ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как правильно играть в цивилизацию 3. Маленькая стратегия большого развития для начинающих

Итак, что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько, ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и эллины, все под грехом.

Апостол Павел


С выходом последнего дополнения «Conquests» в игру было добавлено сразу семь новых наций. Вкупе с основными цивилизациями и теми, которые привнес в игру expansion pack «Play The World», общее их количество превысило три десятка. Как правило, у начинающего игрока разбегаются глаза от такого многообразия. Обычно просыпается патриотизм, и выбор падает на русских. А вот что делать потом, когда игру захочется пройти еще раз? Не затеряться в огромных просторах национальных различий поможет статья, в которой подробно изложены все особенности каждой из представленной в игре цивилизации.

Сразу оговорюсь, что победить можно абсолютно любой нацией. Но, за счет известных перед стартом преимуществ, вы сможете быстрее добиться поставленной цели, подогнав свой стиль игры к особенностям выбранной расы (или наоборот). Так, если вы хотите достичь культурной победы, то осуществить задуманное можно и монголами, но только кто вам мешает выбрать вавилонян? Не последними определяющими факторами для выбора расы будут параметры карты (в основном, ее размер) и установленный уровень сложности.


ПРЕИМУЩЕСТВА
Нация Агрес-
сив-
ность
Преимущества Науки на старте Культура Любимое / Нелюбимое правительство Особый воин Вместо кого
Американцы 3 Экспансия, промышленность Америка Демократия / Коммунизм F15 Fighter (8/4/9/6/0/2, 100) Jet Fighter (8/4/9/3/0/1, 100)
Англичане 3 Коммерция, мореплавание Гончарное дело, алфавит Европа Демократия / Деспотизм Man-o-War (4/2/6/4/1/2, 65) Frigate (3/2/5/3/1/2, 60)
Арабы 4 Религия, экспансия Погребальная церемония, гончарное дело Ближ.Восток Республика / Деспотизм Ansar Warrior (4/2/3, 60) Knight (4/3/2, 70)
Ацтеки 4 С.-хоз., война Америка Деспотизм / Монархия Jaguar Warrior (1/1/2, 15) Warrior (1/1/1, 10)
Вавилоняне 4 Религия, наука Обработка бронзы, погребальная церемония Ближ.Восток Монархия / Деспотизм Bowman (2/2/1, 30) Archer (2/1/1, 30)
Византийцы 3 Наука, мореплавание Обработка бронзы, плфавит Средиземноморье Республика / Феодализм Dromon (2/1/3, 30) Galley (1/1/3/, 30)
Викинги 4 Война, мореплавание Кодекс воина, гончарное дело Европа Монархия / Республика Berserk (6/2/1, 70) Longbowmen (4/1/1, 40)
Германцы 5 Война, наука Кодекс воина, обработка бронзы Европа Республика / Коммунизм Panzer Tank (16/8/3, 100) Tank (16/8/2, 100)
Голландцы 3 Мореплавание, с.-хоз. Алфавит, гончарное дело Европа Монархия / Деспотизм Swiss Mercenary (1/4/1, 30) Pikeman (1/3/1, 30)
Греки 3 Наука, коммерция Обработка бронзы, алфавит Средиземноморье Демократия / Деспотизм Hoplite (1/3/1, 20 Spearman (1/2/1, 20)
Египтяне 3 Религия, промышленность Погребальная церемония, каменная кладка Средиземноморье Деспотизм / Республика War Chariot (2/1/2, 20) Chariot (1/1/2, 20)
Зулусы 5 Война, экспансия Кодекс воина, гончарное дело Ближ.Восток Деспотизм / Республика Impi (1/2/2, 20) Spearman (1/2/1, 20)
Индусы 1 Религия, коммерция Азия Демократия / Деспотизм War Elephant (4/3/2, 70) Knight (4/3/2, 70)
Инки 3 Экспансия, с.-хоз. Гончарное дело, каменная кладка Америка Коммунизм / Республика Chasqui Scout (1/1/2, 20) Scout (0/0/2, 10)
Ирокезы 2 С.-хоз., коммерция Погребальная церемония, алфавит Америка Коммунизм / Монархия Mounted Warroir (3/1/2, 30) Horseman (2/1/2, 30)
Испанцы 3 Религия, мореплавание Алфавит, погребальная церемония Европа Монархия / Деспотизм Conquistador (3/2/2, 70) Explorer (0/0/2, 20)
Карфагеняне 2 Мореплавание, промышленность Алфавит, каменная кладка Средиземноморье Республика / Коммунизм Numidian Mercenary (2/3/1, 30) Spearman (1/2/1, 20)
Кельты 4 Религия, с.-хоз. Погребальная церемония, кодекс воина Европа Деспотизм / Республика Gallic Swordsman (3/2/2, 50) Swordman (3/2/1, 30)
Китайцы 2 Война, промышленность Каменная кладка, кодекс воина Азия Коммунизм / Монархия Rider (4/3/3, 70) Knight (4/3/2, 70)
Корейцы 2 Наука, коммерция Алфавит, обработка бронзы Азия Монархия / Республика Hwacha (1/8/1/1/1, 40) Cannon (1/8/1/1/1, 40)
Майя 3 Промышленность, с.-хоз. Гончарное дело, каменная кладка Америка Феодализм / Демократия Javelin Thrower (2/2/1, 30) Archer (2/1/1, 30)
Монголы 5 Война, экспансия Кодекс воина, гончарное дело Азия Деспотизм / Демократия Keshik (4/2/2, 60) Knight (4/3/2, 70)
Османы 3 Наука, промышленность Ближ.Восток Республика / Деспотизм Sipahi (8/3/3, 100) Cavalry (6/3/3, 80)
Персы 4 Наука, промышленность Обработка бронзы, каменная кладка Ближ.Восток Монархия / Республика Immortal (4/2/1, 30) Swordman (3/2/1, 30)
Португальцы 3 Мореплавание, экспансия Алфавит, гончарное дело Европа Демократия / Фашизм Carrack (2/2/4, 40) Caravel (1/2/4, 40)
Римляне 4 Война, коммерция Кодекс воина, алфавит Средиземноморье Республика / Коммунизм Legionary (3/3/1, 30) Swordman (3/2/1, 30)
Русские 4 Наука, экспансия Гончарное дело, обработка бронзы Европа Коммунизм / Демократия Cossack (6/3/3, 80) Cavalry (6/3/3, 80)
Французы 1 Коммерция, промышленность Алфавит, каменная кладка Европа Республика / Монархия Musketeer (2/5/1, 60) Musket man (2/4/1, 60)
Хетты 4 Коммерция, экспансия Гончарное дело, алфавит Ближ.Восток Фашизм / Республика Three-Man Chariot (2/2/2, 30) Chariot (1/1/2, 20)
Шумеры 2 Наука, с.-хоз. Гончарное дело, кодекс воина Ближ.Восток Монархия / Республика Enkidu Warrior (1/2/1, 10) Warrior (1/1/1, 10)
Японцы 4 Религия, война Колесо, погребальная церемония Азия Монархия / Республика Samurai (4/4/2, 70) Knight (4/3/2, 70)

Характеристики всех наций вы найдете в таблице. В ней не указан только один пункт — приоритетные постройки. Он никоим образом не способен повлиять на ваш выбор, а только показывает, что свойственно строить AI, управляющему данной нацией. Так, к примеру, англичане под предводительством компьютера будут чаще создавать морских бойцов, культурные и торговые усовершенствования. Вы же, управляя этими же англичанами, сами решаете, что приоритетно производить.

Разберемся теперь с тем, что же представлено в таблице и как это влияет на игру. Для начала — о преимуществах. Каждая нация имеет по два из восьми возможных навыков. Ниже — подробнее о том, что дает каждый из них.

Преимущества

Сельское хозяйство (Agricultural)

Центральные клетки всех городов цивилизации и орошенные пустыни дают +1 к пище. Из городских усовершенствований удешевляются (то есть производство постройки будет требовать в два раза меньше щитов) акведуки, станции переработки отходов и солнечная электростанция. Сельское хозяйство ценно только на старте игры.

Начальная наука — гончарное дело.

Коммерция (Commercial)

Кроме пониженного уровня коррупции, цивилизации получают в центре каждого города дополнительную единицу торговли. Удешевляются базары, банки, гавани, аэропорты. Очень неплохо. Обязательно попробуйте в сочетании с наукой.

Начальная наука — бронза.

Экспансия (Expansionist)

Нация начинает игру с бесплатным разведчиком и возможностью их постройки в будущем. Пассивные варвары становятся дружелюбнее, в результате чего экспансионистам обеспечены хорошие подарки из деревень. А это, как минимум, парочка дополнительных наук на старте. Если же сразу построить еще одного-двух разведчиков — можно здорово обогнать соперников в развитии. Как и сельское хозяйство, экспансия позволяет усилить начальное развитие нации, но со временем становится абсолютно бесполезным свойством. Если же размеры карты велики, то экспансионисты имеют очень хороший шанс вырваться вперед на лаве научных открытий и к тому же наварить на торговле контактами.

Промышленность (Industrious)

Рабочие в два раза быстрее справляются со своими заданиями, а производство в центре всех городов возрастает на один щит. Очередное преимущество, которое позволит совершить прорыв в начале игры, но ценности оно не утрачивает как минимум до демократии. К тому же удешевляет фабрики и электростанции, что позволяет достичь одномоментного преимущества на этапе открытия индустриализации.

Начальная наука — каменная кладка.

Война (Militaristic)

Удешевляются казармы, стены, установки SAM, прибрежные крепости, гавани и аэропорты. Но что, пожалуй, самое главное — это в два раза больший шанс поднятия в звании победоносного бойца: Призывной > Регулярный > Ветеран > Элита. Военные нации не должны забывать о культуре, поэтому лучшим образом с рассматриваемым преимуществом сочетается религия и наука.

Религия (Religious)

Религиозным цивилизациям дешевле обходится постройка храмов и соборов. Главное достоинство — это отсутствие анархии в промежутках между сменой правительства. Таким образом, вы можете свободно менять формы правления, как перчатки (на вас напали — ставим коммунизм, помирились — возвращаемся к демократии), исключая тем самым возможность стагнации из-за военной усталости.

Наука (Scientific)

В начале каждой эры научным нациям достается еще одна технология. Всего эр четыре (Ancient, Renaissance, Industrial, Modern), следовательно, и наук вы получите столько же. Отмечу также, что «умные» цивилизации имеют более высокий шанс появления научного лидера, который может родиться каждый раз, когда ваша цивилизация открывает какую-либо технологию первой. Плюс удешевляются библиотеки, университеты и научные лаборатории. Без сомнений, наука — отличное преимущество.

Мореплавание (Seafaring)

Стартовый поселенец появляется на берегу моря. Все прибрежные города получают плюс в торговле, корабли ходят быстрее и имеют меньше шансов затеряться в океане. Удешевляется постройка гавани, прибрежной крепости, коммерческого дока и береговой платформы. Не знаю, как вы, но я в те времена, когда «корабли имеют шансы затеряться в океане», сижу у себя дома и клепаю поселенцев. Удешевленные постройки не относятся к категории первой необходимости, а прибавки в торговле проще добиться другими способами. В общем, на любителя, хотя снова все зависит от типа карты.

Золотой век

От преимуществ выбранной нации зависит, когда может начаться золотой век цивилизации. Событие сие очень важное и бывает раз в истории, поэтому лучше к нему подготовиться по полной программе. Чем так замечателен золотой век? А тем, что в течение двадцати ходов каждая клетка, используемая городом, производит одну дополнительную единицу торговли и производства. Этот период расцвета цивилизации может быть случайным образом вызван каким-либо «победным» событием. Например, вступление в золотой век военной нации может спровоцировать победоносный элитный воин. Сиречь вы можете с некоторой долей вероятности влиять на время появления золотого века. Ведь будет обидно, если золотой век пройдет слишком рано (какой от него толк для миниатюрной цивилизации?), поэтому лучше отложить «славные времена» для того, чтобы вы могли выжать из него все полезные свойства по полной программе.

Как вы, без сомнения, догадываетесь, вероятность наступления золотого века напрямую связана с тем, когда он был у этой цивилизации в реальности. Другими словами: хотя теоретически у Америки золотой век может вызвать любое «экспансивное» или «промышленное» чудо, реально шансы на то, что он случится ранее вступления в индустриальную эпоху, очень близки к нулю.

Да, и еще: строя чудо, которое «в реальности» было именно у этого народа (пирамиды — у египтян, Колосс — у греков...), вы почти гарантированно включаете золотой век, если оно вообще умеет его включать у цивилизаций этого типа.

Взаимоотношения с другими

Каждая нация в «Civilization III» относится к одной из пяти культурных групп. Расы в одной группе используют одинаковые модели городов на экране, имеют тенденцию располагаться рядом и лучше относятся друг к другу. Отношения AI — это вообще отдельная тема для статьи, поэтому попробую вкратце объяснить основы. Компьютер может к вам относится одним из пяти способов: любезно (от 11 и больше), вежливо (от 1 до 10), осторожно (0), раздраженно (от -10 до -1) и яростно (меньше -11). Цифры в скобках символически показывают уровень отношения. На старте игры все цивилизации имеют к вам отношение 0, то есть все осторожны. На первом же ходу отношение изменяется: если вы из одной культурной группы с AI, то к рейтингу отношения прибавляется один пункт. В результате французы на старте будут вежливы по отношению к голландцам, ирокезы — к американцам и так далее.

Уровень агрессивности также влияет на отношение AI. Здесь цифры уже зависят от установленной сложности игры. Кроме того, значение агрессивности поможет вам сразу же определить, кто из соседей будущий друг, а кто враг. Так от монголов следует ожидать гадостей с большей вероятностью, чем от индусов. Вот вы и решайте, кого «убрать» в первую очередь.

Любимое и нелюбимое правительство опять же влияет на отношения к вам компьютера. Так, если и вы, и компьютер на одной форме правления, то рейтинг отношения получает +1. Ну, а если это правительство еще и «любимое» AI, то отношение улучшается сразу на пять пунктов. Обратная ситуация складывается при нелюбимом правительстве — рейтинг ухудшается на четыре позиции. Происходит сие неприятное действие в случае, если вы на форме правления, которую избегает AI.

Уникальные воины

Наконец, последний пункт, отличающий нации друг от друга — это специальные войска. Все просто — какой-либо спецвоин заменяет стандартного бойца. Здесь ребята из Firaxis снова сделали ставку на историческую достоверность. Ну, к примеру, каким родом войск в свое время отличились римляне? Легионеры. Вот они и заменяют обычных мечников, превосходя своего собрата в характеристике обороны. Все вроде бы логично, однако придется сделать примечание к табличным данным. Дело в том, что кроме атаки, обороны, количества ходов, стоимости производства и прочих стандартных характеристик, есть еще и отдельные особенности некоторых боевых единиц. Какие именно, смотрите ниже:

    Man-o-War может порабощать.

    Berserk может атаковать прямо с моря.

    Panzer Tank способен атаковать три раза за ход.

    War Chariot не может передвигаться по горам, вулканам, джунглям и болотам без дорог.

    War Elephant не требует ресурсов железа и лошадей.

    Conquistador требует ресурс лошадей, по всем клеткам передвигается, как по дорогам.

    Hwacha может атаковать с моря и убивать вражеских бойцов, вместо железа требует селитру.

    Javelin Thrower может порабощать.

    Keshik не требует железа, по горам передвигается, как по равнине.

    Carrack не тонет в океанских квадратах.

    Cossack способен атаковать два раза за ход.

    Samurai не требует ресурса лошадей.

Ресурсы

Многие наивно полагают, что вышеперечисленным и исчерпываются различия между цивилизациями. Но это не так...

Англичане, к примеру, были бы воистину жалкой нацией: довольно слабые преимущества (мореплавание — едва ли не самое бестолковое из них) и морской уникальный боец (это — недостаток почти всегда, потому что 90% сражений все-таки ведется на суше). Однако, как ни странно, даже на соревнованиях по «Civilization» находятся «мазохисты», которые берутся выиграть за Англию. Почему бы это?

А потому, что англичане всегда или почти всегда получают превосходный набор стратегических ресурсов: пару угольных рудников + железо прямо около столицы. А это дает возможность сделать впоследствии город, который по производительной мощи превзойдет большинство конкурентов (Iron Works!).

Правда, все эти наблюдения верны не всегда, и, что хуже, могут меняться от патча к патчу. Однако некоторое представление о происходящем могут дать помещенные в этой статье таблицы. Они получены статистическим исследованием множества случайно созданных карт.

Как пользоваться таблицей? Очень просто. Буква Ч — «часто» — означает, что этот ресурс у расы обычно близко к столице, и вряд ли придется отбивать или покупать его у соседей. И — «иногда» — ресурс встречается время от времени, чаще всего на границе изначальной области распространения. Р — «редко» — за него, вероятно, придется воевать.


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Нация Алюминий Железо Лошади Нефть Резина Селитра Уголь Уран
Американцы Ч Ч Р Ч И Ч И Ч
Англичане И Ч Ч Ч И Ч Ч И
Арабы И Ч Ч Ч И И Ч И
Ацтеки И Ч И Ч Ч Ч Ч И
Вавилоняне Р И Ч Ч И И Р Р
Византийцы И Ч Ч Ч Ч И И Ч
Викинги И Ч И И И И И Ч
Германцы Ч И Р И И Ч Ч Р
Голландцы Р И И Р И И И И
Греки Р И И Р Р Ч Р Р
Египтяне Р И Р Р Р Ч Р Р
Зулусы Р Ч Ч Р И И И И
Индусы И И Р Р И Ч Ч Р
Инки Р Р Р И Ч Ч Р И
Ирокезы И Ч Ч Ч И Р Ч Ч
Испанцы Р И И Р Ч Р И И
Карфагеняне Р И И И И Ч Р И
Кельты Р И Ч И Р И Р Р
Китайцы Ч И Р И И Р Р Р
Корейцы И Р Р Р Ч Р Ч Ч
Майя Р Ч Р И Ч Ч И Ч
Монголы Р Ч Ч И Р И Ч Р
Османы Р И Ч И Р И Р Р
Персы Р И Ч Ч Ч Р И Ч
Португальцы Ч И И Ч И Ч Р Ч
Римляне Ч И Ч И Ч Р Ч И
Русские И И Ч Ч И Ч И Ч
Французы Ч Р И Р И И Ч Ч
Хетты Ч Ч Ч Р И И Р Ч
Шумеры И И Ч Ч Р И Р Ч
Японцы Р И И Р Р Ч Ч Р

Греки — одна из самых бедных стратегическими ресурсами наций в игре.

Из них видно, например, что одна из лучших по преимуществам рас — вавилоняне — испытывает необходимость в экспансии, потому что со стратегическими ресурсами у нее беда (сравните их строчку с «богатыми» расами — скажем, с англичанами или арабами).

Есть от этой таблицы и еще одна польза. Если, к примеру, вы ожидаете дефицита каких-то ресурсов, но технологию, которая вам их покажет, еще не изучили — где их лучше искать?

Например, вы играете за римлян. И справедливо опасаетесь, что в век пороха у вас будут проблемы — селитру римлянам «завозят» редко. Ваши соседи — русские и корейцы, обе расы «в силе» как раз в век пороха, и с кем-то из них надо воевать... При прочих равных, предпочтительная цель — русские, у них намного чаще находится искомая селитра.

Конечно, это всего лишь вероятности. И для выбора расы лучше все же основываться, в первую очередь, на ее неизменных характеристиках. Но все же стоит помнить о «нищете» вавилонян, французов и некоторых других народов — и богатстве ацтеков, арабов, англичан...


РОСКОШЬ
Нация Благово-
ния
Вино Драгоцен-
ности
Краски Мех Пряности Слоновая кость Шелк
Американцы И И И Ч И И И Р
Англичане Р Ч И Р Ч Р Ч Р
Арабы И И Ч Ч И Ч Ч Р
Ацтеки Р И Ч Ч Р Р Р Р
Вавилоняне Р Ч Р Р Ч Ч Ч Ч
Византийцы Ч Ч И Р И И Р Ч
Викинги Р Р Ч Р И Ч Ч И
Германцы И Ч Р Ч И Р И Ч
Голландцы Р Р Ч Ч Р И Р И
Греки И Ч Р Р Р Р Р Р
Египтяне И Р Р Р Р Р Ч Ч
Зулусы Ч Р Ч И Ч И Ч Р
Индусы Ч И И И Р Ч Ч Р
Инки Ч Р Ч Р Р Р Р Ч
Ирокезы Р Р Р Р Ч И Р Ч
Испанцы Р Ч И И И Ч Р И
Карфагеняне Р Ч Ч Р Р Р Р Р
Кельты Р И Ч Р Ч Р Р Р
Китайцы Ч И Р Ч Р И И Ч
Корейцы Ч Р Р Ч И И Р Ч
Майя И И И Р Р И Ч Р
Монголы Ч Р Р Р Ч Р Р И
Османы И И Р Ч Р И Р Р
Персы Ч Ч Р И Р Ч И Ч
Португальцы Р Р Ч Ч И Р И Р
Римляне Р И Р Р Ч Р Р Р
Русские Р И И Р Ч Р Ч Р
Французы Р Ч И И И И Р Р
Хетты Р Р Р Р Р Ч Р И
Шумеры Р Р Ч Р И Р Р И
Японцы Ч И Р Р Ч Р И Ч

Olgerd : Начинаю игру так — строю город там, где выпало. (Если попадается деревенька в пределах границ первого города — трачу 1 ход дабы рабочим забрать её.) Как правило выпадает в хорошем месте с одним-двумя спецресурсами (типа Cuttles-Fish) также как правило только при постройке имеем строительную скорость 15 ходов на сеттлера.

Строим сеттлера, рабочим копаем дорогу к ресурсу (либо обрабатываем grassland) далее на ресурсе строим шахту и продолжаем строить дорогу по направлению к будущему нашему второму городу.

Да, науку первым же ходом ставим на 100% и выбираю исследование так: Алфавит -> Письменность -> Философия. Да, не забываем понижать стоимость расходов на науку до минимума при остатке 1 ход на открытие! (см. )

Строится сеттлер, он отправляется по дорожке к месту постройки второго города (уже будет где-то 3050-3000гг до н.э.). Ставиться второй город. Его задача — строить чудо. Теперь очень желательно найти где-либо поблизости любую роскошь. Если есть и близко — то рабочий строит до него дорогу и ждет появления второго сеттлера, и тот должен поставить город так, чтобы ресурс попадал в его границы.

Со столицей могут быть вариации: либо строить сеттлера, либо же начать строительство амбара, либо же строить воина, отправлять его на разведку и ждать пока накопиться пища. Храмы пока что строить нецелесообразно, т.к. потеряется драгоценное время в начале, когда надо захватить как можно большую территорию и построить как можно больше городов.

Обычно я строю сеттлера, хотя выгодней строить амбар. Во 2 городе тем временем активно идет строительство сеттера (если это возможно, если же невозможно то лучше всего начать строить что-то типа Пирамид-Оракула, дабы копить щиты на Великую Библиотеку (ВБ)).

Подобным образом, к открытию Философии я имею обычно 5-6 городов и полудостроенное Чудо во 2 городе. В остальных городах, если это возможно строятся сеттлеры + копейщики. Открывается Философия, в качестве халявной науки выбирается Литература и чудо во 2 городе переключается на ВБ, причем как бы не было жалко — оно того стоит. Малейшее промедление будет наказано тем, что комп построит ВБ раньше и будет безнадежное отставание по науке.

Рабочий должен соединить дорогами все города, дабы сеттлеры бегали быстрее и в случае шухера подмога пришла в кратчайшие сроки.

Дальнейшие приоритеты развития науки зависят от ситуации на карте и от личных предпочтений. Если война, то в сторону Обработка Железа -> Колесо -> Монархия, если в развитие: Свод Законов -> Республика далее Construction.
Hedgehog : Начинаю также. Нецелесообразно тратить ходы в самом начале игры для путешествий сетлера в поисках лучшего места.

1. Первым дело лучше строить воина, т.к. во-первых, городу нужны воины, чтобы поддерживать порядок во времена анархии (довольные лица), а во-вторых, население города тем временем прирастает (а всем известно, что сетлер не построится, если население не будет хотя бы 3). Потом, в зависимости от ситуации стою либо амбар, либо еще воина, либо храм, а только потом сетлера.
2. В начале игры лучше всего стоить дороги на хороших клетках, обрабатываемых городом (с двумя щитами). На таких клетках нет смысла строить шахту, т.к. во время анархии она не даст дополнительных щитов.

Вот и неправда! Храмы строить очень даже стоит. Благодаря этому расширится культура, а значит и границы города, что позволит ему выбирать лучшие клетки и быстрее работать и прирастать.

BOPOH : Верное замечание. Добавлю, что чем раньше был построен храм, тем раньше он начнет приносить 4 очка культуры за ход вместо 2 (как обычно). Т.е. культурные сооружения приносят двойное количество очков культуры, если им исполнилось 1000 лет.
А обстоятельства могут сложиться так, что кроме как культурой выиграть нельзя.
Благодаря храму придется меньше денег тратить на развлечение, меньше будет горожан-халявщиков-артистов 😉

Dark Phoenix : Начинайте игру с максимумом цив на громадной карте, стройте воина и идите убивать врагов (обычно у него в городе по 1 воину.) Так вы сможете захватить много городов (с использованием сейвов конечно!)

olegg : Лично играя с компом на огромной карте на сложности монарха, сразу же начинаю строительство армии(другие города и предприятия не строю) и сразу иду войной на своего соседа его армия не может сдержать натиск моих войск, и в результате я его громлю, захватил все города, да еще и в придачу лишился своего будущего врага — соседа который не давал бы мне в дальнейшем эффективно развиваться, и вот оплот будущего экономического рывка создан начинаешь делать много рабочих и строишь дороги ну короче на экономику работаешь… Но нельзя этим увлекаться эта стратегия работает в определенных ситуациях.

Советуем почитать:

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 14 человек(а).

В игру Сида Мейера «Цивилизация 3» достаточно трудно даже просто играть, не говоря уж о том, чтобы выиграть! Несмотря на то, что пошаговая модель Цивилизации отмечена наградами, в ней также присутствуют варвары, соперничающие народы, бунты, стихийные бедствия и болезни, с которыми нужно бороться. Если вы чувствуете, что злитесь и входите в ступор из-за того, что на вас напали слева, справа и по центру или потому, что у вас всего три города на карте, не пугайтесь, ведь инструкция «Как выиграть в «Цивилизации 3» здесь!

Шаги

    Начните игру (если у вас есть копия игры). Предпочтительно это сделать на самом легком уровне, если вы новичок. Таким образом, со временем вы сможете добраться до самых сложных уровней. Выберите в игре 4-6 других наций, чтобы с ними сразиться; так вам будет легче одержать дипломатические победы, создать союзы и торговать. В дополнение к этому, единственная настройка, о которой вы должны знать – устройство империи (а именно количество континентов и их тип). Выбор одного или нескольких континентов предпочтительнее, так как, выбрав острова, вам придется освоить мореплавание и океанские маршруты, что намного сложнее, чем простое передвижение по земле. Вы также должны выбрать, за какую нацию хотите играть. Хотя можно играть за все нации и, по идее, любая из них может выиграть в этой стратегии, американцы – лучший выбор. У них есть бонус «Трудолюбие» (их работники работают с удвоенной скоростью в течение половины игры и бонус «Экспансионист» (бесплатный разведчик в начале игры). Хороши и другие народы: англичане, ирокезы, русские и зулусы, у которых есть сходные черты. Немцы тоже хороши, потому что они ученые и лучше разбираются в технологиях. Они также трудолюбивы и у них есть специальное подразделение по замене реактора.

    Начните игру. Вашим первым заданием будет создание столицы. Обычно этого можно добиться, осев на месте, но иногда лучше пройти немного вперед. Никогда не используйте поселенца для исследования племенных поселений, поскольку там могут находиться варвары, а поселенец будет без защиты.

    Познакомьтесь с советниками вашей цивилизации. Они доступны в верхнем левом углу экрана, там же вы можете найти информацию о ваших торговых, военных, дипломатических, научных и культурных достижениях и статистику. Игра пошаговая, так что не волнуйтесь о времени, потраченном на изучение свойств (и, возможно, Цивилопедии, которая помогает разобраться в терминах игры, улучшениях и юнитах). Вы должны тратить около 50-60% дохода на науку (вы даже можете их увеличить на 70%, когда вам срочно понадобится новая технология) и всегда ставьте долю бюджета, идущую на счастье, равной нулю, так как улучшения городов в сочетании с Чудесами позаботятся о счастье людей. На данный момент ваше правительство будет деспотическим государством, но это вскоре изменится.

    Задействуйте разведчика (полагаем, что вы выбрали цивилизацию, у которой есть такая опция). Его можно использовать для исследования окружающей территории, контактов с соперниками и, самое главное, для исследования поселений. Это очень важно – ведь деревни дадут вам богатство, технологии, воинов и карты. Чтобы выиграть, вы должны первыми найти немало лагерей. К концу начального этапа игры вы должны иметь хотя бы несколько дополнительных воинов, несколько исследованных технологий, большую исследованную область карты и немного золота.

    Сосредоточьтесь на столице. Первое, на что вы должны сделать акцент – это войска для ее защиты. После того, как вы это сделали, вам нужно построить поселение, поскольку у вас некоторые крупные проекты впереди, для которых вам понадобится ваша столица. После того, как вы создали поселение, пусть ваш поселенец построит город неподалеку (Вы уже немного изучили территорию и знаете, где есть хорошие места) и теперь ваш капитал может свободно создавать Чудеса. Этот второй город будет в результате городом-побратимом и поможет получить пару рабочих, возможно несколько военных и наконец, у вас появится еще один поселенец, которого можно отправить на строительство и продолжить цикл, так что вы сможете сосредоточиться на улучшениях и Чудесах.

    Откройте для себя новые технологии, проконсультировавшись с советником по науке. Создайте прямую линию для письма и литературы, это даст вам доступ к Большой Библиотеке, которая отлично подойдет для дальнейших достижений в технологии (См. далее). Если у вас их еще нет, получайте Обработку Бронзы. Что в свою очередь дает вам доступ к Копьеносцам, которые являются лучшими защитниками на ранних этапах игры; вам понадобится лишь по одному копьеносцу в городе в отличии от военных, которые лучше всего проявляют себя в бою. Хотя это и не самые необходимые технологии, у вас появится Обработка Железа и Колесо для работы с железной рудой и соответственно на карте появятся лошади, и вот что действительно полезно при выборе новых мест для строительства будущих городов (Железо – основной ресурс и должно приобретаться по любой цене). Это твердое начало; данные технологии – ключевые, хотя вы можете отправиться и за другими, если пожелаете.

    Создание Чудес. К этому моменту у вас должна быть технология, которая позволяет строить Пирамиды и, возможно, даже Колосс. Пока не беспокойтесь о Колоссе, поскольку соперники смогут его построить намного позже, а у вас, вероятно, еще нет приморского города. Тем не менее начинайте строить Пирамиды прямо сейчас! Как только ваш поселенец построил поселение, как было упомянуто ранее, начинайте строить Пирамиды. Это Чудо является ключевым, поскольку оно гарантирует вам зернохранилище в каждом городе на континенте и экономит вам время на их строительство. В дополнение к этому, Пирамиды никогда не устаревают с любыми технологиями, так что эта опция будет работать на протяжении всей игры. Если вы их постоите, то вы можете даже не узнать, что вы могли бы строить зернохранилища, поскольку они будут созданы для вас автоматически. После этого Чуда, ваша столица поможет улучшить города и, возможно, нового поселенца для выполнения новых заданий по получению Чуда. Если вы играли правильно, то у вас должны быть технологии для строительства Большой Библиотеки. Это Чудо будет приносить вам новые технологии, как только еще две цивилизации будут открывать ее. Это означает, что у вас всегда будут новые технологии, и вы не будете отставать от своих конкурентов (Хотя на самом деле, вы сами задаете темп). Есть так же Оракл, который очень полезен и Колосс. Обычно Колосс запускает Золотой век для вашей цивилизации, поскольку это чудо имеет такой эффект на вышеперечисленные нации. После того, как вы завершили эти первые чудеса, вы можете расслабиться на некоторое время и просто создать еще одно по мере появления.

    Продолжайте строить. Это означает, что каждый раз когда вы строите город, после создания войск, которые его займут, вы должны строить новое поселение. Затем повторите еще раз. Стройте города там, где хорошие ресурсы или ключевые особенности. Не стройте город слишком далеко от остальных или слишком близко к противнику, если вы только вы не хотите остановить продвижение его городов по вашей территории. Идеальный город должен иметь доступ к ирригации, иметь много открытых лугов и равнин, возможно, небольшой ресурс для защиты (леса или холмы), некоторые ресурсы, такие как пшеница или крупный рогатый скот, и быть в дали от затопляемой территории или джунглей, поскольку через них распространяются болезни по всему городу. Помните, число городов действительно может повлиять на вашу оценку и на то, насколько вы успешны – так что, если есть возможность построить город – стройте.

    Будьте дипломатичны с врагами, поскольку будет катастрофа, если вы развяжете войну в самом начале игры. Если у вас достаточно городов, то вы должны быть готовы мирится с другими, поскольку они будут слишком напуганы, чтобы объявлять вам войну. Станьте хорошими союзниками с одним из конкурирующих лидеров; вам они понадобятся в будущем для торговли во время войны. Однако, не выбирайте в союзники самую большую нацию, как и самую маленькую – остановитесь на золотой середине, если вы не можете решить, выбирайте ближайшую к себе нацию, если вы совместно объявите кому-то войну, то она будет служить буферной зоной.

    Создавайте рабочих, поскольку за их счет вы можете победить. Американские рабочие работают с двойной скоростью на раннем этапе игры, так что вы сможете создать вашу цивилизацию достаточно быстро, если выберите эту нацию. Вам понадобится по крайней мере один или два рабочих на город и несколько для обустройства дорог вокруг. Убедитесь, что все города соединены дорогами для торговых целей, а иногда и автоматизируйте их (имейте в виду, что автоматизация рабочих сэкономит вам время и принесет в основном пользу, но не доверяйте им строить железные дороги). При разработке городских районов при помощи рабочих, имейте в виду, что их улучшение способствует производительности города. К каждой городской площади должна вести дорога для торговли, все равнины и пастбища должны быть орошены, если это можно сделать и все холмы и горы должны быть с шахтами, чтобы производить защиту. Если в окрестностях много лесов, вырубите их часть; одного или двух лесных массивов будет достаточно, большую часть должны занимать луга.

    Будьте начеку гражданских беспорядков! Это может приостановить рост городов, как правило, из-за перенаселения. Попробуйте усмирить поселенцев и рабочих.

    Идите вперед. Да, вы, должно быть, уже многого добились и продвинулись дальше технологически и культурно. Создайте монархию, так что вы сменив деспотизм, монархия является одной из лучших форм правления, которая предоставляет широкий спектр возможностей и позволяет избежать препятствия. Для улучшения городов вы должны пока избегать строительства Колизея. Вместо этого сосредоточьтесь на замках, храмах, рынках и библиотеках. Это позволит расширить территорию, повысив уровень культуры, так что продолжайте создавать такие Чудеса!

    Войдите в Средневековье. Теперь здесь начинается самое интересное. Сразу поручите вашим ученым начать исследовать технологии, такие как Изобретения (Мастерская Леонардо поможет оснастить армию) в особенности технология Рыцарство. Рыцарство – это ключ к победе в игре; оно дает доступ к рыцарям, которые пока что – лучшая защита. Как только вы получите доступ к рыцарям, создайте их как можно больше, так что вы будете чувствовать себя свободно и сможете объявить войну врагу. Выбирайте врага, который расположен не сильно близко к вам, и чтобы не слишком много его городов подходило к вашим границам.

    Начните войну с конкурентами. Иногда она может перерасти в мировую войну с несколькими союзами и договорами – и это хорошо, союзы, как тот, который вы заключили в начале, придут вам на помощь. Чтобы начать наступление ваших войск на территорию противника, сначала нужно спланировать нападение. Вы можете выбрать из нескольких вариантов, но атака с двух-трех направлений лучше всего работает, нападайте рыцарями в нескольких местах одновременно. Обычно, используют двойную атаку, для этого разделите рыцарей на три группы: первая должна состоять из 3 или более рыцарей, которые будут размещены в различных точках ваших уязвимых пограничных районов, чтобы держать периметр и помочь сохранить города. Вторая группа должна, скажем, пойти на север и состоять из 10 и более рыцарей, а другая группа должна двигаться как можно дальше на юг. Хотя и трое рыцарей могут преодолеть небольшой город, использовать большие группы, значит оставлять некоторые ресурсы для подавления восстания, а остальные рыцари могут двигаться дальше. Все это время, поддержка должна отправляться из ваших городов. Как только вы захватите город, разместите парочку рыцарей в нем и дождитесь подавления сопротивления до конца. После этого приобретите копьеносцев и замените ими рыцарей. Повторяйте это, пока враг не отступит, а потом снова можете нападать на нового врага. Эффективность этой тактики снижается, если у противника есть порох, но вы все равно сможете его контролировать, если захватите его поставки селитры, без которой они не смогут создать оружие.

    Продолжайте исследовать и контролировать свою цивилизацию. Познайте такие технологии, как Экономика, поскольку она откроет доступ к Торговой Компании Смита, которая принесет большой доход и связана с улучшениями, что очень удобно. Меньшие чудеса, такие как Уолл Стрит тоже хороши, оно приносит 50 % золота от размера казны. Если вы их построите, у вас будет достаточно денег для улучшений, таких как Соборы и Колизей, которые потребуют больших затрат на содержание. Отложите Образование, поскольку Большая Библиотека устарела, но до этого момента вы должны быть достаточно начитанным. Оздоровление и Сила Пара – прекрасные технологии; железные дороги тоже хороши для быстрой переправки войск, но вам понадобится уголь и железо.

  1. Достигните перемирия с врагами. К этому моменту вы должны были устранить нескольких соперников, а остальные должны быть в восторг от вас. Если вы произвели множество улучшений и чудес, как было описано, то ваш культурный уровень может заставить вражеские города преклониться перед вашей нацией. Теперь вы можете торговать с ними стратегическими ресурсами, например, углем или железом и при этом запрашивать высокую цену. Это принесет вам еще больше денег и с переизбытком денег вы сможете улучшать города и продвигать их довольно быстро. Вам даже не придется осваивать строительство кораблей и самолетов, поскольку сейчас вы находитесь на вершине турнирной доски. Достичь следующих технологий достаточно сложно, до автоматического удаления вас из игры, но после этого вы можете продолжить играть. Однако, это не изменит окончательный счет. Теперь вы можете делать все, что хотите. Поздравляем, вы только что выиграли в «Цивилизации 3»!

    • Это только основной план, который хорошо срабатывает, но не в коем случае не окончательная версия. Есть много способов, чтобы победить врагов и выиграть игру – найдите то, что для вас работает лучше всего.
    • Избегайте использование Демократии, как формы правления. Она потребует от вас поддерживать счастье граждан и может отрицательно повлиять на способность расширять свою империю из-за штрафов и ограничений во время.
    • Не обращайте внимание на такие улучшения, как Укрепления, Полиция или Заводы; в конце концов они бессмысленны и занимают время, которое можно использовать для создания важных усовершенствований города, таких как Водопровод, Библиотеки, Банки и Суды.
    • Если поблизости от вашего города появится лагерь варваров, используйте воинов или другое оружие, чтобы их уничтожить как можно скорее.
    • Стройте много поселений на протяжении всей игры, до тех пор пока вы не будете на третьей ступени технического развития. Строительство городов – ключевой момент: чем больше городов, тем больше шансов выиграть.
    • Если вам не хватает наличных денег, и вы не можете обновить свои юниты, тогда поменяйте свои фермы (города преимущественно с налоговиками и учеными) на налоговиков, что приостановит в целом технический прогресс. После 3-4 витков у вас появится достаточно денег, чтобы значительно модернизировать ваши юниты.
    • Сохраняйтесь, сохраняйтесь, сохраняйтесь! Постоянно сохраняйте свою игру, потому что если враг захватит один из ваших городов, вы сможете легко этого избежать, вам нужно будет перезагрузиться и изменить то, что произошло.
    • Как минимум держите два юнита с высоким уровнем защиты в своем городе постоянно (если вы военачальник или более того), так как очень часто среди высших званий объявляется война.
    • Хорошими юнитами считаются: Рыцари для нападения, осадные орудия для защиты городов, Пушки для бомбардировки врага, если они штурмуют вас и Меченосцы для охраны колоний или крепостей.
    • В каждом городе должно быть не менее 2 рабочих, в зависимости от того, насколько они развиты. Если каждое место было максимально оптимизировано, то вы можете перемещать рабочих в другой город, чтобы увеличить их усилия.
    • Ожидайте, что пару чудес будет построено врагами до того, как вы их победите. Обычно чудеса, которые получает первым противник являются Великий Маяк, Собор Баха и Сикстинская капелла.

    Предупреждения

    • Этот подход не лучший для более сложных уровней игры, так что будьте аккуратны при продвижении к такому уровню, как божество.
    • Цивилизация 3 , как и большинство игр, создана в качестве развлечения. Не принимайте слишком серьезно победу в игре, ведь это только отнимет удовольствие от самой игры.

15.02.2005, 19:37

Люди, напишите какие бонусу получает компьтер/игрок в зависимости от уровня сложности.

З.Ы. Честно искал, но не нашёл...

15.02.2005, 21:01

1. на более сложном уровне у вас становится больше несчастных лиц (без охраны, ресурсов или храмов на полубоге город выше второго размера не вырастет...)

2. компьютер все строит РЕАЛЬНО быстрее (у нево типа ускоренного производства чето включается... щитов для постройки ему требуется в несколько раз меньше чем вам...)

3. компьютеру требуется меньше еды для роста города

4. компьютер становится ОЧЕНЬ агрессивным (причем скрытно... он падла вам улыбается, подарки дарит, а сам уже войска к вам послал вас выносить...)

15.02.2005, 21:05

да кстати... забыл сказать на высоком уровне, он похоже стартует с одним а то и с двумя ДЕСЯТКАМИ поселенцев, иначе невозможно объяснить такой бурный рост количества городов компьютера в первые 7-10 ходов... следствием является очень бурный рост науки компьютера...

16.02.2005, 09:42

на высоком уровне, он похоже стартует с одним а то и с двумя ДЕСЯТКАМИ поселенцев,ну это ты загнул:)
Бонусы (или анти-бонусы), которые получает комп на том или ином уровне сложности, можно посмотреть в редакторе на соответствующей вкладочке (Difficulty Levels). На демигоде и божестве комп стартует с двумя поселенцами, на сиде - с тремя.

16.02.2005, 11:36

Информация из редактора конквеста.

Уровень: Вождь
Кол-во довольных горожан по умолчанию: 4
Фактор подавления восстания (в русской версии не знаю что это значит): 1
Бонус атаки против варваров: 800
% от оптимального кол-ва городов: 100
АИ:



Стоимость производства: в два раза больше, чем у игрока (х2)
Рейтинг торговли АИ с АИ: 110

Уровень: Варлорд
Кол-во довольных горожан по умолчанию: 3

Бонус атаки против варваров: 400
% от оптимального кол-ва городов: 95
АИ:
Дополнительных стартовых юнитов нет
Бесплатной поддержки юнитов нет
Максимальное время анархии: неограничено
Стоимость производства: х1.2 (чуть-чуть дольше, чем игрок)
Рейтинг торговли АИ с АИ: 120

Уровень: Регент

Фактор подавления восстания: 1
Бонус атаки против варваров: 200
% от оптимального кол-ва городов: 90
АИ:
Дополнительных стартовых юнитов нет
Бесплатной поддержки юнитов нет
Максимальное время анархии: неограничено
Стоимость производства: х1 (также как игрок)
Рейтинг торговли АИ с АИ: 130

Уровень: Монарх
Кол-во довольных горожан по умолчанию: 2
Фактор подавления восстания: 1
Бонус атаки против варваров: 100
% от оптимального кол-ва городов: 85
АИ:
Дополнительных стартовых юнитов: 2 оборонных + 1 атакующий
Бесплатная поддержка юнитов: 4 + по 1 с каждого города
Максимальное время анархии: 4
Стоимость производства: х0.9 (чуть-чуть быстрее, чем игрок)
Рейтинг торговли АИ с АИ: 140

Уровень: Император

Фактор подавления восстания: 1
Бонус атаки против варваров: 50
% от оптимального кол-ва городов: 80
АИ:
Дополнительные стартовые юниты: +4 оборонных, +2 атакующих и +1 рабочий
Бесплатная поддержка юнитов: 8 + по 2 с каждого города
Максимальное время анархии: 3
Стоимость производства: х0.8 (еще чуть-чуть быстрее)
Рейтинг торговли АИ с АИ: 150

Уровень: Полубог
Кол-во довольных горожан по умолчанию: 1
Фактор подавления восстания: 1
Бонус атаки против варваров: 25
% от оптимального кол-ва городов: 70
АИ:
Дополнительные стартовые юниты: +6 оборонных, +3 атакующих, +1 поселенец и +2 рабочих
Бесплатная поддержка юнитов: 12 + по 3 с каждого города

Стоимость производства: х0.7 (заметно быстрее, чем игрок)
Рейтинг торговли АИ с АИ: 160

Уровень: Божество
Кол-во довольных горожан по умолчанию: 1
Фактор подавления восстания: 1

% от оптимального кол-ва городов: 60
АИ:
Дополнительные стартовые юниты: +8 оборонных, +4 атакующих, +1 поселенец и +2 рабочих
Бесплатная поддержка юнитов: 16 + по 4 с каждого города
Максимальное время анархии: 2
Стоимость производства: х0.6 (почти в два раза быстрее, чем игрок)
Рейтинг торговли АИ с АИ: 170

Уровень: Сид
Кол-во довольных горожан по умолчанию: 1
Фактор подавления восстания: 1
Бонус атаки против варваров: 0
% от оптимального кол-ва городов: 50
АИ:
Дополнительные стартовые юниты: +12 оборонных, +6 атакующих, +2 поселенца и +4 рабочих
Бесплатная поддержка юнитов: 24 + по 8 с каждого города
Максимальное время анархии: 1
Стоимость производства: х0.4 (в два с половиной раза быстрее, чем игрок!)
Рейтинг торговли АИ с АИ: 200

16.02.2005, 11:56

Цитата
на высоком уровне, он похоже стартует с одним а то и с двумя ДЕСЯТКАМИ поселенцев,

Ну это ты загнул
возможно и загнул... вот с последней игры на божестве на каких ходах он города строил:

1,5,13,18,20,24,28,29,37,39(2города),43,47(2города),52(2города)...

Чот както шустро он стартонул...

И ещо... замечено, что на низком уровне порой бывают лишние ресурсы (как правило - железо, лошади), т.е. иргающих - 5, а железа 6... а на божестве, блин, нефть, резина и т.д. почти всегда в единственном виде валяются (при игре 1 на 1 с компом)

17.02.2005, 16:31

17.02.2005, 16:51

Ненавижу сложности выше "Монарха", одно читерство, никакого улучшенного ИИ. Хотя победил пару раз и на "Императоре". На других не играл, не вижу интереса.

17.02.2005, 21:47

Зря. Все что выше Монарха один сплошной "интерес". Причем чем выше уровень, тем все интереснее и интереснее. Посмотри на DeD-а, играет в официальном офлайне только на Сиде и ничего, ему нравится!

18.02.2005, 16:08

Originally posted by Guest*17.02.2005 - 23:47
Каждому
Зря. Все что выше Монарха один сплошной "интерес". Причем чем выше уровень, тем все интереснее и интереснее. Посмотри на DeD-а, играет в официальном офлайне только на Сиде и ничего, ему нравится!

Пробовал. На Сиде. Самое смешное что меня варвары вынесли. не в том смысле, что города захватывали, а то что умудрялись воинами копейщиков валить. Поселенца с целой армией надо вести. А компьютер так вообще все чудеса застраивает и сидит уже во 2-й эпохи, а я только 3 город ставлю;)

Конечно может кому и интересно играть против читов компьютера, но я вот их совсем не люблю.

Кстате большое значение имеет еще и Save\Load...
тон: дружелюбно - рассуждающий
...ммдя..Лучше бы - конечно зарегиться...А то - как будто с пустотой общаешься... ;) ...
...Каждому - свой интерес... :yes: ...Для этого и есть УРОВНИ сложности...Енто же, кто как отдыхает...Кажный по-своему...Кто-то лежит в гамаке под звездным небом и философически размышляет, почему ночные птицы не могут днем "сходить" в туалет, а именно сейчас и именно над ним... :pray: ...Другие - пищат от восторга, когда их скидывают с небоскреба на резинке от трусов... :punk: ...Кому как нравится... :yes:
...В одном я уверен на 100%... :umnik: ...Участвуя в играх, соревнуясь с другими людьми - получаешь НАМНОГО большее удовольствие, чем просто гамаешь сам с собой (АИ - в счет не берем)... :box: ...Да и по "любимым" уровням игры - происходит некоторая ротация:secret: ...Растешь, ведь, над собой...так сказать:bigwink: ... :bye:

18.02.2005, 16:21

АвеС
Пока ты он-лайн, подскажи по поводу игр с людьми
- а "сосиски"у вас часто случаются?
- и пускаете ли незнакомых, зеленых так сказать, ведь в том и главная прелесть монархического строя, что в любой династии должен быть урод:shock: за которым исправлять все надо:w00t: , я вполне бы подошел:shy2: .
С уважением, Marten

Это руководство написано для тех, кто вообще в первый раз играет в Civilization и не знает, что и куда жать. Прочие могут не беспокоиться 🙂

Итак, вы купили и благополучно установили на вашем стареньком (или новеньком) компьютере . Поздравляем. Осталось выяснить, что это такое за игра и с чем именно ее едят. А едят ее кто с чем. У меня, например, она неплохо идет под кофе, икру без хлеба и сигареты. 🙂
А вообще-то, сия игра предназначена для людей любых возрастов, страдающих манией величия, то есть для тех, кому интересно представить себя на месте Наполеона, Бисмарка или Сталина. Т.е. Civilization — игра, в которой вы управляете государством и своими пещерными людьми от каменного века до эпохи космических полетов.

НАЧАЛО ИГРЫ

Лучше всего объяснить, как играть в эту замечательную игрушку, на примере. А потому я подробно опишу начало своей очередной игры. Итак, что есть силы жмем на «Новая игра»…
… и попадаем в экран, глаза в котором разбегаются. Но на самом деле ничего сложного нет. Слева вверху выбираем размер карты. Для начала выберем стандартную. Справа вверху выбираем активность варваров, это такие противные человечки, которые не принадлежат ни одному государству, а воюют почти со всеми (исключения обсудим позднее). Для начала выберем Sedentary, сие означает, что активность их будет минимальна, они будут просто жить в своих поселениях, и если вы их трогать не будете (что невозможно), то и они вас не тронут. Ниже необходимо выбрать тип карты, на котором будем играть:
Пангея — карта в виде единого материка (кто не знает, так историки называют древний единственный материк нашей родной старушки Земли);
Континенты — несколько (2-3), больших континента, на которых будет жить несколько наций;
Архипелаг — куча островов разного размера.
Каждый из трех типов карт представлен в трех вариантах, в зависимости от доли суши на планете — 60% суши, 70% суши и 80% суши. Думаю, вы без труда разобрались, какая именно картинка представляет собой каждую из этих циферок. В самом низу еще 9 кнопочек. Климат планеты — влажный, нормальный или сухой, Температура — жаркая, средняя или холодная, и возраст планеты — 3, 4 или 5 млрд. лет. Эти параметры влияют на тип суши, который будет в игре, количество пустынь, степей и лугов, джунглей и лесов, количество гор. Можете поэкспериментировать, но сейчас выбираем все среднее и жмем масенький кружочек в правом нижнем углу. И попадаем в следующий экран.
Справа вверху мы можем выбрать количество и конкретных оппонентов. Сейчас это дело оставляем на усмотрение Его величества Случая.
Слева вверху выбираем свою нацию. Вопрос весьма серьезный. Стоит почитать о Нациях и их особенностях. Но поскольку пока мы с вами в игре ни хрена не понимаем, играть в первый раз бум за тех, кто больше нравится. Ясен пень, за русских, мы ж патриоты, как-никак.
Еще ниже куча всяких опций. Там можно отключить некоторые из условий победы игры. Я вообще-то играю, отключая дипломатическую победу, но мы с вами ее оставим, и трогать опять-таки на первый раз ничего не будем.
Ну и в самом низу — уровни сложности игры. Уровни отличаются двумя критериями: какой по счету городской житель будет становиться несчастливым (на Deity первый же житель уже несчастлив и отказывается работать) и темпами читерства компьютерных игроков, т.е. с какой скоростью они развиваются и строятся. Поверьте на слово, скорости их строительства гораздо выше ваших. Создатели игры заявляют, что, по их мнению, самый справедливый уровень — Монарх. Если играете в первый раз и раньше не играли ни в одну из Цивилизаций, то выбирайте самый легкий уровень. Потом можно перейти на Warlord.
Вот и все, жмем на кружочек, и игра начинает генериться…

ОСНОВАНИЕ ГОРОДА

Вот вы и оказываетесь в игровом экране, в мире… только что рожденные, голые и беззащитные. У вас, обозревая пугающие окрестности, стоят: сеттлер (поселенец), рабочий и в зависимости от нации — скаут.
Справа внизу информация о выбранном в данный момент юните. У вас изначально выбран сеттлер, а потому сразу строим город (нажимаете мышкой соответствующую кнопочку в менюшке в самом низу экрана или клавишу «B» на клавиатуре), мучительно придумываете название (или соглашаетесь с предложенным) и жмете ОК. И попадаете в экран города.

ГОРОДСКОЙ ЭКРАН

Сверху по центру видите название городка, год, население и всякую подобную интересную чепуху. Справа от названия — культура — общее количество, количество генерируемой за ход и количество ходов до очередного расширения границ. Границы города расширяются по достижении культуры 10, 100, 1000, 10000 и так далее. Хотя «так далее» не бывает При первом расширении границ города расширяются и границы культурного влияния города, и границы используемого городом пространства. При последующих расширениях расширяются только границы культурного влияния, а использовать под работы город может только радиус в 2 клетки от центра. Эту картину — клетки вокруг города вы наблюдаете посреди экрана. Щелкая по клеткам можно переставить работающих жителей (вначале игры у вас токмо один) на другую клетку, на которой изменится количество пищи, производства и денег.
Количество производства, пищи и денег вы видите ниже картинки. Там же видно и распределение получаемых денег между наукой, роскошью и непосредственно казной. Как распределять деньги поговорим позднее.
Количество производственных единиц, генерируемых городом за ход, находится сразу под картинкой карты. Синие иконки — сколько производится, а красные — сколько теряется из-за коррупции.
Ниже находится строчка пищи. Часть иконок еды находится слева — это пища, потребляемая жителями города каждый ход. Часть иконок пищи находится справа — это излишки пищи за каждый ход. В зависимости от количества излишков ваш город будет расти разными темпами.
Правее вы видите накопление излишков пищи. Для увеличения города с 1 до 2 необходимо накопить 20 излишков пищи, для последующего увеличения — 40. В начале игры нежелательно, чтобы количество излишков пищи было не меньше 2 за ход.
Еще правее вы видите текущее производство вашего города. Щелкнув на картинку вы можете выбрать, что производить в данный момент. Внизу вы видите накопление единиц производства. Когда квадрат полностью заполнится производство заканчивается. Каждый ход прибавляется столько единиц производства, сколько синих иконок производится в городе (то, что мы с вами смотрели раньше, сразу под картинкой карты).
В первую очередь необходимо произвести новых сеттлеров. Однако, при производстве сеттлера ваш город уменьшается на 2 жителя. Поэтому очевидно, что сеттлера можно произвести только тогда, когда город вырастет до 3 жителей. Поэтому стоит посчитать за сколько ходов ваш город вырастет до 3 (20 излишков пищи до 2-го уровня и еще 40 — до третьего, итого необходимо накопить 60 излишков пищи и поделить это на количество излишков пищи за ход) и сравнить с количеством ходов, необходимых для производства сеттлера. Если сеттлер производится быстрее чем рост города до 3, то имеет смысл произвести сначала что-нибудь другое, например, защитный юнит (warrior) или скаута, или казармы.
В самом низу показаны юниты, находящиеся в городе.

ОСНОВНОЙ ЭКРАН

Предварительно заметив на какой клетке у нас находится работающий житель, и выйдя из экрана города двигаем на это место рабочего.
Если у вас есть еще скаут, исследуем им близлежащую территорию. (если скаута нет, после постройки отправим для этих целей варриора). Его задача:
а) найти место для второго города недалеко от первого города (если будет далеко, то коррупция «съест» там все деньги и производство);
б) найти ресурсы, найти хибары варваров, которые могут принести всякие бонусы (знания, юниты, деньги; если вы играете за нацию с характеристикой Экспансии, то варвары будут к вам относиться мирно, если нет — то велик шанс сражения с ними);
в) соседние цивилизации.
Урра! Первый ход завершен! Игра пошла!
В начале второго хода перед вами выскочит иконка, предлагающая сделать выбор, что именно изучать.

Затем можно пройтись по экранам советников (слева вверху игрового экрана есть 3 кнопки — «Меню», «Цивилопедия» и «Советники»). Там 6 экранов.

Domestic Advisor , ака Советник по внутренним делам.
Слева вверху доходы (на зеленом фоне) и расходы (на красном), справа вверху — распределение поступающих доходов. Двигая верхний слайдер вы изменяете количество денег, идущих на исследования, нижний — на роскошь для жителей, остаток средств пойдет в казну на покрытие расходов (каждый юнит и каждое здание требует для поддержания определенного количества денег каждый ход) и на накопление. В нижней половине экрана перечислены ваши города и их основные характеристики — количество пищи, производства и денег за ход, каковы расходы в данном городе, состояние жителей, научные очки за ход, сколько денег идет из города в казну, морды жителей и что производится в городе в данный момент.
Trade Advisor — Министр торговли, ворюга…:)
В верхней части:
Local : какие ресурсы имеются в пределах границ вашей империи (появляются только ресурсы, соединенные дорогами!).
Import и Export и остальное понятно, думаю.
Military Advisor — Министр обороны дает информацию о ваших юнитах.
Foreign Advisor — Министр иностранных дел — место, где вы можете посмотреть взаимоотношения наций и вызвать одну из наций на переговоры.
Cultural Advisor — Министр культуры дает информацию о культуре вашей империи.
Science Advisor — Советник по науке, у которого вы можете выбрать какую технологию будем изучать.