ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Игральные карты новый стиль модерн история создания. Секрет самой известной русской колоды карт

В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в.

Трефовая дама и ее прототип - княгиня Елизавета Федоровна.

Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») - во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных. Ничего необычного на первый взгляд в них нет; мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.

Червовая дама и ее прототип - княгиня Ксения Александровна.

В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России. Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.


Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.



Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.

В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.

После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.


Посмотрите на эти привычные всем с детства карты. Наверняка такая колода до сих пор имеется дома у Вас или Ваших родителей? Эти рисунки нам настолько знакомы, что никто и не догадывался, раскладывая пасьянс или затевая игру в дурака, что держит в руках портреты членов царской
семьи?

Участники последнего костюмированного императорского бала

В феврале 1903 года состоялся один из самых пышных в российской истории придворных балов. Это было костюмированное действо, которое сам Николай II рассматривал не в качестве обычного маскарада, но как первый шаг к восстановлению обычаев московского двора. И все 390 участников бала были одеты в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича, то есть XVII века.


Очевидцы вспоминали: «Впечатление получилось сказочное, от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Блеск карнавальных костюмов был столь ослепителен, что они стали эталоном для театральных художников и кинематографа, обращавшихся впоследствии к историческим темам. Кстати, несколько из этих роскошных костюмов сохранились в фондах Эрмитажа.


По желанию последней русской императрицы Александры Федоровны лучшими фотографами Петербурга были сделаны снимки всех участников костюмированного действа. В 1904 году по заказу Императорского двора ограниченным тиражом выпустили специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший эти фотографии, напечатанные в технике гелиогравюр и фототипий.


Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в царском наряде

Николай II одет в «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл сегодня хранятся в
Оружейной палате Кремля.


Великий князь Сергей и его супруга в нарядах а-ля рюсс

Так выглядел первый выпуск карт в русском стиле

Видимо, эти фотографии настолько впечатлили всех, кто их видел, что в 1911 году немецкая фирма Дондорф даже разработала на их основе эскизы для особой колоды игральных карт. И к 300-летию дома Романовых колоду «Русский стиль» выпустили в свет.

Короли здесь снабжены всеми регалиями царской власти, одеты в золотые шапки и горностаевые меха. В образе любого из валетов видим снаряженных для охоты молодых удальцов: с копьем, луком или ловчим соколом. Дамы изображают русских красавиц в соболях и кокошниках, в богатых украшениях со множеством драгоценных камней...

Все рисунки проработаны до мелочей и повторяют роскошные детали русских костюмов, созданных для высшего общества: кафтаны и опашени из алой парчи; сарафаны и кокошники расшиты золотыми нитями и жемчугом; мантии подбиты горностаем.


На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами. Впоследствии художник-иллюстратор Юрий Иванов перерисовал карты «Русский стиль» - приспособив их для офсетной печати.


Для сравнения - выпущенная той же фабрикой Дондорф колода игральных карт по мотивам драм Шекспира.


Матрешин Александр - Панорама Кремля

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - Рассвет на Москва-реке из оперы "Хованщина"

Матрешин Александр Валентинович, родился в 1956-ом году, - советский и российский художник.
Окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, более десяти лет работал в области книжной иллюстрации. Произведения художника находятся во многих музеях и частных собраниях.

"24 марта 1798 года Императорским указом пра­во клеймить и продавать игральные карты во всех пределах Российской Империи навсегда было отда­но Воспитательному дому - благотворительному уч­реждению по опеке над сиротами. Опекунский совет Воспитательного дома право клеймения стал отда­вать на откуп, зарабатывая на этом немалые сред­ства, шедшие на "содержание сирот". Откупная си­стема существовала более 20 лет - с 1 апреля 1799 года по 1 января 1820 года. За всё время состоялось пять карточных откупов, каждый сроком по четыре года. Откупная система вызвала быстрый рост количества производив­шихся карт. Уже в девятый год действия откупа, в 1807-1808 гг., было изготовлено почти 2300000 колод всех разборов. Карты делались как
в обеих столицах на крупных фабриках, так и в отдалённых городах мелкими карточными мастерами, бравшими у откупщиков свидетель­ства на своё производство.

Фабрика начала производство новых колод выс­шего сорта по эскизам немецкого художника, сотрудника известной карточной фабрики
Б. Дондорфа во Франкфурте-на-Майне, имя кото­рого держалось в строжайшем секрете. Были выпущены четыре колоды, которые оставались в производстве ещё многие десятилетия.
Выпуск новых карт потребовал существенного улучшения качества их изготовления. Колоды печатались в 16 красок в технике хромоли­тографии лучшим мастером Карточной фабрики Михаэлем. Одна из выпущенных колод, получившая название "Русский стиль", позволила говорить о том, что в России, наконец, появились играль­ные карты в истинно национальном духе. Эта колода примечательна тем, что эскизы к ней создавались под влиянием альбома фотогра­фий благотворительного императорского бала 1903 года, костюми­рованного в стиле XVII века. В пользу этой версии говорит необы­чайное сходство дамы треф с обликом и костюмом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, а червовой дамы - с великой княгиней Ксе­нией Александровной.
Фигуры королей представлены царём с державой в руке (король червей) и боярами времен Алексея Михайловича. Дамы показаны в праздничных одеждах: богатые горожанки в ферезях и платенах, кре­стьянки в расшитых сарафанах с душегреями. Валеты - молодые со­кольничие и стрельцы с оружием и ловчими птицами в руках. Весьма удачным получилось оформление обычно скромно декорируемых ту­зов. На каждом тузе знак карточной масти помещён на круглом щите в обрамлении старинного оружия и атрибутов охоты. Знак "В пользу императорского воспитательного дома" так же выполнен в виде ста­ринной вислой печати."

Карты "Русский стиль"

Наверняка эти карты знакомы практически всем: их многократно выпускали и в советские годы. У меня дома есть две колоды таких карт малого формата с рубашками разных цветов в одной коробке - подарочный вариант выпуска середины 50-х годов прошлого века. А у бабушки были и дореволюционные такие же карты, но стандартного размера.

Ниже приведены для сравнения, упоминавшиеся в монографии Е.Н. Григоренко, фотографии Великих княжен Ксении Александровны - сестры Николая II (червовая дама) и Елизаветы Фёдоровны - сестры жены Николая II императрицы Александры Фёдоровны (дама треф).

Сходство действительно есть, в первую очередь, в костюмах: очень характерные кокошники на обеих дамах. В лицах тоже можно уловить сходство, если очень захотеть.

Интернет просто-таки наводнён сравнениями представителей российской знати, бывшей на знаменитом императорском балу в 1903-ем году, с картинками на картах "Русский стиль". Из всего, что довелось видеть, наиболее соответствующим действительности представляется факт того, что король червей срисован с портрета императора Александра III, который на этом балу не мог быть, так как умер в 1894-ом году.
Костюм карточного короля отличается от мундира государя Александра Александровича, но это и неудивительно, ведь все короли в этой колоде одеты в костюмы, стилизованные под одежду русских царей и бояр XVII века.

Николай Густавович Шильдер (1828-1898) - Портрет Александра III

- "Торжественный коронационный марш" (1883), написанный по случаю коронации Александра III
Симфонический оркестр СССР
Дирижёр - Вячеслав Овчинников

Шапка Мономаха

Ещё сравнивают портреты Великих князей Михаила Александровича - брата Николая II и Андрея Владимировича - двоюродного брата Николая II с трефовым и бубновым валетами соответственно.
Если говорить о сходстве костюмов, то, кроме ткани и расцветки, мужские костюмы и головные уборы русских бояр XVII века мало чем отличались друг от друга. Разве что Андрея Владимировича посчитали прототипом бубнового валета, поскольку он был на балу одет в костюм царского сокольничего, а у бубнового валета в руках механический сокол, обозначающий, что, дескать, молодец сей есть сокольничий. А если говорить о портретном сходстве Великих князей с карточными валетами, то, кроме усов, хоть убейте, я лично никакого сходства не нахожу. Это хорошо видно, если посмотреть на фотографии Великих князей в большем формате. Но, коль скоро две царские родственницы стали карточными прототипами, то можно посчитать, что и два этих царских родственника тоже ими стали.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - Полонез из оперы "Ночь перед Рождеством"

Дирижер - Евгений Светланов

В качестве лирического отступления.
Упомянутый здесь Великий князь Андрей Владимирович - внук императора Александра II, в середине 20-х годов прошлого века, будучи в эмиграции, женился на небезызвестной балерине Матильде Феликсовне Кшесинской.
Матильда Кшесинская известна по большей части не как балерина, хотя и была российской примой, а тем, что вокруг неё увивались Великие князья дома Романовых в количестве трёх штук. Сначала это был будущий император Николай II - ещё до своей помолвки с будущей женой. Потом Матильда Феликсовна была фактической женой Великого князя Сергея Михайловича - внука императора Николая I. При этом крутила роман с другим Романовым - Великим князем Андреем Владимировичем.

Во все времена экзальтированные дурочки мечтали о принце, если не на белом коне, то хотя бы на уродливом чёрном джипе, но далеко не каждой доставался даже обыкновенный Иванушка-дурачок, ибо нынче принцы, увы, ускользающая натура. А у Матильды Феликсовны принцев было целых три. И не каких-нибудь завалященьких Голштинских или Гессенских, а самих Романовых!

Пока этот сюжет почти два месяца болтался у меня незавершенным, 14.07.2016 в интернете появилась новая статья о карточных прототипах С короля - на бал! , которую в ЖЖ сразу же растащили на цитаты.

Новым, в сравнении с прежними публикациями, стало, во-первых, сравнение пикового короля из колоды "Русский стиль" с портретом царя Ивана Грозного с картины Литовченко Александра Дмитриевича (1835-1890) "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею".

Кликнув на картинку пикового короля, вы сможете самостоятельно убедиться в несостоятельности этого утверждения. Как по мне, то, скорей, король треф плюс-минус три верблюда, как говорил мой преподаватель начерталки, похож на портрет Ивана Васильевича кисти Виктора Михайловича Васнецова. С большой натяжкой можно было бы сказать, что и пиковый король похож на этот портрет, но уж больно вегетарианское выражение лица у этого короля, в отличие от царского портрета. Да, собственно, трефовый король тоже грозностью облика не отличается. Борода да шапочка - вот и всё сходство.

Так что автор статьи - доктор философских наук некто Семён Экштут, либо плохо знаком с матчастью, либо зрением слабоват, что подтверждается следующими, предложенными им аналогиями: штаб-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак - пиковый валет и адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков - червовый валет.

Царь Иван Васильевич Грозный (1879)
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Главные факторы, объединяющие эти карты и их "прототипы", - усы и крой боярских костюмов, который был стандартным для того времени.

Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: наличие бороды у кого бы то ни было автоматически делает его прототипом карточных королей, да что там карточных - даже прототипом самого царя Николая II!

Те же, кто до бороды ещё не дорос, вынужденные довольствоваться юношеской порослью в виде усов, автоматически становятся прототипами карточных валетов.

Все остальные "аналогии" автора статьи даже рассматривать не буду, ибо не учитывает он, что немецкий художник рисовал своих карточных персонажей и их наряды по мотивам фотографий русской знати, присутствовавшей на знаменитом балу, а не срисовывал их один в один.

Вспомнился мне случай: в связи с ремонтом покупала я клейкую бумагу, рисунок которой почему-то назывался "карельская берёза". В общем рисунок меня устраивал, вот только название смущало. Спросила у продавца, разве карельская берёза в разрезе так выглядит, на что он философски так ответил: "Це ж німець робив, хіба ж він то дерево бачив?" (Это же немец делал, разве он это дерево видел?)

Борода Дерипаски Усы Пескова

Вот и в случае с картами, коль скоро рисовал их немецкий художник, то какой с него спрос.)))

Это вам не один из 12-ти стульев работы мастера Гамбса, а - на минуточку - трон российских императоров.)))

Эти богато расшитые платья - такая же униформа для фрейлин российского двора, как и придворные мундиры для лиц мужского пола, состоявших при дворе российских императоров, в обиходе называвшихся придворными.

В 1834-ом году император Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами "а-ля бояр" и длинной юбки со шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.

Государь Николай Павлович самолично утверждал эскизы с рисунками придворных платьев и жёстко следил за тем, чтобы дамы, коим сей наряд был положен по штату, неукоснительно надевали их на официальные приёмы. Жаль, не было тогда телевизионных передач "Модный приговор" и "Снимите это немедленно!", царь Николай I вполне мог бы быть в них ведущим.

Правда, это были платья, стилизованные под русский сарафан, за что их называли офранцуженными сарафанами. Регламентировался не только крой, но и цвет этих платьев. Так Штатс-дамам и Камер-фрейлинам положено было носить верхнее бархатное платье зелёного цвета с золотым шитьем по низу и борту, наставницам - платье синего цвета, фрейлинам Её императорского Величества - пунцового, фрейлинам Великих Княгинь тоже пунцового цвета, но шитьё должно было быть серебряным, фрейлинам Великих Княжон - голубое платье с серебряным шитьём.

Если бы фотографии двух фрейлин, приведенные здесь, были бы цветными, мы бы увидели, что обе красавицы в ярко-красных платьях с золотым шитьём. Кстати, они обе присутствовали на знаменитом балу 1903-го года - их фотографии на этом балу можно увидеть ниже.

На левой стороне выреза платья фрейлинам полагалось носить так называемый фрейлинский шифр - золотую брошь с бриллиантами в виде заглавной буквы имени (монограммы) императрицы, в штате которой состояла данная фрейлина; или же из двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови - вдовствующей императрицы (такой знак назывался двойным). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля. Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной.
Шифр полагалось носить на голубом банте - цвета Андреевской ленты.

Княжна Зинаида Николаевна Юсупова - Княжна Елизавета Николаевна Оболенская -
фрейлина императрицы Марии Александровны фрейлина императрицы Марии Фёдоровны
(жены Александра II) (жены Александра III)

Фрейлинский шифр

Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1798-1855) - Гербовый зал Зимнего дворца (1838)

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - Полонез из оперы "Иван Сусанин"
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов

На картине художника Ладюрнера изображены группы гвардейцев и придворных дам в ожидании начала какого-то официального мероприятия. Все дамы одеты "по форме".

Дамам, которые не имели придворных должностей, но присутствовали на официальных приёмах и других торжественных собраниях, тоже положен был кокошник и стандартный крой платья, правда, цвет и ткань, из которой шились эти платья, мог быть любым - на усмотрение хозяйки наряда.

Форма придворных кокошников была достаточно далека от крестьянских прототипов, равно как и крой придворных платьев. Во второй половине XIX века появились бриллиантовые тиары-кокошники (тиары в русском стиле), которые были популярны при дворе.

Фрейлинский шифр

Орлов Пимен Никитич (1812-1865) - Портрет камер-фрейлины Анны Алексеевны Окуловой в придворном русском наряде

Орлов Пимен Никитич (1812-1865) - Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (1835) в придворном русском наряде

(1878-1927) - Портрет Великой княгини Марии Павловны в сапфировой парюре (жена Великого князя Владимира Александровича - сына Александра II) (1913)

Примечание. Парюра - (parure - убор, украшение) - набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.

А.Малюков (1836) - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (жены Николая I)

Макаров Иван Кузьмич (1822-1897) - Портрет императрицы Марии Александровны (жена Александра II)

Маковский Константин Егорович (1839-1915) - Портрет императрицы Марии Фёдоровны (жена Александра III)

(1863-1924) - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (жена Николая II)

Тиара в форме русского кокошника


Туксен Лауритс Регнер (1853-1927) - Бракосочетание Николая II и Великой княгини Александры Фёдоровны

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) - Полонез памяти Пушкина
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов

Малая императорская корона

Диадема "Кокошник" с розовым бриллиантом

Костюмированный бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоявшийся в Зимнем дворце в феврале 1903-го года - знаменитый бал-маскарад, на котором все присутствующие были одеты в русские царские и боярские костюмы XVII века.
Бал состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 (24) февраля 1903 года состоялся торжественный вечер и концерт, а 13 (26) февраля непосредственно сам костюмированный бал.

В 1904-ом году по заказу Императорского двора были изданы альбомы с фотографиями участников бала.
Альбомы распространялись за высокую плату с благотворительной целью, в первую очередь, среди участников бала.

Костюмы для бала создавались по специальным эскизам художника Сергея Сергеевича Соломко (1867-1928) с привлечением консультантов по историческому костюму.

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - Полонез из балета "Спящая красавица"
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов

Шапка алмазная




Сказочная Русь Сергея Соломко

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - Первая песнь Баяна
из оперы "Руслан и Людмила"
Баян - Юрий Марусин
Мариинский театр - Санкт-Петербург

Сергей Сергеевич Соломко, родился в 1867-ом году в Санкт-Петербурге, - русский художник, акварелист, график. Член Петербургского товарищества художников.

1883-1887 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
1887-1888 - вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Конец 1880-х годов - начал сотрудничать с художественными журналами: "Север", "Нива", "Мир искусства", "Шут" и другими в качестве иллюстратора.
Для издательства Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912) иллюстрировал произведения Пушкина и Чехова. Для издательства Адольфа Фёдоровича Маркса (1838-1904) иллюстрировал произведения Лермонтова и Гоголя.

Сергей Соломко занимался не только живописью, но и ювелирным искусством и дизайном костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой Фаберже.

1903 - художник исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем дворце.
С 1910-го года Сергей Соломко постоянно жил в Париже.

1916 - работал по заказам Комиссии, занимавшейся созданием музея Первой мировой войны, по просьбе которой, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции.

Во Франции Соломко создавал театральные костюмы: в частности для балерин Анны Павловой и Матильды Кшесинской.

1925 - принимал участие в создании Русского художественно-промышленного института в Париже.

Умер Сергей Сергеевич в 1928-ом году в "Русском доме" в Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронен на местном кладбище.

Примечание. "Русский дом" - дом престарелых, изначально предназначавшийся для эмигрантов первой волны из России.

Последний бал - документальный фильм (2011)
Режиссёр - Борис Лизнёв

Все цари дома Романовых

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "Славься" - финал из оперы "Иван Сусанин" (Жизнь за Царя)
Оркестр и хор Михайловского театра (6 марта 2013, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Дирижёр - Алексей Карабанов

Большая императорская корона


Окунемся немного в историю российских игральных карт. А поможет нам в этом, как ни странно один интернет-магазин, который продает в числе прочего репринты старинных карт. Это абсолютно новые карты, но выпущенные по эскизам когда-то выпускавшихся. Ссылка на сайт в конце поста.

Первые игральные карты в России появились во времена правления Федора Иоанновича. Но до Петра I все карты были исключительно привозными. И вообще считались большим грехом. При царе реформаторе отношение к карточным играм (как и к алкоголю, табакокурению, кофе и т.д.) меняется. Даже начинается их производство в Москве. Но больших масштабов оно достигло гораздо позже, при Александре I, который монополизировал производство игральных карт. Это приносило немалый доход, который направлялся на содержание ведомства императрицы, опекавшего детей-сирот.

РУССКИЙ ТАРОК

С последней четверти XVIII века в России среди карточных игр впервые упоминается тарок. Для игры в тарок используется весьма специфическая колода из 78 листов, включающая 22 особые номерованные карты, именуемые Старшими Арканами. Колода для тарока стала одной из первых, изготовлявшихся в карточных цехах Александровской мануфактуры. О необходимости выпускать тарокковые карты было особо упомянуто в специальном положении 1819 года при заведении Карточной фабрики. Тарокковая колода в 30-е - 40-е годы XIX века была самой дорогой в сортаменте Карточной фабрики и стоила 70 копеек (8 рублей 40 копеек за дюжину колод). Производство русских тарокковых карт продолжалось по крайней мере до 1855 года, когда они в последний раз упоминаются в «Таблице цен различных сортов карт» Карточной фабрики.


РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1798 ГОДА

Производились на русских откупных карточных мануфактурах.

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1815 ГОДА

ДЛЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

Карты выпускались Императорской Карточной фабрикой специально для присоединённых к России в начале XIX века польских губерний и именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт являются рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствуют дамы, но имеются, помимо короля, ещё две «мужские» персоны - вышник и нижник (применительно к русским картам это были как бы валет старший и валет младший).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ РОССИИ

Географические карты придуманы и составлены К. М. Грибановым в 1830 году. Это - первый самостоятельный образец карт, изданных на Карточной фабрике при Александровской мануфактуре в Санкт-Петербурге. Колода Константина Грибанова состоит из 60 карт, хотя стандартная полная колода имеет 52 карты. Это объясняется тем, что автор преследовал цель создать тематическую географическую колоду с изображением всех административно-территориальных единиц Российской империи. В 1830 году таких единиц было 60. На лицевой стороне каждой карты, разбитой на четыре части, показана карта игральная, губернский герб, местный костюм и список городов губернии. Еще одной особенностью этих карт является ее «рубашка» (обратная сторона) — на каждой карте она своя и представляет из себя географическую карту административной единицы с указанием расстояния до Санкт-Петербурга и Москвы

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1850 ГОДА

Очень редкая русская колода, выпускавшаяся на Императорской Карточной фабрике.

ЭСКИЗЫ А.Е.БЕЙДЕМАНА

В начале 1860-х годов академик исторической живописи Бейдеман был привлечён к созданию проектов новых игральных карт. Талантливый рисовальщик и иллюстратор, Бейдеман в рисунках этой колоды показал классические литературные типы. Колода никогда не издавалась.

Бейдеман также был мастером юмористических композиций, что заметно и в рисунках этой колоды. По рисункам был сделан пробный оттиск, но колода никогда не издавалась.

ОХОТНИЧЬИ КАРТЫ

Колода карт была создана в 1860 году придворным живописцем русского императора Александра II Михаем Зичи. На всех картах изображены сцены императорской охоты и миниатюрные изображения стандартных игральных карт. Колода предназначалась для Карточной фабрики, но издана не была.

ДОРОЖНЫЕ

Колода, выпускавшаяся на Императорской карточной фабрике в 1860-х годах. Художник А.И.Шарлемань.

НОВЫЕ ФИГУРЫ

Одна из колод карт, подготовленная в 1862 году академиком А.И.Шарлеманем по заказу Карточной фабрики.

ГЛАЗЕТНЫЕ

Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1870 году.

2 СОРТ

Колода, также выпущенная в 1870 году.

1 СОРТ

Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1875 году. Качество прорисовки действительно выше, чем у 2 сорта.

ПОЛЬСКИЕ

Колода изготавливалась Императорской Карточной фабрикой с 1881 года. Эти карты представляли собой собрание изображений настолько разнородных и необычных, что в последующие годы это стало поводом к появлению у неё различных названий. В России эта колода называлась «Фигурная», в Германии Zirkuskarte (Цирковые карты), в Италии «Trappola» - по старинной карточной игре, для которой нужна специальная колода в 36 листов.

ВЫСШИЙ СОРТ

Колода, выпущенная на Императорской Карточной фабрике в 1897 году. Художник Каразин.

М.О.МИКЕШИН. ЭСКИЗ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ

Проект игральных карт для Императорской Карточной фабрики известного русского скульптора и художника М.О. Микешина срздан в 1890 году. Проект сделан «в русском вкусе», весьма модном в то время, и включает эскизы половинок 12 фигурных карт, то есть все фигуры обычной карточной колоды, выполненные в виде персонажей русских сказок. Проект колоды демонстрировался на Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в 1895 году в Санкт-Петербурге, и получил там весьма лестные отклики. Но в тираж карты так и не пошли по причине «тяжеловесности и отсутствия свободы стиля», как написано в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря.

РУССКИЙ СТИЛЬ

Колода "Русский стиль" относится к числу самых удачных карточных проектов в России. Неоднократные попытки создать колоды в русском национальном духе до этого были неудачны. В основу рисунков этой колоды были взяты костюмы участников знаменитого "Исторического" бала, прошедшего в Кремле в январе 1903 года. Присутствующие были одеты в русские костюмы 17 века, а император Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича.

НОВЫЙ СТИЛЬ

Впервые колода с этими рисунками была выпущена в 1911 году по названием "Новый стиль". При переиздании в 1935 году в прейскурантах Государственной карточной монополии это название сохранилось. В послевоенное время с 1964 года колода выпускалась под названием "Преферансные" и состояла из 32 листов.

ФАНСИ

Колода была выпущена в 1910 году. Рисунки были созданы художником известной немецкой карточной фабрики Дондорф и были весьма похожи на рисунки колоды "Mittelalter".

РОКОКО

Оригинал колоды выпущен в 1911 году. В 1930-х годах был разработан и выпускался экспортный вариант колоды - с латинскими индексами, посеребрённым срезом. В послевоенный период рисунок карт долгое время использовался для пасьянсных колод уменьшенного размера.

ИСТОРИЧЕСКИЕ

Колода игральных карт, впервые изданной Императорской карточной фабрикой в 1911 году под названием "Исторические". Повторно колода начала выпускаться в 1930 году, в том числе и в экспортном варианте - с латинскими индексами. Фигурные карты показывают представителей древних цивилизаций - египетской, ассирийской, греческой и норманнской.

"РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ (История одной фабрики)"

"Русские игральные карты "("История одной фабрики") - иллюстрированный каталог-альбом, посвящённый деятельности Петербургской Карточной фабрики (впоследствии, Комбинат Цветной Печати) в период с 1817 по 2001 годы.Собраны практически все серии (изображения) игральных карт, выпущенные в этот период времени в Петербурге и изложена история становления и развития фабрики.Ограниченным тиражом вышла в свет книга-альбом «Русские игральные карты» - первое в нашей стране исследование, посвященное истории одного из интереснейших видов прикладной графики. Особенно приятно отметить, что в создании книги принял участие известный коллекционер игральных карт Евгений Григоренко.Кроме эстетической ценности, альбом «Русские игральные карты» представляет собой, как говорилось раньше, «большой интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей». К примеру, из книги можно узнать, что в годы Великой Отечественной войны советское командование использовало игральные карты в пропаганде. Для изготовления специальной «антифашистской» колоды в блокадном Ленинграде зимой 1942 года была собрана горстка специалистов, ранее работавших на карточной фабрике. Они в тяжелых условиях, без сна и отдыха, вручную напечатали антифашистские карты. Вскоре их, погрузив на самолеты, маршрут которых лежал за линию фронта, разбрасывали в районах сосредоточения вражеских войск. К нашему времени сохранилось только две колоды «антифашистских карт». Фигуры на них представляют собой карикатурные изображения нацистских деятелей: Короли - Гитлер, Муссолини, Хорти, Маннергейм; валеты - Геббельс, Гимлер, Риббентроп, Геринг…









В царствовании Екатерины Второй и окончательно при Александре Первом была введена государственная монополия на производство игральных карт. Доход от производства карт шел на содержание Ведомства Императрицы Марии, опекавшее детей-сирот . Производство карт было развернуто на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика. Отличительной особенностью русских игральных карт являлся их самобытный дизайн, выгодно отличавшийся от колод европейских карточных фабрик. Темы рисунков королей, дам и валетов зачастую отражали события современной культурной жизни Российской империи. Например, известная колода «Русский стиль», которой многие россияне играют до сих пор, была создана в 1911 году по мотивам национальных костюмов XVII века, показанных во время известного «Исторического бала» в Кремле. Прообразом червового короля послужил сам российский император Николай II, а дамы - императрица Мария Федоровна. Эта традиция сохранилась и в советское время. На колоде 1925 года фигурные карты одеты в костюмы народов первых советских республик: Белоруссии, Украины, России и Закавказья.


В первые годы Советской власти популярность игральных карт также широко использовалась в политической пропаганде. В 1934 году начался выпуск «антирелигиозных» игральных карт, на которых в сатирическом виде были напечатаны служители культа различных конфессий. Был изготовлен и экспортный вариант «антирелигиозной» колоды, которую поставляли за рубеж, что вызвало многочисленные протесты Ватикана и религиозных деятелей. Кроме прочего, игральные карты использовали в обучающих целях: в 1927 году была издана колода - инструкция «Винтовка», предназначенная для малограмотных бойцов Красной армии.


Однако самыми массовыми и популярными на протяжении уже более чем 150 лет остаются хорошо всем известные карты «Атласные », - рассказывает Евгений Григоренко. - Но немногие знают, что рисунки этих карт были созданы в 1862 году академиком живописи Адольфом Шарлеманем. Причем необходимо сказать, что и другие известные русские художники не чурались рисовать игральные карты. Достаточно назвать такие имена, как популярнейший график начала ХХ века Иван Билибин, создатель памятника «Тысячелетия России» Владимир Микешин. К сожалению, карточная фабрика «Комбинат цветной печати» в Санкт-Петербурге, не выдержав испытание временем, в 2004 году прекратила свое почти двухвековое существование. Впрочем, традиции русских карточных художников и графиков в современной России продолжают небольшие полиграфические предприятия в разных регионах страны.