ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Игры пдд в начальной школе. Игра для начальной школы

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку

«Урок-игра по правилам дорожного движения»

«Безопасный мир. Школа уверенности»

для учащихся 5-8 классов

Правил дорожных на свете не мало,

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основные из Правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья.

(надпись на доске)

Кривобокова Мария Сергеевна, социальный педагог МАОУ СОШ № 14 имени А.Ф.Лебедева, г.Томск

Описание материала: предлагаю вам сценарий урока-игры по ПДД «Безопасный мир. Школа уверенности». Данный материал будет интересен и полезен классным руководителям, вожатым, педагогам дополнительного образования. Можно использовать сценарий как для классного часа так и для открытого урока. Тестовые задания можно будет использовать для проведения школьных олимпиад по ПДД.

Цели:

  • профилактика детского дорожно- транспортного травматизма;
  • пропаганда Правил дорожного движения;
  • закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
  • проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
  • правил водителей велосипедов;
  • пользование общественным транспортом;
  • воспитывать у учащихся культуру поведения.

Задачи:

  • Расширить кругозор в области ПДД.
  • Развивать навыки работы в команде.
  • Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
  • Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
  • Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Как не допустить рост ДТП с участием школьников?

Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.

Организация игры:
Ребята делятся на 3-4 команды по 7-8 участников в каждой, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с презентацией, музыка, видео-ролики (социальные ролики), листы ватмана, с напечатанными на них дорожными знаками, разрезанные на кусочки, краски, фломастеры, жетоны в виде светофоров, сигнальные карточки в виде красного и зеленого кругов, карточки с напечатанными на них буквами, кегли. Памятки, рекомендации. Грамоты, дипломы, сертификаты.

Ход мероприятия.

(вступительное слово классного руководителя)
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Правила дорожного движения очень важны для взрослых и детей, для водителей и пешеходов. Мы с вами сегодня вспомним эти важные и нужные правила и в конце нашей игры узнаем, какая из команд достойна звания «Знатоки ПДД».
А для начала, давайте познакомимся.

Ведущий 2: Оценивать наши команды будет уважаемое жюри, в составе:

Заместитель директора по ВР -

Заместитель директора по безопасности -

Старшая вожатая -

Учитель ОБЖ -

ПДО -

Представление команд. Каждой команде предлагается придумать название, связанное с дорожным движением.
Ну, что ж, все команды представились, можно начинать игру…

Ведущий: Н а наших дорогах каждый день появляется все больше и больше автомобилей. Высокая скорость и интенсивность движения требуют особой внимательности от пешеходов и водителей.

Осторожность, дисциплина и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами - основа безопасного движения на улице.

Игра (учащиеся отвечают на вопросы, набирая соответствующие баллы)

Этап 1. «Собери верное слово».
Ведущий: Перед вами лежат конверты с буквами. Ваша задача собрать из этих букв слово. Подсказка: это слово известно всем участникам дорожного движения. Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием.
Буквы напечатаны на карточках: З, Е, Л, Ё, Н, Ы, Й, С, Ф, Е, Т, О, Ф, О, Р. (слово светофор).

Буквы напечатаны на карточках: Д, О, Р, О, Ж, Н, Ы, Й, З, Н, А, К

Этап 2. «Правила движения достойны уважения».
Ведущая: Ребята, на ваших столах лежат листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, клей, картинки и мн.др. Следующий конкурс - творческий. Вы должны оформить на листах ватмана плакат, призывающий знать и соблюдать правила дорожного движения. (После окончания игры данные плакаты можно использовать в оформлении уголка безопасности).

Этап 3. «Блиц-опрос: Знатоки истории и правил»

Как звали самого первого на Земле пешехода? (Адам)

Какие из всех дорожных знаков являются самыми старыми? (указатели расстояний)

Какие дороги в старину называли столбовыми? (главные)

Как на Руси в старину называли большую грунтовую дорогу в отличие от проселочной? (большак)

При каком русском царе впервые стали устанавливаться верстовые столбы? (Алексей Михайлович, 300 лет назад)

Какую линию горизонтальной дорожной разметки нельзя пересекать: сплошную или прерывистую? (сплошную линию)

На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде? (не более 1 метра)

С какого возраста ребёнок может сидеть один на первом сиденье автомобиля, что рядом с водителем? (с 12 лет)

Какое из транспортных средств следует обходить спереди? (трамвай)

Что обозначает постоянно мигающий жёлтый сигнал светофора? (нерегулируемый перекресток)

Этап 3. «Фигурное вождение».
(Для этого конкурса на полу нужно расставить препятствия, в виде дорожных знаков, колес и т.д. Всё должно стоять на небольшом расстоянии друг от друга).
Ведущий: следующий конкурс - подвижный. Как вы видите, на полу стоят препятствия. Задача капитана команды пройти через все эти трудности «змейкой», затем вернуться за следующим участником команды «прицепить» его к себе и пройти дальше уже с ним, затем присоединяется следующий участник, и так, пока вся команда не пройдет «змейкой» через препятствия. Нужно выполнить это задание как можно быстрее и не сбить ничего.

Этап 4. Конкурс «Дорожные ловушки» ( Слайды на экране)

Задание командам: Нужно ответить на вопросы и решить, как правильно поступить в различных дорожных ситуациях.

Вопрос 1:

Вы увидели автобус, подъехавший к остановке на противоположной стороне дороги. Как вы будете действовать?

Быстро перебежите проезжую часть, чтобы успеть на автобус, рассчитывая на то, что водители движущихся автомобилей пропустят вас.

Остановитесь, посмотрите налево и направо, убедитесь в отсутствии транспортных средств и перейдёте проезжую часть.

Вопрос 2:

Во время перехода проезжей части дороги вы уронили какой-то предмет. Как правильно поступить?

Быстро поднять предмет и продолжить движение.

Посмотреть налево и направо. Убедившись в отсутствии транспортных средств, поднять предмет и продолжить движение .

Вопрос 3:

Какая опасность таится для школьника, который увидел на противоположной стороне дороги своих родителей (друзей)?

(Желая с ними быстрее встретиться, школьник начинает переход улицы, зачастую не замечая движущихся транспортных средств, тем самым создавая аварийную обстановку для других участников дорожного движения и не обеспечивая своей собственной безопасности.)

Вопрос 4:

Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую? (Пешеход может не заметить обгоняющую машину, а её водитель может не увидеть пешехода, пока не завершил обгон, т.е. возникает угроза наезда на человека.)

Вопрос 5:

Какова опасность для пешехода, стоящего на середине проезжей части?

(Стоя на середине, пешеход может случайно сделать шаг назад и попасть под машину, которая движется с левой стороны)

Вопрос 6:

Какая опасность может ожидать пешехода на пешеходном переходе?

(Одна машина может остановиться, пропуская вас, а другая, движущаяся за ней, вас, возможно, не пропустит.)

Этап 5. Конкурс «Верите ли вы, что…» (Слайды на экране)

Ведущий зачитывает вопрос, начинающийся со слов «Верите ли вы, что…». Команды посовещавшись в течение 15 секунд, одновременно, по сигналу ведущего- слов «Прошу показать ваш ответ»- поднимают карточку с ответом»Да» или «Нет».

Верите ли вы, что…

Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)

Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками)? (Да)

Перевозка детей на грузовом автомобильном транспорте разрешается? (Нет)

Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)

Если на перекрёстке установлен светофор и стоит регулировщик, то водители и пешеходы должны подчиняться регулировщику? (Да)

При красном свете светофора не разрешается движение автомобилям оперативных и специальных служб с включенными проблесковыми маячками синего цвета и звуковыми сигналами? (Нет)

Велосипедист должен двигаться в тёмное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)

Мотоциклом можно управлять с 18-летнего возраста? (Да)

Пассажирам всегда необходимо пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)

Велосипедистам нужно обязательно надевать шлем при движении за городом? (Нет)

Пешеходам запрещается переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, если приближается машина с включенными спецсигналами? (Да)

Знак «Пешеходная дорожка» запрещает движение всем транспортным средствам? (Нет)

В электропоездах метрополитена разрешается высовывать из окон голову и руки? (Нет)

При переходе проезжей части сначала нужно посмотреть налево, затем- направо? (Да)

Автомобиль лучше тормозит на мокрой дороге? (Нет)

Чтобы правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса, необходимо обойти его спереди? (Нет)

Человек, ведущий велосипед, подчиняется правилам для водителей. (Нет, правилам для пешеходов)

Разрешается кататься на санках и лыжах по правой стороне проезжей части. (Нет)

Водитель должен уступить дорогу пешеходам при выезде на дорогу. (Да)

Не разрешается переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход. (Да)

Мигание зелёного сигнала светофора означает команду: «переходить дорогу запрещается». (Нет)

Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, то водители и пешеходы должны подчиняться только сигналам регулировщика. (Да)

Первый светофор появился в России. (Нет)

Переход дороги разрешён при жёлтом свете светофора. (Нет)

Разрешается перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера. (Нет)

При движении на мопеде нужно включать фару в дневное время. (Да)

Подведение итогов игры

Жюри озвучивает результаты игры, называет и награждает победителей.
Команда - победительница награждается грамотами, дипломами. Все участники получают сертификаты

Цели деятельности педагога : актуализация знаний по правилам дорожного движения; воспитание культурного поведения на улицах и дорогах.

Реквизит:

Плакат с изображением древнего светофора в виде скалы с «прорубленным» окном и листы цветной бумаги: желто- коричневой, рыже-бело-черной, черной и голубой - или белый;

9 шаров (по 3 красного, желтого, зеленого цвета) для проведения игры «Воздушный светофор»;

Светофор с пластиковыми окнами на листе ватмана, фонарик для проведения игры «Что говорит нам каждый цвет? И как мы слушаем совет»;

Два комплекта по 8 полос из картона (4 черного цвета, 4 белого) для проведения конкурса «Зебрята»;

Воздушные шары желтого, зеленого, красного цветов для заключительного танца.

Ход игровой программы

Это мероприятие могут провести обучающиеся 5-8 классов для первоклассников своей школы или старших дошкольников, обучающихся интерната, воспитанников детского дома в качестве шефской помощи.

Ведущий . Ребята, мы живем в большом-большом мире. Весь этот мир живет по правилам. Их очень-очень много, но сегодня мы с вами вспомним особые правила: правила дорожного движения. Без них нам никак не обойтись. Есть среди вас те, кто ни разу не переходил дорогу? Нет. Поэтому правила всем очень нужны!

В давние-давние времена, когда не было ни домов, ни машин, ни улиц, ни дорог, люди жили в пещерах и перед ними стоял не вопрос: «Переходить - не переходить дорогу?», а «Выходить или не выходить из пещеры?». Первобытный светофор представлял собой окно в пещере. (Вывешивается плакат с нарисованной скалой, в которой «прорублено» одно окно. По ходу рассказа к окну с обратной стороны приставляются листы цветной бумаги: сначала - желто-коричневой, затем - рыже- бело-черной, затем черной, последний цвет - голубой или белый.) Если в окне маячил такой цвет, то люди знали, что рядом в поисках пищи бродит хищный ящер, если другой цвет, то, скорее всего, саблезубый тигр пожаловал, хищная пантера бродит рядом... Выходить опасно! А когда появлялся солнечный свет с кусочком голубого неба, то выходить из пещеры не опасно! Этот самый первый светофор-указатель. Он совершенствовался веками и на современном этапе выглядит таким, каким вы его видите на улицах.

Ребята, все вы видели светофор и знаете, что он выглядит, как трехэтажный домик с огоньками. На каждом этаже живет один цвет: красный, желтый и зеленый. А вы помните, какой цвет на каком этаже живет? Сейчас проверим!

Игра «Воздушный светофор».

Для участия приглашаются две (три, четыре) группы по три человека. Каждая группа получает три воздушных шара (красного, желтого и зеленого цвета). По команде игроки должны сложить светофор, расположив шарики вертикально в соответствии с расположением в светофорах. При этом у каждого ребенка один шар. Побеждает группа, которая быстрее сложит светофор. С этим заданием дети справляются легко и быстро. Затем задание усложняется, приглашаются другие участники: светофор собирают команды не из трех человек, а из двух. И с этим заданием команды справляются. Задание еще раз усложняется: приглашаются отдельные участники, которые должны сложить светофор из трех шаров. Ведущий может предложить участникам порядок складывания (один шар зажат между коленками, другой прижат к животу, третий подмят над головой, или все три шара держат в руках, расположив их вертикально перед собой, или все три шара держат в руках, но располагают за спиной), или предложить импровизировать. Складывать светофор одному трудно, но весело.

Ведущий . На каком этаже какой цвет живет, вы, ребята, прекрасно знаете, а знаете ли, что нам говорит каждый цвет?

Игра «Что говорит нам каждый цвет? И как мы слушаем совет».

Ведущий подходит с фонариком к изображению светофора, который нарисован на листе ватмана. Три окошка вырезаны и заклеены пластиковой пленкой зеленого, желтого и красного цветов (можно использовать обложки для брошюрования, которые продаются в магазинах оргтехники). По ходу игры ведущий подставляет включенный фонарик к нужному цвету, создается имитация работающего светофора. Если загорается красный свет, то зрители кричат дружно: «Стоп!», если желтый - хлопают в ладоши, а если зеленый - топают ногами.

Ведущий . Ребята, все вы знаете правила дорожного движения. А соблюдаете их? А ваши друзья соблюдают? А вы замечаете, кто на улицах соблюдает правила дорожного движения, а кто нет? Давайте выясним!

Игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Ведущий читает стихи, а зрители оценивают поведение героев: если те поступают правильно («хорошо»), то им хлопают в ладоши, а если неправильно («плохо»), то им грозят пальчиком.

Варианты стихов:

1. Даже если машин нет,

Оля ждет зеленый свет.

2. На дороге джип маячит,

А мячик весело так скачет...

Саша с Мишей заигрались,

И на дороге оказались...

3. Где хочет, там шагает кот,

А не там, где переход...

4. Боря друга увидал,

Через дорогу побежал...

5. Света вышла из трамвая,

Его сзади обежала...

А Саша знает: впереди

Трамвай всегда ты обходи!

6. Петя правила все знает

И, конечно, соблюдает!

7. Знают в школе все ребята:

Переход лишь там, где есть «зебрята».

Ведущий. А теперь давайте вспомним, как выглядит пешеходный переход - полосатая дорожка. И прямо здесь построим два пешеходных перехода.

Конкурс «Зебрята».

Для участия в конкурсе приглашаются две команды по 6 или 8 человек. Каждая команда получает набор полосок черного и белого цветов. Участники должны разделить на всех полоски (каждому по одной) и по команде начать «строительство перехода» одним из предложенных способов: участники располагают полоски вертикально перед собой и выстраиваются в одну линию или «строят переход» вертикально, располагая полоски горизонтально общим полотном. Второй способ гораздо сложнее.

Игру можно провести дважды с разными командами, используя оба способа построения «зебры».

Заключительный танец.

Общий танец: каждый ребенок получает воздушный шар, и под музыку выполняется групповой танец с шариком по принципу «кто во что горазд».

Киладзе Наталья Валерьевна

МОУ СОШ №27 г. Волгограда

Учитель начальных классов

Познавательная игра по ПДД «Автомозаика» (3-4 классы).

Цели: Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

    Проверить и закрепить знания о ПДД для велосипедистов.

    Расширить кругозор ребят в области истории велосипеда.

    Формировать навыки совместной работы в группе.

Материалы:

    дорожные знаки;

    табло и элементы мозаики;

    табло для «Поля чудес»;

    заготовки знаков и фломастеры.

Ход мероприятия.

    Орг. момент

Вед. Сегодня мы станем участниками познавательной игры «Автомозаика». Для этого мы разделимся на 3 команды по 7 человек.

    Приветствие команд.

Вед. Пришло время ознакомиться с правилами игры. Команды должны как можно быстрее составить автомобиль из 9 элементов мозаики. Перед каждой командой висит табло с абрисом автомобиля. Игра состоит из трёх секторов (красного, жёлтого и зелёного) по сложности заданий.

    Красный сектор - простые задания и вопросы. Они оцениваются всего в 1 балл (команда получает 1 элемент автомобиля).

    Жёлтый сектор – задания и вопросы посложнее, вы можете заработать 2 балла, если дадите правильные ответы (соответственно команда получает 2 элемента автомобиля).

    Зелёный сектор – вам потребуется приложить немало знаний, но правильный ответ даёт вам целых 3 балла.

Вед. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой … (велосипед).

    Сообщение темы и целей игры.

Вед. Тема нашей игровой программы «Велосипед и всё о нём». Многие из вас любят прокатиться в солнечный денёк на велосипеде. Это замечательно! Но каждый ли из вас знает и соблюдает при этом правила дорожного движения? Как часто нерадивые велосипедисты попадают в аварию или становятся её причиной! Сегодня мы вспомним правила дорожного движения для велосипедистов и узнаем много интересных фактов из истории велосипеда.

«Знаете ли вы, что…»

    Велосипед в переводе с латинского языка означает «быстроног».

    15 сентября 1801 года в самый разгар торжеств по случаю восхождения на престол Александра 1 на площади перед московским Кремлём появилось необычное средство передвижения. Конечно, вы догадались, что это был … (велосипед).

    Первый велосипед с педалями и рулём был построен в России изобретателем Артамоновым.

    Жеребьёвка.

Вед. По результатам жеребьёвки выбор пал на команду … Ребята, ваш ход, вы выбираете любой блок и любой сектор.

    Игра «Автомозаика»

Блок «Азбука пешехода».

Красный сектор (1 Балл)

    Пешеход – это …

А. Человек, производящий работу на дороге.

Б. Лицо, идущее по тротуару.

В. Лицо, находящееся в автомобиле.

    Какие требования ПДД должен соблюдать пешеход, переходя дорогу?

А. Переходить под прямым углом.

Б. Не останавливаться на дороге без надобности.

В. Не есть мороженого.

3. Опасно ли ходить по краю тротуара?

А. Неопасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.

Б. Неопасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.

В. Опасно, так как существует опасность быть задетым близко идущим транспортом.

Жёлтый сектор (2 балла)

    Что такое тротуар?

А. Дорога для велосипедистов.

Б. Дорога для пешеходов.

В. Дорога для транспорта.

    Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора?

А. Жестом регулировщика.

Б. Сигналом светофора.

В. Действовать по своему усмотрению.

3. Что означает мигание зелёного сигнала светофора?

А. Светофор не исправен.

Б. Время зелёного сигнала истекает.

В. Движение запрещено.

Зелёный сектор (3 балла).

    Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?

А. По левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту.

Б. По правому краю дороги, по направлению движения транспорта.

    Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включённого фонаря?

(Вопрос с подвохом: нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже на велосипеде),

Блок «Верите ли вы…»

Красный сектор (1 балл)

    что выезжать на велосипеде на проезжую часть можно только с 14 лет? (Да).

    что на велосипеде можно перевозить ребёнка до 10 лет. (Нет).

    что перед поездкой на велосипеде надо в первую очередь проверить тормоза? (Да).

Жёлтый сектор (2 балла)

    что дорожный знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» относится к запрещающеё группе знаков? (Нет, предупреждающей),

    что в Англии был построен двухэтажный велосипед? (Да).

    что велосипедист может не останавливаться на перекрёстке на красный свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Нет).

Зелёный сектор (3 балла).

    что впервые в России правила езды на велосипеде были разработаны в Москве. (Нет, в Санкт-Петербурге).

    что велосипед на 9 седоков называется нониплет. (Да).

    что впервые велосипедная дорожка была построена в Париже? (Да).

Вед. Приблизительно в 1493 году гениальный художник Леонардо да Винчи сделал чертёж машины, приводимой в движение с помощью педалей. Правда, некоторые учёные утверждают, что чертёж принадлежит одному из учеников знаменитого художника.

Блок «Проворные художники»

Красный сектор (1 балл)

«Найди ошибку»

Ученики получают нарисованные дорожные знаки. Задача: отыскать ошибки.

Жёлтый сектор (2 балла)

«Раскрась знаки»

Ученики получают чёрно-белые дорожные знаки. Задача: правильно их раскрасить.

Зелёный сектор (3 балла).

«Дорисуй знак»

Ученики получают контуры дорожных знаков. Задание: дорисовать знаки.

Вед. Высота самого большого велосипеда составляет 3,4 метра, а диаметр переднего колеса – 3, 048 м. Он был создан в 1989 году Дейвом Муром из США. А опробовал его 4 июня того же года соотечественник Мура Стив Гордон.

Блок «Поле чудес»

Ученики могут открыть любые 2-3 буквы. Задание: отгадать слово.

Красный сектор (1 балл)

Назовите имя великого художника Возрождения, который нарисовал эскиз велосипеда.

Жёлтый сектор (2 балла)

Угадайте одно из первых названий велосипеда.

Зелёный сектор (3 балла).

Угадайте название спортивного двухместного велосипеда.

Вед. Самый длинный велосипед – тандем. Его длина составила 20,4 м, и на нём запросто умещались 35 велосипедистов. 20 апреля 1979 года это чуло тронулось в своё первое путешествие. Правда, проехал велосипед всего 60 км, после чего, с воплями и жутким грохотом, все 35 участников грандиозного заезда повалились на асфальт. Сказалась неслаженность команды. Кстати, поднять этот тандем в одиночку невозможно, поскольку он весит 1100кг.

А вот новозеландец Терри Тесман соорудил велосипед длиной в 22,24 метра, который весил 340 кг, его детище одолело 27 февраля 1988 года целых 246 метров.

    Подведение итогов. Рефлексия.

Вед. Вот и закончилась наша сегодняшняя игра. Подведём итоги. Победителем стала команда …

Но я думаю, что проигравших в этой игре нет, каждый может считать себя победителем.

Важно помнить и соблюдать Правила дорожного движения: и велосипедисту, и пешеходу, и водителю! От этого зависит наша жизнь и жизнь окружающих нас людей.

«Угадай транспорт»

Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию

узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую

активность.

Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта.

Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто

первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает

картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и

победитель.

Лото «Играй да смекай!»

Цель: учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их

графическим изображением; развивать умственные способности и зрительное

восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал: таблицы с изображением дорожных знаков, пустые карточки.

Ход игры: В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с

изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки

(стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на

таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения,

прозвучавшие в загадках или стихах.

«Подумай - отгадай»

Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения;

активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать

сообразительность и находчивость.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный

ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку.

Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

Кто ходит по тротуару? (пешеход)

Кто управляет автомобилем? (Водитель)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного

движения? (Авария или ДТП) - Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

Сколько сигналов у светофора? (Три)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми

сигналами?

Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской

площадке).

«Собери знак»

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое

мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей

на дороге и в общественных местах.

Материал: в конвертах пазлы - дорожные знаки, фишки.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде

(сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей

(пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано

правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и

дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и

какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.

«Красный - зеленый»

логическое мышление, сообразительность, находчивость.

Материал: воздушные шары красного и зеленого цвета.

Ход игры: Нужно взять два шарика - зелѐный и красный. Воспитатель дает

ребенку в руку красный шарик, ребѐнок - называет запрещающий знак. Если

зелѐный шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет -

выбывает из игры. А победитель получает в награду воздушный шарик.

«Светофор»

Задачи: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах,

развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность,

быстроту реакции, смекалку.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор.

Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов,

последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие

кружки и объясняют, что означает каждый из них.

«Стрелка, стрелка, покружись…»

Цель: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их

назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества:

Материал: карты с изображением дорожных знаков, круги желтого цвета.

Ход игры: В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Дети садятся вокруг

стола, каждый получает карты с дорожными знаками. Воспитатель объясняет

детям, что они будут крутить диск по очереди и за правильно названный

дорожный знак и его назначение будут получать у кассира жѐлтый кружок и

закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Назначается кассир,

ему передаются жѐлтые круги. Воспитатель раздаѐт сидящим детям карты. Игра

начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ты знакам покажись,

Покажи нам поскорее,

Какой знак тебе милее!

Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение.

Если ребѐнок назвал знак правильно, кассир выдаѐт ему жѐлтый кружок,

ребѐнок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака,

спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передаѐт кружок тому, у

кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы

правильно). Затем диск передаѐтся соседу и игра продолжается. В случае

затруднения или ошибки ребѐнок не получает жѐлтый кружок, а диск передаѐтся

следующему ребѐнку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый

закроет свои знаки жѐлтыми кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут

закрыты все карты у детей жѐлтыми кружками.

«Автомульти»

Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства,

правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок,

в которых упоминаются транспортные средства.

1. На чѐм ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живѐт на крыше? (Вареньем)

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?

(Велосипед)

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

6. На чѐм летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолѐте)

7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) 8. На чѐм поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На

9. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед,

А за ним комарики...

На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)

10. На чѐм катался Кай? (На санках)

11. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

12. В чѐм плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В

«Вопросы и ответы»

Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;

развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети

отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда,

набравшая большее количество фишек.

1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)

2. Где можно гулять детям? (во дворе)

3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)

4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)

6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)

7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)

8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)

9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)

10. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)

11. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)

12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,

знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)

13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)

14. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,

наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)

«Машины»

Цель: формировать умение складывать изображение машины из деталей

геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры,

изменяя их положение на плоскости стола; развивать логическое мышление,

умение составлять из частей целое.

Материал: схемы с изображением машин, состоящих из разных геометрических

фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); детали геометрического

конструктора - мозаики.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривают из каких частей состоят

машины (кузов, кабина, колеса); какие геометрические фигуры используются

(треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее воспитатель предлагает из

деталей геометрического конструктора - мозаики выложить изображение

машины на плоскости стола, опираясь на схему.

“Да, нет”

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.

I вариант:

Быстрая в горе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелѐный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что “нет”, а что “да”,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

II вариант:

Светофор знаком всем детям?

Знают все его на свете?

Он дежурит у дороги? У него есть руки, ноги?

Есть фонарики - три глаза?!

Он включает все их сразу?

Вот включил он красный свет

Это значит, хода нет?

На какой идти нам надо?

Синий - может быть преградой?

А на жѐлтый мы пойдѐм?

На зелѐный - запоѐм?

Ну, наверное, тогда

На зелѐный встанем, да?

Пробежать на красный можно?

Ну, а если осторожно?

А гуськом пройти тогда,

То, конечно, можно? Да!

Верю я глазам, ушам

Светофор знаком всем вам!

И, конечно, очень рад

Я за грамотных ребят!

"Отремонтируй светофор"

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.

Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо

отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают

круги на готовый шаблон светофора.

“ Это я, это я, это все мои друзья!”

Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, если дети согласны, то хором отвечают:

«Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны - молчат.

Кто из вас, когда спешит,

Перед транспортом бежит?

Кто из вас идѐт вперѐд

Только там, где переход? (это я, это я...)

Знает кто, что красный свет-

Это значит - хода нет? (это я, это я...) Кто летит вперѐд так скоро,

Что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелѐный

Это значит- путь открыт? (это я, это я...)

Кто, скажите, из трамвая

На дорогу выбегает?

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (это я, это я...)

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место? (это я, это я...).

«Ты - большой, я - маленький»

Цель: закрепить представления о правилах поведения на улице, дороге;

прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.

Ход игры: Утро дошкольника начинается с дороги. Следуя в детский сад или

домой, он пересекает улицы с движущимся транспортом. Умеет ли он это делать

правильно? Может ли выбрать безопасный путь? Главные причины несчастных

случаев с детьми - это неосторожное поведение на улице и проезжей части

дороги, незнание элементарных требований Правил дорожного движения.

Не надо ждать, когда ребѐнок научится Правилам дорожного движения на

собственном опыте. Иногда такой опыт стоит очень дорого. Лучше, если

взрослые тактично, ненавязчиво привьют ребѐнку привычку сознательно

подчиняться требованиям правил.

Выйдя на прогулку, предложите своему ребѐнку поиграть в «больших и

маленьких». Пусть он будет «большим» и поведѐт вас через дорогу.

Контролируйте его действия. Проделайте это несколько раз, и результаты не

замедлят сказаться.

«Наша улица»

Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в

условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить

детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,

предписывающие, информационно - указательные), предназначенные для

водителей и пешеходов

Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы

Пешеходы; куклы - водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья

Игра проводится на макете. Ход игры:

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные

ситуации.

«Поставь дорожный знак»

Цель: учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный

переезд», «Дети», «Пешеходный переход», (предупреждающие); «Въезд

запрещен», «Проход закрыт» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево»,

«»Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место

стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»,

«Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания» (информационно-

указательные); воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки; макет улицы с изображением дорог, пешеходных

переходов, зданий, перекрестков, машины.

Ход игры: разыгрывание различных дорожных ситуаций.

«Улица города»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о

правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств

Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы - пешеходы; светофор;

дорожные знаки.

Ход игры: С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные

дорожные ситуации.

«Пешеходы и водители»

Цель: обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах, закрепить

представления детей о назначении светофора, прививать устойчивую

мотивацию к соблюдению ПДД, развивать внимание, мышление, ориентировку

в пространстве.

Материал: дорожные знаки, светофор, рули, сумки с ирушками, стол, талоны,

вывеска «Магазин игрушек», игрушки, коляски, куклы, удостоверения -

зеленый кружок из картона.

Дети в форме инспекторов ГИБДД (фуражка, накидка с буквами инспектор

ГИБДД или значка ГИБДД), дети - пешеходы, дети - водители, ребенок -

продавец игрушек.

Ход игры:

Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать

экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята - водители

направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен.

Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами,

колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям: - На какой свет могут двигаться машины?

На какой свет двигаться нельзя?

Что такое проезжая часть?

Что такое тротуар?

Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.)

Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны;

члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке

автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы

из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:

Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором,

(подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.)

игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.

«Наш друг постовой»

Цель: закрепить представления о профессии регулировщика, его функциях;

обозначения жестов (какой жест какому сигналу светофора соответствует),

развивать внимание, доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: фуражка, жезл регулировщика.

Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

(Я.Пишумов)

Ход игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей.

По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или

останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем,

когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по

«Найди безопасный путь»

Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает

или спрашивает детей:

Везде ли можно переходить улицу?

Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?

Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?

Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две

Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?

Для чего на дороге нарисовали «зебру»?

Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать

мышление, память, внимание, расширять словарный запас.

Материал: макет улицы (дорожной части), дорожные знаки, светофор,

транспорт (машины легковые, грузовые).

Ход игры: дети разыгрывают различные ситуации на макете.

«Где мое место?»

внимание, память, речь.

предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих

изученным знакам дорожного движения.

Ход игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные

знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.

1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.

2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

«Путаница»

Цель: закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление,

внимание, память, речь.

Материал: строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и др.),

дорожные знаки, волшебные шапочки.

Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет

знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем

рассказывает детям историю про то, как злые «духи» решили навести в городе

беспорядок и просит помочь исправить положение.

Ход игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки

правильно. Объясняют, что делают.

«Дорожный экзамен»

Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать

мышление, память, внимание, речь.

Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,

конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге

дорожных знаков.

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.

Ход игры: Ребенок - водитель - ученик, сдающий экзамен на право вождения

автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он

должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду

осторожно, не обгоняя другие машины.

«Выполни поручение»

заданной последовательности.

Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,

конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге

дорожных знаков, знаков обозначающих «станции» (столовая,

железнодорожный переезд, детский сад, школа, больница и др.), рули.

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.

Ход игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить,

например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает

сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь в

столовой». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности.

Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.

«Повороты»

Цель: развивать координацию движений рук (вправо, влево), зрительное

внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знака в руках

воспитателя.

Материал: знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение

налево», рули.

Подготовка к игре: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра

проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя

знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Ход игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети

делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя

поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети,

имитируя поворот руля, поворачивают налево. «Как проехать?»

Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в

пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в

заданной последовательности.

Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики и др.), знаки

«Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево

Подготовка к игре: Конструирование дороги с использованием знаков

«Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются

пункты отправления и назначения.

Ход игры: Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту

назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил

дорожного движения.

«Угадай знак»

Цель: закреплять знания о дорожных знаках, развивать мышление, внимание,

наблюдательность.

Материал: дорожные знаки, жетоны.

Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от

Ход игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот

или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно

выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько

жетонов и определяют победителей.

«Передай жезл»

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в

правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать

логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

Материал: жезл регулировщика.

Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаѐтся

игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить

в левую и передать другому участнику. Передача идѐт под музыку. Как только

музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и

называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры.

Побеждает последний оставшийся игрок.

«Теремок»

Цель: учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для

пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов; воспитывать внимание,

ориентировку в пространстве.

Материал: Сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная

полоска с изображенными на ней дорожными знаками. (предупреждающие

знаки: железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот;

предписывающие знаки: прямо, направо, налево, круговое движение,

пешеходная дорожка; информационные знаки и знаки особых предписаний:

место стоянки, пешеходный переход, телефон)

Ход игры: Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке

поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их

значение.

«Автошкола»

Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о

назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в

ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость,

находчивость, умение помогать товарищу.

Материал: Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с

изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны

Ход игры: Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных

ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию,

оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного

дорожного знака.

«Узнай знак»

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках.

Материал: 2 картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге

вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края

вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск,

ребенок находит нужный знак.

Ход игры: Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге.

Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.

«На островке»

Цель: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды

транспорта; знакомить с наиболее типичными дорожно - транспортными

ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.

Материал: картинки, изображающие различные ситуации с участием

пешеходов, дорожные знаки, светофор.

Ход игры: Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке

ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить

необходимость установки нужного дорожного знака.

«Четвертый лишний»

1. Назовите лишнего участника дорожного движения:

 Грузовик

 «Скорая помощь»

 Снегоуборочная машина

2. Назовите лишнее средство транспорта:

 Легковая машина

 Грузовая машина

 Автобус

 Детская коляска

3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному

транспорту:

 Автобус

 Трамвай

 Грузовик

 Троллейбус

4. Назовите лишний «глаз» светофора:

 Красный

 Желтый

 Зеленый

«Игра в слова»

1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните

выбор каждого слова.

Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога,

желтый свет, красный свет, переход через улицу, помощник пешехода,

зеленый свет, стоит дома. 2 . Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните

выбор каждого слова.

Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет,

кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу (детский сад),

тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, детский

«Игра в мяч»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных

Материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч,

одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра

проводится со всеми детьми по очереди.

Воспитатель: По дороге кто идет?

Ребенок: Пешеход.

Воспитатель: Кто машину ведет?

Ребенок: Водитель.

Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?

Ребенок: Три глаза.

Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Стой и жди.

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Подожди.

Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Можете идти.

Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной…

Ребенок: Дорожке.

Воспитатель: Где мы автобус ждем?

Ребенок: На остановке.

Воспитатель: Где играем в прятки?

Ребенок: На детской площадке.

«Слушай - запоминай»

Цель: закреплять правила дорожного движения и поведения пешеходов на

улице, развивать связную речь, мышление, память, внимание.

Материал: жезл для регулирования дорожного движения.

Ход игры: Ведущий с жезлом в руке подходит к одному из участников игры,

передает ему жезл и задет вопрос о правилах поведения пешехода на улице.

«назовите одно из правил поведения пешехода на улице». - «нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом». Если ответ правильный, ведущий

передает жезл другому участнику игры и т. д. нужно, чтобы ответы не

повторялись, поэтому все должны быть внимательны.

«Кто больше назовет дорожных знаков?»

Цель: упражнять детей в узнавании и правильном назывании дорожных знаков,

развивать внимание, мышление, память, речь.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: ведущий показывает знаки, дети отвечают, соблюдая очередность.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«К своим знакам»

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание,

логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: Играющие делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки,

образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя

Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие

должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над

«Сигналы светофора»

Цель: развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное

восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам,

согласованность и сотрудничество.

Материал: мешочек с мячиками красного, желтого, зеленого цвета, стойки.

Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие

каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки

на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками

(мячиками) красного, жѐлтого, зелѐного цвета. Капитаны по очереди опускают

руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или

жѐлтый шар, то команда стоит на месте; зелѐный - передвигается к следующей

стойке. Чья команда быстрее придѐт к финишу, та и выиграла.

«Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем»

Цель: закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды

транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков,

развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать

согласованность, сотрудничество.

Ход игры: Каждая команда решает, какое транспортное средство будет

изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолѐт). Представление

транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника

отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде

конкретный вид транспорта.

«Зебра»

Цель: упражнять детей в точности исполнения правил игры, развивать быстроту

реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Материал: полоски белой бумаги (картона). Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаѐтся по

полоске белой бумаги (картона). По сигналу - первый участник кладѐт полосу,

встаѐт на неѐ и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей

полосе, кладѐт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний

участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

«Глазомер»

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках, количественный счет,

развивать логическое мышление, сообразительность, находчивость, глазомер,

ориентировку в пространстве, воспитывать согласованность, сотрудничество.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном

расстоянии от команд. Участник игры должен назвать знак и количество шагов

до него. Затем участник идѐт до этого знака. Если участник ошибся и не дошѐл

до знака или перешѐл его, возвращается в свою команду. Знаки на поле

расставляются по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее

и точнее «прошагают» до знаков.

«Грузовики»

Материал: рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.

Ход игры: Первые участники команд держат в руках руль, на головы им

помещается мешочек с песком - груз. После старта участники обегают вокруг

своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает

команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

«Трамваи»

Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений,

согласованность и сотрудничество в команде.

Материал: потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной

Ход игры: Участники в каждой команде делятся на пары: первый - водитель,

второй - пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно

скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников.

Побеждает команда, первой выполнившая задание.

«Добеги до знака»

Цель: упражнять детей в запоминании дорожных знаков, развивать память,

сообразительность, быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: По сигналу воспитателя ребенок бежит к дорожному знаку, который

называет воспитатель. Если ребенок ошибается в выборе знака, то он

возвращается в конец колонны.

«Светофор»

Цель: учить соотносить действия с цветом светофора, развивать внимание,

зрительное восприятие, мышление, сообразительность.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает кружок, а дети выполняете действия:

Красный - молчат;

Желтый - хлопают в ладоши;

Зеленый - топают ногами.

На красный цвет - делают шаг назад,

На желтый - приседают,

На зелѐный - маршируют на месте.

«Цветные автомобили»

Цель: закрепить цвета светофора (красный, желтый, зеленый), упражнять детей

в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание,

ориентировку в пространстве.

Материал: рули красного, желтого, зеленого цвета, сигнальные карточки или

флажки красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они

автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к

играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал

определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда

ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во

время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий

поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

«Стоп - Идите»

Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений,

слуховое и зрительное внимание.

Материал: макет светофора.

Ход игры: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий

с пешеходным светофором в руках - по другую. Игроки по сигналу светофора

«Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают.

По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет

водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в

небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни

пятка к носку.

«Ловкий пешеход»

Цель: развивать глазомер, ловкость, внимание, упражнять в метании мяча правой

рукой на ходу.

Материал: светофор, плоскостное вертикальное изображение с прорезанными в

нем круглыми отверстиями, диаметр которых вдове больше мяча, резиновый или

пластмассовый мячик.

Ход игры: Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит на

ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал - в красный - выбываешь

из игры. Попал в желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.

«Птицы и автомобиль»

Цель: развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание.

Материал: руль или игрушечный автомобиль.

Ход игры: Дети - птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).

Воспитатель говорит:

Прилетели птички,

Птички - невелички,

Все летали, все летали, дети бегают, плавно взмахивая руками

Крыльями махали.

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали присаживаются, постукивают пальцами по коленям

Зернышки клевали.

Воспитатель берет в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит:

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в рожок трубит.

Тра-та-та, берегись, берегись,

Тра-та-та, берегись, посторонись! Дети - птички бегут от автомобиля.

Цели:

Оборудование:

Участники игры: две команды (1-4 классы).

План игры:

1.Разминка

2.Викторина “Зелёный знак”

6.Игра “Нарисуй знаки”

8.Игра “Собери знаки”

9.Игра “Весёлый светофор”

10.Игра “Велосипедист”

11.Подведение итогов

12.Награждение

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий:

1. Разминка





2.Викторина “Зелёный огонёк”

-

Где можно переходить улицу?

Как нужно идти по тротуару?

3.Игра Три огонька светофора

1. Есть сигналы светофора,

Подчиняйтесь им без спора.

Бурлит в движении мостовая-

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешехода свет?

Стой! Опасно! Путь закрыт.

Сигнала ждите для движенья.

Скажите правильный ответ:

Какой горит при этом свет?

Жди сигнала для движенья.

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

Переходить ребята могут.

Условие:

6.Нарисуй знаки

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Только лучше правь рулём.

(Велосипед)

Что за чудо этот дом!

Пассажиров много в нём.

Обувь носит из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Не летает, не жужжит -
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни -
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)

Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один.

(Комбайн)

Четыре братца бегут -
Друг друга не догонят.
(Колеса)

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…

(Дорожный знак).

Что за “зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…

(Переход).

Автомульти

(На печке)

(Велосипед)

(Вареньем)

(Велосипед)

(В карету)

Личный транспорт Бабы - Яги?

8.Игра “Составь знак”

9.Игра “Весёлый светофор”

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

Светофор.

Зелёный - 1 очко;

Жёлтый - 2 очка;

Красный - 3 очка.

10.Игра Велосипедист

Варианты вопросов:

(Тормоза)

11.Подведение итогов

12.Награждение

Игровая программа по правилам дорожного движения (ПДД)

“Я, шагая по улице” для 1-4 классов

Цели: закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование: дорожные знаки, светофорики, картинки.

Участники игры: две команды (1-4 классы).

План игры:

1.Разминка

2.Викторина “Зелёный знак”

3.Игра “Три огонька светофора”

4.Игра “Разрешается - запрещается”

5.Конкурс - капитанов “Эстафета водителей”

6.Игра “Нарисуй знаки”

7.Игра со зрителями “Перекрёсток загадок”

8.Игра “Собери знаки”

9.Игра “Весёлый светофор”

10.Игра “Велосипедист”

11.Подведение итогов

12.Награждение

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались здесь вспомнить правила дорожного движения. Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня мы покажем, как знаем эти правила.
А чтобы из вас никто, не устал, мы наше занятие проведём в форме игры. Для этого вам надо разделиться на две команды, придумать название и выбрать капитана команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. За нарушение дисциплины один жетон снимается. У кого жетонов останется больше, тот и выиграет.

1. Разминка

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

2.Викторина “Зелёный огонёк”

- Как называется дорожка для пешеходов?

Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора?

Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

Где можно переходить улицу?

Можно ли играть на мостовой?

Как нужно идти по тротуару?

Почему запрещается цепляться за грузовые машины и их прицепы?

Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?

Где можно кататься на велосипеде?

Покажите знаки дорожного движения, которые разрешают и запрещают проезд на велосипеде.

3.Игра Три огонька светофора

Командам раздаются самодельные светофорики.

Знаете ли вы, как выполнять команды светофора? Сейчас это и проверим. Я буду читать вам стихи из “Азбуки безопасности” Олега Бедарева, а вы своими светофориками показывайте нужный свет.

1. Есть сигналы светофора,

Подчиняйтесь им без спора.

Бурлит в движении мостовая-

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешехода свет?

Правильно! Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт.

2. Особый свет - предупрежденье!

Сигнала ждите для движенья.

Скажите правильный ответ:

Какой горит при этом свет?

Правильно! Жёлтый свет - предупрежденье!

Жди сигнала для движенья.

3. Иди вперёд! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

Правильно! Зелёный свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

4.Игра “Разрешается - запрещается”

Играть на мостовой…(запрещается)

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Идти толпой по тротуару…(разрешается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

5.Конкурс - капитанов “Эстафета-водителей”

Капитаны команд должны преодолеть препятствия (расставленные на полу кегли), ведя детскую машинку на верёвочке.

Условие: кто быстрее и без аварий доберётся до финиша.

6.Нарисуй знаки

Играющим предлагается за определённое время нарисовать знаки дорожного движения.

Выигрывает та команда, которая не только правильно нарисует за определённое время знаки, но и объяснит их.

7.Игра со зрителями (болельщиками) “Перекрёсток загадок”

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Только лучше правь рулём.

(Велосипед)

Что за чудо этот дом!

Пассажиров много в нём.

Обувь носит из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Не летает, не жужжит -
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни -
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)

Вдаль бежит - не тужит, С ножками дружит.

Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один.

(Комбайн)

Четыре братца бегут -
Друг друга не догонят.
(Колеса)

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…

(Дорожный знак).

Что за “зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…

(Переход).

Автомульти

Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

На чём ехал Емеля к царю во дворец?

(На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?

(Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?

(Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?

(Велосипед)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?

(В карету)

На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре - самолёте)

Личный транспорт Бабы - Яги?

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?

На чём летал Барон Мюнхгаузен?

На чём катался Кай? (На санках)

Зрители (,болельщики) могут отдать заработанные жетоны команде, за которую болеют.

8.Игра “Составь знак”

Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.

9.Игра “Весёлый светофор”

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

Светофор.

Команды играющих располагаются друг за другом. Дети по одному подходят к линии (5 шагов), берут в руки мяч и стараются попасть в один из глазков светофора. Удачный бросок, если мяч попадает в центр какого-либо кружочка, оцениваются так:

Зелёный - 1 очко;

Жёлтый - 2 очка;

Красный - 3 очка.

Побеждает та команда, у которой большее количество очков.

10.Игра Велосипедист

Участвует две команды. У каждой команды игровое поле 3 х 3, разделённое на 9 пронумерованных секторов. Команды по очереди выбирают сектор и получают от ведущего вопросы, касающиеся правил езды на велосипеде. Если дан правильный ответ, то сектор переворачивается, а на обратной стороне поля нарисован велосипедист (т.е. при правильном ответе появляется часть рисунка). Побеждает та команда, которая быстрее на игровом поле соберёт велосипедиста.

Варианты вопросов:

С какого возраста можно ездить на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет)

Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой на велосипеде?

(Тормоза)

На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжой части?

Игрокам показывается знак “Велосипедная дорожка”, они должны назвать знак и объяснить, что он означает.

Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей, при наличии специального дополнительного сиденья).

Какой знак запрещает движение велосипеда?

Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? (Да)

Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)

Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красные свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Да)

Относится ли велосипед к гужевому транспорту? (Нет)

Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включенного фонаря? (Вопрос с подвохом, нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже на велосипеде).

11.Подведение итогов

12.Награждение