).
МАССЕ - один из особых ударов.
МАШИНКА - предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах. Это приспособление помогает, например, играть шары, которые не достать обычным способом. Машинку иногда называют <тещей>.
МЕРТВЫЙ ШАР - когда шар стоит в губах лузы и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят еще, что он ВИСИТ НАД ЛУЗОЙ.
НАЖИМ - один из запрещенных ударов.
НАКАТ - удар, при котором битку придается вращение вперед для движения вслед за прицельным шаром.
НАБОЙКА - (наклейка) кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
НАЧАЛО ИГРЫ - фактически началом игры считается тот момент, когда центр битка перейдет линию, ограничивающую (дом) (так называемую линию дома).
НАЧАЛО И КОНЕЦ УДАРА - началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара становится момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращения движения шаров.
ОБОРОТНИЙ - (дуплет) см. КРУАЗЕ.
ОТТЯЖКА - удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.
ОТ ШАРА - когда прицельный шар или биток попадают в лузу, коснувшись другого шара.
ОТЫГРЫШ - оборонительная тактика, при которой удар дела ется с расчетом затруднить исполнение удара противником (поставить биток к борту и подальше от прицельных шаров, прикрыть биток шарами и т. п.).
ПЕРЕСКОК - один из особых ударов.
ПИРАМИДА - шары, поставленные на бильярдный стол плотно один к другому в виде равностороннего треугольника.
ПИРАМИДА - игра на лузном бильярде. Разновидности этой игры: (Малая русская пирамида) (71 очко), (Большая русская пирамида) (91 очко), (Пирамида счетом шарами), (Пирамида с цветными шарами), (Пирамида-подкатка), (Пирамида без касания борта битком), (Снимание шаров рукой).
ПИСТОЛЕТОМ - (тычком) один из способов игры одной рукой.
ПОДСТАВКА - положение шаров, когда сыграть результативно не составляет труда.
ПОСТАВИТЬ НА ТОЧКУ - когда шар в определенных случаях ставят на одну из трех основных точек бильярда.
ПРИЖАТЬ - (партнера) тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и тем самым затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его систематически играть из тяжелого положения, в результате чего он <сбивается с удара> и <теряет кладку>.
ПРИНЦ - так условно называется каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного противника (см. также КОРОЛЬ).
ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР - любой шар, кроме битка. Сокращенно - (прицельный). Встречаются названия: (чужой), играемый шар.
ПРОМАХ - когда биток не коснулся других шаров.
ПРОПИХ - один из запрещенных ударов.
ПРЯМОЙ ШАР - ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, лежат на одной прямой линии.
РАЗБИВКА - первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде; иногда употребляется термин (разбой).
РАСХОД - прекращение незаконченной партии по обоюдному согласию партнеров.
РЕЗКА - удар битком очень тонко в край прицельного шара. Отсюда выражения: (перерезать) - когда играемый шар взят под более острым углом к принимающей лузе и (недорезать) - когда шар взят под более тупым углом.
РОКАМБОЛЬ - рикошет по нескольким бортам.
РУССКИЙ БИЛЬЯРД - так называется в литературе наш отечественный лузный бильярд.
СВОЙ - см. БИТОК.
СДЕЛАТЬ ШАР - положить, сыграть его ударом битка в лузу.
С КИЯ - (закончить партию или положить несколько шаров) когда играющий заканчивает партию или сыгрывает несколько шаров одной серией ударов.
СМАЗАТЬ ШАР - не положить сравнительно легкий шар.
С РУК - игра битком из (дома).
СТОЙКА БИЛЬЯРДИСТА - позиция игрока у стола (положение ног, корпуса, головы, рук, кия).
СУХАЯ (партия) - партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
СЫГРАТЬ ВОЗДУХОМ - очень тонко задеть битком прицельный шар.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ИГРЫ - перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, (Финская партия), (Американка в одну линию).
ТРЕУГОЛЬНИК - один из предметов бильярдного инвентаря: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
<ТРИ БОРТА> - один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде; разыгрывается на чемпионате мира.
ТРИПЛЕТ - отражение шара от двух бортов.
ТРУАБАН - отражение шара от трех бортов.
ТУЗ - шар, обозначенный цифрой (значит 11 очков при игре в Пирамиду).
ТУРНЯК - толстый конец кия.
ТУШ - всякое прикосновение к любому шару: кием, рукой, машинкой, одеждой и т. п. Туш кием отличается от удара тем, что шар после него не совершает движения.
ФОЛ - любое нарушение Правил в бильярдном спорте.
ФОРА - дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т. д.
ФУКС - шар, упавший неожиданно, непредвиденно. Отсюда выражение ФУКСОВАЯ ПАРТИЯ, то есть партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
ЧУЖОЙ (ШАР) - см. ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР.
ШАР ВЫСТАВЛЯЕТСЯ НА ОБЩЕМ ОСНОВАНИИ - это выражение означает: при игре в Пирамиду шар выставляется на третью точку бильярда или, если она занята, ставится плотно посередине короткого борта, противоположного (дому(; при игре в Американку и Московскую пирамиду шар ставится плотно посередине короткого борта, противоположного <дому>.
ШАРОМ - (Играть системой шаров) - когда удар передается через несколько шаров.
ШТОС - вид удара.
ЭФФЕ - удар кием, придающий боковое вращение шару.