ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как научиться правильно выполнять разные виды ударов в бильярде: видео. Словарь бильярда Как называется треугольник в бильярде

Абриколь - удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Биллия - серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванисм шаров.

Биток - шар, по которому наносят удары кием в процессе игры.

Бриллиант - одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде (см. Бриллиантовая система).

Бриллиантовая система - научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах бриллиантов, которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.

ВБС - Всемирный Бильярдный Союз. Основан в 1959 году, объединяет пять бильярдных конфедераций (Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока).

Видно или не видно шара - когда видна или не видна точка прицела.

Винт - децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.

Выскочивший шар - шар, остановившийся после завершения улара вне игровой поверхности стола.

Выход - удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.

Дом - часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Задняя линия - линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Заказ - требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заказная луза - объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.

Заказной шар - объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.

Игра с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади «дома».

Игровая поверхность стола - покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.

Карамболь - удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Кий - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.

Кикс - неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

Клапштос - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.

Контрпартия - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращенно называется контровая, или контра.

Контртуш - обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.

Круазе - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отразившись от борта, пересекает линию движения битка.

Мазик - предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.

Мазка - позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.

Машинка - бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.

Мел - сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

Мертвый шар - когда шар стоит в губах лузы и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят еще, что он висит над лузой.

Накат - удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.

Наклейка - приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.

Начало игры - фактически началом игры считается тот момент, когда центр битка перейдет линию, ограничивающую «дом» (так называемую линию «дома»).

Начало и конец удара - началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара становится момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращение движения шаров.

Оттяжка - удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.

От шара - удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара.

Отыгрыш - позиционный улар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.

Партионный шар - шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линия - линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка - точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Пирамида - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.

Прижать (партнера) - тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и тем самым затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его систематически играть из тяжелого положения, в результате чего он «сбивается с удара» и «теряет кладку».

Прицельный шар - любой шар на столе, кроме битка.

Продольная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Резка - удар битком очень тонко, в край прицельного шара. Отсюда выражения: «перерезать» - когда играемый шар взят под более острым углом к принимающей лузе, и «недорезать» - когда шар взят под тупым углом.

Результативный удар - правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.

Розыгрыш - процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь - рикошет по нескольким бортам.

Серия (с кия) - последовательность результативных ударов одного из участников.

Треугольник - бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.

Триплет - отражение шара от двух бортов.

Труабан - отражение шара от трех бортов.

Туз - шар, обозначенный цифрой «I» (значит 11 очков при игре в «Пирамиду»).

Турник (турняк) - толстая часть кия.

Туш - прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т. п.

Удар на резке - удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Упругий борт - покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

Фора - дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т. п.

Фукс - шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Центральная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

СЛОВАРЬ БИЛЬЯРДНЫХ ТЕРМИНОВ

Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.
БЕК – Европейская бильярдная конфедерация. Основана в 1985 году, в ее состав входит 17 государств.
Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.
Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».
Боковик (левый или правый) – удар кием по битку в точки, находящиеся слева или справа от центральной вертикальной линии.
Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.
Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.
Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
ВБС – Всемирный бильярдный союз. Основан в 1959 году и объединяет бильярдные конфедерации Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока.
Видно или не видно шара – когда видна или не видна точка прицела.
Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.
В лоб – удар битком в центр прицельного шара.
Вразрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
Выгон – смежная с домом зона бильярда.
Выскочивший шар – шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.
Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определенное место.
Выход – удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар.
Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.
Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта. Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.
Застрял в «губах» - шар, остановившийся в самом растворе лузы.
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.
Карамболь – два последовательных соударения шаров.
Катрбан – отражение шара от четырех бортов.
Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (происходит осечка).
Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Кладка – падение в лузу прицельного шара.
Клапштос – отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.
Контрпартия - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Иначе называется как контровая или контра.
Контртуш – обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.
Король – так условно называется бильярдист, играющий один против двух игроков.
Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.
Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.
Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.
Массе – удар по шару сверху
Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.
Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.
Нажим
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.
Оттяжка – удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.
От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.
Отыгрыш – оборонительная тактика, при которой удар наносится с расчетом затруднить исполнение удара противником.
Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Перескок – способ удара.
Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.
«Пирамида» - игра на лузном бильярде.
Пистолетом – способ игры одной рукой.
Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.
Ползунок – мягкий удар ниже центра битка.
Положить – положить биток в лузу.
Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.
Прижать (партнера)- тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и таким образом затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его играть из тяжелого положения.
Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.
Прицельный шар (чужой шар или шар мишень) – любой шар, кроме битка.
Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.
Пропих – один из запрещенных ударов.
Прямой шар – биток с места катится в неожиданном для игрока направлении.
Разбивка – первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде.
Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.
Резка – тонкий удар битком в край прицельного шара.
Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу.
Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.
Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.
Свободный удар – удар по шару, стоящему не у борта.
Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.
Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.
Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении
С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов Смазать шар – не положить в лузу легкий шар
Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.
С руки – игра битком из дома (первый удар в партии).
Стойка – позиция игрока у стола.
Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.
Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».
Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
«Три борта» - один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде.
Триплет – отражение шара от двух бортов.
Труабан – отражение шара от трех бортов
Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков)
Турняк – толстый конец кия.
Туш – всякое прикосновение к другому шару.
Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.
Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.
Фол – любое нарушение правил.
Фора – дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т.д.
Фукс – шар, упавший неожиданно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
Штос – вид удара.
Эффе – удар, придающий боковое вращение шару.

ГЛОССАРИЙ

Глоссарий бильярдных английских терминов (пирамида, снукер, пул, карамболь)

Angled - находится за губой лузы (применительно к битку).
Angle shot - удар на резке.
Apex of triangle - вершина пирамиды, вершинный шар.
Around the table - удар, при котором биток касается нескольких бортов (в том числе двух коротких).
Balance point - продольный центр тяжести кия.
Ball in hand
Ball on - очередной цветной шар (в смысле «не-красный»).
Bank shot - дуплет, триплет и т.д.
Bed of table - плита стола.
Billiard
Blind draw - метод жеребьевки.
Bottom cushion - передний борт.
Break - подбивка кластера.
Break - серия.
Break ball - («Стрейт пул») шар для подбивки.
Bridge - кистевой упор.
Bumper - бампер турника кия.
Butt of cue - турник кия.
Butt plate - чашка турника кия.
Call shot - заказ.
Called ball - заказной шар.
Called pocket - заказная луза.
Carom - каромболь.
Center spot
Center string - центральная отметка стола.
Chalk - мел.
Check side - внутренний винт.
Chuck nurse - хлебная кормушка.
Cluster - кластер.
Clean bank - («Бортовой пул») чистый дуплет, триплет и т.д., при выполнении которого заказанный прицельный шар прежде чем упасть в лузу не коснулся других шаров.
Clear ball - непомеченный биток.
Combination - комбинационный удар.
Combination on - два (или более) шара, соориентированных в сторону лузы. Очевидно подразумевается, что прямая соединяющая центры шаров смотрит в лузу и расстояние между шарами небольшое. Так же называется Dead combo или On combo.
Combination on - комбинационный удар.
Contact point - точка соударения битка и прицельного шара.
Corner-hooked - находится за губой лузы (применительно к битку). см. также Angled
Count - очко, результативный удар.
Count, the - текущий счет игры.
Cross corner - дуплет в угловую лузу.
Cross side - дуплет в среднюю лузу.
Cross table shot - удар, при котором биток пересекает стол касаясь при этом длинных бортов.
Crotch - треугольная зона в каждом угле стола при игре в прямой карамболь, в которой разрешается набирать не более трех очков подряд. После этого по крайней мере один прицельный шар должен покинуть зону. Это ограничение не позволяет игроку делать длинные серии с использованием???угловой кормушки.
Crutch - то же, что и Mechanical B ridge
Cue - кий.
Cueball - биток.
Cueball in hand - право установить биток в любом месте стола, после нарушения противника.
Cueball in hand behind the head string - право установить биток в любом месте зоны "дома", после нарушения противника.
Cueball in hand within the D См. Сueball in hand within the half-circle.
Сueball in hand within the half-circle
- право установить биток в любом месте сектора, после его падения в лузу или выскакивания за пределы стола.
Cue tip - наклейка на конце кия.
Cushion - пругая борт.
Cut - резка.
Cut shot - удар на резке.
D Сектор
Dead ball - лобовое (или на толстой резке) соударение битка и прицельного шара. При этом вся (или почти вся) поступательная энергия битка передается прицельному шару.
Dead ball shot - удар, при котором, вся или почти вся поступательная энергия битка передается прицельному шару. Также в данной ситуации употребляется термин kill shot.
Dead combination См. Combination on
Diamonds - бриллианты.
Double - дуплет.
Double bank - триплет.
Double elimination - условия проведения турнира, при которых участник выбывает после двух поражений (в верхней и в нижней сетках).
Double hit - двойной удар.
Double round robin - условия проведения турнира, при которых каждый участник играет c каждым дважды.
Draw shot - оттяжка.
Drop pockets - обычная луза (без механизма автовозврата шаров).
English - боковик, винт.
Feather shot - удар на чрезвычайно тонкой резке.
Ferrule - наконечник.
Follow shot - накат.
Follow-through - сопровождение (кием битка).
Foot of table - задняя половина стола.
Foot spot - задняя отметка стола.
Foot string - задняя линия стола.
Foot rail - задний борт.
Force draw - сильная оттяжка. Термин обычно применяется для обозначения оттяжки на резке. В этом случае биток сначала сильно отбрасывается в направлении тангенсной линии, и только потом обратное вращение искривляет траекторию движения.
Force follow - сильный накат. Термин применяется в случае, когда биток после контакта с прицельным шаром останавливается (или отбрасывается по резке), а затем, за счет верхнего вращения, резко набирает скорость.
Foul - фол, нарушение.
Foul stroke - удар, во время которого было допущено нарушение.
Frame - аналог партии в снукере.
Free ball - игровая ситуация когда в качестве очередного может быть выбран любой шар (подробное объяснение см. в Правилах «Снукера», п.22).
Free break - начальное разбитие пирамиды, при котором можно достигнуть хорошего распределения шаров по поверхности стола, без какого-либо риска или возможности нарушить правила. Более подробно данный аспект рассматривается в правилах конкретных игр.
Frozen - шар, стоящий вплотную к другому шару или борту.
Full ball - лобовое соударение битка и прицельного шара.
Game - партия.
Game ball - партионный шар.
Gather shot - собирательный удар.
Grip - хватка. Манера держать турник кия при ударе.
Gully table - стол с системой автовозврата шаров.
Handicapping - фора. Гандикап.
Head of table - передняя часть стола.
Head rail - передний борт.
Head spot - передняя отметка стола.
Head string - передняя линия стола.
Hickey - (Снукерный гольф) фол, нарушение.
Hide - поставить маску.
High run - наибольшее количество очков, сыгранное за одну серию.
Hold
Hold-up english - то же, что и Reverse english.
Hook - ставить маску.
Hooked - быть замаскированным.
Inning - игровой подход.
In hand - то же, что и Cueball in hand.
In hand behind the head string - то же, что и Cueball in hand behind the head string.
In-off - падение битка в лузу. См. также Scratch.
Inside english - внутренний винт. См. также Check side
Insurance ball - шар для подстраховки. См. также Key ball, Break ball.
In the rack - («Стрейт пул») шар, который мешает установке пирамиды.
Jaw - губа лузы.
Jawed ball - шар, который забившись между губами не упал в лузу.
Joint - стык разборного кия.
Jump shot - перескок.
Jumped ball - выскочивший шар.
Key ball - ключевой шар. См. также Insurance ball, Break ball.
Kick shot - абриколь.
Kill shot - то же, что и Dead ball shot
Kiss - соударение между шарами. Каромболь. См. также Kiss shot
Kiss shot - удар карамболем.
Kiss-out - нежелательное соударение шаров, которое привело к промаху.
Kitchen - жаргонное название области дома.
Lag - удар, при котором биток отражается от трех и более бортов прежде чем коснуться прицельных шаров.
Lag for break - розыгрыш начального удара.
Leave - расположение шаров после удара игрока.
Legal object ball - очередной шар.
Long - термин, который обычно используется применительно к шару (Long ball), что бы показать что его пройденный путь удлинняется из-за бегущего винта.
Long string - линия выставления шаров.
Loop bridge - закрытый упор.
Losing hazard - падение битка в лузу после контакта с прицельным шаром. Результативный удар («свояк») в английском бильярде.
Lot - жребий.
Manufacture - наигрыш.
Masse shot - массе.
Match - матч, сет.
Mechanical bridge - машинка.
Miscue - кикс.
Miss - промах.
Miss - ситуация в снукере, в которой, по мнению судьи, игрок намеренно промахнулся по очередному шару. При этом судья объявляет фол.
Natural - удар, который просто представить, расчитать и выполнить.
Natural english - естественный бегущий винт.Небольшой винт, который компенсирует потерю скорости и сужение угла отражения битка после контакта с бортом.
Natural roll - естественное качение шара.
Nip draw - короткий резкий удар оттяжкой. Такая техника используется для того чтобы избежать повторного контакта битка с наклейкой кия, и как следствие к фола (в ситуации с близкостоящими битком и прицельным шаром.)
Nurses - кормушка.
Object ball - прицельный шар.
On ball - то же, что и Ball on.
Open break - открытое разбитие пирамиды.
Opening break shot - начальный удар.
Open bridge - открытый упор.
Open table - («Восьмерка») открытый стол.
Outside english - внешний винт.
Peas - маленькие шары, пронумерованные от 1 до 15 или 16. Используются в некоторых играх.
Pills - то же, что и Peas.
Plant - позиция из двух или нескольких красных шаров, позволяющая выполнить комбинационный удар.
Pocket - луза. Забивать прицельный шар в лузу.
Position - выход, делать выход.
Pot - забивать прицельный шар лузу.
Powder - тальк или мягкий мел.
Power draw shot - то же, что и Force draw.
Push shot - пропих.
Push-out - («Девятка») выкат.
Pyramid - пирамида шаров.
Pyramid spot - отметка, на которой размещается вершинный шар пирамиды.
Race - матч, сет.
Rack - пирамида. Ставить пирамиду.
Rail - поручень.
Rail shot - то же, что и Bank shot
Red ball - прицельный шар.
Rest - машинка.
Reverse english - обратный винт.
Round robin - условия проведения турнира, при которых каждый участник играет с каждым один раз.
Running english - бегущий винт.
Running side - бегущий винт.
Run - серия.
Run-out - последний (победный) игровой подход, серия.
Safety - отыгрыш.
Scratch - заработать очко по фуксу.
Scratch - падение битка в лузу.
Screw - оттяжка.
Seeding - размещение игроков в заранее определенных местах турнирной сетки - посев, сеянье.
Set - матч, сет.
Shaft - шафт.
Short - термин, который обычно используется применительно к шару (Short ball), что бы показать что его пройденный путь укорачивается из-за обратного винта.
Short-rack - обобщающее название игр, в которых используется неполная пирамида (девятка, десятка и т.д.)
Shot - удар.
Shot making ability - кладка.
Side - винт, боковик.
Single elimination - условия проведения турнира, при которых участник выбывает после одного поражения (олимпийская система).
Skid shot - ползунок
Snooker - маска.
Snookered - быть замаскированным другими шарами (применительно к битку).
Speed - размер удара.
Split hit - удар, при котором невозможно определить какого из двух шаров биток коснулся первым.
Spot - отметка.
Spot - фора, гандикап.
Spot ball - один из битков помеченный черной точкой.
Spot shot - удар с руки из дома по прицельному шару находящемуся на задней отметке (см. поясняющую схему). В пуле такой удар считается средним по сложности и принят за некую точку отсчета.
Spotting balls - выставление шаров.
Stalemated game - патовая позиция.
Stance - игровая стойка.
Stop shot - остановка. Удар с остановкой битка.
Straight Rail Billiards - игра Прямой карамболь.
Striker - игрок, выполняющий удар.
Stroke - удар.
Stun shot - удар на небольшой резке, при котором биток после контакта с прицельным шаром немного смещается по тангенсной линии.
Successive fouls - несколько последовательных фолов.
Table in position - ситуация, когда положение прицельных шаров во время удара не меняется.
Tester - технически сложный удар.
Three cushion - трехбортный каромболь.
Throw - отброс прицельного шара.
Throw shot - удар с отбросом прицельного шара.
Time shot - удар с динамическим наигрышем.
Top cushion - задний борт.
TPA - величина обратная количеству ошибок, допущенных игроком.
Triangle - треугольник.
V-bridge - то же что и Open bridge.
Weight - уровень игры (жаргон).
Wrap - обмотка турника кия.

При составлении указанного материала использовались книги:
Балин И.В. «Бильярд»
Бирковский В.В. «Бильярд: спорт, отдых, развлечение»

Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в играемый шар.

Биллия – серия ударов, каждая из которых заканчивается правильным сигрыванием шаров /или делаемых до первой ошибке в ударе/.

Биток – шар, по которому производится удар наклейкой кия. Когда биток падает в лузу от соударения с прицельным шаром, используется термин «свой» или «свояк».

Боковик – удар кием по битку в точки, лежащие по правую или левую стороны от центральной вертикальной линии.

Бортовик – шар стоящий плотно у борта, то же, что бортовой шар.

В лоб – удар битком в центр прицельного шара.

Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.

Вразрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.

Выгон – смежная с домом зона посередине бильярда между 1-й и 3-й точками.

Выскочивший шар – шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.

Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определённое место.

Выход – приём в результате, которого играющий, положив в лузу один прицельный шар, одновременно выходит битком под другой так, что может легко его сыграть.

Глубина – зона бильярда от точки 3 и до дальнего короткого борта.

Двойной удар – один из запрещённых ударов.

Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.

Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.

Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.

Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудалённая от центральной отметки и заднего борта.

Зайцы – два стушеванных шара.

Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заказ вразрез шаров – заказ, при котором предполагается нанести такой удар, когда свой шар одновременно ударится в два рядом стоящих шара./Поскольку такой удар установить почти невозможно, то такой заказ обычно не допускается/.

Заказная луза – луза, называемая игроком, в которую он намеревается положить заказной шар.

Заказной шар – шар, который игрок называет /заказывает/ перед ударом.

Застрял в губах – шар остановился в самом растворе лузы.

Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место свой шар /биток/ руками. Применяется в установленных правилами случаях.

Игровая поверхность билярдного стола – покрытая сукном поверхность стола между упругими бортами.

Карамболь – удар, при котором биток, кроме играемого шара, коснется другого или других шаров. /Два последовательных соударения шаров/.

Катрбан – отражение шара от четырёх бортов.

Кий – один из предметов бильярдного инвентаря, служащий для удара по шару.

Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара.

Киксовать – сделать промах, т.е. ударить кием по битку вскользь, так что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.

Кладка – делание шаров, падение в лузу прицельного шара.

Клапштос – отрывистый короткий удар, после которого биток, ударившись в прицельный шар, остаётся на месте соприкосновения с ним.

Контртуш – обратный удар по битку отраженным от борта прицельным шаром.

Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Также – оборотный.

Мазик – один из предметов бильярдного инвентаря, служащий вместо кия для начинающих игроков.

Маска – когда шар или шары закрывают цель, в которую желательно попасть битком.

Массе – один из особых ударов, удар по шару сверху.

Машинка – один из предметов бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при нанесении некоторых ударов /например, если нужно играть шарами, которые не достать обычным способом/.

Мел – сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

Нажим – один из запрещённых ударов.

Накат – удар в верх шара, при котором ему придается вращение вперед для движения вслед за прицельным шаром.

Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.

Начало и конец удара – началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярдном столе, а концом удара – момент снятия с бильярда руки, кия, машинки и прекращения движения шаров.

Оборотный – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка.

От шара – попадание битка или прицельного шара в лузу от соприкосновения с другим шаром.

Оттяжка – удар в низ шара, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается назад.

Отыгрыш – удар, сделанный с таким расчетом, чтобы после него затруднить игру противнику.

Партионный шар – шар, которым правильно сыграно в лузу, что приносит победу в партии.

Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудалённая от центральной отметки и переднего борта.

Перескок – один из особых ударов.

Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.

Пирамида – разновидность мирового лузного бильярда. "Пирамиду" в основном отличает от других лузных бильярдов сравнительно строгие лузы и игра "своих" шаров.а) Строгие лузы. Соотношение размеров "луза-шар" в "Пирамиде" близко к единице. Для пула и снукера это соотношение близко к двум, т.е. диаметр шара почти вдвое меньше размера лузы. "Пирамида" требует большой точности, и это накладывает особый отпечаток на характер игры.б) Игра "своих" шаров - цель в большинстве игр в "Пирамиде", а в пуле и снукере - штраф. Отсюда, естественно, стремление игроков "Пирамиды" освоить технику забивания «свояков». Как утверждают большинство любителей "Пирамиды", именно от «свояков» они и получают наибольшее удовольствие в игре.

Пистолетом /тычком/ - один из способов игры одной рукой.

Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.

Ползунок – мягкий удар ниже центра битка в точку, находящуюся на расстоянии 2/3 от центра шара /после такого удара шар не катится, а как бы ползёт/.

Положить – положить биток в лузу.

Прицельный шар – любой шар, кроме битка /сокращённо «прицельный»/, то же «чужой» или «играемый» шар.

Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Промах – когда биток не коснулся других шаров.

«Пропих» - один из запрещённых ударов.

Прямой шар – ситуация на бильярде, когда биток, прицельный шар и луза, в которую играют, лежат на одной прямой линии.

Разбивка /разбить шары/ - первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде /иногда применяется термин «разбой».

Резка /резать шар/ - очень тонкий удар битком в край прицельного шара.

Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжении серии у стола.

Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.

Русский бильярд – название бильярда в литературе.

Свободный удар – удар по шару, стоящему не у борта.

«Свой» - то же, что и биток.

Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар так, чтобы он упал в лузу.

Серия /с кия/ - последовательность результативных ударов одного из участников.

С кия /закончить партию или положить несколько шаров/ - когда играющий заканчивает партию или сыграл несколько шаров одной серией ударов.

Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно, вскользь, так что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.

Смазать шар – не положить сравнительно нетрудный шар.

Снимание шаров рукой – при игре в «пирамиду», кием, причем если один из игроков не положит шар,другой снимает любой шар в свою пользу.

Стойка бильярдиста – позиция игрока у стола /положение ног, корпуса, головы, рук, кия/.

Сухая /партия/ - партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.

Треугольник – один из предметов бильярдного инвентаря, деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.

Триплет – отражение шара от двух бортов.

Труабан – отражение шара от трех бортов.

Туз – шар, обозначенный цифрой «1» /при игре в «пирамиду» означает 11 очков/.

Турняк – толстая часть кия.

Туш – всякое прикосновение к другому шару: кием, рукой, машинкой, одеждой и т.п., /шар стоящий плотно к другому шару/.

Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Упругий борт – покрытая сукном резина, закреплённая на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

Фол – любое нарушение правил в бильярдном спорте.

Фора – дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т.д.

Фукс – шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Чужой шар – любой шар, кроме битка, то же, что прицельный шар.

Шар выставляется на общем основании – это выражение означает: 1. При игре в «пирамиду» шар выставляется на третью точку бильярда или, если она занята, ставится плотно к середине короткого борта, противоположного дому, 2. При игре в «американку» и «московскую пирамиду» шар ставится плотно посередине короткого борта, противоположного дому.

Шар-мишень – любой шар, кроме битка, то же что прицельный шар.

Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.

Эффе – удар, придающий боковое вращение шару.

А

Б

  • Бито́к (общ.) - шар (в пуле и снукере - белого цвета, в пирамиде - различных оттенков жёлтого, красного или коричневого цвета), которым выполняется удар по прицельному шару. Исключение при использовании битка встречается в Пирамиде Свободной (прежнее название - Американка), где битком может выступать любой из шаров на столе, и в некоторых видах карамболя и в английском бильярде, где каждый из игроков использует в качестве битка исключительно один и тот же шар (из двух светлых шаров, присутствующих на карамбольном столе - то есть белый шар с точками (или светло-желтый) является битком для одного игрока, а чисто белый шар - битком другого игрока. Удар кием по чужому битку при этом является фолом).
  • Бо́лкерная линия (в снукере) - линия, прочерченная ближе к концу игрового стола; площадь, обозначенная ей, занимает ровно ¼ от всей длины стола; болкерная линия не несёт какого-либо определённого значения для основного варианта снукера, однако существенно влияет на игру в его разновидности, именуемой Power Snooker . Область за болкерной линией в данном варианте игры называется «PowerZone». Если биток находится в пределах «PowerZone», и игрок забивает любой шар, то сумма полученных очков удваивается.
  • Брейк (англ. break ) (в снукере) - см. Серия

В

  • Винт (общ.) - вращательное движение шара в результате удара. Существует четыре основных вида винтов - левый, правый, верхний («накат»), нижний («оттяжка»), а также их комбинации.
  • Выход (общ.) - удар, в результате которого биток откатывается («выходит») к месту, откуда игрок предполагает сыграть следующий шар.

Г

  • Губа́ (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - скошенная часть упругого борта, расположенная в створе лузы.

Д

  • Дабл (англ. double ) (в снукере) - ситуация, при которой шар попадает в лузу не от прямого удара, а после рикошета от борта.
  • Дабл-кисс (англ. double kiss ) (в снукере) - двойное взаимное столкновение прицельного шара и битка.
  • Дупле́т (или Дабл ) (общ.) - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется в борт, а затем идёт в сторону лузы.
  • «Дурак» (в русском бильярде; в снукере - флюк ) - случайное попадание шара в лузу.
  • Дом (в русском бильярде и некоторых других разновидностях) - площадь на игровом столе (занимает 1/4 от всей поверхности стола), откуда может выполняться игра с руки .

Ж

  • Жёлтая луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 80-х годов . Означает дальнюю левую лузу.

З

  • Зелёная луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 1980-х годов. Означает дальнюю правую лузу.
  • Зайцы (в русском бильярде) - два прицельных шара, расположенные вплотную друг к другу (см. Плант ).

И

  • Игра с руки (общ.) - право одного из игроков выполнить удар из любого места (в некоторых видах бильярда - из специально отведённых для этого зон).

К

  • Камбэ́к (англ. comeback - возвращение) - ситуация, при которой игрок, значительно отстающий в счёте, сравнивает его или выигрывает матч в целом.
  • Карамбо́ль - вид бильярдной игры, насчитывающий около десяти разновидностей, общим для которых является использование трех шаров диаметром 60 мм, окрашенных или размеченных точками, и стола без луз длиной 10 футов, иногда к ним добавляется 5 деревянных фишек (миниатюрных кеглей) выставляемых в центре стола. Также: общее для всех игр название ситуации случайных или преднамеренных соударений играемых шаров (прицельного шара или, реже, битка) с прочими шарами, присутствующими на столе.
  • Кий (общ.) - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку. Кии для русского бильярда , пула и снукера различаются по размерам и весу.
  • Кикс (англ. kicks ) (термин употребляется преимущественно в русском бильярде) - удар, при котором наклейка кия проскальзывает по поверхности битка.
  • Кладка - попадание шара в лузу; другое значение - умение игрока забивать шары.
  • Кла́стер (общ.) - скопление двух и более шаров, расположенных очень близко один к одному.
  • Клапшто́с (нем. klapp stoß ) (в русском бильярде) - удар, при котором свой шар (биток) после соударения с прицельным шаром остается на месте.
  • Кли́ренс (англ. clearance ) (преимущественно в снукере; в русском бильярде - зачистка стола ) - забивание всех оставшихся прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
    • То́тал кли́ренс (англ. total clearance ) (в снукере) - забивание всех (от первого до последнего) прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
  • Контрту́ш (в русском бильярде) или дабл-кисс - повторный удар по битку отражённого от борта или других шаров прицельного шара.
  • Кросс-дабл (англ. cross double ) (или прост. оборо́тня ) - пересечение траекторий битка и прицельного шара.
  • Кэ́ннон (англ. cannon ) (в снукере) - непредвиденное либо намеренное столкновение битка с другими шарами.

Л

  • Лу́за (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - специальное отверстие на игровом столе, куда забиваются шары.

М

Н

О

  • Оття́жка (общ.) - удар ниже центра шара, в результате которого биток, чаще всего после соударения с прицельным шаром, откатывается назад.
  • О́тыгрыш (или позицио́нный удар ) (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - удар с целью увода шара, чаще всего битка, в сложное для соперника положение. Также: при игре в пул-8 и в стрейт-пул (разновидности пула) - предусмотренная правилами ситуация, когда игрок, выполняющий очередной удар, предварительно объявляет о том, что он намерен передать совершение следующего удара своему противнику, вне зависимости от результата исполняемого своего удара (попадания или непопадания объявленного шара в лузу). Объявление Отыгрыш или Safe должно производиться вслух, до удара, так чтобы противник и судья его услышали и однозначно поняли.

П

  • Партия (общ.) или фрейм (в снукере) - временной отрезок в матче, который начинается с начального удара и заканчивается, как правило, забитием победного для одного из игроков шара, либо окончанием победной серии, либо признанием одного из игроков своего поражения.
  • Патовая ситуация (в снукере) - ситуация, при которой дальнейшее развитие фрейма крайне затруднительно или практически невозможно. В этом случае назначается переигровка фрейма, а все результаты недоигранной партии аннулируются.
  • Переигровка в чёрном (англ. re-spot black ) (в снукере) - ситуация, при которой после забития последнего шара счёт во фрейме становится равным. В этом случае чёрный шар выставляется на свою отметку, а затем проводится жребий, по результатам которого один из игроков получает право первого удара. Тот, кто забьёт чёрный, выигрывает фрейм.
  • Перескок (общ.) или джамп (англ. jump ) в снукере и пуле) - удар, при котором биток перескакивает маскирующий шар. В пуле выполняется укороченным кием - джампером.
  • Пирамида (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника. (Прим. В некоторых видах бильярда - например, в Пуле-9 пирамида из 9 шаров расставляется в виде ромба).
  • Пирами́да - официальное название вида бильярдных игр, ранее известных как «Русский бильярд» («Американка », «Сибирка», «Невская», «71 очко» и др., всего около 20 разновидностей). Общим для них является использование комплекта из 15 пронумерованных белых и одного цветного шара диаметром 68 мм и стола длиной 12 футов с узкими лузами, практически не имеющими закруглений. Название Пирамида взамен названия Русский бильярд введено для соответствия международным принципам именования спортивных игр, согласно которым не следует использовать национальные или географические корни. По этой же причине пул официально прекратили называть американским пулом.

Р

Снукерные ресты. «Лебединая шейка», спайдер, кросс.

  • Разбо́й (общ.) - начальный удар в партии, производится битком по шарам, стоящим в пирамиде; иногда употребляется термин «разбивка».
  • Ре-рэк (англ. re-rack ) (в снукере) - переигровка фрейма (например, в случае возникновения патовой ситуации в игре).
  • Ре́зка (общ.) - угол, под которым биток ударяется в прицельный шар.
  • Результативный удар (общ.) - удар, завершающийся падением шара в лузу (в карамболе - соответствующий правилам игры по количеству касаний бортов и шаров), после которого игрок имеет право на продолжение игры.
  • Рест (англ. rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия (применяется в случае, если игра с руки невозможна или крайне затруднительна). Ресты бывают разных видов (например, спайдер-рест, рест «лебединая шейка» и т. д.).
  • Розыгрыш (общ.) - процедура определения очерёдности участников игры.
  • Русский бильярд - разновидность лузного бильярда (см. Пирамида )

С

  • Свободный шар (англ. Free ball ) (в снукере) - ситуация, при которой игрок, в результате неудачной попытки выхода из снукера другого игрока, не может ударить по определённому прицельному шару. В этом случае игрок имеет право заказать любой другой прицельный шар (по цене красного) с последующим забитием цветного.
  • Свой (прост. свояк ) (в русском бильярде) - биток, по которому игрок наносит удар.
  • Свояк (в пирамиде) - удар, целью которого является направить в лузу биток. В правилах различных пирамидных игр по разному определяется возможность выполнения и результат такого удара. Например в Пирамиде Классической (71 очко) он приводит к фолу, в Пирамиде Свободной (Американка) он ничем не отличается от других ударов, в Пирамиде Динамичной и Пирамиде Комбинации (Невская и Сибирка соответственно) продолжение игры после результативного свояка и результативного «чужого» различается.
  • Сектор D (в снукере) - специально помеченная зона на игровом столе, откуда игрок выполняет разбой или удар с руки.
  • Сет (англ. set ) (в карамболе) - временной отрезок в матче, по своему значению практически аналогичен понятию «партия».
  • Сенчури-брейк (англ. Century break ) (в снукере) - серия игрока в 100 и более очков.
  • Серия (общ.) - последовательность результативных атакующих ударов одного из игроков (в карамболе у этого термина несколько другой смысл).
1. Разновидность бильярдной лузной игры. Наиболее распространена в Великобритании. 2. Позиция на игровом столе, когда биток закрыт от прицельного шара другим шаром и не может пройти к нему по прямой траектории с обеих сторон .

Спайдер-рест

  • Спайдер также спайдер-рест (англ. spider rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия. См. рест .
  • Сплит
1. Также сплит-шот (англ. split shot ) или сплит-хит (англ. split hit ) - удар, при котором на глаз трудно определить, какого из близко стоящих прицельных шаров биток коснулся первым. Обычно в турнирных правилах считается фолом, в любительских результативным ударом. 2. В пуле удар, посылающий два или более соприкасающихся шара в разные направления. 3. В снукере удар, при котором биток отправляется в скопление красных шаров для их разбития.

Глава IX. СЛОВАРЬ БИЛЬЯРДНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

АБРИКОЛЬ - удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар.

БИТОК - то же, что «свой» шар; шар, которым ударяют по другим шарам.

БРИЛЛИАНТ - одна из семнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть борта на лузном бильярде.

БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА - научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «БРИЛЛИАНТОВ», которые помогают составить четкую диаграмму ударов.

ВИНТ - удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.

ВЫХОД - результативный удар, в результате которого биток, направив в лузу один прицельный шар, выходит на позицию, удобную для сыгрывания в лузу следующего. Выход - это один из наиболее эффективных способов ведения игры.

ДОМ - место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.

ДУПЛЕТ - удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.

ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ - движение шара по игровой поверхности стола без проскальзывания. Катящийся биток сочетает поступательное движение с естественным верхним вращением. При естественном качении скорость точки соприкосновения с сукном равна нулю, поэтому линейная (периферийная) скорость вращения в точности равна скорости поступательного движения.

ИГРАТЬ «С РУК» - играть с любого места дома, поставив на это место биток руками. Применяется в установленных правилами случаях.

ЛОБОВОЙ УДАР - удар битком по прицельному шару не на резке. Лобовой удар не следует путать с ПРЯМЫМ УДАРОМ.

МАСКА - позиция, при которой один или несколько прицельных шаров мешают произвести удар по конкретному шару. Постановка масок - один из распространенных способов ведения позиционной игры практически во всех разновидностях бильярда.

МАШИНКА - предмет инвентаря, служащий подставкой для кия при нанесении некоторых ударов. Она помогает играть шары, которые не достать обычным способом.

КАТРБАН - отражение шара от четырех бортов.

КИКС - неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара. Происходит как бы «осечка».

КЛАПШТОС - отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар останется на месте соприкосновения с ним.

ЛИНИЯ ДОМА - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.

НАКАТ - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное верхнее вращение и продолжает двигаться вперед вслед за прицельным шаром. Наряду с остановкой и оттяжкой накат - это один из основных технических приемов контроля и управления битком. Удар производится в верхнюю часть шара (см. рис. 86).

ОТТЯЖКА - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное нижнее вращение. Наряду с НАКАТОМ - это один из главных технических приемов в бильярде. При сильной лобовой оттяжке биток сначала пробуксовывает на месте, а затем энергично откатывается назад. По мере увеличения резки биток отражается от прицельного шара по явно выраженной вогнутой дуге. Оттяжка широко используется при выполнении самых различных выходов и отыгрышей.

ПОЛЗУНОК - скользящий удар с использованием тормозящего эффекта нижней подкрутки. При выполнении ползунка наносится «глубокий» удар под самый низ битка. Ползунок применяют обычно при ударе по отдаленному прицельному шару, когда необходимо снизить скорость битка к моменту соударения с прицельным шаром. Относится к категории сложных технических приемов из арсенала профессиональных мастеров.

ПОЛНАЯ ОСТАНОВКА - прекращение всякого движения шара, включая боковое вращение на месте.

ПОСТАНОВКА ЗА «ГУБУ» - позиция, когда «губа» лузы не позволяет произвести ПРЯМОЙ УДАР битком: в русском бильярде - по любому прицельному шару, в пуле и снукере - по ОЧЕРЕДНОМУ (ЛЕГАЛЬНОМУ) шару.

ПОСТАНОВКА УДАРА - развитие устойчивого двигательного навыка правильного выполнения УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ (пул) - нарушения правил, совершенные одним и тем же игроком при выполнении первого удара в последовательных ИГРОВЫХ ПОДХОДАХ. Правила некоторых пуловских игр, в частности «Девятки», допускают не более трех последовательных нарушений.

ПОРУЧЕНЬ - не покрытая сукном верхняя часть борта.

ПРИЦЕЛ - процедура определения ТОЧКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ и ЛИНИИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР - любой шар на игровой поверхности стола, кроме битка.

ПРОБУКСОВКА - разновидность скользящего движения битка по сукну (см. СКОЛЬЖЕНИЕ). По сравнению с равновесным ЕСТЕСТВЕННЫМ КАЧЕНИЕМ буксующий биток обладает избыточным вращением. Стремясь к равновесному состоянию, он приобретает поступательное движение за счет трения о сукно. В этом смысле пробуксовка представляет собой диаметральную противоположность РАСКРУТКИ. Наряду с раскруткой явление пробуксовки лежит в основе всех без исключения технических приемов управления битком. При этом следует различать первичную и вторичную, а также продольную и поперечную пробуксовку. Первичная пробуксовка происходит до соударения с прицельным шаром, а вторичная - после. Продольная - в направлении поступательного движения битка, а поперечная - поперек этого направления. Первичная продольная пробуксовка наблюдается при буксующем накате, вторичная - при любом лобовом накате и лобовой оттяжке. Первичная поперечная пробуксовка наблюдается при выполнении удара массе, вторичная - при выполнении наката и оттяжки на резке. В отличие от продольной, поперечная пробуксовка искривляет траекторию движения битка.

ПРОКАТ (русский бильярд) - сыгрывание битка в лузу тихим и умеренным естественным накатом на резке в полшара и толще. Прокат, как правило, сочетают с бегущим или обратным винтом (в зависимости от позиции).

ПРОКАТКА - естественное качение битка вперед за счет остаточного верхнего вращения после соударения с прицельным шаром при выполнении НАКАТА. Контролируемая прокатка является необходимым условием выхода и отыгрыша.

ПРОПИХ - запрещенный удар, при котором чрезмерно затягивается время соприкосновения наклейки кия с битком. До настоящего времени нет единой трактовки пропиха. В пуле пропих трактуется как толчок, при котором сопровождение битка затягивается несоразмерно УДАРНО-МАХОВОМУ ДВИЖЕНИЮ руки. В русском бильярде пропих трактуется как затягивание контакта наклейки кия с битком вплоть до его соударения с прицельным шаром. Правила снукера допускают и ту, и другую трактовку (См. главу «Правила русских пирамидных игр»).

ПРЯМОЙ УДАР (по лузе) - прицельный лобовой удар в сторону лузы, когда биток, прицельный шар и центр лузы расположены на одной прямой.

ПРЯМОЙ УДАР (по шару) - прямое попадание битка в прицельный шар по прямолинейной траектории без предварительного касания бортов и других прицельных шаров.

ПУЛ - вид лузного бильярда. Совокупность бильярдных игр на пуловском столе. К спортивному пулу относятся «Восьмерка», «Девятка» и «Прямой пул».

РАЗГОН - начальный этап УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

РАЗМЕР УДАРА - путь, пройденный битком до полной остановки. Умение регулировать силу и, соответственно, размер удара лежит в основе контроля битка.

РАСКАТ - способность бильярдного стола (игровой поверхности, сукна и бортов) сохранять приданное шарам поступательное движение.

РАСКРУТКА - приобретение битком попутного верхнего вращения за счет трения о сукно (см. также СКОЛЬЖЕНИЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ, ПРОБУКСОВКА). Трение стремится перевести неравновесное скольжение в равновесное естественное качение. Раскрутка происходит в том случае, если равновесие сдвинуто в сторону поступательного движения. В процессе раскрутки биток «жертвует» поступательным и «добирает» недостающее попутное вращательное движение. Облегчая выполнение ЕСТЕСТВЕННОГО НАКАТА, раскрутка существенно затрудняет ОТТЯЖКУ, особенно при большом расстоянии между шарами. Прежде-временная раскрутка битка до соударения с прицельным шаром приводит к тому, что вместо лобовой оттяжки получается остановка, вместо остановки накат и даже накат вместо оттяжки. Для ее компенсации битку, во-первых, придают дополнительную нижнюю подкрутку и, во-вторых, наносят более сильный удар в расчете на то, что биток до соударения не успеет раскрутиться. Причем чем дальше отстоит прицельный шар, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар по битку (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»). Вместе с тем следует иметь в виду, что раскрутка может быть и полезной. Мастера часто используют ее при выполнении контролируемого наката.

РЕЗКА - смещение ТОЧКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ в сторону от центра прицельного шара (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»). Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. В то же время от того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

РЕЗКА В ПОЛШАРА - резка, при которой ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ сдвинута на полшара в сторону от центра прицельного шара.

РОЗЫГРЫШ - процедура определения участника, вступающего в игру первым (см. главу «Правила русских пирамидных игр»).

РУССКИЙ БИЛЬЯРД - разновидность лузного бильярда. Совокупность лузных бильярдных игр на русском бильярдном столе с большими шарами и строгими лузами. К спортивному русскому бильярду относятся: «Русская пирамида», «Московская пирамида» и «Американка» («Свободная пирамида»). В последнее время на международной арене в качестве синонима русского бильярда используется термин «Пирамида».

СБОРНЫЙ КИЙ - кий, состоящий из нескольких (как правило, двух) частей, скрепленных между собой с помощью винтового соединения.

СЕРИЯ - последовательность результативных ударов одного и того же игрока в одном и том же подходе.

СИЛА УДАРА - приданная битку начальная энергия и импульс движения. При прочих равных условиях (один и тот же биток, один и тот же кий, одна и та же техника ударно-махового движения) сила удара определяется конечной скоростью разгона кия к моменту столкновения наклейки с битком. От силы удара во многом зависит траектория движения битка после соударения с прицельным шаром или бортом. Сила определяет и РАЗМЕР УДАРА, что лежит в основе выполнения многих ударов с ВЫХОДОМ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

СКАТ - сыгрывание битка в лузу тихим и умеренным естественным накатом на резке в полшара и тоньше (см. также ПРОКАТ). В последнем случае употребляют словосочетание тонкий скат. В отличие от начинающих, мастера применяют «тонкий скат» крайне редко, предпочитая играть на прокате с обратным винтом.

СКОЛЬЖЕНИЕ - поступательное движение битка с проскальзыванием нижней точки по игровой поверхности стола (то есть скорость точки соприкосновения битка с сукном не равна нулю). В отличие от ЕСТЕСТВЕННОГО КАЧЕНИЯ при скольжении нарушается естественное равновесие между поступательным движением и вращением. Если равновесие сдвинуто в сторону поступательного движения, начинается РАСКРУТКА, если в сторону вращения - ПРОБУКСОВКА. И в том и в другом случае трение о сукно стремится восстановить равновесие и перевести любое скользящее движение в естественное качение.

СТОРОЖ - наигранный, но умело замаскированный прицельный шар, расположенный в непосредственной близости от лузы. Постановка одновременно сторожа и МАСКИ характерна для многих лузных бильярдных игр и является очень эффективным приемом ведения позиционной игры.

СЫГРАННЫЙ ШАР - шар, упавший в лузу в результате правильного удара.

СЫГРЫВАНИЕ БИТКА - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром падает в лузу. В отличие от пула, снукера, а также «Русской пирамиды», где падение в лузу битка рассматривается как нарушение, при игре в «Московскую пирамиду» и «Американку» («Свободную пирамиду») сыгрывание битка является результативным ударом. В «Московской пирамиде» сыгрывание битка, как правило, сочетают с отыгрышем, когда биток либо падает, либо останавливается у створа лузы. При этом используется весь арсенал технических приемов контроля и управления битком. Единых рекомендаций на этот счет не существует. Все зависит от позиции и взаимного расположения шаров.

ТОЧКА СОУДАРЕНИЯ - точка соприкосновения битка с прицельным шаром в момент соударения (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ - воображаемое положение центра битка в момент соударения с прицельным шаром.

ТРЕУГОЛЬНИК - бильярдная принадлежность, используемая для расстановки шаров во многих лузных бильярдных играх.

ТУРНЯК - толстая часть кия (на сборном кие доходит до винтового соединения).

УГОЛ ОТКАТА - угол между линией прицеливания (в направлении от точки прицеливания назад к центру битка) и направлением ОТКАТА (см. рис. 89). При лобовой оттяжке угол отката равен нулю.

УГОЛ ПРОКАТКИ - угол между линией прицеливания (в направлении от центра битка вперед к точке прицеливания) и направлением прокатки. Для естественного наката характерны естественные углы (см. рис. 89). Наибольший естественный угол прокатки (34°) достигается на РЕЗКЕ В ПОЛШАРА.

УГОЛ РАСХОЖДЕНИЯ - угол между направлением движения прицельного шара и направлением движения битка после соударения.

УГОЛ РЕЗКИ - угол между линией прицеливания (в направлении движения битка) и приданным направлением движения прицельного шара. При ЛОБОВОМ УДАРЕ угол резки равен нулю. На РЕЗКЕ В ПОЛШАРА - 30°. На предельной резке - почти 90° (см. рис. 89).

УДАР (в бильярде) - к сожалению, весьма расплывчатый и многозначный, но глубоко укоренившийся и устоявшийся бильярдный термин, под которым понимают как само столкновение кия с битком, так и предшествующее ему маховое движение руки, а также все то, что происходит вследствие этого на игровой поверхности стола. Таким образом, точный смысл, который вкладывают в слово «удар», можно выявить только из контекста. Вот несколько основных значений этого термина:

1) удар = ударно-маховое движение;

2) удар = столкновение кия с битком;

3) удар = столкновение битка с прицельным шаром;

4) удар = возникшее в результате столкновения кия с битком движение шаров по игровой поверхности стола вплоть до их полной остановки, падения в лузу или выскакивания за борт;

5) удар = технический прием, например, оттяжка;

6) удар = тактический прием, например, отыгрыш.

УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ- скоординированное во времени и пространстве движение руки (плеча, предплечья и кисти) при выполнении технически правильного удара по битку (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»). Представляя собой целостное движение, оно, однако, складывается из трех взаимосвязанных этапов: разгон, хлест и сопровождение. На этапе разгона рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе хлеста разогнанный кий соприкасается с неподвижным битком. Хлест обеспечивает амортизацию отдачи и плавный переход от разгона кия к разгону битка (мягкость удара). На этапе сопровождения происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. Именно к этому сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом.

УДАР ОТ БОРТА (БОРТОВ) - разновидность удара, при котором биток вначале ударяется о борт, а затем в прицельный шар. В пуле и снукере этот удар используется главным образом в случаях, когда невозможен прямой удар по очередному прицельному шару, то есть когда поставлена МАСКА. При выполнении удара от бортов рекомендуется пользоваться БРИЛЛИАНТОВОЙ СИСТЕМОЙ. В русском бильярде удар от борта используется при сыгрывании битка в некоторых позициях, когда сыграть напрямую невозможно, а также при отыгрыше.

УДАР ПО ОТЫГРЫШУ (русский бильярд) - один из основных приемов игры в русском бильярде, когда игрок, не будучи уверенным в результате удара, сочетает прицельный удар по лузе с отыгрышем.

В случае падения шара в лузу он продолжает игру, в случае промаха удар переходит к сопернику. На ударах по отыгрышу практически целиком строится игра в «Московскую пирамиду». Этот прием часто используют в «Русской пирамиде», реже - в «Американке».

УДАР С РУКИ ИЗ «ДОМА» - нанесение удара битком с любого места в доме по шарам, расположенным вне «дома» (см. главу «Правила русских пирамидных игр»).

УПРАВЛЕНИЕ БИТКОМ - совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом.

ФОЛ - нарушение правил игры, предусматривающее наложение штрафа. Вид штрафа оговаривается в особых правилах для каждой конкретной игры.

ФУКСОВАЯ ПАРТИЯ - партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

ФУКСОВЫЙ ШАР - шар, упавший в лузу непредвиденно. В играх, предусматривающих заказ, все фуксовые шары считаются неправильно сыгранными, и право удара переходит к сопернику. В играх без заказа фуксовые шары засчитываются, и игрок продолжает свою серию (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ХВАТ - способ держания кия в руке при выполнении ударно-махового движения (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ХЛЕСТ - промежуточный этап УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОТМЕТКА - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УДАР - удар в центр битка без придания подкрутки. Центральный удар настоятельно рекомендуется начинающим на начальной стадии отработки правильного прицела и УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

ШАР ВЫСТАВЛЯЕТСЯ НА ОБЩЕМ ОСНОВАНИИ - по новым международным правилам это означает, что выскочивший или неправильно забитый шар выставляется на заднюю отметку стола. Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу. Если же какие-либо шары, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии как можно ближе к задней отметке, но не вплотную к мешающим шарам. Если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют между задней отметкой и центром игровой поверхности стола как можно ближе к задней отметке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Словарь Буракумин - жители поселений, занимающиеся нечистым ремеслом, то есть мясники, кожевники и т. д., жертвы кастовой дискриминации.Бунраку - японский кукольный театр.Гайдзин - иностранец.Гёдза - китайские пельмени в виде вареников с капустой и мясом.Гамбару -

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

СЛОВАРЬ Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.Бегучий такелаж – подвижный: шкоты и фалы, контролирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.Береговой – 1) находящийся рядом с берегом;

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Русские аспекты бильярдной лексики В бильярдной лексике русского языка существует масса трудностей, связанных с правописанием и даже с произношением слова «бильярд». Например, до сих пор можно встретить написание «биллиард», которое является устаревшим. Также

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЛ) автора БСЭ

Из книги Английский словарь разговорный для ускоренного изучения английского языка. Часть 1 (2500 слов) автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Английский словарь газетный для ускоренного изучения английского языка. Часть 1 (2500 слов) автора Шевчук Денис Александрович

Словарь a – неопределенный артикль, одинabandon – отказываться, покидать, прекращатьability – способностьable – умелыйaboard – на бортуabolition – отменаabortion – аборт, неудачаabout – вокруг, кругом, около, приблизительноabove – над, выше, более, наверхabroad – за границейabsence – отсутствиеabsolute

Из книги Агни Йога. Симфония. Книга I автора Ключников Сергей Юрьевич

Из книги Английский словарь технический для ускоренного изучения английского языка. Часть 2 (2000 слов) автора Шевчук Денис Александрович

Словарь a number of – несколько, рядabnormal – неправильный, ненормальныйabolish – отменять, ликвидироватьabrasion – стирание, износ, шлифовкаabrasive – абразив, шлифующий материалabreast – на уровне, в один рядabsolute – абсолютный, чистый без примесиabsolutely – абсолютноabsorb – поглощатьabsorber –

Из книги Большая книга афоризмов автора

Словарь См. также «Филология» Два дела особенно трудны: это - писать словарь и грамматику. Готфрид Герман Словарь - это вселенная в алфавитном порядке. Видоизмененный Вольтер Словарь сообщает о словах гораздо больше того, что вам нужно, но только не то, что вам

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

СЛОВАРЬ Два дела особенно трудны: это – писать словарь и грамматику. Готфрид Герман Словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Вольтер Все словари сделаны из словарей. Вольтер Словарь сообщает о словах гораздо больше того, что вам нужно, но только не то, что вам

Из книги Современный дизайн газет автора Картер Мишель А

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Словарь А Аарти – индуистский ритуал с использованием масляной лампы.Аватара – воплощение-инкарнация индусского божества.Адиваси – коренные жители, племена.Амрита – напиток бессмертия.Апсара – небесная дева.Ардханаришвара – «полумужчина-полуженщина»,