ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Крученые удары в биллиарде. Как держать бильярдный кий

Предлагаемые вниманию читателя начальные сведения по технике бильярдной игры рассчитаны прежде всего на начинающих и любителей, желающих самостоятельно освоить основные технические и некоторые тактические приемы. Они базируются на современных и общепризнанных методических рекомендациях ведущих мастеров. Несмотря на широкое разнообразие бильярдных игр, изложенные ниже основы техники в равной степени присущи всем без исключения видам. Изложение ведется на примере американского лузного бильярда (пула). Это объясняется не только желанием познакомить любителей с техникой и тактикой именно этой, до недавнего времени известной лишь по отрывкам из американских кинофильмов, но приобретающей все большее распространение в России и в мире разновидностью лузного бильярда. Дело в том, что именно по пулу имеется обширная учебная и методическая литература, практически неизвестная отечественному читателю. Эти методические разработки полезно использовать при освоении любой бильярдной игры, будь то пул, снукер или русский бильярд. Кроме того, подытожены и многолетние наблюдения автора за игрой ведущих мастеров русского бильярда на чемпионатах мира и России в качестве судьи всероссийской категории.

При изложении настоящего раздела использована современная бильярдная терминология. В необходимых случаях следует обращаться к разделу «Азбука современного бильярда».

ПРИМЕЧАНИЕ. Для бильярдистов, играющих левой рукой, все нижеследующие рекомендации следует понимать в зеркальном отображении.

1. ПОДГОТОВКА К УДАРУ

В любом деле важна система, которая предусматривает вполне определенный порядок действий. Например, боевой командир действует по следующей проверенной схеме: оценивает обстановку, принимает решение и отдает приказ. Скрестив кии с соперником за бильярдным столом, вы тоже должны действовать в определенной последовательности: во-первых, нужно оценить позицию на столе, во-вторых, принять игровое решение и, в-третьих, подготовиться в удару. Подготовка к прицельному удару, в свою очередь, предусматривает: выбор точки прицеливания и исходного положения кия, подход к столу и занятие устойчивой игровой стойки, легкую хватку кия и постановку надежного упора, правильный прицел и разминочные маховые движения. Следует особо подчеркнуть, что к любому, даже самому простому удару следует готовиться одинаково тщательно, действуя каждый раз по одной и той же схеме. Напоминаем также, что практически перед каждым ударом желательно мелить наклейку кия во избежание кикса.

1.1. Выбор точки прицеливания

Подготовка к любому удару начинается с выбора точки прицеливания. Ниже мы уточним это понятие, а пока

будем понимать под этим точку на игровой поверхности, куда следует направить биток. Действительно, без выбора точки прицеливания нельзя занимать игровую стойку, ведь центр битка и точка прицеливания определяют направление удара, а следовательно, и исходное положение кия.

1.2. Игровая стойка

Игровая стойка должна обспечивать равновесие, устойчивость и свободу ударно-махового движения. Поднесите наклейку кия почти вплотную к битку и расположите в одной вертикальной плоскости три точки - подбородок, биток и точку прицеливания. Развернитесь вправо так, чтобы правый носок располагался непосредственно под кием, а левый - чуть левее линии кия. При этом между кием и туловищем образуется зазор величиной 10 - 15 см, обеспечивающий свободу движений. Равномерно распределите вес тела между правой и левой ногой. Расположите опорную кисть левой руки на расстоянии 18 - 25 см от битка и наклонитесь вперед. Держите кий так, чтобы кисть правой руки располагалась непосредственно под поднятым локтем. Лучше всего, когда при нанесении удара кисть оказывается на 3 - 5 см впереди локтя, но ни в коем случае не сзади (см. илл. 1).

1.3. Хватка

Выше было сказано, в каком месте держать кий. Теперь несколько слов о том, как держать кий. Держать кий следует без напряжения с помощью большого и трех первых пальцев правой руки (см. илл. 2), при этом кий не должен касаться ладони. Важно сохранять легкую хватку на протяжении всей игры. Слишком сильное сжатие кия при нанесении удара по битку является распространенной ошибкой, которая не только сказывается на точности, но и не позволяет

выполнить целый ряд основополагающих технических приемов, предусматривающих передачу битку сильной подкрутки.

1.4. Кистевой упор

Для нанесения точного удара чрезвычайно важен надежный КИСТЕВОЙ УПОР для кия. Постановка руки должна быть естественной и в то же время задавать кию устойчивое направление. Различают два основных упора - открытый и закрытый. При постановке ОТКРЫТОГО УПОРА кисть руки следует положить плашмя на стол, придать ей слегка выпуклую форму и прижать большой палец к указательному, образуя V-образный изгиб (см. илл. 3). Этот изгиб и служит упором для кия (см. илл. 4). Для увеличения высоты упора пальцы нужно потянуть на себя, а для уменьшения - вытянуть вперед. Таким образом можно уверенно наносить удары в верхнюю, среднюю или нижнюю часть битка. На начальном этапе

освоения техники игры, когда основное внимание следует уделить точности и умению регулировать силу удара, начинающему следует подобрать высоту упора таким образом, чтобы удар пришелся в центр битка, то есть чтобы удар получился ЦЕНТРАЛЬНЫМ. РАЗМЕР ОТКРЫТОГО УПОРА определяется как расстояние между битком и большим пальцем. Как правило, используют упоры размером от 18 до 25 см. Опытные мастера используют открытый упор при выполнении ударов, не требующих сильной подкрутки битка. Очень важно использовать открытый упор при нанесении удара по отдаленным шарам, когда приходится вытягиваться и располагать опорную кисть на расстоянии более 30 см от битка (см. илл. 5).

По мере совершенствования техники возникнет необходимость разучить удары по другим участкам битка, расположенным выше, ниже, левее, правее и т. д. Следует отметить, что при сильном ДЕЦЕНТРИРОВАННОМ УДАРЕ становится труднее сохранить не только более

продолжительный контакт наклейки с битком, но и УСТОЙЧИВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ. В этих случаях рекомендуется использовать так называемый закрытый упор. Для постановки ЗАКРЫТОГО УПОРА положите опорную кисть плашмя на стол, прочно оперев нижнюю часть ладони (см. илл. 6). Согните указательный палец так, чтобы его конец касался большого пальца (см. илл. 7). Используя в качестве направляющего желоба внутренние стороны суставов большого и указательного пальцев, вставьте кий в образованную ими замкнутую петлю. А теперь прочно обхватите кий указательным пальцем, при этом петля должна быть свободной ровно настолько, чтобы можно было легко совершать маховые движения кием вперед и назад. После этого растопырьте и твердо обоприте о стол средний палец, безымянный палец и мизинец. Они образуют треногую опору, которая должна быть прочной и в то же время естественной. При правильно поставленном упоре кий легко пере-

мещается, сохраняя точно заданное направление. Для увеличения высоты упора приподнимите стреноженные пальцы (см. илл. 8), а для уменьшения - опустите их так, чтобы большой палец расположился плашмя на игровой поверхности стола (см. илл. 9). Такой упор обеспечивает более устойчивое сопровождение. При этом чем более мягким и плавным является ударно-маховое движение, тем в более высокие или более низкие участки битка можно наносить удар, не опасаясь проскальзывания наклейки кия по поверхности битка (кикса).

Рассмотрим теперь УПОРЫ НА ПОРУЧНЕ. Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным (см. илл. 10). Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем (см. илл. 11). При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление


кия. Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцем. Остальные три пальца положите на поручень, как показано наилл. 12. Если необходимо произвести удар по битку ЧЕРЕЗ ШАР, поступите следующим образом. Оперев все четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (см. илл. 13 и 14). Это неудобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.

(Если биток расположен вне досягаемости, воспользуйтесь МАШИНКОЙ. Обоприте переднюю часть машинки о стол на расстоянии 15 - 20 см от битка, а конец отведите в сторону и придерживайте левой рукой. Установите кий в одном из вырезов. Обхватите турник снизу большим, а сверху остальными четырьмя пальцами правой руки и отведите локоть вправо, как показано на илл. 15.)

1.5. Прицел

Правильный прицел - основа точного удара. Ниже мы уточним способ определения точки прицеливания. Если же точка прицеливания определена, то все внимание следует сосредоточить на том, чтобы точно направить кий в эту точку. Вернемся к игровой стойке (см. илл. 1). В процессе прицеливания взгляд скользит от центра битка к точке прицеливания и обратно, при этом игрок корректирует направление кия, стараясь сориентировать его точно вдоль линии прицеливания. В случае необходимости следует чуть сместить упор и (или) корпус. После того как кий сориентирован и все готово для удара, взгляд должен быть сосредоточен на точке прицеливания.

1.6. Разминочные маховые движения

При выполнении удара рука, а вернее, часть руки от локтя до запястья совершает УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. Поэтому, прежде чем выполнить какой-либо удар, следует убедиться не только в правильности игровой стойки и прицела, но и в том, что кий может свободно скользить назад и вперед на полный размер упора (18 - 25 см). Для этого обычно производят несколько разминоч-ных маховых движений. Это своего рода репетиция удара. Она не только приучает руку двигать кий строго в направлении точки прицеливания. Во время репетиции игрок мысленно прокручивает удар, активизирует мышечную память и подбирает необходимое ускорение ударно-махового движения. Чем сложнее или сильнее удар, тем длительней должна быть репетиция. Обычно опытные игроки перед ударом делают от трех до десяти разми-ночных маховых движений в зависимости от степени сложности удара.

При выполнении разминочных движений взгляд непрерывно следит за правильностью прицела. Необходимо также следить за тем, чтобы маховое, маятникообразное движение строго в плоскости прицеливания совершала лишь часть руки от локтя до запястья. Локоть опускается строго вертикально лишь на этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ (см. ниже). В этом залог точности удара.

1.7 Замах

При замахе рука медленно отводится на исходную позицию. Чем сильнее удар, тем дальше следует отвести руку назад. Важно выполнять замах одинаково медленно, независимо от силы удара, и, отведя руку, выдерживать небольшую паузу.

2. УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

С этого момента начинается плавное ускорение кия вперед с ударом и передачей движения битку. Рука при этом совершает движение, которое мы будем называть УДАРНО-МАХОВЫМ. Внешне оно выглядит как единое движение, однако по существу складывается из трех составляющих: УСКОРЕНИЕ (РАЗГОН) КИЯ, АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ и СОПРОВОЖДЕНИЕ БИТКА.

Таким образом, удар по битку является центральным, но не единственным этапом ударно-махового движения. На этапе УСКОРЕНИЯ рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе АМОРТИЗАЦИИ разогнанный кий входит в соприкосновение с неподвижным битком, происходит удар как таковой, то есть столкновение и взаимодействие двух тел. При этом важно самортизировать, смягчить удар и отдачу, не допустить преждевременного отрыва битка от наклейки под действием пиковых ударных сил. На этом этапе биток преодолевает инерцию покоя и трогается с места. На этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ, который является завершающей и наиболее важной частью ударно-махового движения, происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. К этому, собственно говоря, и сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом. Следует сразу же подчеркнуть, что сопровождение - это не пропих и тем более не движение вслед, вдогонку битка. В отличие от пропиха сопровождение является неотъемлемой частью любого правильного ударно-махового движения. Здесь все дело в соразмерности. Согласно международным правилам пула именно несоразмерность ударно-маховому движению отличает пропих (толчок) от правильного удара. Пропих, бросок, толчок - это сопровождение без удара. Удар без сопровождения, когда биток сразу же срывается с наклейки, - это жесткий, несамортизированный и, как правило, неточный удар, а то и вовсе кикс. (Единственным исключением является правильно выполненный ПЕРЕСКОК в пуле, который подробно описан в разделе «Азбука современного бильярда».) Обычно нормальное сопровождение составляет 10-15 см. Естественно, что его нужно соразмерять с конкретной позицией шаров на игровой поверхности стола. При этом ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ПРОДОЛЖАТЬ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВПЛОТЬ ДО СОУДАРЕНИЯ БИТКА С ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРОМ. Это можно квали-фицировть и как пропих, и как двойной удар. В любом случае это противоречит всем правилам и наказывается фолом (штрафом).

Таким образом, ускорение, амортизация и сопровождение неразрывно связаны и представляют собой неотъемлемые части одного и того же ударно-махового движения. И на каждом этапе важно одно - плавность, плавность и плавность. На первом этапе важно плавно разогнать кий строго в плоскости прицеливания. На втором этапе важен плавный переход от разгона кия к разгону битка (плавность такого перехода мы будем называть также мягкостью удара). И наконец, на третьем этапе необходим плавный разгон битка. Именно это обеспечивает плавность и целостность всего ударно-махового движения и плавную передачу заданного движения битку.

Итак, мы получили представление о процедуре подготовки к удару и об ударно-маховом движении. Теперь можно приступить к его практической отработке, или, как говорят, к постановке удара. В качестве начального упражнения можно порекомендовать удары по битку с передней отметки в дальнюю угловую лузу. Начинать нужно, естественно, с ЦЕНТРАЛЬНОГО УДАРА или даже удара чуть выше центра битка, используя открытый кистевой упор. Подготовьтесь к удару в полном соответствии с описанной выше последовательностью действий. Обратите особое внимание на устойчивость игровой стойки и упора, легкую хватку и расслабление кистевого сустава, неподвижность локтя. Убедитесь в том, что кий направлен точно в цель, а рука может свободно двигаться назад и вперед на полный размер упора (18 - 25 см). Затем произведите несколько плавных разминочных маховых движений. Остановите кий у битка и проверьте точность прицела, скользя взглядом по прямой линии от кия к точке прицеливания. Если прицел выглядит безупречным, сосредоточьте взгляд на точке прицеливания. Сделайте медленный замах и с необходимым ускорением произведите плавное ударно-маховое движение с сопровождением битка вперед. При этом кий, пройдя строго над передней отметкой, должен остановиться на 10-15 см впереди нее, сохраняя направление вдоль линии прицеливания. Если после выполнения удара кий уходит влево или вправо, повторите упражнение вновь до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.

Очень важно производить замах одинаково медленно, независимо от силы удара по битку. Ни в коем случае не следует отводить кий назад быстрее только потому, что необходимо нанести более сильный удар. Здесь ситуация такая же, как при бросании мяча: чтобы точно попасть в цель, мы медленно отводим руку назад, а затем производим сильный бросок вперед.

На следующем этапе можно практиковать лобовой удар по прицельному шару, установив прицельный шар на прямой, соединяющей биток и центр угловой лузы. В этом случае точкой прицеливания служит центр прицельного шара. Практикуйте удары различной силы, изменяя расстояние между шарами.

3. ПОНЯТИЕ О РЕЗКЕ

Соударение битка с прицельным шаром занимает особое положение в технике бильярдной игры. С одной стороны, мы придаем движение прицельному шару. С другой - изменяем скорость и направление движения битка. Этот вопрос достаточно сложен, и мы рассмотрим пока лишь одну его сторону - придание движения прицельному шару. Будем считать, что шары абсолютно упругие и трение между ними отсутствует. Это почти соответствует действительности. По крайней мере, если шары арамитовые. При соударении прицельный шар приходит в движение под действием ударного импульса, который направлен от точки соударения к центру шара. Это и лежит в основе РЕЗКИ. Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. Однако закономерности резки необходимо знать и учитывать при выполнении любого удара, независимо от того, сыгрываем мы шар в лузу или нет. Умение направить прицельный шар в заданную точку игровой поверхности стола является важным элементом позиционной игры. Кроме того, от резки во многом

Рис. 39. Соударение на резке.

зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Посмотрим на рис. 39. Допустим, что нам нужно придать прицельному шару движение в направлении к центру лузы (стрелка а). Тогда ударную силу нужно приложить с диаметрально противоположной стороны. Другими словами, соударение должно произойти в точке А. Эту точку мы так и будем называть - ТОЧКОЙ СОУДАРЕНИЯ. Определить точку соударения несложно. Для этого нужно подойти к прицельному шару со стороны противоположной лузе и внимательно посмотреть в направлении стрелки а. Тогда точка соударения будет смотреть прямо на вас. Для того чтобы соударение произошло в этой точке, центр битка в момент соударения должен находиться в точке В. Это и есть ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ, то есть то место, куда нужно направить биток. ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ ОТСТОИТ ОТ ТОЧКИ СОУДАРЕНИЯ НА ПОЛШАРА. Это принципиально важно для выполнения прицельного удара. (В отечественной бильярдной литературе вслед за Леманом точка соударения называется «истинной точкой прицеливания». На наш взгляд, от этого термина следует отказаться, так как кий при правильном прицеле направлен не в точку соударения, а в точку прицеливания. Предлагаемая терминология соответствует и общепринятой мировой практике.) Прямая линия, соединяющая центр битка с точкой прицеливания, называется ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ. Именно вдоль линии прицеливания должен двигаться кий при правильном ударе. И именно вдоль линии прицеливания следует направить биток. Только тогда удар будет точным. Поэтому нет необходимости доказывать, какое важное значение имеет правильный прицел. Следует добавить, что как только линия прицеливания установлена и взгляд скользит вдоль нее, то любую точку на этой линии можно использовать в качестве ориентира для прицела, иногда даже точку на поручне или игровой поверхности стола. (В некоторых случаях бывает полезно прикинуть, какая точка на поверхности битка войдет в соприкосновение с прицельным шаром. Как это сделать, видно из рисунка. Искомая точка обозначена буквой С. Направление прямой СА совпадает с направлением линии прицеливания.)

Угол между направлением прицеливания и приданным направлением движения прицельного шара мы будем называть УГЛОМ РЕЗКИ. По мере смещения линии прицеливания в сторону от центра прицельного шара он изменяется от 0 до 90 градусов. При ЛОБОВОМ УДАРЕ, когда точка прицеливания совпадает с центром прицельного шара, угол резки равен нулю. Прицельный шар получает движение в направлении первоначального движения битка. При лобовом соударении практически вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. И напротив, при выполнении удара на ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара, угол резки близок к 90 градусам. При этом прицельный шар получает крайне малый импульс поступательного движения, в то время как биток практически сохраняет свою кинетическую энергию.

Остальные случаи занимают промежуточное положение. Представляет особый интерес РЕЗКА В ПОЛШАРА, когда точка прицеливания смещена на полшара в сторону от центра, при этом естественным ориентиром для прицеливания служит край прицельного шара. Угол резки в этом случае в точности равен 30 градусам. Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о резке. Остальное приходит с опытом. Практикуйте удары под самыми различными углами резки с постепенным увеличением расстояния между шарами. Со временем вы научитесь безошибочно определять точку соударения и точку прицеливания буквально с первого взгляда, как это и делают мастера.

4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ

Центрального удара по битку в принципе вполне достаточно, чтобы освоить кладку прицельного шара. И если читатель открыл книгу только для того, чтобы узнать, как направить прицельный шар в лузу, то, ознакомившись с понятием о резке, он может незамедлительно приступать к игре. Действительно, для многих любителей бильярд - это кладка шаров и не более того. Они даже не подозревают, что битком в принципе можно и нужно управлять, что место его остановки можно контролировать. Сосредоточив все свои усилия на кладке прицельного шара, они всякий раз в случае промаха умоляют биток спрятаться за шары, остановиться у короткого борта, прокатиться немножечко подальше и т.п., как будто вовсе не они привели его в движение. Как ни важна сила и точность удара, для серьезной игры этого, увы, мало. Кладка становится грозным оружием лишь в сочетании с техникой контроля и управления битком. Это нужно не только и не столько для сыгрывания битка в лузу в русском бильярде, сколько для ведения позиционной игры - основы основ лузного бильярда, будь то русский бильярд, пул или снукер. Игра человека, познавшего тонкости контроля и управления битком, с неискушенным любителем - это все равно что поединок мастера каратэ с дворовым хулиганом, разучившим лишь один удар - с размаху в челюсть. Однако дело не только в результате. Если вы освоите технику контроля и управления, перед вами раскроются необычайные красоты и поистине неограниченные возможности позиционной игры, ее глубокие интеллектуальные аспекты. Игра становится более интересной, осмысленной. Вы сможете проявить всю свою фантазию и способности. Разве ради этого не стоит потрудиться?

Между контролем и управлением разница небольшая. Тем не менее поясним, что под УПРАВЛЕНИЕМ мы будем понимать совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом. А под КОНТРОЛЕМ - умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола. И то и другое одинаково важно.

4.1. Накат, остановка и оттяжка

НАКАТ, ОСТАНОВКА и ОТТЯЖКА - это три кита, на которых держится вся техника управления битком. И начинающий должен в первую очередь овладеть именно этими техническими приемами. Понятно, что накат получится в том случае, если биток послеЛОБОВОГО соударения сохранит верхнее вращение; остановка - если биток к моменту соударения не приобретет верхнее или утратит приданное ему нижнее вращение за счет трения о сукно; и, наконец, оттяжка - если биток после соударения сохранит достаточное нижнее вращение. При выполнении наката удар, как правило, наносится в верхнюю половину битка, причем чем выше наносится удар, тем более сильное верхнее вращение получает биток. При выполнении оттяжки, наоборот, чем ниже наносится удар, тем более сильное нижнее вращение придается битку.

Сразу же оговорим, что нижняя подкрутка и ОТТЯЖКА - это далеко не одно и то же, хотя в бильярдной литературе эти понятия безнадежно перепутаны. Нижняя подкрутка битка - обязательное, но не единственное условие выполнения оттяжки. С другой стороны, нижняя подкрутка используется не только для оттяжки. Она используется, например, при выполнении остановки. Автору неоднократно приходилось наблюдать, как начинающие или по наитию, или, прочитав что-то про «клапштос», пытаются остановить биток коротким и жестким центральным ударом, сразу же после соприкосновения наклейки с битком останавливая кий или даже отводя его назад. Из этого конечно же ничего не получится. Для того чтобы остановить биток, ему необходимо придать достаточное нижнее вращение. Тогда за счет трения о сукно он утратит его при подходе к прицельному шару. Разница в технике выполнения остановки и оттяжки в том, «сколько» подкрутки удается «донести» до прицельного шара.

Для придания битку нижнего вращения необходимо довольно быстрое и мягкое «подсекающее» движение с кистевым сопровождением. Но это полдела. Если все усилия сосредоточить только на придании подкрутки, то ОТТЯЖКА не получится. Нижнее вращение не удастся донести до прицельного шара. Его очень быстро «съест» трение о сукно. Главное условие выполнения оттяжки в том, что, ПОМИМО СИЛЬНОГО НИЖНЕГО ВРАЩЕНИЯ, БИТКУ НУЖНО ПРИДАТЬ СИЛЬНОЕ СКОЛЬЗЯЩЕЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Понятие СКОЛЬЖЕНИЕ и СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАР подробно описаны в разделе «Азбука современного бильярда». Остается добавить, что только на сильном скользящем ударе можно быстро «донести» нижнее вращение до прицельного шара.

Как же практически обеспечить сочетание сильной нижней подкрутки с сильным скользящим поступательным движением? Во-первых, нужно найти оптимальную точку приложения удара. Тут ситуация такова: чем ближе к центру, тем больше скольжения, но меньше подкрутки, и наоборот. Единых рекомендаций тут нет и быть не может. Все зависит от расстояния до прицельного шара и от того, насколько сильно мы хотим оттянуть биток. Примерная точка приложения

Рис. 40. Примерная точка нанесения удара при выполнении оттяжки.

показана на рис. 40. Она отстоит от центра приблизительно на полрадиуса шара. Во-вторых, нужно нанести сильный, но мягкий удар с устойчивым сопровождением битка. При выполнении остановки и оттяжки следует иметь в виду, что чем дальше отстоит биток от прицельного шара, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар. Для достижения максимального эффекта ударно-маховое движение должно обеспечивать сопровождение битка вперед на 10 - 15 см. (Напоминаем, что мы ведем речь об ударах горизонтально ориентированным кием. Удары приподнятым кием - это удары категории МАССЕ, и о них разговор особый.)

Предлагаем несколько простых тренировочных упражнений для отработки наката, остановки и оттяжки. Вначале упражнение для отработки НАКАТА. Расположите шары согласно рис. 41. Нанесите несильный удар по битку выше центра на полрадиуса так, чтобы после удара он остановился в положении 1. Повторите удар с чуть большей силой так, чтобы биток остановился в положении 2. А теперь ударьте еще сильнее

Рис. 41. Отработка наката

и добейтесь того, чтобы биток остановился в положении 3.

Следующее упражнение - для отработки ОСТАНОВКИ. Расположите шары согласно рис. 42, начав с положения 1. Нанесите удар по битку ниже центра примерно на один диаметр наклейки. Необходимо вы-

Рис. 42. Отработка остановки.

поднять ударно-маховое движение одинаково плавно и стремиться к тому, чтобы биток остановился сразу же после соприкосновения с прицельным шаром. Проделайте это несколько раз, чтобы почувствовать, насколько сильно следует наносить удар. Затем наносите удары по битку немного ниже и с несколько меньшей силой, стараясь получить при этом тот же результат. После этого переходите к положению 2. На этот раз наносите удар по битку ниже центра на полрадиуса и немного сильнее, чем в положении 1. Повторив упражнение несколько раз в новой позиции, вы вскоре почувствуете, насколько сильно следует наносить удар. Продолжите тренировку, используя для битка исходные положения 3 и 4 и каждый раз увеличивая силу удара. Если у вас возникают затруднения в какой-то определенной позиции, повторяйте упражнение до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата. Запомните: чем ниже наносится удар по битку, тем меньшая сила требуется для того, чтобы остановить биток после соприкосновения с прицельным шаром.

Поупражняемся теперь в выполнении ОТТЯЖКИ. Расположите шары согласно рис. 43. Сначала нанесите удар по битку с умеренной силой на полрадиуса ниже центра так, чтобы биток откатился назад в положение 1. Увеличивая силу удара, добейтесь того, чтобы биток откатывался назад все дальше, останавливаясь в положениях 2 и 3. При выполнении этих упражнений обратите особое внимание на то, чтобы кий сопровождал биток вперед на 10 - 15 см. Как при остановке, так и при оттяжке удар по битку наносится примерно на полрадиуса ниже центра. Если ударно-маховое движение руки хорошо отработано, наносите удары по битку, слегка наклоняя кий вперед так, чтобы, продвинувшись на 10 - 15 см, он остановился, почти касаясь сукна.

Рис. 43. Отработка оттяжки.

4.2. Боковик

Поговорим теперь о БОКОВИКЕ. Он также относится к числу основных технических приемов контроля и управления битком и используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде» и «Американке». Боковик - это децентрированный удар с боковой подкруткой битка. Он используется прежде всего с целью расширения или сужения углов отражения битка от борта. Для расширения углов используется боковик с БЕГУЩИМ ВИНТОМ, для сужения - боковик с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Следует всегда помнить о том, что боковик в пуле, как правило, используют не для того, чтобы забить прицельный шар, а для выхода под следующий шар. Хотя роль боковика при игре с выходами чрезвычайно велика, опыт показывает: чем реже используешь боковик, тем меньше промахов по лузе. Дело в том, что боковик влечет за собой побочные эффекты, способные изменить направление движения битка. Они проявляются особенно сильно при выполнении удара наклоненным кием. Это так называемый эффект массе (см. раздел «Азбука современного бильярда»). Однако и при ударе горизонтально ориентированным кием происходит небольшое отклонение траектории движения битка от линии прицеливания за счет ударного импульса в сторону центра битка. Другими словами, правый боковик уводит биток немного влево, а левый немного вправо. Поэтому при исполнении правого боковика точку прицеливания следует сместить немного вправо, а при исполнении левого боковика - немного влево.

Следует подчеркнуть, что на начальном этапе освоения техники не следует увлекаться ударами в удаленные от центра участки битка. Дело в том, что при боковом децен-трированном ударе сохранить устойчивый контакт наклейки кия с битком гораздо труднее. Причем тем труднее, чем сильнее и дальше от центра наносится удар. Мы уже говорили о том, что наклейку необходимо мелить специальным бильярдным мелом. Добавим только, что при подкрутке битка мелить нужно особо тщательно. Иначе вместо подкрутки может получиться кикс. Кроме того, важное значение имеет правильная полусферическая форма наклейки, обеспечивающая «шарнирность» контакта.

Теперь о мягкости удара и плавности сопровождения. Выше было уже сказано, что хорошая амортизация и плавное сопровождение позволяет сохранить контакт наклейки с битком. Остается добавить, что при подкрутке битка эти факторы важны вдвойне. Причем расслабление кистевого сустава и кистевое сопровождение играют особую роль. Почему именно кистевое? Каждый из нас хоть раз в жизни раскручивал велосипедное колесо. Все знают, что импульс нужно прилагать не к центру, а в сторону от него (то есть децентрированно). Попробуйте, однако, сильно раскрутить колесо ударом кулака - ничего не получится. Если же подключить кисть и повторить примерно то же самое движение, то эффект будет совершенно другой. При подкрутке битка происходит примерно то же самое.

Как и любой другой технический прием, боковик следует вначале отработать на тренировке. На рис. 44 представлены примеры изменения углов отражения в зависимости от направления боковой подкрутки при выполнении

Рис. 44. Накат с бегущим и обратным винтом.

НАКАТА. Попробуйте убедиться в этом сами. Вариантов взаимного расположения шаров бесчисленное множество. Практикуйте удары различной силы с БЕГУЩИМ и ОБРАТНЫМ ВИНТОМ, стараясь при этом КОНТРОЛИРОВАТЬ БИТОК. Со временем можно переходить к выполнению боковика в сочетании с ОТТЯЖКОЙ.

5. ЭЛЕМЕНТЫ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ

Освоив основные технические приемы - накат, остановку, оттяжку и боковик, можно перейти к освоению основных приемов ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Не претендуя на полноту освещения всех аспектов позиционной борьбы, многие из которых пояснены выше в «Азбуке современного бильярда», мы остановимся прежде всего на умении делать ВЫХОД. Это элемент активной позиционной игры. Он играет важную роль в любой лузной игре, но имеет особое значение для пула и снукера, поскольку эти игры основаны на умении забить не один шар, а СЕРИЮ шаров. Если, допустим, при игре в «Русскую пирамиду» или «Московскую пирамиду» серия из трех и более шаров является достаточно большой редкостью, то в пуле и снукере при прочих равных условиях успех сопутствует игроку, умеющему построить серию и довести партию до победы.

В основе выхода лежит КОНТРОЛЬ БИТКА. Смысл ВЫХОДА в том, чтобы, сыграв один несложный прицельный шар, поставить биток в такое место на игровой поверхности, откуда можно легко сыграть другой прицельный шар. Проще всего научиться делать выход, отрабатывая на тренировке какой-либо конкретный удар. При этом на сукне следует пометить мелом позицию прицельного шара и битка, для того чтобы можно было начинать каждый раз из одного и того же исходного положения. Расположите шары согласно рис. 45. Забейте прицельный шар в лузу, нанеся удар по битку чуть выше центра, и проследите за тем, в каком месте он ударится о первый борт и в каком направлении отразится от него.Если наносить удары по битку в одно и то же место, но с различной силой, то можно заметить, что траектория его движения остается почти неизменной, изменяется лишь пройденный им путь (РАЗМЕР УДАРА). Регулируя силу удара, сделайте выходы под каждый из показанных на схеме прицельных шаров.

Если же теперь из того же исходного положения наносить удары по битку чуть ниже центра, то траектория его движения существенно изменится. Регулируя силу удара, добейтесь того, чтобы биток, двигаясь по той же траектории, перемещался по столу все дальше и дальше. Продолжайте упражняться, нанося удары по битку еще ниже. Это позволит вам получить основные сведения о том, что произойдет при ударе по битку в различные точки и с различной силой.

Следующее упражнение демонстрирует, как изменится траектория при нанесении удара по битку в точки, расположенные на различной высоте. Расставьте шары согласно рис. 46. Если выполнить НАКАТ, то биток опишет показанную на рисунке кривую. Если нанести жест-

Рис 45 Отработка выхода

Рис. 46. Изменение траектории движения битка.

кий ПЛОСКИЙ УДАР чуть ниже центра, то биток пойдет по прямой к короткому борту. Если ударить по битку на полрадиуса ниже центра, то он оттянется ближе к угловой лузе.

Успешная игра на выходах основана на хорошем ПОЗИЦИОННОМ МЫШЛЕНИИ, которое предполагает быстрое нахождение простейших путей для построения серии. Для развития навыков позиционного мышления рекомендуется выполнить упражнение, которое можно назвать «Тройка с руки». Бросьте на стол три шара. Допустим, что они расположились так, как на рис. 47. Шары занумерованы в том порядке, в каком их проще всего сыграть в лузы. Если ударить по битку выше центра, то он, положив шар № 1, за счет наката ударится о борт и отразится в направлении шара № 2. В зависимости от силы удара биток остановится в одном из показанных на схеме положений. Здесь промахнуться очень трудно. Если вновь нанести удар по битку выше центра, то биток, положив шар № 2, остановится внутри заштрихованного сектора. После этого легко положить шар № 3.

Рис. 47. Тройка с руки.

Многократное повторение одних и тех же ударов - лучший способ обучения игре. Не увлекайтесь сложными ударами через весь стол. Отрабатывать стоит лишь удары простые и средней сложности, при выполнении которых часто ошибаются. Под ошибкой в данном случае следует понимать не просто промах по лузе, а неудачный выход под следующий шар. Поэтому на тренировках следует повторять удар даже в том случае, если прицельный шар сыгран, но выход не получился. Отрабатывайте выход до тех пор, пока не научитесь с уверенностью достигать желаемого результата. Многие полагают, что успех в игре приносит умение выполнять сложные удары. Практика, однако, показывает, что выигрывают не те, кто выполняет сложные удары, а скорее наоборот, проигрывают те, кто не может сделать правильный выход при выполнении простых ударов.

В качестве хорошего тренировочного упражнения как для начинающих, так и для более сильных игроков можно рекомендовать игры в «Восьмерку» и «Девятку» с измененными правилами. Если с разбития падает шар, то можно начинать свою серию ИГРОЙ С РУКИ. После промаха по лузе соперник начинает свою серию также с руки. Преимущество такой игры в том, что игра с руки начинается с осмотра стола. Даже начинающий увидит возможность забить два, а то и три шара. Более опытный игрок очень быстро находит наиболее рациональный способ последовательно забить все шары. Такая тренировочная игра приучает быстро принимать стандартные игровые решения и выбирать наиболее простой путь для организации серии. Час игры в «Восьмерку» или «Девятку» с руки дает для обучения столько же, сколько пятнадцать часов обычной игровой практики.

Следует подчеркнуть, что технику и тактику нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Чем шире арсенал технических приемов - тем больше возможностей для позиционной игры. Выше были рассмотрены довольно простые выходы. По мере совершенствования техники игры можно переходить к более сложным и изощренным выходам. Однако всему свое время. Не следует торопить события. Только освоив основополагающие приемы, можно переходить к разучиванию более сложных, при этом важно правильно оценить уровень своей игры. Начинающему можно дать простой совет: НЕ ТАК ВАЖНО ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ХОРОШО, КАК ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ПЛОХО. Мне приходилось довольно близко общаться со многими известными мастерами. И все они, как правило, не удовлетворены своей игрой. Это вполне понятно. По мере совершенствования мастерства и обретения опыта в корне изменяются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. На плохую игру жалуются даже те виртуозы, которые регулярно заканчивают партию с кия. Понаблюдайте за игрой признанных мастеров на официальных соревнованиях, и тогда вы поймете, что такое современный лузный бильярд высокого уровня.

Для просмотра описания товара и его технических характеристик, необходимо кликнуть по выбранной фотографии или по названию товара

Первым этапом в ходе обучения игры в бильярд являются постановка самого удара, тренировка точности прицела, отработка движения руки. Техническая отработка удара вполне легкая, но стоит сразу научиться правильно его выполнять. Большинство новичков игнорируют это, ставя себе сразу же неверную цель. Вашей задачей является не вбить шар в лузу. Задача - осмыслить удар, исполнив его так, чтобы два шара минуя стычку прибыли в то место, где вы пожелаете. Прорабатывать основополагающие умения желательно на обычных колебаниях "в лоб": выбивать по битку по центровой точке шара. Когда же ваше техническое умение уже находится на сравнительно приемлемом уровне, наступает пора больше узнать о разных видах ударов, и приступить уже к их совершенствованию. Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Подобных направлений 9 и каждая из них служит названием тому или иному удару.

Виды ударов кием по битку

Сделать касание кием для бильярда по битковой области можно по-всякому. Элементарнее всего определиться с различными направлениями поможет схема ударов в бильярде. Итак, виды ударов:

  1. Клапштос - биение в центровую зону мишени. Стартовый удар, с которого ведет начало шлифовка бильярдной техники. Остальные биения с отодвиганием от центровой точки именуют "эффе". Один из главных, дающим возможность "укласть" шар достоверно. При биении чётко по его центральной точке в плоскости, напротив поверхности бильярда, биток делает лишь ритмичное движение вперед и, соприкоснувшись с "чужим" шаром, остается на месте. Шар, что в игре отпрыгнет в заданном направлении.
  2. Накат - биение выше центровой отметки шара. Не редко возникает необходимость, связанная с тем, чтобы "свой" шар, минуя столкновения с "чужим" вышел вперед. Для данной цели накладывается медленный продолговатый удар в верхнюю область битка. Здесь же биток, помимо толчка в сторону от игрока, поймает колебательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на секунду, продвинется вперед. Как нельзя, кстати подходит для дебютантов, делается просто, прицел при задаваемом ударе достаточно точен.
  3. Оттяжка - биение ниже центровой точки шара. Отличается от наката большей сложностью, поскольку шару стоит задать противоположное горизонтальное кручение. Когда возникает надобность в отхождении «своего» шара назад, то удар направляется в нижнюю область битка. Здесь же, в противовес накатному удару, наряду с замедленным движением вперед биток будет награждён верчением вокруг горизонтальной оси в противоположный бок и, задержавшись на месте, минуя удар, скатится назад.

Удары кием в бильярде славятся именно оттяжкой, ведь она наиболее красивая и сложная из биений. Ее применение довольно-таки обширно. Огромным значением тут наделено наличие наклейки для кия . Лишь надлежащим образом обработанная мелом, закругленная, упругая и шершавая ее поверхность позволит точно исполнить биение.

4. Правый боковик - удар в область исключительно вправо от центровой отметки битка. При подобном ударе биток обретает, помимо медленного толчка вперед, вращательное движение вокруг оси по вертикале, проходящей сквозь центр шара, вопреки часовой стрелки, и, столкнувшись с обыгрываемым шаром, отдав ему поступательное движение, закрутившись волчком и увлекаемый своим колебательным вращением, сдвинется только вправо.

5. Левый боковик - удар в зону строго в левую сторону от центра битка. Воздействие подобного колебания схоже с предыдущим, только биение выходит вертикальным оборотом по часовой стрелке и после столкновения с иным шаром двинется влево.

Дальнейшие четыре схемы ударов в бильярде признаны особенно сложными и именуются комбинированными толчками, поскольку включают в себя разом компоненты боковых ударов, также накат или оттяжку.

6. Верхний правый боковик либо накат вправо - удар в точку вправо и вверх от центра битка. Такой толчок производится, если нужно, дабы шар после прохождения стычки с направленным шаром скатился в правую сторону и вперед. Удар посредством кия приходится на верхнюю правую область шара неспешно и протяжно. Приведенный удар сообщает шару три разновидности движения:

Поступательное вперед;

Ускоряющее движение - накат;

Некоторое, едва приметно взору, отклонение в правую область вследствие бокового колебания шара около вертикальной оси.

7. Верхний левый боковик либо накат влево – толчок в область слева и вверх от центральной отметки битка. Итоги приведённого битка подобны предыдущему, лишь шар движется влево и вперед.

9. Нижний левый боковик или оттяжка влево - удар в область слева и вниз от центровой точки шара. Позволяет "свой" биток «оттащить» назад и влево, при соприкосновении с играемым.

Типы ударов битком по прицельному шару

С учётом удара битка по прицельному шару, разделяют два подвида ударов: прямой и резаный.

«Прямой» удар

"Прямыми" шарами именуется такое расположение шаров на столе, когда биток и мишень с лузой располагаются на ровной линии, приводя к соединению их центровые точки.

Особо усложненным толчком в бильярдном состязании называется "прямой", наносящийся сквозь весь бильярдный стол, "свой" шар отдален от мишени на внушительное расстояние.

Подобный удар запрашивает огромной прицельной точности.

"Резаный" удар

«Резкой» называют игроки сыгрывание шаров, находящихся вне линии, сосредотачивающей ударные центры и лузы. "Резать" во множестве ситуаций лучше, когда видна зона цели. Если шары размещены под углом в 90 градусов, то такое положение считается "предельным".

Разработаны дополнительно такие удары, когда прицельный шар не идет тут же в лузу, а отскакивает от бортика, и после уже падает:

· дуплет;

· резаный дуплет;

· круазе (обратный удар; биток после контакта с прицельным шаром, пересекет траекторию его хода к лузе)

Дуплет

Если искусственные линии начерченные мысленно от битка к шару-цели и от него к лузе, формируют равнобедренный треугольник, угол падения будет равен углу отражения. Шар-мишень поражают четко "в лоб", в непосредственную сердцевину шара, и он впадает в лузу. Подобный дуплет считают прямым. Он признан наиболее облегченным ударом из разряда дуплетов.

Дуплет в среднюю лузу рекомендуется бить плавно. При заданном условии, даже в случае не совсем точного удара, шар-мишень, ударившись в губку лузы, отобьётся от нее и столкнется с другой ее губкой. Далее, поколебавшись, упадет. В случае крайне неточного удара, шар, соприкоснувшись с губкой, отойдет от лузы на определенное расстояние и подставки не выйдет.

Резаный дуплет

Резаный дуплет, отличается от прямого, сложным ударом. Здесь мишень не удастся обыграть "в лобовую". Шар необходимо "резать". От такого действия при малом углу падения значительно увеличивается угол отображения. Резаным дуплетом удается класть шары придельной сложности.

Круазе-оборотный

Если шар расположен под чрезмерно тупым углом, да так, что его нереально сыграть ни прямым, ни резаным дуплетом, то задействуют дуплет, именуемый круазе, или, попросту, оборотный.

Огромное количество людей любит играть на бильярде. Есть профессионалы, а есть просто любители. Кто-то играет лучше, кто-то немного хуже, однако всем хочется научиться некоторым эффектным приемам, которые удивят окружающих и продемонстрируют мастерство игрока. Существует множество различных приемов, наиболее яркий из них – закручивание шара или, говоря бильярдным языком, ‑ винт. Данный прием выглядит очень эффектно, так как само по себе вращение шара не очень заметно, а вот движение шара по бильярдному столу, вызванное этим вращением, может быть совершенно неожиданным. Давайте попробуем разобраться, как нужно сделать удар, чтобы закрутить шар вокруг горизонтальной оси, и какой будет эффект от такого вращения.

Результат удара кием по шару будет зависеть от места этого удара. Самый простой удар – удар в центр битка (шара, по которому осуществляется удар кием). Такой удар называется «клапштос» ‑ удар, при котором свой шар (биток) после центрального соударения с прицельным шаром остается на месте. В этом случае биток после удара кием некоторое время скользит по сукну бильярдного стола, а затем катится, вращаясь вокруг горизонтальной оси в направлении от кия.

Если место удара кия сместить немного вверх от центра шара, то получится «накат» – удар, при котором биток получает дополнительное вращение в направлении движения шара. Так как линия действия силы со стороны кия не проходит через центр масс шара, то возникает вращающий момент. Аналогичная ситуация произойдет, если место удара кия сместить немного вниз от центра шара, в этом случае получится «оттяжка» – удар, при котором биток получает дополнительное вращение в направлении, обратном движению шара. В этом случае также возникнет вращающий момент, но в обратном направлении.

При столкновении битка с прицельным шаром, центр которого находится на линии движения битка (центральный удар), в зависимости от закручивания результат столкновения будет разным. При осуществлении «наката» после столкновения оба шара будут двигаться в направлении первоначального движения битка. Это удобно, когда линия, соединяющая центры битка и прицельного шара, проходит через центр лузы. В этом случае при точном ударе оба шара могут оказаться в лузе. При осуществлении «оттяжки» после столкновения прицельный шар будет двигаться в направлении первоначального движения битка, а биток начнет двигаться в обратном направлении. Это удобно при забивании шаров в центральные лузы. В этом случае при точном ударе оба шара можно забить в противоположные лузы.

Давайте рассмотрим, какой эффект будет от вращения битка при нецентральном ударе его о прицельный шар. Разлет шаров так же, как и без закручивания, будет под углом 90 0 . Это следует из законов сохранения энергии и импульса, а также теоремы Пифагора:

При клапштосе биток после удара о прицельный шар будет двигаться вдоль прямой линии, а при закручивании шара – по криволинейной траектории: при «накате» он отклонится вправо, при «оттяжке» – влево. Описанный эффект можно использовать для забивания шара в лузу при сложном расположении шаров на бильярдном столе. Однако необходимо учесть очень важный момент. При выполнении нецентрального удара кием по битку кий может соскочить, и получится «кикс» – неудачный удар кием, при котором возникло скольжение наклейки кия мимо желаемой точки удара. В этом случае траектория движения шара будет абсолютно непредсказуемой вплоть до подскока битка. Для того чтобы уменьшить вероятность «кикса», необходимо тщательно намелить наклейку кия, что увеличит силу трения и не даст кию соскользнуть.

По предложенному методу мы предлагаем вам потренироваться в выполнении удара с закручиванием битка и понаблюдать за движением шаров в результате такого закручивания.

Винт. Накат и оттяжка

В каждой игре есть своя изюминка. Такая изюминка есть и в бильярде.

Название этой изюминки - винт. Согласно бильярдной терминологии, винтами называются удары, когда биток в той или иной степени вертится волчком вокруг своей вертикальной оси. Винт - это заранее рассчитанный удар не по центру шара. Причем в зависимости от того, в какую часть шара наносится, он так и называется: в верхнюю часть - верхний винт, или накат; в нижнюю часть шара - нижний винт, или оттяжка; правее центра шара - правый винт, левее - левый винт. Есть еще винты, совмещенные пропорционально и непропорционально: правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний. Эта пропорция определяется игроком для каждого конкретного удара. О винтах можно говорить бесконечно. В теории это самая непросчитанная и самая непросчитываемая часть.

Путаются в винтах порой не только начинающие. Вы уже знаете, что при точном центральном ударе в борт под прямым углом без винта (кий приходится точно в центр битка) биток должен вернуться прямо к вам. При смещении точки удара кием по битку биток придет от борта не точно к вам, а пройдет правее или левее. Краткое описание всех эффектов винта сделать очень сложно, но еще сложнее применять винты на практике. Винты чаще всего применяют для изменения траектории битка. Какое влияние на траекторию шара при горизонтальном ударе оказывает тот или иной винт и при каких обстоятельствах?

Этих обстоятельств немало:

В результате действия самого кия;

Вследствие взаимодействия с покрытием (сукном);

Вследствие взаимодействия с бортом (с бортами), когда винт может приобретать еще значение попутного и обратного;

В результате взаимодействия с другим прицельным шаром (шарами);

В зависимости от степени удаленности от центра точки приложения силы, то есть от силы винта;

В зависимости от силы самого удара;

В зависимости от полноты контакта с другим прицельным шаром, то есть от резки;

Во всевозможных сочетаниях уже конкретной игровой ситуации, где ничего уже не может быть произвольным.

Начнем с начала перечня. Первоначальной причиной всех бед является тот факт, что каждый удар кием по боковой поверхности шара отклоняет его в противоположную сторону. Левый винт - вправо, правый винт - влево.

Если расстояние между шарами будет большим, то «свой» шар станет подвержен эффектам вращения и начнет поворачивать в ту сторону, по которой был произведен удар. Здесь очень важны сила и качество удара, степень винта, качество покрытия. При горизонтальных ударах эти отклонения не будут большими, но и их необходимо учитывать при оценке каждого бокового удара. Теперь, стремясь придать максимальное вращение «своему» шару при горизонтальном ударе, игрок может идти двумя путями: во-первых, удалять точку приложения силы от центра шара, а во-вторых, ускорять движение самого кия, то есть делать более стремительный удар. Но надо помнить об одном правиле - удалять точку приложения силы при винте можно не более, чем на 60 % от центра. Именно здесь критический предел контролируемого удара, за этой чертой кий при ударе будет обгонять шар.

Часто бывает нужно, чтобы «свой» шар (или биток, как хотите) после удара пошел вперед. Для этого биток нужно ударить протяжным длинным ударом в верхнюю часть. Сделать это надо плавно и протяжно, а направление удара должно проходить в плоскости, параллельной бильярду. Есть еще один маленький секрет наката. При таком ударе важно не просто бить в верхнюю часть шара, но и немного опустить правую руку так, чтобы удар шел как бы немного внизу вверх. Тогда биток, двигаясь вперед, завертится еще и сверху- вниз, и когда он ударит по прицельному шару, то передаст последнему только свое поступательное движение, а сам после удара продолжит двигаться вперед. Подобный удар, как вы уже поняли, называется «накат». Накат самый обыкновенный и легкий удар. Все новички начинают играть только накатом. Притом при накате вернее всего прицел и удар. В «комбинированной пирамиде» («Американке») это вообще самый распространенный удар. Он, как правило, делается для того, чтобы после реализации удара «свояк» подкатился к лузе. Так игрок делает себе «выход» для реализации следующего удара. Нередко профессиональные игроки заканчивают партию, забив все 8 шаров в одну лузу, пользуясь исключительно накатом.

Для того чтобы биток, ударившись о прицельный шар, отошел назад, ему нужно сообщить два вида движения: одно поступательное, а другое вращательное, снизу вверх, то есть придать ему обратное вращение. При этом надо обязательно ударить в нижнюю часть шара, а правую руку необходимо держать строго параллельно плоскости игровой поверхности. Изредка игроки приподнимают правую руку, как бы совершая удар немного сверху вниз. Как и в предыдущем случае, биток после удара передаст прицельному шару поступательное движение, однако сам покатится не вперед, а постояв секунду-другую на месте, двинется назад. Этот удар называется «оттяжкой». Это, пожалуй, самый красивый, но и самый трудный удар. Многие весьма искусные удары немыслимы без оттяжки, и применение ее весьма обширно.

Совершая оттяжку, игроку необходимо сконцентрироваться на точном выполнении условий этого удара, а главное - на его полной завершенности до того момента, как вы начнете приподниматься над столом, желая уступить место своему шару. Сконцентрируйтесь на ударе, ведь шар обратно «по щучьему велению» «не прибежит». Не ожидайте также сразу и высоких результатов.

Итак, ударяя кием в плоскости, почти параллельной плоскости бильярда, не размахивайте кием слишком сильно. При оттяжке всего важнее мгновенность и мягкость удара, а не сила. Как ни странно, но даже если вам надо сделать сильную оттяжку назад, мощно при этом бить не обязательно и даже не нужно. Притом огромное значение здесь имеет наклейка. Эластичная, до известной степени, и шероховатая - лучше всего.

Если хотят сделать очень крутую оттяжку и если биток и прицельный шар стоят очень близко, тогда необходимо ударить кием вниз под углом 45° (мы говорили о необходимости таких ударов чуть выше). Иногда необходимость удара сверху вниз появляется, когда шар стоит почти у борта и возможности поставить кий параллельно столу нет. Этот короткий и быстрый удар в высшей степени труден, и употребление его тотчас же выдаст игрока подготовленного. По степени трудности этот удар можно сравнить с клапштосом через весь стол. Чем больше вы вкладываете в удар конкретных игровых требований, тем больший контроль за техникой удара потребуется при исполнении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Учись играть в настольный теннис автора Барчукова Галина Васильевна

НАКАТ Технический прием накат появился значительно позже срезки. Возможность выполнять этот технический прием возникла с изобретением ракеток с губчатыми и резиновыми накладками. Мяч как бы обкатывают, «гладят» ракеткой снизу-вверх-вперед. Наверное, поэтому этот

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Винт Винт (от нем. Gewinde - нарезка, резьба, через польск, gwint), деталь машины цилиндрической, реже конической, формы с винтовой поверхностью или деталь с винтовыми лопастями. Различают группы В.: непосредственно взаимодействующие с внешней, или рабочей, средой и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Альтернативная культура. Энциклопедия автора Десятерик Дмитрий

Винт ВИНТ - объединяющее название для группы наркотиков (перветин, джеф, мулька, белый) на основе алкалоида эфедрина. Создаются с помощью ряда операций с лекарством от простуды, содержащим эфедрин, - солутаном. В. по своему воздействию является активным, стимулирующим,

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Винт вместо крыла? В этом собрании, как в капле воды, отразились те перемены, которые назревали в обществе. Конечно, Жюль Верн не мог не отразить их в своих книгах. Сцена, увиденная им в зале, в романе «Робур-завоеватель» превратилась в эпизод сражения тяжелого «Альбатроса»

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Винт вместо крыла Аэроплан или винтокрыл? Увлекшись достижениями авиации, мы с вами как-то совсем упустили из виду, что кроме самолетов в ней есть летательные аппараты и других типов.Способность вращающегося винта подниматься в воздух, как мы уже говорили, была известна

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Винт с резкой Теперь, когда мы узнали необходимое о резке, следует продолжить разговор о винтах. Если вы сместите удар с оси прямой удара по «своему» шару всего наполовину его диаметра, то при отскоке он сместится от прямой линии вправо или влево от своего естественного

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Архимедов винт Архимедов винт определяется чаще всего как архимедов червяк, применяемый в червячных передачах различных механизмов. Архимедов винт.Архимедов винт, или червяк, выполняется по принципу архимедовой спирали – траектории точки, равномерно движущейся по

Из книги автора

Винт Винт – металлический стержень преимущественно с резьбой, но в ряде случаев винты изготавливают из прочной пластмассы на специальных штампах. Такие винты используются для соединения небольших деталей деревянных или пластмассовых. Винты металлические

Из книги автора

Совет № 116 Зимой перед перекрестком начинать торможение нужно заранее, поскольку перед ним могут быть гололед или снежный накат Если вы не последуете этому совету, рискуете выехать на перекресток, а это не сулит ничего

Бильярд - только с виду простая и понятная игра, в которой нужна только точность и базовые знания геометрии. На самом деле, в арсенале профессиональных игроков есть целый ряд интересных ударов, способов обработки шара и создания стратегии партии. Один из них - это так называемый "винт". С его помощью можно менять не только траекторию движения битка, но и поведение чужого шара, выполнять сложные задачи, отыгрыши, тактические действия.

Если относительно несложно, то закручивать шар в бильярде умеют далеко не все. Профессионалы, проводя серьезные соревнования, используют такие приемы только по необходимости, для выполнения винта нужна большая практика.

Что такое "винт" в бильярде

Винт - условное название вращения битка после удара вокруг собственной оси. Кроме поступательного движения, он приобретает еще и вращательное, что в последствии сказывается на его поведении после соприкосновения с другим шаром.

Чтобы выполнить такой удар, нужно сместить точку прицела с центра битка. Основные прицельные точки на битке:

  • центр шара (удар под названием "клапштос);
  • точка, смещенная строго вверх (удар с накатом);
  • смещение точки строго вниз (удар с оттяжкой);
  • смещение точки прицела строго вправо или влево (удар с правым или левым винтом).

Итак, чтобы придать шару винт, нужно сместить точку прицела на битке в сторону. Можно также давать шару правый верхний винт (смещение точки вправо и вверх), правый нижний, левый верхний и нижний винты.

Выполнение удара с винтом

Бильярдный шар имеет правильную форму сферы. Когда вы смещаете точку прицела в сторону, удар по битку идет уже как бы вскользь. Чтобы выполнить его удачно, придерживайтесь таких правил:

  • очень хорошо намелите наклейку кия, чтобы не было соскока во время удара;
  • выполняйте сам удар плавно, мягко, без лишнего усилия;
  • не забывайте сохранять линию прицела: смещается только точка удара по своему шару, но точка на чужом шаре, куда вы должны попасть, остается на месте.

Тренировка различных крученных ударов

Выполнять удары с вращением можно уже тогда, когда у вас хорошо поставлена стойка, прямые и простые удары идут хорошо и без сбоев. Сначала потренируйтесь в ударе без чужого шара. Ставьте биток на центральную линию. Поочередно придавайте ему правый и левый винт, следите, как меняется отскок шара от борта. Затем пробуйте использовать винт в игре. Выполните удар, который вам хорошо удается без винта. Не меняя начального положения двух шаров, выполните тот же удар, но с винтом, следите за поведением битка. Важно, чтобы чужой шар упал в лузу, как и при обычном ударе - это будет для вас проверкой.

Тренируйте удары с винтом самостоятельно, пробуйте использовать их в игровой практике. Не нужно слишком увлекаться крученными ударами, но оттачивать свои навыки стоит обязательно.