ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Нетрадиционная пальчиковая гимнастика с предметами. Пальчиковая гимнастика с предметами

Маленький человечек, попадая в этот мир, учится всему: держать голову, сидеть, ходить, говорить. И очень естественно, что родители хотят максимально облегчить процесс освоения этих навыков. Но если в первые месяцы жизни достаточно простенькой зарядки, то в дальнейшем работа должна быть комплексной, то есть охватывать как можно больше областей не только физического, но и интеллектуального, эмоционального развития малыша. И одним из таких комплексных занятий является пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Суть и формы

Это интересно. О значении простейших движений руками на мозговую деятельность первыми заговорили китайцы. И было это во II веке до нашей эры.

О том, что малышу важно развивать мелкую моторику слышали все мало-мальски осведомлённые в вопросах воспитания детей родители. Однако далеко не всем известно, что это такое и какая связь у этого навыка с будущим малыша. И дело тут не только в том, что развитая моторика пальцев - это залог красивого почерка, а ещё и в том, что движения пальцев рук и ног, скоординированные между собой и направленные на выполнение точных действий, взаимодействуют с высшими свойствами человеческого сознания, а именно с:

  • разными видами мышления (образным, критическим, логическим);
  • со всеми видами внимания;
  • восприятием оптико-пространственного характера;
  • детским воображением;
  • наблюдательностью;
  • двигательной, а также зрительной памятью;
  • речью.

С практической точки зрения, моторика пальцев позволяет с лёгкостью застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и выводить буквы.

Самой продуктивной формой работы, направленной на развитие столь важной для полноценной жизни мелкой моторики, считается пальчиковая гимнастика. Это упражнение (чаще всего в форме игры, так что в литературе понятия «пальчиковые упражнения» и «пальчиковые игры» являются синонимичными и составляют собственно понятие «пальчиковая гимнастика»), которое за счёт чередования таких движений, как сжатие, растяжение и расслабление, стимулирует процессы мышления, укрепляет мышечную и костную ткани. К слову, в методической литературе упражнением иногда называется предварительная «расстановка мизансцены», которая с добавлением слов становится собственно игрой. Кроме того, пальчиковые игры - это:

  • прекрасный способ отвлечь карапуза от капризов или слёз;
  • полезное занятие, доступное всегда и везде (в метро, в автобусе, в очереди и т.д.);
  • тренировка переключения умственной активности с правого полушария мозга (креативного начала) на левое (рациональное).

Это интересно. Некоторые учёные, занимающиеся особенностями и стратегиями раннего развития детей, считают, что чем больше умеет рука, тем более интеллектуально развит её обладатель.

Формы пальчиковых игр

Разновидностей форм потешек для тренировки мелкой моторики существует очень много. Но для дошкольников наиболее актуальными являются:

  • игры или упражнения (движения пальцев регулируются сюжетом истории);
  • театральные зарисовки (выполняются с пальчиковыми куклами);
  • физические упражнения (могут быть с использованием атрибутики или предметов, к этой категории относится, например, раскатывание колбаски из пластилина по доске).

Эти формы позволяют развивать малыша не только физически (и, как мы уже выяснили выше, интеллектуально), но и творчески.

Цели и задачи

Целями выполнения гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются:

  • речевое развитие;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • тренировка умения чётко и быстро говорить;
  • работа над совершенствованием координации движений;
  • развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью;
  • способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых.

Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично. Основными позициями можно назвать такие задания:

  • развитие речи;
  • отработка математических навыков;
  • запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку;
  • заучивание рифмовок;
  • гимнастика с окружающими предметами.

Классификация пальчиковых упражнений для дошкольников

В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнения, направленные на:

  • работу мышечного скелета рук в различных направлениях;
  • движения пальцев по телу или по столу;
  • построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук.

Отдельно можно выделить:

  • игры-забавы (например, «Идёт Коза-Рогатая», «Сорока-Белобока» и т.д.);
  • сказки в сопровождении жестикуляции (соединив в одно упражнение разные игры, например, «Мы купили в магазине», «Точим нож», «Мы капусту режем, режем», «Апельсин», можно придумать единый сюжет - сделали покупки, наточили нож и приступили к обработке овощей и фруктов);
  • стихотворные игры (форма проведения вышеперечисленных упражнений).

Как работать с упражнением-игрой?

Порядок работы над любой игрой одинаков:

  1. Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение.
  2. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
  3. Один раз вся мизансцена проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
  4. К движениям добавляются слова.

Важно не перегружать малышей заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.

Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики - памятка родителям

Прежде чем говорить о конкретных примерах игр, нужно оговорить возраст ребят, с которыми они проводятся. Конечно, использование тех или иных упражнений обусловлено индивидуальными особенностями развития моторики (и мелкой в том числе) у ребёнка. И тем не менее наряду с универсальными играми-забавами, упражнениями под рифмовки и сказками с жестикуляцией, упражнения на работу мышечного скелета в разных направлениях (влево-вправо) особенно актуальна для 1-х - 3-х летних ребят. А вот построением фигурок можно заниматься с 3-х лет. В то время как движения по телу или по поверхностям с разной фактурой подойдут для малышей средней и старшей группы детского сада. И ещё: подбирая набор упражнений, стоит обращать внимание и на содержательную сторону задания (особенно стихотворных пальчиковых игр): ребёнок не сможет выполнить то или иное действие, если ему не знакомы какие-то слова.

Классические примеры пальчиковых упражнений

Дети с удовольствием демонстрируют свои артистические способности в игре «Чижик-Пыжик» В игре «Сидит ворон на дубу» дети не только работают ручками и пальчиками, но и приседают Эта игра может проводиться в качестве соревнования малышей на физкультминутке Детям очень нравятся игры с имитацией животных и насекомых «Сорока-Ворона» – это первая игра с малышом, когда взрослый выполняет движения маленькими пальчиками карапуза Для игры «Царёв двор» нужно задействовать и пальцы, и ладони

Игры на развитие мышечного скелета рук

Цели: сгибать и разгибать пальчики, выполнять действия на объединение пальцев обеих рук, производить простейшие движения пальцами (рисовать круги, сжимать кулаки и т.д).

Приступая к выполнению любого упражнения, прежде всего взрослому нужно проговорить и показать действие каждого пальчика и руки, а уже потом приступать к совмещению слов и движений.

Апельсин

Мы делили апельсин

(зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем её другой рукой)
Много нас, а он - один,
Эта долька - для ежа

(на каждой дольке правая рука поочерёдно разжимает пальчики на левой руке),
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!

(встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились)

Это упражнение можно выполнять с мячиком.

Мы купили в магазине

(руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

Груши, персики и сливы

(правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

И бананы, и хурмы

И домой всё отнесли.

(левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).

Стих про дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

Пальчиковая семья

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестрёнка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочерёдно)

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

Мы капусту рубим

Мы капусту рубим, рубим,

(машем руками, будто ножом)

Мы капусту жмём, жмём,

(кулачки сжимаем-разжимаем)
Мы капусту солим, солим,

(пальчики потираем друг о дружку – «солим»)

Мы морковку трём, трём.

(кулачком одной руки трём по ладони другой руки)

Эту игру можно также разнообразить предметом: мячиком или мешочком с песком (гречкой или мелкими камешками).

Точим нож!

Точим, точим,

Точим нож!

Будет очень он хорош.

(ребром ладони водим взад-вперёд по ладони свободной руки)

Будет резать он припасы:

(«режем» каждым пальчиком руки)

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

Приготовили обед

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

(руками зазываем гостей)

Скатерть белую накрыли,

(руки перед собой, развести их в стороны)

Вилки ложки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

(вращательные движения кистями рук)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(лепка котлет)

Посолили, поперчили,

Замесили (имитация движений)

Не забыли лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(вытереть лоб рукой)

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землёй корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Посуда

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Если подключить к упражнению элементарные математические знания, то игра приобретёт ещё и образовательное значение - малыш закрепит навык счёта до 10.

Кошка и котята

У кошечки нашей есть 10 котят

Сейчас все котята по парам стоят:

(ладошки смотрят друг на друга)

Два толстых,

(соединить большие пальцы обеих рук и постучать ими друг о дружку)

Два ловких,

(соединить указательные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два длинных,

(соединить средние пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два хитрых,

(соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два маленьких самых

И самых красивых.

(соединить мизинцы и постучать ими друг о дружку)

Осенние листья

Будем листья собирать.

(загибаем поочерёдно пальчики)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагаем» пальчиками по коленям)

Осенний букет

Пошли пальчики гулять,

(пробежать пальчиками по коленкам)

Стали листья собирать:

Красный листик, жёлтый листик,

(поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому пальцу)

Один, два, три, четыре, пять!

(поочерёдно загибаем пальчики на руке)

Сколько листиков собрали?

(поднять руку вверх, раздвинуть пальцы)

С листьями осенними будем мы играть,

С листьями осенними будем танцевать.

Планеты

(считаем и загибаем пальчики)

На луне жил звездочёт –

Он планетам вёл учёт:

Меркурий - раз,

Венера - два,

Три - Земля,

четыре - Марс,

Пять Юпитер,

шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Кто не видит - выйди вон!

Грибы

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

Одежда

Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки).

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.

(Кулачки имитируют стирку).

Видео: Пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 3 лет

Игры на движение пальцев по столу

Цели: координировать действия пальцев при соприкосновении с твёрдой поверхностью стола. Эти упражнения активизируют тактильные ощущения детей.

Новые кроссовки

(загибаем пальцы на обеих руках по одному, начиная с больших)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки.

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами).

Новые кроссовки.

Пирог

Падал снег на порог.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол).

Кот слепил себе пирог.

(Показывают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утёк.

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу).

Пирожки себе пеки

(Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега - из муки.

На ёлке

Мы на ёлке веселились,

(Ритмичные хлопки в ладоши).

И плясали, и резвились,

(Ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз

(Дети «шагают» средним и указательными пальцами обеих рук по столу.

Нам подарки преподнёс

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг).

В них же - вкусные предметы:

(Делают ритмичные хлопки).

Конфеты в бумажках синих,

(Згибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).

Орешки рядом с ними,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Игры на построение небольших фигурок животных, предметов с помощью движения кистей рук и пальцев

Цели: разнообразить движения руками, задействовать мышцы кистей и рук.

Деревья

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот упёрлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная берёза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растёт осинка.

(показывают указательный палец, остальные - сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчёлок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем - пчёлы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб: указательный палец - ножка, ладонь сверху - шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц).

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать

Малышам жуков искать.

(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

Ждут малютки-птенцы

Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».

(Шевеление пальцев правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде).

Скворечник

Скворец в скворечнике живёт

(Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно).

И песню звонкую поёт.

(Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются).

Видео: Пальчиковый цирк

Видео: 10 простых пальчиковых игр, или как развлечь малыша в пробке

Видео: Как извлечь ещё больше пользы из занятий

Упражнения с атрибутикой

Дополнительные элементы, используемые для игры, повышают интерес деток к занятиям. В качестве таких деталей можно использовать

  • вырезанные из журналов картинки (высотой не более 7–8 см), приклеенные на картон и зафиксированные на пальце резинкой;
  • кусочки ткани, наложенные на пальцы (например, кусочек белого фатина в качестве фаты и чёрного бархата для имитации мужского костюма);
  • разноцветные резиночки (для лумигуруми) для «идентификации» того или иного героя стихотворения.

Цели: развивать мелкую моторику, образное мышление, воображение.

«Зарядка»

Инструкция:

  1. Закрепляем фигурки на среднем и безымянном пальчиках – «ножках».
  2. Второй и пятый пальчики – «ручки».
  3. Большой палец прижимаем к ладошке.
  4. На столе шагаем ножками на месте, высоко поднимая «ноги».
  5. Выполняем шаги вперёд, периодически останавливаясь.
  6. Выполняем движения вверх-вниз «руками».

«Большая семья»

Инструкция:

  1. На каждый пальчик надеваем по резиночке.
  2. Определяем, кто есть кто (средний палец - папа, указательный мама, безымянный и мизинец - дети, большой - бабушка, к которой на лето отправляется всё дружное семейство).
  3. Каждый из членов семьи должен поцеловать бабушку, то есть прикоснуться к ней. Упражнение сопровождается называнием роли каждого пальчика.

Упражнения с предметами

Цели: стимулировать нервные окончания кончиков пальцев, отрабатывать точность и скорость выполнения движений пальцами, развивать воображение.

«Кружевница»

Инструкция:

  1. Складываем бумажную салфетку дважды вчетверо.
  2. Отрываем пальчиками небольшие кусочки.
  3. Раскрываем салфетку - дырочки создают эффект кружева.

«Радужный коврик»

Инструкция:

  1. Делаем на небольших бумажных прямоугольниках ряд дырочек, равномерно распределив их по горизонтали.
  2. Задача ребёнка продеть цветные ниточки в дырочки, имитируя ткацкий станок.
  • составление фигур (например, геометрических) из спичек;
  • выкладывание различных узоров маленькими камешками;
  • выполнение шнуровок и т.д.

Fingerplays на английском языке

Цели: отработать произношение английских звуков, выучить лексический материал по темам: «Цифры», «Животные», «Названия пальцев», развивать образное мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

(указательный и большой палец одной руки надо соединить в кольцо)
And there’s a ball

(теперь делаем то же самое движение на другой руке)
A great big ball I see

(поднимаем обе руки вверх, чтобы пальцы одной руки дотронулись до пальцев другой руки, изображая большой шар)
Now let’s count them -
One, Two, Three

(по очереди делаем каждое из движений, описанных выше)

Cat and Mice

Инструкция:

  1. Малыш сжимает левую ручку в кулачок.
  2. Затем разжимает каждый палец со словами: «I’m a mouse».
  3. Выполняет сгибание-разгибание как можно быстрее со словами: We are mice, mice, mice.We are very, very nice».
  4. Наконец, распрямив указательный пальчик правой руки, говорит: « I’m a cat».
  5. Взрослый говорит: «Cat, catch the mice!», малыш прячет пальчики в кулачок, а указательным пальцем пытается раскрыть ладошку.
  6. Меняем ручки (левая – «кошка», правая – «мышки»).

Ещё один вариант пальчиковой гимнастики на английском - переделка песенок на английском под иллюстрацию конкретных движений пальчиками.

Hickory, dickory, dock

Инструкция:

  1. Из солёного теста делаем циферблат часов.
  2. Повторяем: Hickory, dickory, dock,The mouse ran up the clock(быстро барабаним пальчиками по поверхности сделанных часов, как будто по ним бежит мышка)The clock struck one, (громко хлопаем в ладоши один раз)The mouse ran down (делаем пальчиками движения как будто мышка убегает прочь) Hickory, dickory, dock.

Видео: Пальчиковая гимнастика на английском «The Finger Family Song»

Пальчиковая гимнастика для дошкольников - это иллюстрация того, как полезное может быть интересным и даже забавным. Дети с удовольствием будут выполнять простейшие действия ручками, повторяя стихотворные строчки, которые легко и быстро запоминаются. Так, эти коротенькие физкультминутки не только выполняют свою основную цель - развитие мелкой моторики, но и станут отличным способом тренировки памяти, развития речи, а также создания непринуждённой и доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

Спасибо за интересные игры, развитие мелкой моторики это очень важно! интересно! Спасибо Пошел Антошка за водой
И встретил деда с бородой
Тот показал ему колодцы
Здесь вода холодненькая (ладошка)
Здесь вода тепленькая (внутренняя сторона локтя)
Здесь вода горяченькая (плечо)
А здесь кипяток-кипяток-кипяток (щекочем подмышкой) Переиграли уже во все пальчиковые игры? А вот про эти вы не забыли?

Как много интересного! всем спасибо! я тоже за развитие мелкой моторики)

И мне можно в личку,в какой аптеке вы купили такие шарики.
насмешили.
Мне и логопед и невролог говорят, что мелкой моторикой нужно заниматься с пеленок, сначала просто разминать пальчики, потом уже когда подрастет, добавить игры в песочек, и упражнения на пальчики (которые в данной теме уже не раз были описаны). Надо же, какую полезную тему я когда-то завела! Читаю и узнаю вспоминаю много нового хорошо забытого старого! Напоминаем о полезной подборке на нашем сайте:


А вы просто сами показывайте. не его пальчиками, он все равно так запоминает. а потом сам повторит. немноожко другое. но все же полезное действие)

Добавлено спустя 3 минуты 44 секунды:

Вот что нашла, по идее это все в комплексе и дает хороший результат

1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки и др пальчиковые игры.

3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление. у меня тож проблема, не интересны сынуле пока все эти игры
только начинаю играть, он мои руки себе в рот пытается затащить Уж сколько я облазила интернет в поисках каких-нибудь новеньких пальчиковых гимнастиках, думала, что все уже знаю. Ан, нет, здесь нашла несколько новеньких. Поделюсь своими, но только они для более старших, не для малюсек.

«Ручки»

Наши ручки две лежат
И пока что крепко спят.
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.
Улеглась она опять –
Видно, будет отдыхать.
Теперь другая проснулась.
Тоже сладко потянулась.
Теперь обе проснулись,
Сильно-сильно потянулись.
Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Слышишь, раздается стук?
А теперь мы будем киски,
Эй, не подходите близко!
Поцарапаем немножко,
Не ребята мы, а кошки.
Тут пришел к нам в гости слон.
Начал громко топать он.
И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
Осторожны и легки
Приползали пауки.
И лягушки прискакали –
И в болотце ускакали.
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать
И, конечно, отдыхать.

«Ёлочка»

Перед нами елочка-
(пальцы сплетены в замок, поднять пальцы вверх)
Шишечки (два кулачка), иголочки (указательные пальцы вверх),
Шарики, фонарики, (крутим ладошками, делая фонарики)
Зайчики (указательные и средние пальцы вверх) и свечки (две ладони вместе),
Звезды (пальцы широко развести), человечки (шагают пальчики).

«Зимняя прогулка»

1,2,3,4,5.
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

А вот можно для малышей:
«Ладушки»

Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.

Кулачки сложили,
Кулачками били –
Тук-тук, тук-тук-тук,
Тук-тук, тук-тук-тук.

Ладушки устали,
Ладушки поспали.
Баю-баю, баюшки,
Баю-баю, ладушки. Пупсятинка
супер игра про ежика. сегодня обязательно попробую с дочей сыграть. Жил-был зайчик –Длинные ушки. Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости.
(Хлопают в ладоши.3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль)

Добавлено спустя 58 секунд:

Коленька хороший,Коленька пригожий, Пройди по дороженьке, Топни, Коля, ноженькой.
(Поглаживают кисть левой руки. Поглаживают кисть правой руки. Указательный и средний пальцы рук шагают. Выставляют кулак. Ставят ладонь на ребро. Показывают ладонь)

Добавлено спустя 46 секунд:

Вышла курочка гулять,Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите».(Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки.Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши. Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.) Я считаю, что методика не могут устареть, они могу только усовершенствоваться, при том что главный принцип всех книг-это развитие мелкой моторики, меняются стихи и все

Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

  1. по столу ладонями;
  2. по столу подушечками пальцев;
  3. между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

  1. одними и теми же пальцами разных рук;
  2. одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись - игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

Или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать - «качели»;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

  1. покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);
  2. положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
  3. взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет -

С веточки не упадет.

  1. постучать по карандашу поочередно указательным
    большим и средним пальцами;
  2. подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Пальчиковая гимнастика со шнурком.

Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши.

Упражнение №1 «Узелки»

Предложить ребенку:

  1. перехватить несколько раз веревочку за узлы;
  2. показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.

Упражнение №2 «Змейка»

Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого и
указательного пальцев, большого и среднего и т.д.:

Вот сегодняшний урок:

У меня в руках шнурок.

Змейкой извивается,

Вперед ползти пытается.

Упражнение №3 «Накрути»

Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на
катушку.

Упражнение №4 «Паучок»

Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика):

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Так же детям очень нравится выкладывать из шнурочков различные узоры и фигуры, например:


Развитие осязания и мелкой моторики рук

Тема: Пальчиковые игры с предметами разной фактуры.

Цели:

Задачи:

Образовательные:

    учить характерной передаче образов движениями рук и пальцев;

    снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;

    познакомить учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности;

Развивающие:

    укреплять мышцы рук с помощью самомассажа;

    развивать мелкие движения рук, умение согласовывать движения правой и левой руки.

    развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное и осязательно-зрительное обследование предметов через узнавание и выкладывание геометрических фигур).

    развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук при перебирании круп и пересыпании крупы ложечками.

    развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

    воспитывать инициативу, самостоятельность, творчество;

    воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: карандаши, вырезанные геометрические фигуры, ложечки, платочки, прищепки, верёвка, комплекты игрушек (по 3 каждому), счётные палочки)

I . Орг. момент. (психологический настрой).

Торопимся мы на урок.

Будут знания и упражнения впрок.

II . Пальчиковая гимнастика.

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Упражнения:

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке,(«стол»).

Рядом стульчик у окошка,

("стул").

Два бочонка под столом.

(«бочонки» обеими руками).

Вот такой я видел дом.

(«дом»).

«Расставь игрушки»

Выдаю комплекты игрушек и прошу поставить каждую из них:

Перед собой;

Справа от себя;

Слева от себя;

Игры с карандашом.

«Шуршалочка»

Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он «шуршит».

Разогреем ладошки: «пошумим» у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он «шумит» у вас.

«Вертушка»

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

«Юла»

Карандаш лежит на столе. Указательным и большим пальцами крутить карандаш по центру, как юлу. Можно прокручивать по часовой стрелке и против, попробовать сделать это же большим и средним пальцами.

Карандашик покружись,
И в юлу превратись.

«Пианино»

Карандаш находится на столе. Ребенок дотрагивается до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.

Карандаш мой - пианино
Я играю для гостей,
Чтобы было веселей.

Пальчики готовы к работе.

Психогимнастика.

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.
- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся.

А когда чему-то удивляются?

III . Сообщение темы и цели.

Сегодня на коррекционном занятии мы с вами будем укреплять мышцы пальцев рук, развивать руку, чтобы вы умели шить и вязать, вырезать, красиво писать.

IV . Работа по теме .

1. Игра «Комочек».

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке при помощи одной руки.

2. Игра«Помощники».

Покажите, какие вы помощники в семье (дети берут платочки – кусочки ткани).

Свою маму я люблю,
И всегда я ей помогу.
Я стираю, полоскаю, (показывают движения)
Отжимаю. (берутся за уголочек ткани и целиком вбирают его в ладонь, используя пальцы только одной руки, другая рука не помогает!)

Отжали платочки и прикрепили прищепкой к бельевой веревке (веревка натянута между двумя стульями).

3. Дидактическая игра «Подарки».
- Ребята, а у нашей Кати недавно был, день рождения и она получила много подарков. Папа подарил большой квадратный альбом, мама – куклу в прямоугольной коробке, бабушка – большой мяч, дедушка – парусник с моторчиком.
- Сколько было всего подарков?
- Каким геометрическим фигурам, соответствуют подарки?

Дети сначала отвечают, затем выкладывают перед собой геометрические фигуры соответствующие подаркам в нужном порядке.

4. Дидактическая игра «Золушка».

Как называется сказка, в которой чудеса прекращаются, когда часы показывают полночь? («ЗОЛУШКА» Ш. Перро.)

Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь.)

Давайте мы ей поможем?! Переберём крупу.

5. Игра «Волшебная ложечка».

На подносе две чашки:слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка, показать ему, как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую чашку.

6. Дидактическая игра «Теремок».

А в этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, другая – пироги печет, один – играет на гармонике, а другой их охраняет.(Русская народная сказка « ТЕРЕМОК»).

Каждый должен построить теремок из счетных палочек.

Чей теремок выше? Ниже?

Чей теремок шире? Уже?

7. Игра «Узнай букву».

Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

(пишет учитель.)

V . Итог. Рефлексия .

Сегодня мы с вами что делали? Чем понравилось заниматься больше всего?

Какое у вас настроение? (Покажите смайлики). Улыбнитесь друг другу.

В определенном смысле подготовку к школе можно начинать с младенчества. И пальчиковые игры для этого незаменимы: есть много шансов, что кроха научится связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников.

Занятия с пальчиками лучше всего начинать с трехмесячного возраста. Пока ребенок сосет грудь, возьмите его ручку и помассируйте каждый пальчик, погладьте ладошку. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибать и разгибать по очереди. Эти занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут. Такие простые упражнения благотворно скажутся на здоровье малыша, будут способствовать раннему развитию речи. Используйте все известные стихотворения: «Сорока-белобока» и «Ладушки». Они и станут первыми пальчиковыми играми вашего крохи.

Пальчиковые игры - это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.

Однако пальчиковые игры - это, прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно - это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

«Волна». Расположить руки перед собой ладонями вниз. Развести пальцы и рисовать по очереди каждым пальцем отдельно волну сверху вниз. Можно сочетать чтение стихотворения с движениями как одной, так и двумя руками.

По земле ползет червяк,

(Большим пальцем.)

По реке плывет моряк,

(Указательным.)

Дым клубится из трубы,

(Средним.)

Лыжник катится с горы,

(Безымянным.)

В лес ведет тропинка -

(Мизинцем.)

Все одна картинка!

(Всеми пальчиками собранными вместе.)

Для разнообразия занятий следует использовать различные предметы. Существует много игр, где используются карандаши, шнурки, платок.

«Медведь». Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Малыши от года до двух хорошо могут выполнять движения одной рукой, а трехлетние дети уже легко справляются с более сложными вариантами, такими, как в игре «Осьминог».

«Осьминог». Положите обе кисти на стол, касаясь его подушечками восьми пальцев (кроме больших). Пальцы врозь. Нужно выполнять движения двумя руками одновременно.

Как трудно осьминогу

Обувать сапожки,

(«Шагаем» пальцами по столу в ритме стиха, начиная с мизинцев.)

Если даже не могу

(Постукивание большими пальцами по столу вместе.)

Я обуть две ножки!

(Постукивание большими пальцами по столу поочередно.)

Детям 4 лет становятся доступны игры с использованием различных мелких предметов.

Маленькие пальчики могут показать жест «отлично», попрощаться или позвать к себе, одобрить аплодисментами, пригрозить и многое другое.

«Утки».

Только поднялась заря,

(Поднимаем руки ладошками вверх.)

Во дворе: кря-кря, кря-кря!

(Разворачиваем ладони и соединяем ритмично большой палец с остальными.)

Кря-«пока» и кря-«привет»,

(Еще два движения.)

Кря-вопрос и кря-ответ,

(Еще два движения.)

Кря да кря-язык такой,

(Еще два движения.)

Уткам, селезням родной.

(Пожимаем руки, как бы здороваясь.)

«Если ребенок, поступающий в первый класс, не различает пальцы рук, - это верный признак ожидающих его трудностей в обучении и математике, и чтению», - утверждают психологи. Игры, направленные на различение пальцев рук, выполняются каждым пальчиком отдельно, по очереди, как в игре «Соки».

«Соки». Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой руке, начиная с мизинца:

На здоровье соки пейте,

Но ни капли не пролейте:

Апельсиновый, вишневый,

Виноградный, и грушевый,

Абрикосовый, клубничный,

Вкус у каждого отличный!

Можно выпить сок томатный,

Он особенно приятный.

Сок моркови и граната

Так полезен вам, ребята!

(Показываем большой палец.)

Обязательно используйте игры на симметричное изображение одновременно двумя руками. Такие занятия направлены на координацию действий обоих полушарий мозга. По возможности старайтесь предлагать ребенку работать двумя руками. Достаточно часто неуспеваемость детей и нарушение функций обучения связаны с неспособностью к взаимодействию левого и правого полушарий, которая может быть устранена путем овладения специальными двигательными упражнениями.

При таких играх расслабляются глаза и руки, деятельность обоих полушарий синхронизируется. Кроме инсценировки стихов, вы можете попросить ребенка нарисовать на листе бумаги простые симметричные изображения, буквы или восьмерки одновременно двумя руками или попробовать вместе с малышом выполнить упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой - за ухо. Одновременно отпустите ухо и нос. Одновременно отпустите ухо и нос. Хлопните в ладоши и поменяйте положение с точностью до наоборот - это вовсе не просто.

Как проводить занятия?

Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.

Для разминки и подготовки к проведению игр предложите крохе пальчиком правой, а затем и левой руки нарисовать круг, линию - вертикальную и горизонтальную. Если игра предполагает движения одной рукой, то постепенно малыш должен научиться выполнять движения пальцев и правой, и левой рукой. Пусть малыш сжимает и разжимает кулачок.

После такой разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Покажите малышу, как «рассказывать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. Хорошо, если ребенок сможет придумывать новые игры, слова, образы и движения. Выучив одну игру, кроха обязательно постарается инсценировать другие стишки и песенки. Если малыш не выполняет упражнение в точности, а фантазирует, не сердитесь, отнеситесь к этому как к творческому подходу. Если у него плохо получается повторять за вами, помогите ему. При возникновении трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним. После заучивания движений можно обходиться только словесным описанием.

Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной-двумя в день. Лучше повторите каждую игру два-три раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным и полезным занятием.

Памятка «Наши руки не знают скуки»

Массаж ладоней и пальцев рук


- Массаж пальцев (с большого и до мизинца).

Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).

-Массаж ладоней шестигранным карандашом.

Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пусть ребенок поместит карандаш между ладонями и вращает, перемещая от основания ладоней к кончикам пальцев. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.

-Массаж пальцев рук колечками .

Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем - на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т. д.

-Массаж грецкими орехами:

а) катать два ореха между ладонями;

б) прокатывать один орех между пальцами;

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

- Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками.

Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости. Закрепите маленький шарик на ниточке. Пусть ребенок щелчками (каждым пальцем по очереди) «отстреливает» этот шарик.

-Массаж ладоней щеткой или массажным мячиком.

-Массаж бусами.

Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок (в прямом и обратном порядке).

Пальчиковые игры

С помощью пальчиков передают события сказок и стихов - получаются своеобразные инсценировки. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.

Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы:

а) игры без предметов;

б) игры с предметами;

в) игры с использованием атрибутики.

Пальчиковые игры без предметов

Обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук («Пальчик, пальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать» и игровые упражнения), например:

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибаются пальцы, начиная с большого.)

Буде листья собирать,

(Сжимаются и разжимаются кулаки.)

Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберем,

(Загибают пальцы, начиная с большого.)

Маме осенний букет отнесем.

(шагают по столу средним и указательным пальцами.)

Н. Нищеева «Осенние листья»

Игры с использованием атрибутики

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать изображения небольших фигурок (7-8 см), вырезанных из журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким. Чтобы оно плотно облегала основания детских пальцев (среднего и указательного или указательного, среднего и безымянного).

Игра «Зарядка». Дети выбирают понравившиеся им фигурки и закрепляют их на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы - ноги, указательный и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони. Взрослый предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба - шагаем на месте, высоко поднимаем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся - раз, два.

Пальчиковые игры с предметами

Любимые колпачки для пальчиков. Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать кончики со старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа: «Жили-были пальчики. Они многе умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки. Утром вставали и сразу колпачки надевали. Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки».

(Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)

Варианты упражнений:

Разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание аппликации.

Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Желательно предлагать ребенку задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).

Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. Когда он развернет салфетку, то увидит кружевной узор.

Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он их опускает в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может нанизать их на нитку в определенном порядке, чередуя по форме, цвету или величине.

Предложите ребенку скатать шарики из пластилина. Затем - расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами. Можно скатать жгутики, вылепить из них баранку, сплести канатик. Можно вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок, змею с пятнышками из пластилина другого цвета.

С вашей помощью ребенок может «соткать» маленький коврик из материи или цветной бумаги: сделать внутри прямоугольника параллельные надрезы на расстоянии 1,5 см, затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки или полоски бумаги, переплетая ими полоски прямоугольника поочередно сверху или снизу.

-«Волшебные спички» (составление картинок по образцу, по памяти, произвольно). Ребенок способен выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, треугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для него. Из спичек можно строить башни, домики, колодцы.

Детям нравится демонстрировать свою силу. Попросите ребенка крепко сжать вашу руку, перетянуть пальцами ваши пальцы (поочередно сгибать и разгибать каждый палец).

Игры на выкладывание узора (со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами (бобы, фасоль, горох)).

Рисование по шаблону.

Штриховка.

Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы. Тем совершеннее смена тонуса руки.

Раскрашивание.

Мозаика.

Складывание разрезных картинок.

-«Сложи картинки из геометрических фигурок».

Пальчиковый театр, теневой театр.

Оригами (складывание листа бумаги в разных направлениях, изготовление поделок из бумаги).

Ниткопись (выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения) и др.

Подвижные игры

- «Шоферы» (дети двумя руками накручивают на палочку веревку, к концу которой привязана машина).

- С тряпичными мячами (дети подбрасывают и ловят их).

- «Бильбоке» (деревянная чашечка на палочке и шарик, укрепленный на шнуре и привязанный к концу палочки). Играющие подбрасывают шарик и ловят его чашечкой.

- «Собери мелкие предметы» (дети собирают мелкие предметы, разбросанные по полу).

Дидактические игры

- «Помоги Золушке разложить семена» (сортировка макарон, круп, крупных семян). Для этого родители сначала смешивают все семена. А ребенок раскладывает их по отдельным ячейкам.

. - «Завяжи узелок» Для этого понадобятся деревянная рака. Шнуры разной толщины, длины. Ребенку предлагают завязывать разные узлы по примеру и по желанию. Цель: развивать умение вязать различные узлы.

- «Поймай колобок из воды». Для этого понадобятся сосуд с водой, разливная ложка, игрушечные колобки. Нужно выловить колобок разливной ложкой, слить с нее воду и положить колобок на поднос без воды.

- Игры с прищепками . Для этого понадобятся прищепки разных цветов, величины, контуры солнышка, тучи, звезды, ежика, круги разных цветов. Детям надо сделать лучик солнышку, дождик из тучки, украсить звезду, составить цветок, сделать ежику иголки. Цель: развивать умение работать с прищепками и создавать образ.

Тест (диагностика по руке)

Цель: выявление сформированности пальцевой координации.

Методика. Усадите ребенка за стол напротив себя и попросите его протянуть руку вперед. Возьмите детскую руку в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти. Другой рукой дотроньтесь до пальца малыша. Попросите ребенка на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете.

Оценка. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец. В 5 лет ему не составит труда вытянуть мизинец и большой. Шестилетний ребенок должен свободно различать большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определяют только дети с хорошей координацией.