ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Маршруты важнейших путешествий великие географические открытия, условный термин, принятый главным образом в исторической литературе, обозначающий крупнейшие. Технологии путешествий

Маршруты важнейших путешествий ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ, условный термин, принятый главным образом в исторической литературе, обозначающий крупнейшие географические открытия европейских путешественников в 15 середине 17 веков. В зарубежной литературе период Великих географических открытий обычно ограничивается серединой 15 серединой 16 века. Великие географические открытия




Каравелла символ Великих географических открытий Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам европейской науки и техники. К 15 веку были созданы достаточно надежные для океанского плавания парусные суда (каравеллы), Великие географические открытия






Клык моржа Новые торговые пути заставили искать и турецкие завоевания, перекрывшие традиционные купеческие связи с Востоком через Средиземное море. В заморских землях европейцы надеялись найти богатство: драгоценные камни и металлы, экзотические товары и пряности, слоновую кость и моржовые бивни. Великие географические открытия


Герб Португалии Первыми планомерные экспедиции в Атлантическом океане начали португальцы. Активность Португалии на море была предопределена ее географическим положением на крайнем западе Европы и историческими условиями, сложившимися после окончания португальской Реконкисты. Великие географические открытия




Генрих (Энрики) Мореплаватель Традиционно успехи Португалии на море связывают с именем принца Генриха Мореплавателя (). Он был не только организатором морских экспедиций, но и всерьез занимался освоением открытых земель.


Азорские острова В 1416 году португальский моряк Г. Велью, следуя на юг вдоль Африки, открыл Канарские острова, в 1419 году португальские дворяне Зарку и Ваш Тейшейра обнаружили острова Мадейру и Порту- Санту, в 1431 году В. Кабрал Азорские острова. Великие географические открытия


Диогу Кан в Конго В течение 15 века португальские каравеллы осваивали морской путь вдоль западного побережья Африки, достигая все более южных широт. В годах Диогу Кан (Cao) пересек экватор, открыл устье реки Конго и прошел вдоль побережья Африки до мыса Кросс. Кан обнаружил намибийские пустыни, тем самым опровергнув бытовавшую со времен Птолемея легенду о непроходимости тропиков. Великие географические открытия






ХРИСТОФОР КОЛУМБ, портрет неизвестного художника 16 в. В 1492 г. после взятия Гранады и завершения реконкисты испанские король Фердинанд и королева Изабелла приняли проект генуэзского мореплавателя Христофора Колумба () достичь берегов Индии, плывя на запад.


Монета 1 колон с профилем Колумба У проекта Колумба было немало противников, но он получил поддержку ученых Саламанского университета, самого известного в Испании, и, что не менее существенно, среди деловых людей Севильи.








Христофор Колумб (г.г.) От Канарских о-вов Колумб взял курс на запад. 12 октября 1492 г., после месячного плавания в открытом океане, флот подошел к небольшому о-ву из группы Багамских о-вов, названому затем Сан-Сальвадор.










Вторая экспедиция Впоследствии Колумб совершил еще три путешествия в Америку в гг., гг., во время которых были открыты часть Малых Антильских о-вов, Пуэрто-Рико, Ямайка, Тринидад и др.; была обследована часть Атлантического побережья Центральной и Южной Америки.








Колумб с якорем и своим дворянским гербом Колумбу за его великие открытия испанским монархом был пожалован дворянский герб, на котором «замок Кастилии и лев Леона соседствовали с изображениями открытых им островов, а также якорей символов адмиральского титула». Личный герб Колумба















Васко да Гама Вернувшись в Португалию в сентябре 1499 года, Васко да Гама был встречен с большим почётом, получил крупную денежную награду и титул «Адмирал Индийского Океана», а также титул Дон и города Синеш и Вила- Нова-де-Милфонтеш в вотчину. В 1519 получил титул графа Видигейра.


ПОРТРЕТ ВАСКО ДА ГАМЫ Позже ещё дважды был в Индии. Умер в Кочине (Индия) 24 декабря Прах был перевезён в Португалию и захоронен в небольшой церкви Quinta do Carmo в Алентежу. В 1880 прах был перенесён в Монастырь иеронимитов в Лиссабоне.


Джон Кабот В Испании и Португалии ежегодно снаряжались морские экспедиции, которые совершали заокеанские плавания и открывали новые земли. Заинтересовались заморскими странами и другие европейские государства. В годах Англия снаряжала экспедиции под руководством итальянского мореплавателя Джона Кабота, который достиг берегов Северной Америки в районе острова Ньюфаунленд. Великие географические открытия


Педру Алвареш Кабрал В 1500 году португальская эскадра под командованием Педру Кабрала, направлявшаяся в Индию, из- за экваториального течения сильно отклонилась и достигла Бразилии, которую Кабрал принял за остров. Затем он продолжил плавание, обогнул Африку и через Мозамбикский пролив проследовал в Индию. Как и предыдущие путешественники, Кабрал считал открытую им землю на западе частью Азии. Великие географические открытия


Алонсо де Охеда На гравюре XVIII века. Важное значение для понимания сути открытия Христофора Колумба имели путешествия мореплавателя Америго Веспуччи. В годах он совершил четыре путешествия к берегам Америки, сначала в составе испанской экспедиции под руководством Алонсо Охеды, а затем под португальским флагом. Великие географические открытия


Америго Веспуччи Сопоставив полученные данные, а испанские и португальские мореплаватели обнаружили все северное побережье Южной Америки и ее восточный берег до 25° южной широты, Веспуччи пришел к выводу, что открытые земли являются не Азией, а новым материком, и предложил назвать его «Новым Светом».








Исследования Джона Кабота в Северной Америке продолжил его сын Себастьян Кабот. В годах, руководя английскими экспедициями, он пытался найти так называемый Северо-западный проход в Индию и сумел выйти в Гудзонов залив. Не найдя короткого пути в Индию, Англия не проявила большого интереса к открытым землям за океаном. Гудзонов залив Великие географические открытия






Окончательно подтвердил различие между Америкой и Азией Фернан Магеллан, осуществивший первое кругосветное плавание (), ставшее практическим свидетельством шарообразности Земли. Фернан Магелан


Корабль из флота Магеллана. Изображение 1523 года Экспедиция под руководством Магеллана обследовала юго- восточную часть Южной Америки, открыла пролив между Атлантическим и Тихим океанами (Магелланов пролив) и совершила плавание через южную часть Тихого океана. Великие географические открытия










Кордова, башня Калаорра В годах испанские конкистадоры Х. Понсе де Леон, Ф. Кордова, Х. Грихальва открыли весь восточный берег Южной и Центральной Америки, побережье Мексиканского залива, полуостров Флориду. Великие географические открытия




Карта похода гг. Экспедиция в Мексику Великие географические открытия


Карта Калифорнии XVII в. Территория изображена как остров Поиски золота, мифической страны Эльдорадо, вели конкистадоров далеко вглубь Американского континента. В годах, перешедший на испанскую службу Себастьян Кабот, исследовал нижнее течение реки Парана и открыл нижнее течение реки Парагвай.




Франсиско Орельяна в 1542 году проплыл по Амазонке от Анд до устья. К 1552 году испанцы обследовали все тихоокеанское побережье Южной Америки, открыли крупнейшие реки континента (Амазонку, Ориноко, Парану, Парагвай), исследовали Анды от 10° северной широты до 40° южной широты. Франсиско де Орельяна, изображённый художником наших дней.


ЭРНАНДО ДЕ СОТО Во второй четверти 16 века существенных успехов достигли и французские мореплаватели. Дж. Веррацано (1524) и Ж. Картье () открыли восточный берег Северной Америки и реку Святого Лаврентия. В годах испанцы Э. Сото и Ф. Коронадо совершили путешествия в Южные Аппалачи и Южные Скалистые горы, в бассейны рек Колорадо и Миссисипи.


Русский землепроходец Семен Дежнев, открывший пролив между Азиатским материком и Америкой В 1617 вв. русские землепроходцы обследовали северное побережье Оби, Енисея и Лены и нанесли на карты контуры северного побережья Азии. В 1642 г. был основан Якутск, ставший базой экспедиций к Северному Ледовитому океану. Великие географические открытия


Русский землепроходец Семен Дежнев, открывший пролив между Азиатским материком и Америкой Великие географические открытия В 1648 г. Семен Иванович Дежнёв (ок) вышел с Колымы и обошел полуостров Чукотку, доказав, что Азиатский материк отделен от Америки проливом. Были уточнены и нанесены на карты очертания северо- восточного побережья Азии (1667, «Чертеж Сибирской земли»).


Мыс Дежнева Но донесение Дежнёва об открытии пролива 80 лет пролежало в якутском архиве и было опубликовано только в 1758 г. В 18 в. открытый Дежнёвым пролив назвали именем датского мореплавателя на русской службе Витуса Беринга, который в 1728 г. вторично открыл пролив. В 1898 г. в память о Дежнёве его именем был назван мыс северо-восточной оконечности Азии. Великие географические открытия




Генри Гудзон в годах совершил четыре экспедиции в Северную Америку. Он прошел проливом между Лабрадором и Баффиновой землей в обширный залив в глубине Северной Америки. Позднее и пролив и залив были названы именем Гудзона. Его именем названа и река на востоке Северной Америки, в устье которой позднее возник город Нью-Йорк. Судьба Гудзона завершилась трагично, весной 1611 года взбунтовавшийся экипаж его корабля высадил его вместе с сыном-подростком в шлюпке посреди океана, где они пропали без вести. ГЕНРИ ГУДЗОН


Джон Дейвис в годах провел три плавания в водах Северной Атлантики, открыл пролив между Гренландией и Америкой (Девисов пролив), исследовал побережье полуострова Лабрадор. Джон Дэвис Великие географические открытия


Портрет Уильяма Баффина работы Хендрика ван дер Борхта Уильям Баффин плавал в Арктических водах в годах: совершал экспедиции к берегам Шпицбергена, исследовал Гудзонов залив и море, впоследствии названное его именем, открыл ряд островов в Канадском Арктическом архипелаге, продвигаясь вдоль западного берега Гренландии достиг 78° северной широты. Самюель де Шамплен В первой четверти 17 в. европейцы начинают осваивать Северную Америку. На первых порах наибольших успехов в этом регионе добилась Франция. Первый губернатор Канады Самюэль Шамплен в гг. исследовал часть восточного побережья Северной Америки, совершил путешествия вглубь континента: открыл Северные Аппалачи, поднялся вверх по реке Святого Лаврентия к Великим озерам и дошел до озера Гурон. К 1648 г. французы открыли все пять Великих озер.


Тогда же, в начале 17 века, европейские мореплаватели проникли наиболее удаленную от Европы часть света районы, расположенные к югу от Юго-Восточной Азии. Испанец Луис Торрес в 1606 году открыл южный берег Новой Гвинеи и прошел проливом разделяющим Азию и Австралию (пролив Торреса). Карта Торресова пролива Великие географические открытия



Абел Янсзон Тасман В гг. голландец Абел Тасман открыл Тасманию, Новую Зеландию, Фиджи, часть побережья Северной и Западной Австралии. Тасман определил, что Австралия является единым массивом суши и назвал ее Новой Голландией. Но у Голландии не хватало ресурсов, для освоения нового континента и спустя столетие его пришлось открывать заново. Великие географические открытия

Человеком всегда движет любопытство. Тысячи лет назад первооткрыватели, заходя все дальше и дальше в неизведанные земли, создавали первые подобия географических карт, пытаясь нанести увиденный рельеф на листки папируса или глиняные таблички.

Вероятно, древнейшей из найденных является карта из Египетского музея в Турине, сделанная на папирусе по приказу фараона Рамзеса IV в 1160 году до н. э. Этой картой пользовалась экспедиция, которая по приказу фараона искала камень для строительства. Карта, привычная для нашего глаза, появилась в древней Греции за полтысячи лет до нашей эры. Первым картографом, который создал карту известного к тому времени мира, считают Анаксимандра Милетского.

Оригиналы его карт не сохранились, но через 50 лет их восстановил и усовершенствовал другой ученый из Милета – Гекатей. Ученые воссоздали эту карту по описаниям Гекатея. На ней легко узнать Средиземное и Черное моря и близлежащие земли. Но можно ли по ней определить расстояния? Для этого нужен масштаб, которого на древних картах еще не было. За единицу измерения длины Гекатей использовал «дни плавания» по морю и «дни переходов» по суходолу, что, конечно же, не добавляло картам точности.

Древние географические карты имели и другие существенные недостатки. Они искривляли изображение, ведь шарообразную поверхность невозможно развернуть на плоскости без искажений. Попробуйте аккуратно снять кожуру апельсина и прижать ее к поверхности стола: без разрывов это сделать не получится. Кроме того, на них не было градусной сетки из параллелей и меридианов, без которой невозможно точно установить местонахождение объекта. Меридианы впервые появились на карте Эратосфена в III веке до н. э., правда, они были проведены через разные расстояния. «Отца географии» Эратосфена недаром называли математиком среди географов. Ученый не только измерил размеры Земли, но и использовал для изображения на карте цилиндрическую проекцию. В такой проекции искажения меньше, потому что изображение переносится с шара на цилиндр. Современные карты создают в разных проекциях – цилиндрической, конической, азимутальной и других.

Самыми совершенными картами античной эпохи считают географические карты Птолемея, который жил в ІІ веке н. э. в египетском городе Александрии. Клавдий Птолемей вошел в историю науки благодаря двум большим работам: «Руководству по астрономии» в 13 книгах и «Руководству по географии», которое насчитывало 8 книг. К «Руководству по географии» добавлялось 27 карт, среди них – подробная карта мира. Лучшей никто не создавал ни до Птолемея, ни через 12 столетий после него! На этой карте уже была градусная сетка. Для ее создания Птолемей определил географические координаты (широту и долготу) почти четырехсот объектов. Широту (расстояние от экватора в градусах) ученый определял по высоте Солнца в полдень с помощью гномона, долготу (градусное расстояние от начального меридиана) – по разнице во времени наблюдений лунного затмения из разных пунктов.

В средневековой Европе забыли работы античных ученых, но они сохранились в арабском мире. Там карты Птолемея издали в XV столетии и переиздавали еще почти 50 раз! Возможно, именно эти карты помогли Колумбу в его знаменитом плавании. Авторитет Птолемея так вырос, что даже сборники карт в течение продолжительного времени называли «Птолемеями». Только в XVI столетии после публикации «Атласа мира» Герарда Меркатора, на обложке которого был нарисован Атлант, держащий Землю, сборники карт назвали «атласами».

В Древнем Китае тоже создавали географические карты. Интересно, что первое письменное упоминание о географической карте не связано с географией. В ІІІ столетии до н. э. китайский трон занимала династия Цинь. Соперник в борьбе за власть наследный принц Дан подослал к правителю династии наемного убийцу с картой своих земель, нарисованной на шелковой ткани. В свертке шелка наемник спрятал кинжал. История рассказывает, что покушение не удалось.

В эпоху Великих Географических открытий на картах мира появились изображения Америки и Австралии, Атлантического и Тихого океанов. Ошибки на картах часто оборачивались трагедией для мореплавателей. Обследовав берега Аляски, большая Камчатская экспедиция Витуса Беринга в XVIII столетии не успела вернуться на Камчатку к началу осенних штормов. Мечтатель Беринг потратил три недели драгоценного времени в поисках обозначенной на карте, но несуществующей Земли Гамы. Его парусник «Святой Петр», разбитый, с умирающими от цинги моряками, пристал к безлюдному острову, где навсегда и почил знаменитый Командор. «Кровь закипает во мне каждый раз, – писал один из помощников Беринга, – когда я вспоминаю бессовестный обман, вызванный ошибкой на карте».

Сегодня картография полностью переносится в цифровой формат. Для создания подробнейших карт применяют не только наземные геодезические инструменты – теодолит, нивелир, но и воздушное лазерное сканирование, спутниковую навигацию, цифровую аэрофотосъемку.

Иллюстрация: depositphotos.com | Kuzmafoto

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

  • Научить учащихся определять на глобусе и карте сушу и моря, различать изображенные на них географические объекты.
  • Научить учащихся по разнице цветов определять высоту объектов, сравнивать их.
  • Минимум: владение элементарными приемами чтения карты к концу 2 класса: определение суши и воды, высоты, форм рельефа, условных обозначений.

    Минимакс: знакомство со способами изображения рек, равнин, гор, островов и морей.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    – Ребята, проверьте готовность к уроку, пожелайте удачи себе и друзьям. Вспомните, какие правила нужно соблюдать для дружной и результативной работы на уроке. Итак, в путь!

    2. Проверка домашнего задания (работа в парах)

    Слайд 2

    – Разделите предложенные слова – на группы. Если вы затрудняетесь выполнить это задание, воспользуйтесь подсказкой.

    У каждой пары есть данные слова, лист бумаги и клей. После выполнения работы необходимо согласовать версии учащихся.

    – Объясните, почему вы разделили именно так. Какие слова, по-вашему, самые главные?

    Ученики. Карта и глобус – это тема прошлого урока. Под картой надо подписать “прямоугольник” и “искажение”, а под глобусом – “шар” и “модель”.

    Слайд 3

    – Верно. Что же такое “карта”?

    Ученики. Изображение Земли на плоскости.

    – В натуральную величину?

    Ученики. Нет.

    – Как же называется условная единица, которая показывает, во сколько раз уменьшено расстояние?

    Ученики. Масштаб.

    – Сегодня мы продолжим разговор о карте и глобусе.

    3. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)

    Слайд 4

    – Наши герои Миша и Лена отправились в гости к знакомому художнику. В мастерской он показал им множество картин, на которых ребята увидели пейзажи тех мест, где побывал художник.

    – А Лена смотрела на картины и все никак не могла понять, как у мастера получается передать вид природы объемно. Давайте поможем Лене, ответив на ее вопросы.

    Слайд 5

    Ученики. На первой картинке изображен круг, а на второй шар.

    – Как вы догадались?

    Ученики. Объем шару придают с помощью цвета и тени. Там, где светлее – блик, а там, где темнее, можно видеть серую тень. Поэтому мы понимаем, что перед нами выпуклый предмет.

    Слайд 6

    – А теперь посмотрите на эти квадраты. Не кажутся ли они вам странными?

    Ученики. Когда мы смотрим на них, кажется, что более темный квадрат находится ближе. К тому же он кажется больше.

    – Правильно. Давайте их совместим (щелкнуть левой клавишей мыши) и убедимся, что на самом деле они одинаковые по величине. Почему же так получилось?

    Ученики. Помог цвет и толщина контура фигур.

    – Какой вывод можно сделать? Что можно передать с помощью цвета?

    Ученики. Объем. Более яркие предметы кажутся ближе, чем бледные.

    4. Совместное открытие знаний (работа в группах)

    Слайд 7

    – Посмотрите на карту полушарий. Предположите (щелкнуть левой клавишей мыши), что и каким цветом обозначают на карте.

    Предположения групп.

    – Давайте проверим наши предположения с помощью текста (стр. 90). Что же обозначают цвета на карте?

    Ученики. Оттенки зеленого, желтого и коричневого – равнины и горы. Оттенки синего – моря и реки.

    – Запомните это (щелкнуть левой клавишей мыши)!

    Слайд 8

    – Посмотрите на фотографию нашей планеты из космоса и на модель нашей Земли в моих руках. Чего на Земле больше: воды или суши?

    – Как вы догадались?

    – Давайте подведем итог наших исследований. Что обозначает каждый цвет? Почему нам понятно, какая высота изображена? Как показан переход от одной высоты к другой?

    Ученики. На карте можно встретить разные цвета. Все цвета, кроме синего обозначают сушу (зеленый – равнины, желтый – пески, коричневым – горы). Каждый цвет ограничивает линия. Это границы между одной высотой и другой. Кроме высоты, на картах отмечается и глубина. В воде, чем темнее цвет, тем глубже.

    Слайд 9

    – Посмотрите внимательно на эту карту и ответьте на вопросы:

    1. Какие географические объекты на ней изображены??
    2. Где самое высокое место?
    3. В каком месте лучше всего плавать?
    4. Где будет ловиться глубоководная рыба?
    5. Что вам пригодится в пути по заданному маршруту (щелкнуть левой клавишей мыши)?
    6. Какие опасности могут встретиться в этой местности? Как с ними справиться?

    – Какой вывод можно сделать?

    Ученики. С помощью карты мы можем узнать даже больше, чем при взгляде на рисунок, фотографию. Карта дает много важной информации!

    5. Самостоятельное применение знаний, вторичное закрепление

    Задания в учебнике на стр. 92-93 (фронтально).

    Слайд 10

    – Выберите фотографию со Слайд а с изображением любого географического объекта и попробуйте нарисовать карту этой местности.

    Учащиеся выполняют работу в парах, проверяют друг друга, находят и исправляют ошибки.

    – Какие цвета использовали? Что они обозначают?

    Ответы.

    Слайд 11

    – Порой нам кажется, что самые красивые виды можно увидеть на Земле и перенести их на картины художника. И лишь иногда мы можем себе представить, как выглядит наша планета из космоса. Давайте еще раз побываем в мастерской художника, но только художником на этот раз будет сама Природа.

    Слайды 12-14

    – А сейчас вы увидите космические снимки разных географических объектов. Сравните их с изображением на карте и фотографией, сделанной на месте. Назовите каждый объект и основной цвет, которым он изображен на карте.

    – Чем карта отличается от фотографии Земли из космоса?

    Ученики. На карте многие предметы обозначены с помощью специальных условных знаков, на фотографии же они могут быть неотличимы.

    – Почему на карте не изображают деревья, траву, песок?

    Ученики. В масштабе карты данные предметы вряд ли можно различить.

    – Захотелось ли вам, увидев эти снимки, сделать макет той местности, которую увидели космические аппараты? Посовещайтесь в группе, и, если вам интересно, вы можете изготовить его всей группой. Через несколько уроков эти макеты пригодятся нам для проведения опытов.

    Распределение заданий по группам.

    – Объявляется конкурс на лучший эскиз макета. По самому лучшему можно выполнить большой макет всем классом, чтобы на нем были и горы, и реки, и равнина, и льды.

    6. Итог работы

    Ученики. Знать, что на ней обозначено, совершать путешествия.

    Слайд 15 (учащиеся самостоятельно читают то, что написано на Слайд е, а после этого работают с индивидуальными картами путешествия).

    – Будьте внимательны! Вспомните: карта дает много важной информации!

    Ученики. Вначале Афанасия Никитин плыл по реке на корабле. Она называется Волга. Путь Никитина пролегал по равнине. Она называется Восточно-Европейской. Затем путешественник плыл на корабле по морю, которое в наше время носит название Каспийское. После этого он пересек горы. Они называются Иранское нагорье. Затем Афанасий Никитин снова сел на корабль и по Аравийскому морю приплыл в Индию.

    – Молодцы! Что показалось на уроке интересным?

    – Что было трудным? Где пригодятся знания? Оцените свою работу на уроке.

    7. Домашнее задание – “Зоркий глаз”

    Слайд 16

    – Еще раз посмотрите на маршрут движения Афанасия Никитина и постарайтесь нарисовать пейзажи той местности, где пролегал его путь.

    – Спасибо за урок!

    Справка для учителя.

    Афанасий Никитин – русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина “Хождение за три моря” – ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

    Год рождения Афанасия Никитина неизвестен. Скончался весной 1475 года.

    Фотографии взяты с сайтов:

    http://www.dumka.ru/product425.html

    http://nub1an.livejournal.com/

    http://www.scanex.ru/ru/gallery/index07.html

    http://www.hobitus.com/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/

    http://uchkol.rbs.ru/

    http://images.yandex.ru/

    http://taina.aib.ru/biography/afanasij-nikitin.htm

    http://www.deti.religiousbook.org.ua/big_foto/e7-8.html

    Геогра-фическая карта — это уменьшенное изображение земной по-верхности на плоскости принятыми условными знаками. Карта — это величайшее изобретение человечества. На гео-графических картах изображают целые государства, а иногда и несколько государств , и даже весь земной шар.

    Планы и карты всегда были нужны человеку. Они появились гораздо раньше, чем первые буквы, первые иероглифы. Они про-шли длинный путь от рисунков до точных, математически выве-ренных моделей участков земной поверхности. Карты постоянно обновляются, ведь облик Земли постоянно меняется: изменяют течение реки, наступают и отступают ледники , появляются гео-графические объекты, созданные человеком. В XX веке человек увидел Землю с самолетов и космических кораблей. Знания о Зем-ле возросли, расширились возможности создания карт.

    Первые географические карты

    Первые географические карты появились еще в каменном веке. В древности Земля казалась людям огромной. Они постепенно узнавали ее во время путешествий. Путешествие — это поход или плавание, во время которого люди, покинув родные места, посе-щают новые земли.

    Автомобилист берёт с собой карту автомобильных до-рог . Туристам необходима в путешествии карта местно-сти , по которой им предстоит пройти. Карты нужны и геологам, и строителям, и капитанам судов, и военным. Случайно обнаруженная в сундуке пирата карта острова сокровищ стала началом приключенческого романа...

    Краткую физико-географическую характеристику мож-но дать, пользуясь только двумя картами: физической картой полушарий и природных зон земного шара. Карты эти не очень подробные. На них нет названий многих гор , плоскогорий, низменностей, морей, заливов, проливов, рек, озёр и т. д. А по более подробным картам характеристику любой части света или от-дельной части материка можно дать гораздо полнее.

    Существуют специальные карты. Среди них — климатические , на которых условными знаками пока-заны средние температуры июля и января, направления преобладающих зим-них и летних ветров , среднегодовое количество осадков , самые высокие и самые низкие температуры, толщина снежного покро-ва в различных уголках земного шара. Есть карты полезных ископаемых , почвенные , карты растительности . На экономико-географических картах показано, где добываются и перерабатыва-ются разнообразные полезные ископаемые, какая промышлен-ность развита в городах, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в том или ином районе земного шара. На политических картах разными цветами показаны страны, подписаны их столицы.

    Физическая карта

    Историческая карта

    Исто-рическая карта — это изображение Земли или боль-шой части земной поверхности в различные времена истории человечества. На исторической карте могут обозначаться места сражений, старинные крепости, ли-нии фронтов, торговые пути, города, памятники куль-туры, которые относятся к определённому времени.

    Одна и та же территория, изображённая на картах в разные времена, выглядит по-разному. Историческая карта помогает увидеть, какие изме-нения произошли на какой-либо территории.

    Название исторической карты всегда включает ука-зание времени, к которому она относится. Например, «Древний Египет », «Европа XV в.», «Образование Древнерусского государства (IX-X вв.)».

    Историческая карта позволяет ответить на вопрос, где произошло событие. Есть правила, о которых надо помнить, начи-ная работу с исторической картой.

    Исторический план

    Контурные карты по истории

    На контурные карты по истории нанесены только очертания территорий в то или иное время. На них можно увидеть линии, обозначающие реки , моря, место-положение городов, отмеченных точками. Это — осно-ва. На контурную карту наносятся названия объектов в процессе изучения исторических событий.

    Географический атлас

    Разные карты, собранные вместе, в виде альбома, называются географическим атласом .

    Глобус

    Изображение на карте

    Способы картографического изображения

    Масштаб

    Масштабы карт мелкие. Ведь Земля большая, и чтобы пока-зать на карте всю ее поверхность или один материк, изображе-ние на карте приходится уменьшать в миллионы раз. Напри-мер, масштаб карты 1: 10 000 000 («в 1 см 100 км») означает, что на карте все расстояния уменьшены в десять миллионов раз. 2 см на карте соответствуют двумстам километрам на мест-ности и так далее. Масштабы карт всей Земли или отдельных материков очень мелкие: например, 1: 50 000 000, т.е. в 1 см — 500 км. Понятно, что на таких картах можно показать только основные географические объекты — горы и равнины , крупные реки, острова.

    Чем меньше территория, показанная на карте, тем крупнее, по-дробнее можно ее показать. Территорию какой-либо одной стра-ны, одного района часто говорят региона, — например, региона Средиземного моря, можно показать подробнее. Для этого делают карты более крупных масштабов, например 1: 5 000 000, т.е. в 1 см 50 км, 1: 1 000 000, т.е. в 1 см — 10 км. На таких картах можно показать не только главные реки, но и их притоки, не только моря, но и заливы. В разных случаях удобно пользоваться картами разных масштабов, на которых показан весь мир, от-дельный материк или регион.

    Легенда

    Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и её больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Многие объекты на карте обозначены условными знаками (фигурками, стрелка-ми, линиями). Их объяснения даются в разделе «Услов-ные обозначения». Карта раскрашена различными цветами, содержит надписи. Перечень (свод) исполь-зуемых на карте условных знаков и объяснений назы-вается легендой карты .

    Условные линии

    На картах изображаются условные линии: полюса, линии экватора и градусной сетки (меридианы и па-раллели).

    Экватор

    На равном расстоянии от полюсов земной шар на глобусах и картах опоясывает линия экватора . Длина эква-тора составляет 40000 км.

    Градусная сетка

    Поскольку Земля — шар, все расстояния на ее поверхности мож-но измерять в градусах окружности. Линии меридианов и парал-лелей, разделенные на градусы, называют градусной сеткой . С помощью градусной сетки можно определить географическое положение любой точки на поверхности Земли.

    • Меридианы — это ли-нии, которые пересекают зем-ной шар от полюса до полюса.
    • Параллели — это линии, огибаю-щие земной шар параллельно экватору.

    Линия перемены дат

    Изогипсы (горизонтали)

    На картах территории с близкими абсолютными высотами по-крашены в одинаковый цвет. Отдельные формы рельефа на них не изображены. В мелком масштабе их невозможно показать. Толь-ко отдельные горные вершины и глубокие впадины отмечены точ-ками, возле которых указана их высота или глубина.

    На некоторых крупномасштабных картах рельеф показывают, как и на плане, с помощью горизонталей . На других картах можно видеть изображение рельефа с помощью «отмывки». При этом рисунок гор и долин становится очень наглядным, но определение их высоты затруднено.

    Картографическая проекция

    «Изучение незнакомого края всегда начинается с карты... По карте можно странствовать так же, как и по земле, но потом, когда попадешь на эту настоящую землю, сразу же сказывается знание карты — уже не бродишь вслепую и не тратишь времени по пустякам», — это слова писателя Константина Паустовского.

    Кар-ту читают так же, как и книгу, раздумывают над ней. Она отвечает на многие вопросы, ставит новые и помогает ответить на них. Почему именно так текут реки, где лучше построить морской порт, проложить железную дорогу? Эти и другие проблемы мож-но решить, только внимательно изучив карту. Умея читать карту, можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных ус-ловиях они живут, как развито хозяйство в разных странах, и многое другое. Уметь читать и понимать карту должен научиться каждый, ибо без знания кар-ты нет

    «Великие географические открытия нового времени» - Великая – В ногах у пешехода, И капельная точка – Во Вселенной. Фараонов. Кук?????????? 2. Древние египтяне строили величественные … Кук. Колумб. Кружит Земля С восхода до восхода. Высадка Колумба на берег Америки. И замков. Древний Рим. Христофор Колумб. 1519 - 1522. Новый век – век технических изобретений.

    «Эпоха великих географических открытий» - Каково значение эпохи Великих географических открытий? Джеймс Кук 1768г. Марко Поло 13 век. Маршруты важнейших путешествий. Васко Бальбоа 1513г. Эпоха Великих географических открытий. Ответьте на вопросы: Фернан Магеллан 1520г. Норманны (викинги) 10 век. Абдель Тасман 1644г. Васко да Гама 20 мая 1498г.

    «Открытия» - Уничтожение виртуального мира церкви. Невидимая рука рынка. Возделывались сахар, хлопок, кофе, какао. Гуманизм явился важнейшей идеологической предпосылкой национализма. Итог Великих географических открытий и начала 15 – середины 17 в. Так, в 1640 г. была основана первая английская крепость в. Индии - форт св.

    «Открытие Земли» - Один из самых известных исследователей Африки. Фритьоф Нансен один из величайших норвежских путешественников. Привести примеры связи физической и экономической географии? В течение урока заполнить следующую таблицу. Ф. Нансен. Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Известия об открытии испанцами новых земель на западе стимулировали усилия португальцев.

    «История открытия Земли» - Спутниковая (MODIS) фотография Магелланова пролива. Первобытные люди и природа. ХРИСТОФОР КОЛУМБ, портрет неизвестного художника 16 в. IGDA/G. Фернан Магеллан. Вашингтон. Антонио Пигафетта. Средневековье. Имя Колумба на карте мира. В 1519-21 руководил испанской экспедицией по поиску западного пути к Молуккским островам.

    «Освоение территорий России» - Географические объекты изученные и открытые с XI-XXв. Тесты для проверки. В)к третьему. Б)Сибирь, Уральские горы, Иртыш, Обь. Б)XIX-XXв. Б)к пятому. Географические объекты изученные и открытые с XI-XX в. А)Студёное море, Мурманский берег, Карельский берег. Вопросы для проверки. Как осваивали и изучали территорию России.

    Всего в теме 6 презентаций