ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как собрать кубик рубик последний слой схема. Быстрая сборка кубика рубика

Когда-то изобретатель Эрно Рубик собрал свой кубик за месяц, а современный рекорд - несколько секунд.

Прошло много лет, а интерес к кубику Рубика всё увеличивается. Есть даже соревнование по сборке кубика Рубика вслепую! На многих сайтах энтузиасты обсуждают, какие схемы сборки кубика легче запомнить, какие правила легче выполнить, какие алгоритмы быстрее, и какими именно пальцами за что держаться.

Пусть пока вы не собираетесь участвовать в соревнованиях, а просто хотите научиться, или даже просто узнать как собрать кубик Рубика - общие принципы решения этой головоломки. Новичкам не нужно изучать подробные алгоритмы и схемы. Запомните 2 или 3 формулы, и потренируйтесь, чтобы лучше усвоить знания. Я попробую объяснить самый простой способ, который мне удалось найти, изучив заодно много ненужного:). Полная инструкция по сборке поместилась на этой небольшой веб-страничке.

Есть разные стратегии сборки, и наверняка есть другие простые правила. Мы даже не будем рассматривать варианты. Это тема для самостоятельного изучения.

Если держать кубик ровно, одной гранью (стороной) к себе, то его грани обозначают словами: Ф ронт (ближняя к вам грань), В ерх, Л ево, П раво.

Инструкция по сборке кубика состоит из формул. В виде формулы записывается часть алгоритма сборки, выполняющая часть задачи. Правильная формула меняет местами или поворачивает какие-то кубики, не нарушая положение остальных. Формула - это последовательность из первых букв слов, обозначающих грани кубика: Ф, В, Л, П. На этой странице грань Ф обозначена красным цветом. Буквы могут быть со штрихами.

В
Буква В без штриха обозначает поворот верхней грани по часовой стрелке на 90 градусов.

В"
Буква В со штрихом обозначает поворот верхней грани против часовой стрелки на 90 градусов.

В""
Буква В с двумя штрихами обозначает поворот верхней грани на 180 градусов.

Формула 1. ВП" В""П ВП" ВП

Для запоминания:
ВП ВП ВП ВП, первый и третий раз П", второй раз В""

(2 дальних кубика верхнего креста меняются местами)

Формула 2. П"ВЛВ" ПВЛ"В"

Для запоминания:
ПВЛВ ПВЛВ, сначала штрихи по краям, потом на второй паре

(Циклически перемещаются 3 ближних угловых кубика верхней грани)

Формула 3. Ф"П ФП" нужное число раз

Для запоминания:
Вперёд - вперёд - назад - назад

(Ближний угловой кубик поворачивается, не меняя своего места)

Формулы надо запомнить. Остальные правила надо понять. По моему опыту, с моей плохой памятью, формулу "вперёд-назад" я не забывал никогда, в формуле ПВЛВ забывал где штрихи, а в фомуле ВП забывал порядок букв В и П. В итоге, я выучил самую трудную формулу ПВЛВ, и запомнил, что буквы ВП идут в другом проядке, чем в слове ПВЛВ.

Вы наверно заметили, что центральные кубики всегда остаются на месте. Поэтому для сборки одной грани, надо собрать "крест" и угловые кубики того же цвета, что и центр.


Пара угловых кубиков

Порядок сборки

(1) Нижний крест.
(2) 2 нижних слоя. По очереди собираем 4 пары угловых кубиков.
(3) Верхний крест по цвету центра
(4) Формула 1 для исправления верхнего креста
(5) Формула 2 для правильного расположения угловых кубиков верхней грани
(6) Формула 3 для поворота углового кубика. Поверните верхнюю грань другим неправильным угловым кубиком к себе. Опять выполните Формулу 3. И т.д. пока вся верхняя грань не станет правильной.

(1)
Нижний крест

(2)
2 нижних слоя

(3)
Верхний крест собран

(4)
Верхний крест исправлен

(5)
Угловые кубики собраны

(6)
Угловые кубики исправлены

Удобно собирать нужные кубики в верхнем слое, следя за сохранностью уже собранных двух нижних слоёв:
(1) Поворот, например П. При этом пара кубиков одного угла поднимается в верхний слой
(2) Поворот верхней грани В или В" или В""
(3) Обратный поворот (П")

После этого нижний крест и один из нижних углов полностью восстанавливаются. Пара кубиков, которую вы подняли наверх, должна быть или ещё не собранной (тогда и не жалко), или должна оставаться неразлучной парой при дальнейших манипуляциях, пока вы не вернёте их на место после достижения очередной цели.

Желаю успехов! После нескольких часов учебы вы сможете собирать кубик Рубика за пару минут.

Одной из самых известных головоломок детства является кубик Рубик. Каждому ребенку всегда было интересно, как можно собрать кубик Рубика полностью. Очень часто у большинства не получалось собрать его, и такая забава откладывалась в ящик. Лишь немногим удавалось собрать головоломку быстро и с легкостью.

Самой распространенной версией кубика считается куб, состоящий из пятидесяти четырех маленьких кубиков. Каждая грань состоит из девяти кубиков, которые окрашены в такие цвета, как желтый, белый, синий, зеленый, красный, оранжевый. Основная суть головоломки заключается в умении собрать игрушку так, чтобы каждой грани соответствовал определенный цвет.

В одном из современных мультфильмов под названием «Фиксики» подробно рассказывается, что герой по имени Нолик опрометчиво сказал, что легко его соберет. Но у него не получилось, и Нолик вместе с другом Файером разобрали и собрали кубик, закрепив таким образом, чтобы невозможно было его разбирать снова. Такой метод лишил их самого главного - интереса от процесса сборки.

История создания кубика Рубика

Изобретателем этой головоломки является преподаватель архитектурного университета Эрно Рубик. Он придумал свой шедевр в 30 лет с целью подготовки учебного пособия для студентов. С помощью изобретения автор хотел познакомить учеников с теорией групп в математике. Головоломка в 1980 году получила награды и призы за оригинальность изобретения.

Сам проект создавался в течение нескольких лет. Даже сам автор понимал, что собрать свое изобретение не так уж и легко. В 1975 году изобретателю удалось получить патент. И первая партия поступила в СССР в 1981 году. Такая игрушка была очень популярной и дефицитной среди жителей СССР.

Сейчас любители собирать головоломку участвуют в различных соревнования по его сборке. Лишь человеку по имени Мэтс Вальк удалось собрать кубик Рубика за 5,55 секунд, что является абсолютным рекордом в данный момент времени.


Как быстро собрать кубик рубик

В этой части статьи читатели узнают, как научиться собирать головоломку. Этапы сборки кубика Рубика включают в себя:

1. Сборка креста на одной из граней куба. Обычно выбирают верхнюю грань. Чтобы построить крест, нужно выбрать любой цвет, фрагмент которого находится в центре грани. Затем вокруг него попытаться построить крест. Для того, чтобы сборка креста происходила быстрее, необходимо, чтобы его «ветки» продолжались на следующих гранях, которые состоят из двух аналогичных фрагментов фигуры.

2. Непосредственно послойная сборка кубика. Необходимо собрать сторону одного цвета. Фрагменты головоломки должны образовывать специальный «пояс», который расположен возле собранной грани. Затем нужно собрать второй «пояс».

3. Нужно собрать крест на стороне, которая находится напротив стороны, содержащей крест. А далее полностью осуществить сборку стороны, содержащий второй крест.

4. Расположить угловые части кубика таким образом, чтобы все три стороны подходили к граням по цвету.

5. Расположить боковые части кубика по цвету.

Считается, что наименьшее число шагов, благодаря которым можно собрать эту головоломку, составляет двадцать.

Освоив простой метод, можно переходить к способу Джессики Фридрих, который более сложен. Согласно этому способу, сборка кубика Рубика происходит так:

  • Собирается крест на начальной стороне.
  • Происходит сборка первого и второго слоя.
  • Сборка оставшихся слоев.

Таким образом, процесс сбора кубика Рубика достаточно увлекательный и познавательный. Научившись собирать такую головоломку, можно поразить и друзей, и недоброжелателей своим интеллектом.

Реализация этих методов на практике представлена в видеоподборке ниже.

В 1975 году скульптор Эрне Рубик запатентовал свое изобретение под названием "Магический куб". Уже более 40 лет все права на головоломку принадлежат компании близкого друга изобретателя - Тома Кренера - под названием Seven Towns Ltd. Английская фирма контролирует производство и продажу кубика по всему миру. В Венгрии, Германии, Португалии и сохранила свое первоначальное название, в других странах игрушку называют кубиком Рубика.

Разновидности головоломки

Классический кубик Рубика имеет размеры 3 на 3 квадрата. Со временем придумали огромное количество форм и размеров для игрушки. Никого уже не удивить головоломкой в виде пирамиды или размером кубика 17х17. Однако человечество никогда не останавливается на достигнутом.

Очевидно, что не существует схемы сборки для начинающих этого кубика. Процесс сборки и решения головоломки может занять годы. В последнее время интерес к кубику растет не только в Азии и Европе, но и там, где игрушка была не очень популярна, например, в США. Один из поклонников кубика Рубика снял на видео сборку головоломки 17 на 17. Общая длина ролика 7,5 часов, съемки проводились в течение недели.

Растущий спрос рождает предложение. Иногда продаваемые модели невероятны и не всегда понятно, как же они будут выглядеть в собранном виде. В каждой стране есть свои любимые разновидности игрушки.

Что такое спидкубинг?

Поклонники игры устраивают настоящие соревнования по скорости сборки кубика. В продаже имеются специальные "скоростные" головоломки. Механизм вращения таких кубиков Рубика очень качественный, а повороты граней и рядов можно совершать движением одного пальца.

World Cube Association (WCA) - это некоммерческая организация, поддерживающая движение спидкубинга. WCA регулярно устраивает соревнования по всему миру. Практически во всех странах есть представители организации. Стать участником мероприятия по спидкубингу может любой, нужно лишь зарегистрироваться на сайте и уложиться в норматив по сборке. Самая популярная дисциплина на таких соревнованиях - это скоростная сборка кубика Рубика 3х3. Норматив для участия составляет 3 минуты, но даже если человек не сможет решить задачу за отведенное время, его все равно допустят до мероприятия. Записаться можно на любую дисциплину, но приходить нужно со своей головоломкой.

Рекорд сборки кубика Рубика 3х3 принадлежит роботу Sub1, созданному инженером Альбертом Биром. Машина способна решить головоломку за доли секунды, тогда как человеку потребуется на это 4,7 секунды (достижение Матса Валка 2016 года). Как видно, участникам движения спидкубинга есть на кого равняться.

Какие существуют алгоритмы сборки кубика Рубика 3х3?

Существует множество способов решить известную головоломку. Разработаны варианты схем сборки кубика Рубика 3х3 как для начинающих, так и для продвинутых людей с усложненными схемами: 4х4, 6х6 и даже 17х17.

Вариант головоломки 3х3 считается любимой классикой у большинства поклонников. Поэтому инструкций как собрать кубик Рубика 3х3 гораздо больше, чем каких - либо еще.

Как должна выглядеть головоломка?

Собрать игрушку по схеме можно лишь из заранее подготовленной позиции. Если узоры на гранях кубика расположены неправильно, то решить его через алгоритм сборки кубика рубика 3х3 для начинающих не получиться. Существует набор таких позиций для разных вариантов решения.

На рисунке изображен или просто "крест" - отправная точка самого простого способа собрать кубик Рубика 3х3. Рекомендуется разобрать и сложить игрушку правильно.

Обозначения схем и способы вращения кубика

Прежде, чем приступить к разборке формул кубика Рубика 3х3, стоит выучить обозначения используемые в спидкубинге. Все движения головоломки обозначаются заглавными буквами. Отсутствие апострофа над символом означает то, что вращение осуществляется по часовой стрелке, если знак есть, то вращать следует в обратном направлении.

Общепринятыми считаются первые буквы английских (или русских) слов обозначающих движения:

  • front - F или Ф - вращение фронтальной стороны;
  • back - B или Т - вращение задней стороны;
  • left - L или Л - вращение левого ряда;
  • right - R или П - вращение правого ряда;
  • up - U или В - вращение верхнего ряда;
  • down -D или Н - вращение нижнего ряда.

Также могут использоваться указатели для изменения положения кубика в пространства - движения перехвата. Здесь тоже все просто, из школьного курса геометрии всем известны оси координат X, Y и Z. Движение X означает, что кубик необходимо повернуть гранью F на место грани U, при сдвиге Y - F становиться на место L, а при вращении Z - F перемещается на R.

Следующая группа обозначений используется редко, ее применяют при составлении схем узоров:

  • M - поворот среднего ряда, между правым (R/П) и левым (L/Л);
  • S - поворот среднего ряда, между фронтальным (F/Ф) и тыльным (B/Т);
  • E - поворот среднего ряда, между верхним (U/В) и нижним (D/Н).

Зачем собирают узоры на гранях кубика?

На встречах по спидкубингу соревнуются не только в решении головоломки, но и в умении составлять различные узоры на кубике Рубика 3х3. Делают это для того, чтобы быстро и просто собирать кубик в нужную позицию.

Существует огромное количество схем по сборке самых разных узоров: "точки", "шахматы", "точки с шахматами", "зигзаг", "мезон", "кубик в кубе в кубе" и многие другие. Только для классической головоломки их существует более 46. Мастера спидкубинга считают зазорным разбирать игрушку. Также составление узоров на кубике Рубика 3х3 - это прекрасный способ тренировки и улучшения навыков.

На рисунке изображены варианты различных узоров головоломки. Далее приведены еще несколько формул для сборки самых интересных рисунков из позиции крест:

  • шахматы - M 2 E 2 S 2 ;
  • зигзаг - (ПЛФТ) 3;
  • четыре z - (ПЛФТ) 3 В 2 Н 2 ;
  • крест Пламмера - ТФ 2 Н"П 2 ФНТ"ФН"ВФ"Н"Л 2 ФН 2 В";
  • кубик в кубе в кубе - В"Л 2 Ф 2 Н"Л"НВ 2 ПВ"П"В 2 П 2 ПФ"Л"ВП".

Алгоритм сборки кубика Рубика 3х3 для начинающих

Хотя способов решения головоломки множество, простые и понятные схемы для новичков найти не так просто. С каждым пройденным этапом сборки, формулы кубика Рубика 3х3 становятся сложнее. Нужно не только правильно изменить узор, но и сохранить то, что сделано до этого. Ниже будет приведен один из вариантов, как легко собрать кубик Рубика 3х3.

Условно весь процесс можно разбить на следующие этапы:

  1. Сборка креста в верхней грани кубика.
  2. Правильное составление всей верхней грани.
  3. Работа над средним слоев.
  4. Правильная сборка ребер последнего ряда.
  5. Сборка креста нижней грани.
  6. Правильное ориентирование углов последней грани кубика.

Решение головоломки - подготовительная работа

Первый этап самый легкий. Новички могут попробовать свои силы и потренироваться в составлении узоров кубика по имеющимся инструкциям, но этот процесс займет много времени.

Нужно выбрать верхнюю грань и цвет, который будет собираться первым. Алгоритм сборки кубика Рубика 3х3 для начинающих разработан с позиции "крест". Сделать его несложно, необходимо выбрать центральный цвет, найти 4 реберных элемента того же оттенка и поднять их на выбранную грань. Цветная стрелочка на картинке указывает на искомую часть. Варианты расположения нужного элемента могут быть разными, в зависимости от этого описаны 2 последовательности действий А и Б. Трудность заключается в том, чтобы продолжить крест по боковым сторонам кубика. Более внимательно рассмотреть конечный вид этапа можно на изображении, размещенном выше.

Решение головоломки - работа над средним рядом

На этом этапе схемы сборки кубика Рубика 3х3 для начинающих необходимо найти и собрать угловые элементы верхней грани. В конечном результате должна быть полностью решена грань с крестом и верхний ряд головоломки.

На изображении приведены три случая возможного узора граней. Выбирая один из способов А, Б или В необходимо собрать все 4 угла кубика. Запоминая алгоритмы вращения и отрабатывая их, приобретаются навыки и мастерство сборки головоломки. Рассматривать формулы и представлять процесс - бессмысленно, гораздо проще взять кубик и попробовать все способы на практике.

Третий этап кажется простым, но это только видимость. Для его решения описаны две ситуации узоров и соответственно составлены две формулы вращения. Применяя их, стоит помнить о сохранении ранее достигнутых результатов. Мастера постоянно держат в памяти 3-4 последних вращений, чтобы в случае неудачи вернуть кубик к первоначальному состоянию.

Для решения головоломки ее нужно вращать по оси координат в поиске необходимых элементов и работы с ними. Такие движения редко отображаются в формулах, только в особых случаях. Рекомендуется начать сборку реберных граней с элементов нижних рядов, после таких вращений все нужные кубики спустятся из среднего в нижний ряд.

Решение головоломки - составление второго креста

На четвертом этапе игрушку переворачивают "вверх тормашками". Решение последней грани - самая сложная часть алгоритма сборки кубика Рубика 3х3 для начинающих. Формулы вращений длинные и сложные, их выполнение потребует особой внимательности. Цель действий - расположить реберные элементы на своих места для дальнейшего составления креста. Ориентация реберных частей может быть неправильной. Формула движений кубика всего одна и применять ее следует пока не будет достигнута цель этапа.

Вращения пятого этапа направлены на разворот элементов правильной стороной. Его особенность заключается в том, что применяется одна и та же формула вращения для всех трех узоров на рисунке, разница лишь в ориентации самого кубика.

Формулы для движений 5 этапа выглядят следующим образом:

  • (ПС Н) 4 В (ПС Н) 4 В" - вариант «А»;
  • (ПС Н) 4 В" (ПС Н) 4 В - вариант «Б»;
  • (ПС Н) 4 В 2 (ПС Н) 4 В 2 - вариант «В».

С Н - это поворот среднего ряда по часовой стрелке, а показатель степени над скобочкой - количество повторений действий в скобках.

Решение головоломки - последние вращения

На шестом этапе, как и на четвертом, нужные кубики расставляются по своим местам, безотносительно их ориентации. Головоломку следует повернуть так, чтобы элемент, который уже на нужном месте, располагался в левом дальнем углу наверху кубика. Варианты, предложенные для решения формулы, зеркально отражают друг друга. Повторять вращения необходимо до достижения желаемого результата.

Седьмой этап самый торжественный и самый трудный. При вращениях кубика нарушения в уже собранных рядах неизбежны. Потребуется полностью сосредоточить внимание на движениях, иначе результат сборки может быть безвозвратно загублен. Как и в пятом этапе, последовательность движений всего одна, но повторяется по 4 раза. Сначала совершаются вращения для ориентации элемента, затем обратные - для восстановления нарушенных рядов.

Не следует забывать о записи движений при помощи знаков английского алфавита. Формулы движений граней и рядов кубика данного этапа выглядят следующим образом:

  • (RF"R"F) 2 U (RF"R"F) 2 - вариант «а»;
  • (RF"R"F) 2 U" (RF"R"F) 2 - вариант «б»;
  • (RF"R"F) 2 U 2 (RF"R"F) 2 - вариант «в».

В - поворот верхней грани на 90 градусов, В" - поворот той же грани против часовой стрелки, а В 2 - двойной поворот.

Сложность этапа в правильной оценке расположения элементов и выборе необходимого варианта вращений. Новичкам бывает трудно сразу правильно определить узор и сопоставить его с правильной формулой.

Кубик Рубика и дети

Хитрая головоломка интересна не только взрослым, но и детям. Мировыми рекордсменами по сборке кубика Рубика становились подростки. В 2015 году Колин Бернс, которому на тот момент было только 15 лет, собрал игрушку за 5,2 секунды.

Простая, но увлекательная игрушка продолжает интересовать подрастающее поколение вот уже 5 десятилетие. Детское увлечение нередко перерастает в профессию. Существуют математические способы оценки решения задач кубика Рубика. Данный раздел математики используют при составлении и написании алгоритмов решения для автоматизированных вычислительных машин. Роботы, которые действительно ищут пути сборки кубика, а не выполняют заранее вбитый алгоритм движений, решают головоломку за 3 секунды, например, CubeStormer 3.

Всем привет. Если вы решили научится собирать кубик Рубика 3х3, то на одном из этапов сборки вам будет очень сложно обойтись без формул. Читать формулы по сборке кубика 3х3 совсем не сложно. Ниже для вас собраны все обозначения при помощи которых можно читать формулы по сборке кубика.


Язык вращения сторон кубика 3х3

Поскольку у кубика Рубика 6 сторон, основных обозначений у нас будет 6.

F – front – фронтальная сторона
B – back – задняя сторона
L – left – левая сторона
R – right – правая сторона
U – up – верхняя сторона
D – down – нижняя сторона

Если после буквы ничего не стоит, то крутим эту сторону по часовой стрелке один раз, как если бы мы смотрели на грань в лицо.
Если после буквы стоит штрих ‘(штрих), значит крутить нужно один раз против часовой, как если бы мы смотрели на грань в лицо.
Если после буквы стоит двойка 2, значит указанную сторону нужно крутить 2 раза (180 градусов).

Вращение основных сторон кубика 3х3 с обозначениями в картинках (для наглядности)







Кроме основных значений есть еще и другие, изучать их нужно в том случае, если вы хотите изучать сложные формулы для спидкуберов.

Буква+w:

Fw – фронтальная вместе со средним слоем
Bw – задняя вместе со средним слоем
Lw – левая вместе со средним слоем
Rw – правая вместе со средним слоем
Uw – верхняя вместе со средним слоем
Dw – нижняя вместе со средним слоем

Fw’ – фронтальная вместе со средним слоем против часовой стрелки
Bw’ – задняя вместе со средним слоем против часовой стрелки
Lw’ – левая вместе со средним слоем против часовой стрелки
Rw’ – правая вместе со средним слоем против часовой стрелки
Uw’ – верхняя вместе со средним слоем против часовой стрелки
Dw’ – нижняя вместе со средним слоем против часовой стрелки

Fw2 – фронтальная вместе со средним слоем на 180 градусов
Bw2 – задняя вместе со средним слоем на 180 градусов
Lw2 – левая вместе со средним слоем на 180 градусов
Rw2 – правая вместе со средним слоем на 180 градусов
Uw2 – верхняя вместе со средним слоем на 180 градусов
Dw2 – нижняя вместе со средним слоем на 180 градусов

Примечание: Раньше такие движения в кубике 3х3х3 обозначались маленькими буквами (r, l, b и т.д.). Однако какое-то время назад из-за путаницы с языком вращений больших кубов (там маленькие буквы обозначают вращения только внутренних слоев) всемирная ассоциация кубика перешла на обозначения Rw, Lw и т.д. Поэтому сейчас правильно обозначать движения какой-либо внешней грани вместе с прилегающей к ней внутренней индексом w. Маленькие буквы остались только для кубика 4х4х4 и обозначают вращения только одного внутреннего слоя, прилегающего к внешнему.

Вращения средних слоев

M – средний слой, находящийся между левым и правым слоями

S – средний слой, находящийся между фронтальным и задним слоями

E – средний слой, находящийся между верхним и нижним слоями

Мирового рейтинга по среднему из пяти результатов уже не оставляет сомнений: если больше 80 человек в среднем укладываются в 12 секунд, очевидно они что-то знают. В этом кратком обзоре я постараюсь приоткрыть секреты скоростной сборки. Сразу оговорюсь, что после прочтения этой статьи вы не станете чемпионами: здесь приведены только основные моменты и ссылки на более подробную информацию. Кроме того, даже после изучения метода полностью вам потребуются долгие тренировки для достижения хороших результатов. Зато вы получите неплохое представление о том, как это делается, и при желании будете знать, куда двигаться дальше. Я думаю, при достаточной усидчивости после нескольких месяцев тренировок многие смогут достичь среднего результата в районе 30 секунд.

Я буду ссылаться в основном на SpeedSolving Wiki и на Badmephisto . Итак, поехали.

Метод CFOP

Наиболее популярным методом скоростной сборки кубика является метод CFOP , он же метод Джессики Фридрих, которая его доработала и популяризовала, хотя свой вклад внесли и другие люди. Если всё делать правильно, в среднем кубик удаётся собрать за 56 ходов (увы не за ). Существуют и другие методы, с помощью которых можно получить неплохие результаты: Petrus , , Roux и т. д. Они менее популярны и ради краткости мы ограничимся рассмотрением метода CFOP.

CFOP - это название четырёх стадий сборки: C ross, F 2L, O LL, P LL:

  • Cross - сборка креста, четырёх рёберных кубиков на нижней грани;
  • F2L (First two layers) - сборка двух слоёв - нижнего и среднего;
  • OLL (Orient the last layer) - правильная ориентация кубиков верхнего слоя;
  • PLL (Permute the last layer) - расстановка кубиков верхнего слоя.
Рассмотрим эти стадии более подробно.
Cross - крест
Цель стадии - правильно разместить четыре рёберных кубика на одной из граней. С этим справится любой, кто умеет собирать кубик хоть как-то, однако собрать крест за несколько секунд не так тривиально. По правилам соревнований перед сборкой вам даётся 15 секунд на изучение комбинации (inspecting), за которые как минимум надо найти эти четыре рёберных кубика, а хорошо бы и составить в голове полную последовательность ходов. Доказано, что для сборки креста на заранее выбранной грани всегда требуется не больше восьми поворотов (поворот на 180° считается за один), причём восемь крайне редко, да и семь нечасто (среднее чуть меньше шести). На практике, чтобы быстро научиться находить оптимальную последовательность, требуется немало тренироваться.

Выбирать грань для сборки креста можно по-разному. Наиболее популярный способ - всегда собирать его на одной и той же грани (часто - на белой). Тогда вы на всех стадиях сборки точно знаете относительное расположение цветов, что облегчает процесс. Некоторые люди собирают первой ту грань, которую легче всего собрать. В среднем это экономит один поворот, однако вам постоянно приходится перестраиваться на другое расположение цветов. Используется также компромиссный вариант - собирать одну из двух противоположных граней (скажем, либо белую, либо жёлтую), тогда набор цветов боковых граней не меняется.

Основная хитрость сборки креста в том, что его надо собирать относительно. К примеру, если вы собираете крест на белой грани и бело-синий рёберный кубик уже на ней стоит белым цветом к белому центру, то вам не так важно, совмещена ли синяя сторона этого кубика с синей гранью. Достаточно поставить бело-зелёный кубик на противоположной стороне, а бело-красный и бело-оранжевый слева и справа. В процессе сборки вы можете крутить белую грань как угодно, а в конце одним движением сразу совместите все боковые центры с кубиками креста. Важно лишь помнить точный порядок цветов на кубике: если смотреть на белую грань, то по часовой стрелке идут синий, красный, зелёный, оранжевый (сзади - жёлтый).

Профессионалы собирают крест на нижней грани. Новичкам это кажется трудно, так как почти не видно, что ты собираешь, однако это даёт большое преимущество при переходе к следующему этапу: вам не надо тратить время на переворачивание кубика, и вы в процессе сборки креста можете заметить расстановку кубиков, нужных для сборки F2L и наметить план дальнейшей сборки.

Некоторые продвинутые хитрости сборки креста описаны в этом видео .

F2L - первые два слоя
Пожалуй, наиболее длинная стадия, цель которой - собрать полностью два слоя: слой с крестом и промежуточный слой. По сути дела вам нужно расставить на места восемь кубиков: четыре угловых нижнего слоя и четыре рёберных боковых в среднем слое. В отличие от методов сборки для начинающих пара (столбик) из углового и рёберного кубика собирается сразу же (то есть надо собрать четыре таких пары). В зависимости от первоначальной расстановки кубиков пары вам нужно применить тот или иной алгоритм (последовательность поворотов). Всего таких алгоритмов больше 40, можно их просто вызубрить , однако почти все они выводятся интуитивно. Есть два простейших случая, когда пара собирается в три движения:

Ещё два случая зеркальны к этим. Все остальные нужно свести к одному из этих четырёх. На это нужно максимум 8 ходов, то есть всего потребуется не больше 11 ходов на столбик. Возможно, вы найдёте не самый оптимальный способ, однако если сперва научитесь интуитивно собирать любую комбинацию хоть как-то, отдельные случаи потом можно посмотреть в шпаргалках.

Основная сложность этапа в том, чтобы быстро находить парные кубики. Они могут находиться в 16 различных местах: 8 мест в последнем слое и 8 в столбиках. Столбики просматривать сложнее, а чем меньше столбиков у вас собрано, тем больше шансов, что в несобранных находятся нужные вам кубики. Если вы при сборке креста не обращали внимания на кубики для F2L, при переходе к этому этапу вы можете потерять много времени просто на поиск. Также не всегда разумно начинать с первой найденной пары: возможно, она собирается длинным алгоритмом, а если начать с другой, то в процессе первая перестроится в более удачную комбинацию.

OLL - ориентация последнего слоя
На этом этапе кубики последнего слоя ориентируются так, чтобы последняя (в нашем случае - жёлтая) грань оказалась собранной. При этом неважно, что кубики по сути не стоят на своих местах: этим мы займёмся на последнем этапе.

Существует 57 различных исходных ситуаций, для каждой из которых есть свой алгоритм сборки, от 6 и где-то до 14 ходов. Необходимо не только выучить все эти алгоритмы, но и быстро идентифицировать, какой из них необходимо применить на данный момент. Вот пример одного из OLL:


Слева на картинке изображена исходная ситуация с точностью до поворота (предполагается, что мы собираем жёлтую грань). Чтобы применить эту OLL, должны совпасть расположения жёлтых квадратиков не только на верхней грани, но и на боковых (квадратики остальных цветов игнорируем). Не всегда требуется сличать кубик со схемой полностью, надо лишь сличить достаточно квадратиков, чтобы отличить от остальных комбинаций. Справа приведено два алгоритма (кому-то удобнее делать один, кому-то другой) в стандартной нотации , внизу номер OLL и вероятность его выпадения. Почти все выпадают с вероятностью 1/54, некоторые с 1/108 и две с вероятностью 1/216 (включая счастливую комбинацию, когда OLL собралась сама).

Начинающим заучивать 57 комбинаций может показаться пыткой, поэтому придуман упрощённый, но более медленный вариант - 2-look OLL. В этом случае OLL разбивается на два этапа, сперва собирается крест, а затем углы. Тут надо заучить лишь 10 алгоритмов (3 для креста, 7 для углов). Набравшись опыта в 2-look OLL, можно неспеша взяться за изучение полного набора. При этом 2-look в любом случае пригодятся: во-первых, они все есть в полном наборе (скажем, если крест собрался сам, то полные OLL совпадают с 2-look OLL для углов), а во-вторых, если вам попался ещё незнакомый OLL, вы можете вернуться к 2-look.

PLL - перестановка последнего слоя
Заключительный этап сборки состоит в том, чтобы расставить кубики последнего слоя на нужные места. Подход примерно аналогичный предыдущему этапу, но комбинаций и алгоритмов здесь меньше, всего 21 (13, если считать зеркальные и обратные за одну). С другой стороны их несколько сложнее опознавать, так как здесь надо учитывать разные цвета, причём цвета на схеме могут не совпадать с вашими цветами (с точностью до циклической перестановки):


Стрелками обозначены кубики, которые переставляет данный PLL. Вероятности большинства комбинаций - 1/18, изредка 1/36 и 1/72 (включая счастливый случай, когда ничего делать не надо).

Опять же предлагается упрощённый вариант - 2-look PLL, когда сперва расставляются углы (две комбинации), а потом центры (четыре комбинации), их довольно легко выучить.

Кубик и смазка

Даже изучив в совершенстве приведённый метод, вы не достигнете хороших результатов с плохим кубиком. Грани кубика должны легко вращаться толчком одного пальца, при этом он не должен быть слишком разболтан. Слои должны висеть на пружинках так, чтобы не до конца повёрнутый один слой не мешал продолжать вращение в другом направлении (в разумных пределах, конечно). У правильного кубика центральные квадратики можно вытащить и подкрутить болты, что находятся под ними. В обычных магазинах сложно найти хороший кубик, рекомендуют заказывать по интернету, например, .

Для достижения наилучших результатов кубик необходимо смазывать. Иногда смазка идёт в комплекте с кубиком, либо покупается отдельно. Подходит силиконовая смазка, которую можно купить в автомагазинах.

Вращения кубика

Вращение всего кубика в руках (а не отдельных граней) отнимает существенное время, поэтому при сборке его стараются как можно сильнее избегать. Скажем, на этапе F2L порой проще собирать столбик в дальнем от себя углу, не видя его, чем поворачивать кубик этим столбиком к себе. На этапе OLL, чтобы повернуть кубик так, как в схеме алгоритма, достаточно покрутить верхний слой, а не крутить весь кубик целиком - это быстрее (положение верхнего слоя относительно нижних на этом этапе не важно).

Look ahead - заглядывание вперёд

После завершения очередного этапа вы должны без паузы переходить к следующему. Пока вы на автомате выполняете очередной алгоритм, у вас голова свободна. Используйте это время, чтобы найти кубики, важные для следующего этапа, и понять, какой из алгоритмов вам придётся использовать дальше.

Fingertricks

Также ключ к значительному ускорению сборки - это fingertricks, умелое использование всех пальцев для вращения. Некоторые частоиспользуемые комбинации выполняются молниеносно, 5 поворотов в секунду и выше, если правильно использовать пальцы. Обратите внимание: не всегда более короткий алгоритм делать быстрее; может оказаться. что придётся делать неудобные повороты. У BadMephisto несколько видеозаписей посвящено fingertricks, например, рассказывается про F2L.

Практика

Без длительных тренировок ничего не выйдет. Приготовьтесь, что кубик придётся собирать тысячи раз.