ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Графическое изображение предлогов для дошкольников. Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов

Предлоги в стихах, картинках и играх для детей : материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста.

Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей.

По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – метоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении

Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

Игры с предлогами для детей.

Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

Шаг первый.

Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки.

Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами. Например: «Собачка в шкафу! А сейчас она под столом! На столе! За диваном! У окна! Между куклой и мишкой на полке!» В этой игре мы можем определить, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.

Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!

Пока говорятся слова считалочки, Вы прячете игрушку. На слова «я иду искать» ребенок открывает глаза и отправляется на поиски. Выигрыш присуждается, если малыш не просто нашел игрушку, но и назвал, где она пряталась. Если малышу трудно и он не справляется с заданием, то подскажите ему правильный ответ, при этом отметив для себя, что данный предлог еще не усвоен ребенком. В любом случае игра должна доставлять радость!

Очень важно, чтобы данная игра велась от лица игрушки – чтобы именно игрушка попросила поиграть с ней в прятки. Именно она задавала вопросы малышу и хвалила его, а в случае необходимости поправляла: «Где я спрятался? Назови! Точно, отгадал! Или: А вот и не отгадал. А не НА стуле была, а ЗА стулом!»

Шаг второй.

Вам понадобится: ящик или коробка (в которую можно положить игрушки), а также несколько игрушек.

Сначала вместе с ребенком договоритесь, где можно прятать игрушки в этой игре – проведите «тренировку». Попросите ребенка спрятать игрушку в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, у (около) коробки, между коробкой и мишкой, перед коробкой. Так Вы проверите, понимает ли малыш значения разных предлогов, не путает ли он их.

Затем предложите малышу спрятать игрушку от Вас в одном из мест, которые Вы уже определили вместе с ним. А Вы будете отгадывать, где она.

Отвернитесь от ребенка, дайте ему время спрятать игрушку и задайте вопросы: «Собачка на коробке? Под коробкой? У коробки? За коробкой? В коробке?». Когда ребенок радостно скажет в подтверждении Вашей отгадки «Да, собачка … (например, в коробке)» повернитесь и проверьте, действительно ли игрушка в коробке. Если допущена ошибка, то исправьте – «Ой, собачки нет в коробке. Где же она? Вот она! За коробкой! Посади собачку в коробку, а теперь – за коробку. Где она сейчас спряталась? Правильно, за коробкой!»

Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». Посчитайте, сколько очков Вы получили в игре (1 очко – это одна отгадка). Потом поменяйтесь ролями.

В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.

Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

Как проводить игры с предлогами?

Если ребенок путается во всех предлогах, то лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

Этап 1 – игры с предлогами на, в, под, около – Вы их найдете в статье

Этап 2 – игры с предлогами между, за, перед – серию обучающих игр Вы можете прочитать в статье

Этап 3 – это речевые игры – путаницы с разными предлогами из этой статьи. К этим играм следует переходить тогда, когда ребенок уже знаком с предлогами и активно употребляет их в своей речи, но еще допускает ошибки.

Если ребенок достаточно хорошо освоил предлоги на, в, под, около, между, за, перед, то можно сразу же переходить к третьему этапу – то есть к играм из этой статьи.

Эффективнее всего малышами осваиваются предлоги в активных действиях самого ребенка (в таких заданиях, как спрятать, показать действие, найти), а не в занятиях по книжкам («покажи, где …»). Это означает, что малыш скорее усвоит предлог «на», посадив игрушечную собачку на будку, чем рассматривая картинку в книжке, на которой собачка сидит на будке. Путь здесь такой:

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

Буквально несколько активных речевых игр могут принести намного больше пользы в занятиях с трехлетним ребенком, чем долгое штудирование с ребенком книжки о предлогах. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам!

Игры с предлогами: идеи для занятий с дошкольниками.

Игра с предлогами «Живые картинки».

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

А) Дети (ребенок) разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

Предлоги в стихах и играх с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Стихи с предлогами для детей 3-4 лет. З. Александрова. Что взяла – клади на место!

Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД кровать).

«Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Игра – путаница с предлогами для детей 3-5 лет. А.Валасина. Пирог.

Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стиховторения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)

Текст стихотворения:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».


Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

Игра с предлогами для малышей. «Курочка и цыплята».

Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На травке у пруда и т.д.»

Речевая игра с предлогом «за». Отгадай, кто спрятался за домом?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения живоного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.

Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом , (за забором, за деревом)»

Пример картинок для такой игры Вы найдете

Предлоги в играх и стихах с детьми старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. М. Яснов. Предлоги

Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения. Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под - лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над , в листве,
Глядели на того, кто на , -
Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над, часть кинул под,
А остальное - в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один - клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у .

Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед -
И вперед! (Михаил Яснов)

Шаг 1. Прочитайте стихотворение целиком и предложите поиграть в него – сделать «живые картинки».

Шаг 2. Перечитайте первые два четверостишия и попросите малыша выложить картинку (прохожий на скамье, в его руках кулек, над скамьей на дереве скворец, под скамьей собака)

Шаг 4. Прочитайте последнее четверостишие и спросите малыша, отгадал ли он, кто это такие и что они делают. Кто «полетел по – над»? По – это по чему? (по небу) Над – это над чем? (над листвой, над деревьями) Кто полез из-под? Из-под чего он вылез? (из-под скамейки) С кем он побежал? За кем? Перед кем?» (перед прохожим). Разыграйте сценку с игрушками.

Шаг 5. Расскажите эту историю своими словами вместе с малышом, разыграв мини-спектакль — импровизацию. Помогайте ребенку началом фраз: «Однажды прохожий…. Он сел.. (куда?). Его бульдог… (что сделал?) и так далее»

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. У куста растет ромашка. Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

Это стихотворение легко инсценировать с ребенком.

Идеи для этой игры с предлогами:

Вариант 1. Вырежете из бумаги простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.

Вариант 2. Речкой может быть синяя атласная ленточка или полоса бумаги. Мостом – кирпичик из строительного набора. Кустом – зеленый полуовал из картона. Букашкой может стать красный маленький кружок, пташкой – серый овал среднего размера. Рубашкой – силуэт из бумаги в форме буквы Т. Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.

Почему? Да потому!
Потому что за кустом —
Возле речки, за мостом —
Сохнет мокрый рыболов,
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.

Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

Здесь очень важно, что ребенок при выкладывании картинок будет ориентироваться именно на значение предлогов, а не на жизненную привычную логику. Это более трудная задача.

Варианты наших с детьми путаниц – небылиц по этому стихотворению для «живых картинок»:

Небылица – путаница с предлогами 1.

У куста летает пташка.
На кусте растет ромашка.
У реки сидит букашка.
На мосту висит рубашка.

Небылица – путаница с предлогами 2.

Под мостом висит рубашка,
На мосту растет ромашка.
За кустом сидит букашка,
Над кустом летает пташка.

Небылица – путаница с предлогами 3.

На кусте растут букашки,
Под мостом растут ромашки,
У реки летает пташка,
А в реке живет букашка.

Обычно дети в 4-5 лет охотно сочиняют в продолжение этой игры свои небылицы с предлогами. Например,

На сосне живет рубашка,
Под сосной висит букашка,
У сосны летает пташка
А в сосне растет ромашка!

Поощряйте такую игру детей со словами. Она свидетельствует о развитии языкового чутья у ребенка, помогает ему экспериментировать со словами, звуками, слогами, развивает его языковые и творческие способности. Записывайте небылицы – перевертыши и другие сочинения малышей. Дошкольный возраст – возраст лингвистической одаренности! Но он так быстро проходит! Используйте его возможности на 100%!

Игра с предлогами для детей 5-7 лет. «Котята».

Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

Прочитайте ребенку стихотворение и попросите его спрятать котяток (куда котята спрятались, малыш узнает из стиха). Затем спросите, откуда выбежал Снежок? (из сапожка) А Мурзик откуда выпрыгнул? (Из корзинки). Матрешка откуда спрыгнула? А Василинка? А откуда выбежал Гришка? (Из шкафа).

Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

Стихотворение к игре с предлогами «Котята»

Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки :
Первый прыгнул в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

Игра с предлогами «Прятки в лесу».

Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)

Расскажу я вам, ребятки,
Как играли звери в прятки.
Собрались они в лесочке.
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел поглубже в лес,
А зеленый крокодил –
Он водил.
К кенгуру скакал сынок,
Добежал и в сумку скок!
Мишка косолапый
Спрятался за папой.
А бобрята, как всегда,
Добежали до пруда
И туда!
Вот жираф-акселерат
Росту своему не рад.
Где ж ему укрыться
С высотой пять тридцать.
Передумал он играть:
«Лучше буду наблюдать.
Мне с такого роста
Все увидеть просто».
Колючие ежата
Спрятались под елку.
Их там совсем не видно,
Они как ель – в иголках,
А крокодил в чащобу
Забраться не захочет.
И вот сидят ежата
И шепотом хохочут.
Обиделся Зеленый,
Под нос себе бормочет,
Что он устал и больше
Играть уже не хочет.
Играть сегодня в прятки
Мне больше нет охоты,
Теперь меня пусть ищут»
И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)

Игра «Как убегала белка от лисы»

В этой речевой игре малыш запоминает дорогу белки и повторяет ее по картинкам, используя предлоги.

Игра с предлогами «Найди ошибку» (для детей 5-7 лет).

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

  • Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
  • Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
  • Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
  • Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
  • Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)

Стихи — загадка с предлогами для детей 6-8 лет.

В 6-7 лет детей знакомят с термином «предлог» и объясняют, что предлоги- это «маленькие слова». Поможет Вам в этом стихотворение:

У дороги кот сидит.
За дорогой дом стоит.
До дороги добегу,
Под дорогой перейду —
Там подземный переход.
От дороги пёс идет.
На дороге – постовой,
Над дорогой – облака.
Шли к дороге мы с тобой
Два часа издалека.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли… (предлоги )


Игры с предлогами всегда очень интересны и занимательны! Желаю Вам и Вашим малышам успехов в овладении родным языком! И еще хочу сказать, что почти все эти игры можно будет проводить и на иностранном языке, когда малыш подрастет.

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнение словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:

  1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, около, возле; сложные предлоги: из-под, из-за).
  2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.
  3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.
  4. Составление предложных конструкций и простых распространенных предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность

Игры с предлогами

I. Игры с кубиками

Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.

Описание кубика. На гранях кубика изображены схемы предлогов.

Фото 1

Вариант кубиков:

  1. Предлоги: В, НА (Приложение 1 )
  2. Предлоги: В, НА, ИЗ (Приложение 2 )
  3. Предлоги: НАД, ПОД (Приложение 3 )
  4. Предлоги: ОТ, К, МЕЖДУ (Приложение 4 )
  5. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ЗА (Приложение 5 )
  6. Предлоги: ЗА, ИЗ-ЗА (Приложение 6 )
  7. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ПОД (Приложение 7 )

Ход игры:

Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы кидать!

Ребёнок, на котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог “маленькое слово”, и выполняет инструкцию логопеда.

Инструкция 1:. Назови “маленькое слово”. Придумай предложение про игрушку, в котором будет это “маленькое слово” ….

Инструкция 2: Назови “маленькое слово”. Найди картинку с предложением, в котором есть это “маленькое слово” ….

Примечание: Вариантов заданий для игры могут быть следующими:

– действия с кубиком и игрушкой (мячик, карандаш, кукла и т.д.); выполнить действие по схеме, составить предложение;

– действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой;

– действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предлога (по схеме), показать соответствующую картинку; к картинке подобрать и показать на кубике схему; к выпавшей схеме подобрать картинки.

II. Игра “Чудесные часики

Оборудование: кубики с точками, часики со стрелкой и нарисованными схемами предлогов, игрушки, предметные картинки. (Приложение 8 )

Примечание: Варианты заданий для игры те же, что и в “игре с кубиками”.

Вариант I.

Ведущий кидает кубик с точками и передвигает стрелку на часах на столько делений, сколько точек выпадет на кубике. Когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором стрелка остановилась.

Вариант II.

Ведущий закрывает глаза, двигает стрелку на часах. Остальные дети считают до пяти, когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором остановилась стрелка.

III. Игра “Четыре картинки

Эту игру можно проводить с одним ребенком и с небольшой группой детей (2-4 человека)

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок, 4 большие карты с изображением схем предлогов, 16 маленьких карточек с сюжетными картинками, 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов (Приложение 9 ).

1. “Парные картинки”.

В игре участвуют все маленькие карточки. Ребенок подбирает 2 (сюжет и схему) карточки с одинаковым предлогом.

2. “Лото”

Вариант I.

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты. 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящий сюжет.

Вариант II

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте схемы. 16 маленьких карточек с изображением сюжета ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящая схема предлога.

Вариант III

Ведущий раздает детям по две карты (одна с изображением сюжетов, другая со схемами). 32 маленькие карточки ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящее изображение или схема.

Развивающая игра "Маленькие слова" (предлоги)

Правила игры "Маленькие слова"

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаем вашему вниманию игру о "маленьких словах" - предлогах. Наша игра поможет детям:

Научиться понимать пространственное значение предлогов, например:
под, над, на, в, у, около, возле и т.д.;

Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;

Научиться составлять предложения по картинке, затем сочинять неболь-
шие рассказы;

Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую
тему.

Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям. У вас по-лучится:

18 карточек с предлогами, 18 карточек с рисунками.

При работе с предлогами вначале отрабатывается понимание конкретно-пространственного значения предлогов.

Вариант I

Задание 1. Потренируйтесь в выполнении действий по указанию ведуще-го, уточняя "маленькие слова" - предлоги.

Задание 2. Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки -схемы (6 шт). Ведущий говорит предложение, например: "В сумке лежит блокнот." Дети должны определить, к какой схеме подходит "маленькое слово" - предлог.

Задание 3. Кто больше придумает предложений с карточками - схемами.

Задание 4. Понадобятся карточки с рисунками (18 шт.) и карточки с предлогами (18 шт.)

Детям раздаются карточки с рисунками в зависимости от количества иг-рающих и уровня подготовленности. Ведущий показывает карточку с пред-логом и называет "маленькое слово". Тот, кому подходит эта карточка с предлогом, берёт её себе, кладёт на свою карточку и составляет предложение по карточке. Ведущему важно уточнить количество слов в предложе-нии и обратить внимание детей на предлог как отдельное слово.

Вариант II

Вам понадобится: игровое поле, карточки с предлогами (18 шт.), фишки икубик.

Играют 2 - 6 человек. На игровое поле в произвольном порядке на пус-тые квадраты выложите карточки с предлогами лицевой стороной вверх. Поставьте фишки на старте. Броском кубика определите очерёдность хода.

Далее ход по часовой стрелке. Бросайте кубик и ходите в любом на-правлении к карточке с предлогом. Встав на неё, нужно составить любое предложение с этим предлогом. Составили - карточка ваша. Не составили-карточка остаётся на поле. Цель игры: собрать все карточки с предлогами.

При попадании игрока на квадрат с рисунком, нужно составить предло-жение с предлогом по картинке, пользуясь подсказкой внизу картинки, либо с любым своим предлогом. При повторном попадании на сюжетную картинку, игрок составляет предложение с другим предлогом.

Если игрок правильно составил предложение, он получает право сделать ход на 1 кружок в любом направлении.

Игрок пропускает ход при попадании на желтый кружок, где "предлог": "обедает", "устал" (отдыхает на пеньке), "заболел зуб"

Если игрок попадает на оранжевый кружок, где "предлог" с рюкзаком, тогда нужно двигаться по направлению стрелки, а с парашютом (розовый кружок) - на начало игры. В центре игрового поля есть лабиринт, внутри которого находится карточка с предлогом. Попасть к этой карточке можно только с фиолетового кружка.

Побеждает тот, у кого в конце игры оказалось больше карточек. При одинаковом количестве карточек, побеждает тот, кто первым их соберет.

Вариант3

Выбрать 3 любых картинки на игровом поле и сочинить по ним связный рассказ. Назвать использованные предлоги. У кого больше предлогов, тот и победит.

Город Нижний Новгород МБДОУ № 2 "Берёзка"

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.

«Чудо день»

Цели:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: настенное панно - дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.

Воспитатель предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
  • Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
  • Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
  • Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

«Теремок»

Цели:

  1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
  2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под белочкой?»

«Заселите домики»

Цели:

  1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

«Маленькие слова в гостях у Мухомора»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Воспитатель предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.

«Прятки»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.

Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше всех?
  • Кто ближе к нам?

«Зашифрованное письмо»

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка- схема предлога из-за - шкаф); ребёнок составляет предложение: «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

Ещё по данной теме:

Бардышева Наташа
Игры по теме «Предлоги»

ПРЕДЛОГИ

Маленькое слово.

Цель. Дать детям понятие о значении предлога на в речи .

Оборудование. Кубики, стул, стол.

Описание игры . Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание : «Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание.) Положи кубик. стул, (Ребенок не выполнил задания.)

Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, по очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». - «На» .

Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов .

Кто на чем поедет?

предлогом на .

Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт» .

Описание игры . Логопед раздает детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают па вопрос логопеда : «На чем ты поедешь» , выделяя голосом предлог на .

Образец ответа : Я поеду на машине. И т. д.

Что где растет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на .

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Логопед начинает фразу, дети ее заканчивают и повторяют целиком. Ромашки растут на. (лугу) . Орехи растут на. (дереве) . Яблоки растут на.. . (яблоне) . Цветы растут на. (клумбе) . Морковь растет на.. . (грядке) .

Кто где сидит?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на .

Оборудование. Сюжетные картинки.

Описание игры . Логопед раздает детям сюжетные картинки и дает задание придумать предложение и ответить на вопрос : «Кто па чем сидит?» , выделяя голосом предлог на .

Белка сидит на ветке. Зайка сидит на траве. Птица сидит па сосне. Бабочка сидит на цветке. Нина сидит на стуле. Коля сидит на скамейке. Жучка сидит на коврике.

Где карандаш?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на.

Оборудование. Карандаш.

Описание игры . Логопед говорит детям : «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом - в или на.

Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят : «В» . Логопед кладет карандаш на стол. Дети говорят : «На» . И т. д.

Игра с Петрушкой.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на , в.

Оборудование. Петрушка.

Описание игры . Логопед сообщает детям : «К нам в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят : «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу» и т. д.

Поможем Незнайке.

Цель. Учить детей различать предлоги на и в в предложении .

Оборудование. Незнайка.

Описание игры . Логопед обращается к детям : «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения . Послушайте внимательно, все ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку».

Логопед читает предложения , составленные Незнайкой : «Цветы стоят на вазе» . - «Неправильно! Цветы стоят в вазе» . - - «На» и «в» .

«Маша с мамой идут на кино» . - «Неправильно! Маша с мамой идут в кино» . - «Какие слова перепутал Незнайка?» - «В» и «на» .

Аналогично проводится работа и с другими предложениями .

Выполни действие.

предложение с использованием предлогов на , в.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры . Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, дает задание одному ребенку. Он выполняет задание, логопед спрашивает детей, что он делает. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения , например : «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину» . - «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать» . И т. д.

Где мы были, что видели?

Цель. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов на и в .

Оборудование. 5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.

Описание игры . Логопед раздает картинки и предлагает детям выполнить следующие задания :

1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес дети подбирают предметные картинки : грибы, ягоды, белка, еж.

2. Ответить на вопросы : «Где ты был? Что видел?» Образец ответа : Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ежа, ягоды.

Солнечный зайчик.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на и в

Оборудование. Зеркальце.

Описание игры . Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение-считалку про Солнечный зайчик,

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Логопед говорит детям : «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался» .

Образец ответа : Зайчик на потолке. Зайчик в углу.

Что где лежит?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в .

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Логопед раздает детям картинки и просит их придумать предложения , ответить на вопрос : «Где лежит?» Хлеб лежит. (в хлебнице) . Платок лежит. (в кармане) . Книги лежат. (в шкафу) . Карандаш лежит. (в пенале) . Лопатка лежит. (в ведре) . Овощи лежат. (в вазе) .

Транспорт.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на.

Оборудование. Лото «Транспорт» .

Описание игры . Логопед рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздает большие карты : на одной нарисовано море, на другой - улица, на третьей - небо, па четвертой - рельсы, на пятой - шоссе. На маленьких карточках изображены : самолет, вертолет, автомобиль, велосипед и др. Играющие по очереди подбирают средства передвижения в соответствии с содержанием центральной карты.

Образец ответа : Мне нужен катер. Он плавает в море,

Кто где живет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в .

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.

Описание игры . Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает : «Кто это?» - «Собака» . - «Где жн-вет собака?» - «Собака живет в конуре» . - «Где живет белка?» - «Белка живет в дупле» . И т. д.

Что изменилось?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на.

Оборудование. Пирамидки, матрешки и другие игрушки.

Описание игры . На столике расставляются игрушки. Педагог предлагает запомнить их расположение. Один из играющих уходит из комнаты. В это время педагог меняет расположение предметов и зовет ушедшего (водящего, предлагая внимательно посмотреть па игрушки. Затем спрашивает : «Что изменилось?» Ребенок показывает, где стояла игрушка раньше, и определяет словами перемещение предметов , подчеркивая : «Матрешка сидела в уголке, а теперь она в середине между куклой и машиной».

Если ребенок не замечает изменений или отвечает неправильно, то ему еще раз дается попытка угадать.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на, с, из, под и различать их.

Оборудование. Избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра) .

Описание игры . Дети сначала называют предметы . Педагог расставляет их на столе : посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения , начатые педагогом, с помощью вопросов : «Дед вышел (откуда) из избушки и сел (куда) на скамейку (под чем) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула (за кем) за птичкой (куда) на дерево. Но птичка улетела и села (куда) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла (откуда) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась (на кого) на кошку, прогнала ее (куда) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем) с дедушкой пошли (куда) в избушку обедать».

Кто с кем?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с .

Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.

Описание игры . Логопед раскладывает картинки с изображением животных и их детенышей и говорит : «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детеныша. Найдите детенышей и поставьте их с мамой».

Дети подбирают картинки с изображением детенышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки и задает им вопрос : «Кто с кем вышел гулять?»

Образец ответа : Лиса с лисенком (Лиса с лисятами) и т. д.

С чем корзинка?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с .

Оборудование. Корзинки или картинки с изображением корзинки, наполненной грибами, орехами, ягодами.

Описание игры . Обращаясь к детям, логопед говорит : «Пошли дети в лес. А в лесу много грибов, орехов, ягод. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. По-смотрите, с чем у них корзинки».

Дети раскрывают свои корзинки и отвечают на вопрос логопеда, например : «У меня корзинка с грибами» и т. д.

Что ты любишь?

Цель. Учить детей составлять распространенное предложение , пользоваться предлогом с .

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Логопед обращается к детям и говорит : «Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»

Дети поочередно отвечают : «Я люблю хлеб с маслом» , «Я люблю хлеб с сыром» и т. д.

Какое слово пропущено?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с .

Оборудование. Картинки.

Описание игры . Логопед просит детей прослушать предложение и угадать , какое слово пропущено. Например : «Вышли на поляну медведь. медвежатами (с) «Вышли па поляну медведь с медвежатами» . «Маша принесла корзинку. яблоками (с) . Как надо правильно сказать?» - «Маша принесла корзинку с яблоками» .

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за .

Описание игры . Дети прячутся в комнате. Водящий ищет, а когда находит ребенка, говорит : «Оля спряталась за стул» , «Витя спрятался за шкаф» и т. д.

Когда это бывает?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за .

Оборудование. Бумажные круги, разрезанные на четыре части, каждая из которых изображает одно время года.

Описание игры . Дети складывают части круга в той последовательности, в какой идут времена года. Прикладывая каждую часть, рассказывают ее содержание по картинке : весна, за весной - лето, за летом - осень, за осенью - зима.

Кто за кем?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за .

Оборудование. Фишки или флажки.

Описание игры . Участники игры делятся па две команды. От каждой команды по очереди назначается водящий. Дети строятся в две колонны. Один ребенок-водящий - стоит спиной к своей команде. Педагог подает сигнал, по которому водящий быстро поворачивается лицом к своей команде и старается запомнить, кто за кем стоит. Через 10 секунд педагог снова подает сигнал, и водящий, отвернувшись, должен сказать, кто за кем стоит. То же самое проделывают представители второй . команды.

Логопед за правильные ответы выставляет команде фишки (флажки) . После окончания игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и определяется команда-победитель .

Найди такое дерево.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами с , у.

Оборудование. Листья 3-4 знакомых видов деревьев.

Описание игры .

Вариант 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят : «С березы» , «С клена» и т. д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево на участке.

Вариант 2. Педагог раздает детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руке, и назвать его : «Такие же листья у березы, у клена» и т. д.

Где что растет?

Цель. Учить детей правильно употреблять предлог в с существительными в предложном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Педагог показывает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос : «Где это растет?» - дети должны указать : в лесу, в саду, в огороде и т. д. За правильный ответ дети получают картинки или фишки. Выигрывает тот , кто больше соберет картинок (или фишек) .

Образец речи : Груша (груши) растет (растут) в саду. И т. п.

Кто без чего?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом без с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Поломанные игрушки.

Описание игры . Логопед обращается к детям : «Ребята, посмотрите, к нам пришли «больные» игрушки и просят вас помочь им. Давайте посмотрим, что с ними?»

Заяц без чего? (Заяц без уха.)

Мишка без чего? (Мишка без лапы.)

Кукла без чего? (Кукла без волос.)

Лиса без чего? (Лиса без хвоста.)

Из чего сделан?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом из с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Описание игры . Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей : «Из чего сделан мяч?» - «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый» . Далее дети сами определяют , из чего сделаны игрушки, и составляют предложения .

У кого какие детеныши?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом у с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц и их детенышей.

Описание игры . Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а у себя оставляет картинки с изображением взрослых животных и птиц. Логопед спрашивает : «Жеребенок у кого?» Ребенок, у которого картинка с изображением жеребенка, должен ответить на вопрос : «Жеребенок у лошади» . За правильный ответ логопед отдает картинку взрослого животного. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель .

Заботливые дети.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом о с существительными в предложном падеже .

Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за растениями, животными.

Описание игры . Логопед раздает детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы : «О чем заботятся дети? О ком заботятся дети?»

Образец ответа : Дети заботятся о цветах. Дети заботятся о деревьях. Дети заботятся о кроликах.

Исправь ошибку.

Цель. Учить детей пониманию смысла предложения .

Оборудование. Фишки.

Описание игры . Логопед говорит детям : «Я буду читать вам предложения . Но в этих предложениях допущены ошибки , вы должны их исправить. Слушайте внимательно.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисуют папу.

Маша несет сумку в капусте».

За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.