ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как ходит пешка в шахматной партии? Областная спортивная школа по шахматам А.Е.Карпова.

По Филидору пешка - «душа шахматной партии ». В этой статье мы исследуем фундаментальные пешечные структуры и узнаем их особенности. Глубокое понимание пешечной структуры отделяет мастера от любителя. Изучите каждую позицию и вы сможете их определять в своих партиях, а также знать какие структуры выгодны, а какие нет.

1. Проходная пешка

Проходная пешка - пешка, которую нельзя остановить другими пешками на пути ее продвижения. Это один из самых больших активов, который может иметь игрок в эндшпиле. Проходная пешка создает очень серьезную угрозу сопернику, из-за возможности ее превращения, которое даст решающее преимущество.

На диаграмме мы видим, что у Белых пешка a5 не только проходная , но еще и расположена на другой стороне доски . Эти два фактора делают пешку a5 чрезвычайно ценной. Черный Король не может перехватить эту пешку, которая гарантированно превратиться и принесет победу.

Примечание: Чтобы развить позиционное понимание позиции , необходимо , и понимать, зачем они сделаны. Только побывав в «шкуре» сильного игрока, Вы сможете понять с какими проблемами он сталкивался в партии и это усилит Ваш шахматный уровень. Данные методы применяются в нашем .

2. Изолированная пешка

Изолированная пешка - пешка, которая не может быть защищена другими пешками. В пешечных окончаниях это особенно важно, так как изолированные пешки становятся чрезвычайно слабыми . Они требуют постоянной защиты королем, отвлекая его от более важных (наступательных) задач.

На диаграмме у Белых изолированная пешка b4 , потому что ее нельзя защитить другими пешками. Это дает Черным постоянную слабость, которую можно использовать. Белые заинтересованы разменять эту пешку на «здоровую» пешку c6 .

3. Связанные пешки

Связанные пешки - пешки, которые могут защитить друг друга. Безусловно, это одна из самых сильных пешечных структур, и к ней нужно стремиться в партиях. На диаграмме у Белых и Черных есть сдвоенные пешки. Однако структура Белых лучше , чем у Черных по двум причинам.

Во-первых, Белые пешки контролируют больше полей, что важно, т.к. это держит неприятельского короля подальше и ограничивает продвижение Черных пешек. Вторая причина, почему пешечная структура Белых лучше, заключается в большей гибкости у пешек e5 и f5 . У Белых больше возможностей для движения пешками.

4. Отсталая пешка

Отсталая пешка - одна из связанных пешек, при продвижении которой, будет взята пешкой соперника. На диаграмме у Белых и Черных есть связанные пешка. Черная пешка d6 отсталая. Она делает пешечную структуру слабой. Белая пешка b5 очень сильная, потому что она является защищенной проходной.

5. Сдвоенные пешки

Сдвоенные пешки - пешки одного цвета , расположенные на одной вертикали . Видимо, это одна из самых слабых пешечных структур, потому что сдвоенные пешки не могут защитить друг друга, но они также могут быть заблокированы всего лишь одной пешкой соперника.

На диаграмме у Белых 2 сдвоенные пешки на вертикали «d», которые блокированы единственной пешкой Черных. Даже при том, что у Белых лишняя пешка, позиция равна из-за характера пешечной структуры.

6. Висячие Пешки

Висячие пешки - связаны пешки, которые подвергнутся нападению вражескими пешками, если они двинутся. На диаграмма Белые пешки c и d считаются висячими. Это пример слабых пешек, однако у висячих пешек могут быть некоторые преимущества, связанные с их мобильностью, гибкостью и большим контролем смежных полей.

7. Пешечное большинство

Пешечное большинство означает, что на одном фланге больше пешек одного цвета, чем у соперника. Пешечное большинство - ценный актив , потому что оно часто приводит к ряду разменов и созданию проходной пешки. На диаграмме у Белых есть пешечное большинство на ферзевом фланге и хорошие шансы выиграть партию.

Примечание: Эндшпиль - несомненно очень важная часть шахмат. Если вы хотите улучшить свой шахматный уровень , у вас должен быть четкий план обучения. Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко , эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения « », прямо сейчас!

Добрый вам день, дорогой друг!

У людей несведущих отношение к пешкам слегка пренебрежительное. И совершенно напрасно. Давайте разберемся, как ходит пешка и какими интересными возможностями обладает эта непритязательная на вид фигура. Вы узнаете даже об одном ее ходе, о котором многие даже и не подозревают. Поехали...

Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы ». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

(подписывайтесь на обновления).

Пешки располагаются на второй и седьмой горизонталях шахматной доски. Их по восемь у каждой стороны.

Относительная ценность пешки в шахматах — три пешки эквивалентны легкой фигуре — коню или слону. Пять пешек -ладье. Подчеркиваем — относительная ценность. Все зависит от позиции.

Пешка — душа партии

Как известно, на войне пехота — царица полей. В шахматах: Пешка — душа партии.

Именно пешки создают неповторимый ландшафт на шахматной доске. Именно первые ходы пешками задают различные дебюты:

  • 1.е2-е4, с7-с5 — сицилианская защита
  • 1.е2-е4, е7-е5 — целое семейство дебютов, называемых открытыми
  • 1.d2-d4, f7-f5 — голландка
  • 1.c2-c4, c7-c5 — английское начало


Продолжать можно очень долго. Суть в том, что именно начальные пешечные построения определяют дальнейшие стратегии середины игры и даже эндшпиля. Часто вокруг пешечных цепей и строится вся игра.

Пешка, единственная из фигур, имеющая уникальные особенности:

  • Не ходит назад, только вперед.
  • При достижении восьмой горизонтали белая пешка и при достижении первой черная, — чудесным образом превращаются в другую фигуру
  • Может взять пешку противника через битое поле, то есть “на проходе”

Об этих и некоторых других особенностях пешек, — чуть подробнее:

Ходы пешкой

Первый ход

В подавляющем большинстве партий первый ход делается пешкой. Можно еще конем, но это большая редкость. Пешка из начальной позиции может двинуться на одно или на два поля (через клетку) вперед .


Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может. Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.

При записи ходов в шахматах принято указывать первую букву ходящей фигуры. Пешка — исключение (и тут исключение!) — буква не указывается.

1.с2-с4 f7-f5 Вначале строки ход белых, затем черных

Взятие

Пешка может взять (побить) любую фигуру, за исключением короля. Направление взятия — по диагонали на одно поле и только вперед.

Например: 1. f3: g4 или 1... е5:d4

Пешка, расположенная на в5 прямо вперед пойти не может, однако может продвинуться путем взятия коня. 1. в5:а6

Двоеточие в шахматной записи означает взятие.

Исключение из этого правила — взятие на проходе. Об этом приеме в следующем пункте нашей программы.

Взятие на проходе

В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.


1.с2-с4 в4:с3 или 1. ….f7-f5 2. g5:f6

На проходе можно побить только пешку. Какую-либо другую фигуру побить нельзя.

Важно! Возможность взятия на проходе можно использовать только один ход. То есть в ответ на движение пешки противника.


Белые сыграли 1.а2-а4.

Они рассудили так: двигаю пешку в ферзи, черный король не успевает задержать мою пешку. Белый же король успевает подойти к черной пешке у поля превращения и забирает. Белые проводят пешку в ферзи и достигают выигрышного положения. Однако,


Мечтам о победе не суждено сбыться. Черная пешка берет белую на проходе!

1.а2-а4?? в4:а3!

Более того, после взятия белый король не успевает задержать черную пешку, та проходит в ферзи и выигрывают уже черные!

В записи два вопросительных знака означают очень слабый ход, восклицательный — сильный ход.

Такие вот метаморфозы могут происходить. Правила игры важно знать и уважать.

Превращение “гадкого утенка”

Очередное уникальное качество пешки — способность к превращению.

Это поистине джекпот в жизни любой пешки ! Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она вправе превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.


Пешка ставится на поле превращения, тут же убирается, а на ее место превращения ставиться новая фигура. В какую фигуру превратить пешку, решает играющий, — “хозяин пешки”.

Само собой пешку чаще всего превращают в ферзя. Таким образом, на доске могут оказаться сразу несколько ферзей. А если точнее, — 9 одного цвета. На практике такого не бывает, однако два ферзя — не такое уж редкое явление.

Однако, бывают случаи, когда правильнее превратить пешку в какую-либо иную фигуру, кроме ферзя. Пример:


Если превращать пешку в ферзя, черные играют: 1… Фb7-f3+ и забирают пешку f2. На доске равенство. Ничья? Отнюдь! Есть решение получше:


Белая пешка превращается в коня! 1. d8K!!

При этом белые ставят вилку: объявляют шах и следующим ходом забирают ферзя. После этого позиция белых выигранная.

Превращение со взятием

Правило взятия, разобранное нами выше, действует и при превращении.


То есть пешка берет фигуру противника и одновременно превращается в другую фигуру. Как-бы двойной эффект: 1.d7:с8Ф


  • Создавайте пешечные цепи


Сила пешечной цепи в том, что пешки защищают друг друга. Если противник побьет пешку е5, пешка d4 побьет фигуру противника. Аналогично с пешками d4 и с3. А вот пешка в2 нуждается в защите.

  • Избегайте “сдвоения” пешек. Особенно “изолированных”


Ни одна из белых пешек не защищена другой пешкой. Это означает, что их легко потерять или попросту “зевнуть”, что не такая уж редкость для начинающего шахматиста.

  • Занимайте пешками центральные поля

Пешки в центре доски создают пространство для других фигур.

  • Не двигайте пешки от короля в начале или середине партии

Пешки отличные защитники для короля. Движение пешек от короля ослабляет его позицию и дает возможность противнику атаковать вашего монарха.

  • Избавляйтесь от жаргона начинающих игроков

Например, слово “рубит” или того чище — “ест”, вместо “берет”. Срубил, снял, съел — жаргон начинающих и слабых шахматистов. Более менее квалифицированные шахматисты такие слова не используют. Правильно — “взял пешку”, “берет”, “побил”.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Желаем успехов за шахматной доской!

С 1 сентября по 30 октября 2017г. проводился конкурс творческих работ, посвященный международному шахматному турниру имени Д.И. Менделева на тему "Пешка - душа шахматной партии". Его организаторами выступили Департамент образования и науки Тюменской области, ГАУ ТО "Областной шахматный центр А.Е.Карпова" и ОО "Тюменская областная шахматная федерация".

В финальном этапе было представлено 69 работ из 20 муниципальных образований Тюменской области.

Номинация: «Лучшая декоративно-прикладная работа среди обучающихся общеобразовательных организаций»

1 место - Брандт Олег (Заводоуковский р-н, Падунская СОШ, ФМАОУ Заводоуковская СОШ №4, 6 класс, "Настольная лампа "Пешка");

1 место - Шевелева Алена (г.Тобольск, МАОУ СОШ №1, 8 класс, "Я - пешка заводная!");

2 место - Щербакова Валерия (г.Ишим, МАОУ СОШ №12, 7 класс, "Панно в технике лоскутной аппликации");

2 место - Гунченко Надежда (Ишимский р-н, МАОУ Тоболовская СОШ, 1 класс, "Пешка-королева шахмат");

3 место - Романова Дарья (Исетский р-н, МАОУ Шороховская СОШ, 10 класс, "Дама в шляпе");

3 место - Плесовских Ольга (Казанский р-н, Ильинская СОШ, ФМАОУ Новоселезневская СОШ, 4 класс, "Верная пешка Ариша").

Софейкова Арина (с.Бердюжье, Бердюжская МАОУ СОШ, 3 класс, "Пешка - душа шахматной партии");

Лаврова Виктория (Падунская СОШ, ФМАОУ Заводоуковская СОШ №4, 5 класс, "Пешка "Филидора");

Хайрулин Сергей (Падунская СОШ, ФМАОУ Заводоуковская СОШ №4, 6 класс, "Пешка - пеший воин");

Шпак Даниил и Новоселов Павел (МАОУ Исетская СОШ №1, 1 и 6 класс, "По волнам шахматных просторов");

Давыдова Елизавета (Ишимский р-н, ФМАОУ Черемшанская СОШ-Мезенская ООШ, 9 класс, "Пешка-душа шахматной партии");

Квашнин Матвей (Нижнетавдинский р-н, ФМАОУ Велижанская СОШ - СОШ с.Бухтал, 11 класс, "Пешка - базовая единица");

Новоселова Ксения (Тобольский р-н, МАОУ Сетовская СОШ, 2 класс, "Душевные подружки");
Мисюра Вячеслав, Жуков Антон (Тобольский р-н, ФМАОУ Прииртышская СОШ - Верхнеаремзянская СОШ, 7 и 8 класс, "Пешка может стать ладьей");

Буркова Виктория (г.Ялуторовск, МАОУ СОШ №4, 3 класс, "Пешка - душа шахматной партии").

Номинация «Лучшая декоративно-прикладная работа среди воспитанников детских садов»

1 место - Лямцев Леонид ( г.Ишим, МАДОУ ЦРР ДС №24, 5 лет, "Королева шахматной партии");

2 место - Матвеева Полина (г.Тюмень, МАДОУ ДС №118, 6 лет, "Какой солдат, не мечтает стать генералом");

3 место - Сабитова Алиса (г.Тобольск, МАДОУ ДС №7, 4 года, Топинарий "Шахматное вдохновение").

Работы, отмеченные дипломами:

Лесовец Ева (г.Ишим, МАДОУ ЦРР ДС №24, 6 лет, "Шахматный мир")

Демчев Михаил (г.Тюмень, МАДОУ ЦРР ДС №123, 5 лет, "Каждая пешка в конце игры может стать королевой")

Базалаева Валерия (г.Тюмень, МАДОУ ДС №146, 4 года, "Пешка - главный воин шахматного королевства")

Информация о времени и месте награждения победителей и призеров конкурса будет доведена до учреждений Департаментом образования и науки Тюменской области.

Франсуа Андре Даникан Филидор родился в 1726 году в семье потомственных придворных музыкантов. Шести лет его приняли в хоровую капеллу версальской королевской часовни. Среди музыкантов оказалось немало шахматистов, и вскоре маленького певчего заинтересовала незнакомая игра. Мальчик быстро усвоил первые шахматные уроки, а всего через несколько лет юный Филидор считался уже отличным шахматистом.

Большую роль в дальнейшем совершенствовании Филидора сыграл Кермюи сир де Легаль, в ту пору сильнейший шахматист Франции. Он известен нам больше тем, что создал знаменитую миниатюру, завершившуюся пикантным финалом - "матом Легаля": 1. е4 е5 2. Kf3 Кc6 3. Сс4 d6 4. Кс3 Cg4 5. К:е5 С:d1? 6. C:f7+Кре7 7. Kd5x. Однако в истории шахмат он оставил свой след и как учитель Филидора. Во всяком случае, когда после многочисленных, протекавших с переменным успехом поединков с Легалем в кафе "Режанс" Филидор в 1745 году отправился в большое путешествие по Европе, ни в Голландии, ни в Англии, ни в Пруссии никто из шахматистов не смог оказать ему серьезного сопротивления. К сожалению, партий Филидора тех лет не сохранилось...

Авторитет двадцатилетнего Филидора был настолько велик, что некоторые соперники признавали превосходство гостя из Франции заранее. Так, например, в одном из наиболее известных его матчей - с сирийцем Филиппом Стаммой (Лондон, 1747) Филидор все партии играл черными, а ничьи засчитывались ему за поражение. Итог матча - 8:2 в пользу Филидора (точнее - 8:1 при одной ничьей) - убедительно показывает, что, оценивая класс игры Филидора, ни Стамма, ни организаторы состязания не оказались далеки от истины.

Однако, несмотря на столь громкую победу, сам Филидор позднее заметил, что этот матч был для него чрезвычайно полезен. Чем же объяснить это признание Филидора?

В первой половине XVIII века в Европе господствовала так называемая итальянская школа шахмат. Приверженцы этого романтического направления, самым ярким представителем которого был Джоакино Греко (1600-1634), признавали только открытую фигурную игру и видели перед собой лишь одну цель - атаку неприятельского короля. Для достижения этого они готовы были на любые жертвы, и нередко такая тактика оправдывала себя - шахматисты того времени не любили, да и не умели защищаться. Пешки приносились в жертву с особенной легкостью и вообще считались не более чем помехой для фигур, стремившихся побыстрее занять открытые линии. О них вспоминали лишь в эндшпиле, до которого, впрочем, дело чаще всего не доходило.

Лучшие образцы творчества итальянских мастеров и сейчас продолжают восхищать фейерверком жертв, остротой борьбы, красочными финальными полотнами. Эти партии имеют и непреходящую методическую ценность. Каждый шахматист в своем развитии как бы перелистывает (чаще всего бессознательно) страницы шахматной истории, в которой невозможно пропустить главу, посвященную первым романтикам шахмат...

Филидор тоже не оставил без внимания эту главу. Детально изучив творчество итальянских шахматистов, он сумел взять из него все самое необходимое и полезное. Об этом свидетельствуют некоторые дошедшие до нас партии Филидора, завершившиеся эффектными комбинационными ударами. Более того, нередко французский мастер просто обязан был играть вопреки своим стратегическим принципам, потому что большинство поединков он проводил в сеансах одновременной игры "вслепую" или давая противникам серьезную фору. А такая игра требует не только четкого, конкретного расчета, но и решительных, чаще всего тактических, действий уже в дебюте.

Ко времени матча со Стаммой Филидор, очевидно, уже разработал основные принципы своей теории. Необходима была ее практическая проверка, причем в борьбе с достаточно сильным противником. И такой шахматист нашелся. Стамма был типичным и в те годы едва ли не лучшим представителем итальянской школы. Он пользовался широкой известностью в шахматных кругах не только как отличный игрок. Хорошо зная творчество своих предшественников, Стамма в 1737 году издал в Париже нашумевший сборник, в котором привел 100 составленных им самим эффектных комбинационных примеров. Так что Филидор вряд ли мог найти тогда более достойного соперника для испытания своей теории. И действительно, несмотря на убедительную победу, Филидор признал, что в игре со Стаммой развился его талант. Кроме этого, в матче Филидор получил убедительное практическое подтверждение правильности своих взглядов, которые он собирался изложить в "Анализе". Как бы то ни было, уже в следующем году работа над книгой была завершена, а спустя год она вышла в свет.

В предисловии к книге Филидор подверг резкой критике прежние учебники, в которых было много интересных, но разобщенных дебютных вариантов. Он писал: "Я знаю шахматных игроков, которые выучили наизусть всего калабрийца (так называли Д. Греко, который был родом из Калабрии. - Б. Ш.) и других авторов, но, сделав четыре или пять первых ходов, не знали, что делать далее. Однако я берусь утверждать, что тот, кто сумеет воспользоваться моими правилами, никогда не окажется в подобном положении.

Мое главное намерение, - пояснял свою идею Филидор, - предложить публике новинку. Я имею в виду игру пешек. Они являются душой шахмат. Только они создают атаку и защиту; их расположение решает участь партии".

Свои тезисы Филидор раскрывал в комментариях к девяти примерным партиям. Они были специально составлены автором, однако можно предположить, что ход борьбы в них подсказала ему собственная практика.

Главная роль во всех партиях книги была отведена пешечным цепям, их построению, укреплению и продвижению вперед, причем расположение пешек в дебюте во многом определяло характер дальнейшей игры вплоть до эндшпиля. Иными словами, события на шахматной доске подчинялись единому, обусловленному пешечной структурой плану. Планирование игры на позиционных принципах - это был новый и очень важный шаг в развитии шахмат.

Сущность учения Филидора хорошо выразил Эмануил Ласкер: "Только Филидор... выдвинул мысль о необходимости... плана. На это указывает и его выражение, что "пешки - душа шахматной игры". Пешка является одним из элементов позиции: она - кирпичик в этой позиции; в течение долгого времени пешка не изменяет своего положения, и положение ее определяет характер позиции; следовательно, пешка является фактором, определяющим план. Филидор указывал на ценность пешки для открытия и преграждения важных линий. "Пешки впереди, фигуры сзади" - вот в чем, по учению Филидора, заключался способ атаки прочных позиций".

Комментируя партии, Филидор тоже пошел по новому для того времени пути. Он приводил мало конкретных вариантов, в основу положив совершенно другие принципы анализа - поучительные рассуждения о плане игры, значении пешечного центра, взаимодействии фигур, цели того или иного хода... Такая методика позволила ему четко сформулировать целый ряд правил, вытекавших из его теории.

Эти выводы Филидора, в основном общего характера, относились не только к рассматриваемым эпизодам борьбы. По мнению автора, их знание вообще необходимо каждому шахматисту, они полезны во многих случаях. Филидор оказался прав. Даже сегодня, спустя два с лишним века, его правила сохранили большое значение и вместе с партиями "Анализа" не раз публиковались в самое последнее время.

Можно было бы и сейчас привести наиболее интересные отрывки из "Анализа", однако попробуем сделать иначе. Проведем эксперимент: пусть Филидор сам прокомментирует собственную партию и заодно еще раз докажет правоту своих позиционных оценок!

Первая партия Филидора, которую сохранила для нас история, была сыграна в 1783 году в Лондоне (в сеансе одновременной игры "вслепую" на трех досках). Таким образом, "примечания" к этой партии были написаны Филидором за 35 лет до того, как она была сыграна! Они оставлены без изменений и приведены в кавычках, лишь местоимения второго и третьего лица, которыми пользовался Филидор, в некоторых случаях заменены на более привычные для нас "белые" и "черные".

"В дебюте лучшее поле для королевского слона - с4. Отсюда он атакует наиболее уязвимый пункт f7".

Филидор рекомендовал здесь 3. d4. "Этот двойной шаг пешки совершенно необходим, чтобы помешать противнику занять пешками центр посредством продвижения своей ферзевой пешки на два поля с нападением на слона белых, отнимая этим у них преимущество выступки".

"Атаку никогда не следует предпринимать раньше, чем ведущие ее пешки будут основательно подкреплены".

"Всегда бывает выгодно обменять вашу пешку "f" на пешку "е", ибо это приводит к захвату центра и, кроме того, вскрывает линию для ладьи".

"...следует уклониться от размена, продвинув атакованную пешку".

"Пешки, особенно центральные, теряют часть своей силы при продвижении на пятую горизонталь, так как тогда они легко могут подвергнуться нападению вражеских пешек с шестой горизонтали".

Однако белые и не помышляют о подрыве f2-f3.

"Черные должны выиграть партию при помощи своих пешек, если только они не будут торопиться с движением их, а прежде выведут свои фигуры".

"Если имеешь слона, владеющего белыми полями, надо располагать свои пешки на черных полях; если же слон владеет черными полями, пешки надо располагать на белых полях. Тогда слон препятствует вражеским фигурам утвердиться между пешками".

"Брать пешку "f" нельзя, так как ваши пешки потеряют необходимое построение".

Черные препятствуют g2-g4.

"Вся сила черных в пешках, поэтому белым было бы крайне выгодно их разбить".

Брюль Филидор
14. ... а7-а6
15. с4: d5 с6: d5
16. Фе2-f2 0-0
17. Kg1-е2 b7-b5
18. 0-0 Kd7-b6
19. Ke2-g3 g7-g6
20. Ла1-c1 Kb6-с4
21. Kg3: f5 g6: f5
22. Фf2-g3+ ...

"Настоящие атаки осуществляются многими соединенными фигурами и редко одной или двумя".


Несколько замечаний о ходе борьбы.

Белые неважно разыграли дебют, полностью уступив инициативу сопернику. Под прикрытием пешечного центра черные завершили развитие фигур, а затем перенесли игру на ферзевый фланг, создав там отличный форпост. Белые упорно защищались, и Филидор, правильно оценив позицию, разменял ферзей. Однако сейчас, на 24-м ходу, он сыграл по собственному шаблону - брать пешкой в направлении к центру - и упустил значительную часть своего преимущества.

Современный шахматист, вероятно, без колебаний предпочел бы 24...dc с последующим переводом коня на d5, после чего перевес черных становился решающим. Теперь же им придется выигрывать партию еще раз.

Необходимо было 28. К: b3.

"Нельзя позволять противнику овладевать линиями и сдваивать ладьи; поэтому черные предлагают размен ладей".

"Белые поступили против общего правила - ставить свои пешки на поля другого цвета, чем оставшийся на доске слон".

"Сторона, которой удастся... разбить пешки противника... получает все шансы на победу".


"Когда имеешь проходную пешку, нужно избавиться от слонов противника. Последние способны атаковать пешки" и тормозить их движение лучше, чем остальные фигуры".

"Надо оставить пешке "f" возможность поддержать пешку "е". Соединение этих двух пешек должно обеспечить победу".

Белые сдались.

Кажется, Филидор неплохо справился с необычной задачей, наглядно продемонстрировав, что его правила пригодны во многих случаях. Правда, в настоящее время некоторые его советы выглядят слишком категорично и даже наивно. Однако нельзя не признать, что они сохранили практическое значение. Его мысли о планах игры, взаимодействии фигур, значении пешечной цепи, способах ее продвижения и укрепления, роли открытых линий, "плохих" слонах, блокаде, борьбе слона с проходными пешками в эндшпиле - все это послужило отправными точками многих работ последующих поколений шахматистов. Более того, некоторые заключения Филидора были забыты, а впоследствии (причем не один раз) вновь "изобретались" и преподносились как последнее слово теории.

"Пешки - душа шахмат" - эта главная идея Филидора стала основой всех его позиционных принципов. Окончание следующей партии наглядно показывает, что в практической игре он не шел ни на какие компромиссы со своими творческими взглядами.


Филидор начал партию без коня, однако сейчас он уже намерен восстановить материальное равновесие.

Соперники побаивались пешечных цепей Филидора, и Конвэй спешит перевести игру в другое русло -31. dc Лd3+ и 32...Л: с3.

Однако Филидор верен себе.

Черным стоило подумать о подрыве 32...g5; следующим ходом белые в корне пресекают эту возможность.

Необходимо было либо воспрепятствовать прорыву пешки "f" посредством 34... g6, либо подготовиться к нему: 34... Kpg8 35. f5 Kpf7.

Пешку е6 отдавать не следовало. Черные возлагают слишком большие и неоправданные надежды на другую пешку.

Слон неплохо борется с проходными пешками, однако в данном случае их слишком много...

И белые выиграли.

До последних дней своей жизни, а Филидор умер в 1795 году, "первый шахматист всех времен" оставался непобедимым.