ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности

Читать карту – это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства. Наряду с этим процесс чтения карты включает также глазомерное восприятие пространственных соотношений между рассматриваемыми на ней объектами.

Эти знания приобретают в результате упражнений в чтении карт разных масштабов и путем вычерчивания условных знаков и фрагментов карт.

Перечерчивают карты разными способами.Один из них заключается в копировании карты тушью на кальку с последующим переносом на чертежную бумагу.

Копирование карты с изменением масштаба выполняют посредством фотографирования или специального прибора - пантографа.

Чтение топографической карты заключается в определении формы рельефа местности, определении растительного покрова, гидрографии (рек, озер, болот и пр.), дорог и других коммуникаций, населенных пунктов, расположенных на местности, и в определении их характеристик.

1. Определяют масштаб изображения (численный и линейный), указываемый под нижней (южной) линией рамки.

2. Находят по условны м обозначениям дороги, мосты, поселки, заводы и другие объекты, определяют их тип.

3. Устанавливают наличие линий связи, высоковольтных линий электропередач и других коммуникаций.

4. Определяют по условным обозначениям растительный покров: занимаемую площадь, породу деревьев их размер и частоту, наличие кустарников, лугов, огородов, и пр.

5.Выполняют гидрографию (реки, болота, озера и др.), устанавливают их полную характеристику.

6. Определяют характер рельефа (гористость) местности:

а) отметки наиболее возвышенных мест;

б) расстояния между горизонталями, наличие крутых и пологих

в) наличие седловин, хребтов, лощин, оврагов, обрывов, и др.;

г) изменение рельефа местности при движении в заданном направлении (например, по имеющейся на карте дороге или вдоль линии электропередачи и т. п.)

Вопросы для зачёта.

    Какие существуют виды топографических чертежей?

    Что представляют собой топографические карты и чем они отличаются от географических?

    Какой чертеж называют планом?

    Чем отличается контурный план от топографического?

    Какой план называют генеральным?

    Что представляет собой профиль местности и как его строят?

    Что называют масштабом карты?

    Какие масштабы установлены для топографических карт, планов и профилей местности?

    Что представляет собой генерализация карты?

    В каком месте и как указывают масштаб карты?

    В чем сущность изображения рельефа местности?

    Как определяют рельеф местности по карте?

    На какие виды делят условные знаки местных предметов и что собой представляет каждый вид?

    Как определяют положение объекта по его внемасштабному знаку?

    Для чего применяют пояснительные подписи на карте?

    В какой последовательности читают карты?

Читать карту – это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства.

Изучение местности по карте (чтение карты) включает определение общего ее характера, количественных и качественных характеристик отдельных элементов (местных предметов и форм рельефа), а также определение степени влияния данной местности на организацию и ведение боя.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой.

Ознакомление с картой. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.

Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.


Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка.

По первому взгляду на карту можно сказать, о наличие населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствующих о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что неизбежно затрудняет движение боевой и транспортной техники вне дорог, создает трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д.

Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.
Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности (местных предметов и рельефа) делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.

Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

При изучении по карте населенных пунктов определяют количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность, определяют степень обжитости того или иного участка (района) местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

При изучении по карте дорожной сети уточняют степень развития дорожной сети и качество дорог, определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Изучая гидрографию определяют по карте наличие водных объекты, уточняют степень изрезанности местности. Наличие водных объектов создает хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При изучении почвенно-растительного покрова устанавливают по карте наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия.

Изученные по карте характеристики участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника и просеки.

Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком как проходимые, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида и направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т. д.

Я думаю, что ни одно путешествие, ни одна экспедиция не сможет обойтись без использования карты. Но взять её с собой - это одно дело, а как ей пользоваться? Что означают эти символы в углу и цифры? Для ориентации на местности с помощью карты её нужно уметь грамотно читать, и я хочу объяснить, как это делается.

Понятие карты

Изображение нашей планеты или определенной местности в несколько уменьшенном варианте называется картой. Содержит она условные определенные знаки и еще сетку с координатами. Разделяться на отдельные виды карты могут следующим образом:

  • по своему масштабу;
  • по характеру территории;
  • по содержанию.

Географические карты могут содержать в себе отдельно материки, отдельно страны и даже небольшие поселки. Но, помимо такого разделения, они еще могут быть с разным масштабом (размерами). Например, крупномасштабные показывают территорию более детально, а мелкомасштабные - наоборот: большая площадь, но меньше подробностей. Знать классификацию карт, конечно, хорошо, но я думаю, что главное - уметь их читать.


Каким образом осуществляется процесс чтения карт

До того, как начать использование карты, нужно вообще определиться, подходит ли она вам. Ведь существуют разные виды в зависимости от назначения. Если требуется использовать её в дороге, то понадобится карта дорожная, для туристов, соответственно, туристическая.

Для правильно чтения необходимо удостовериться, что карта правильно расположена. Я лично один раз не мог понять в чем проблема, когда, используя карту, приходил в совсем ненужное мне место. Оказалось, что держал я её вверх ногами по отношению к своему маршруту. Чтобы такой ошибки не было, следует обратить внимание на один из углов, где обычно есть компас, он поможет. Также советую обратить внимание на условные обозначения, их можно найти на незадействованной части карты. Следует не забыть о масштабе, поскольку он существенно влияет на понимание расстояния до нужного места. Можно сказать, что в использовании карты нет ничего сложного, стоит лишь быть очень внимательным.


Что: Велоориентирование Спортивное ориентирование бегом Туристическое ориентирование Где:

02.04.2014 Техника спортивного ориентирования, раздел чтение карты

Чтение карты

Умение читать карту - сложный технический навык, освоение и совершенствование которого продолжается в течение всего времени занятий ориентированием. В процессе изучения условных знаков, упражнений с картами в классе и на местности, участия в соревнованиях спортсмены совершенствуются в понимании изображения на картах различных по характеру ландшафтных районов.

При занятиях в классе с объемными моделями или на местности должен постепенно развиваться другой важный навык - опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, и наоборот. Это является основой определения своего местоположения по карте и на местности и составляет суть ориентирования вообще и спортивного ориентирования в частности.

Запоминанию условных знаков и приобретению навыков чтения карты способствуют многочисленные упражнения, например топографические диктанты, игры в топографическое лото, раскрашивание черно-белых карт, калькирование карт, отыскание на картах заданных условных знаков или ориентиров на время. Один из наиболее эффективных и комплексных способов быстрого освоения навыков чтения карты, опознавания ориентиров на местности, измерения расстояний и направлений - простейшая топографическая съемка местности.

На современных высоконасыщенных подробностями картах иногда бывает трудно отыскать свое местонахождение: очень много сходных ориентиров попадается на глаза. Поэтому карту желательно свернуть так, чтобы на ней остался только район расположения одного-двух ближайших КП (рис. 2). Большой палец левой руки, держащей карту, должен быть направлен по линии движения, а ноготь - фиксировать место, отмеченное ориентировщиком как пройденное. Это позволяет без лишней траты времени обращать внимание на участок местности, в котором спортсмен находится в данный момент или который еще предстоит пройти. При определенных тренировках такой метод помогает читать карту не останавливаясь.

Рис. 2

По мере освоения навыков чтения карты все большее внимание следует уделять грубому, или выборочному, чтению. Суть его в том, чтобы за короткое время понять общую картину местности, затем выделить на ней главные наиболее четкие и хорошо заметные ориентиры, которые целесообразно использовать в качестве опорных на пути продвижения в избранный район. Пример такого абстрагирования карты и выделения опорных ориентиров представлен на рис. 3.

Рис. 3

Это участок местности между КП 6 и 7 на мужской дистанции второго первенства мира (см. карту VII, где нанесен путь шведа С. Бьёрка, завоевавшего серебряную медаль). Вот пояснения Бьёрка к "технологии" преодоления этапа:

"Я часто начинаю с того, что выбираю точку, откуда "взять" КП кажется легче всего. Думаю, что в данном случае выходить на КП 7 с запада не представлялось возможным из-за расположенных поперек пути обрывов и холмов. Как привязку я выбрал "залив" болота в точке А. Второе место, где я хотел пройти, - канава в точке В. Это позволяло мне миновать труднопроходимый район. Точки В, А и КП 7 - большие "тормоза". Не имело особого значения, где двигаться между ними. В данном случае я бежал по тропинке. Отрезок В-А преодолел грубо по компасу, считая шаги до большого болота, затем следовал поиск его "залива" и по твердому грунту выход к А. Отсюда - точное движение по компасу, счет шагов, а также чтение рельефа "по большому пальцу".

Рассмотрим еще один участок местности по карте первого чемпионата мира, проходившего в 1966 г. в Финляндии (карта V). Сложный район: множество каменистых гряд, ориентированных в разных направлениях, "бараньи лбы", невысокие холмы, незначительные болота. Но КП 8 установлен сравнительно просто. Перед ним слева и справа два больших опорных ориентира - озеро и канавы. От КП 7 опытные спортсмены могли двигаться к ним на высокой скорости, почти не читая карту. Другие КП на мужской и женской трассах также стояли недалеко от "тормозных" ориентиров. Такая планировка дистанции была неслучайной: организаторы первого всемирного форума ориентировщиков хотели, чтобы все спортсмены, а не только сильнейшие, успешно завершили дистанцию, хотя не представляло особого труда расположить КП так, чтобы выход к ним был сложной задачей и требовал точного чтения карты на всех перегонах.

Например, на выбранном нами этапе достаточно, чтобы КП 8 находился в 450 м юго-западнее, у маленького холмика, так как показано на карте V пунктиром. В подобных случаях расчленение этапа на отрезки между опорными ориентирами требует высокой техники, а иногда этого сделать просто невозможно. Тогда этап преодолевают на сравнительно невысокой скорости при точном чтении карты.

Техника точного чтения карты без остановки - один из сложнейших элементов спортивного ориентирования, над которым нужно работать повседневно, тем более что класс начальников дистанции и сложность трасс непрерывно повышаются.

Вот что говорит по этому поводу шведский специалист Э. Ягерстрем: "Чтение карты - первейший спутник работы мысли и потому - самый притягательный элемент ориентирования. Каждый небольшой участок трассы, который стимулирует просто бег до большого тормозящего ориентира, означает, что начальник дистанции "потерял" здесь какой-то отрезок трассы, освободив участников от чтения карты. Эти отрезки называют "потерянными километрами".

Многие спортсмены отлично понимают тенденции в развитии ориентирования и подготовки дистанций и усиленно работают над повышением своего технического мастерства. Член сборной команды СССР, мастер спорта В. Киселев, сам опытный начальник дистанций, так прокомментировал выступление наших спортсменов на международных многодневных соревнованиях в Швейцарии:

"Мы не очень сильно проигрываем зарубежным соперникам в физической подготовке. Но отстаем в чтении карты, в работе около КП и на них. У нас мало проводится тренировок с картой и мало условий для их проведения..."

Проблемы повышения спортивных результатов и пути их реализации здесь определены достаточно точно. Нужно активнее участвовать в работах по оборудованию полигонов, созданию тренировочных трасс, в поиске новых методов и средств тренировок, подготовке многоцветных карт. Спортсменам-ориентировщикам можно целиком принять призыв заслуженного мастера спорта О. Гончаренко, обращенный к коллегам-конькобежцам: "Многое зависит от тренеров. Но не следует превращать тренеров в нянек. Решающим должно быть отношение к своей подготовке самих спортсменов. Их трудолюбие, дисциплина, стремление к более высоким результатам".

Интересные тренировки, направленные на развитие техники чтения и запоминания карты, проводит в секции ориентирования МВТУ им. Баумана тренер мастер спорта В. Головкин. В классе организуют занятия, направленные на запоминание карты, выделение опорных ориентиров, выбор путей движения. С этой целью начинающим ориентировщикам на несколько минут выдают карты для просмотра этапа, а затем предлагают воспроизвести все, что удалось запомнить, на чистом листе бумаги. Для опытных ориентировщиков время просмотра последовательно сокращается до 30, 15 и 5 сек.

Аналогичные по характеру занятия проводятся во время кроссовых тренировок. Спортсмены бегут парами. Тренер выдает им карту произвольного района, на которой нанесена трасса заданного направления. Во время бега один из спортсменов изучает первый этап, затем передает карту партнеру и рассказывает, что ему удалось запомнить; предлагает путь выхода на КП. Партнер контролирует его рассказ. Затем второй спортсмен изучает район между следующей парой КП, возвращает карту первому и рассказывает ему о деталях "своего" района. Так они работают с картой до последнего этапа нарисованной трассы. По окончании кросса карта возвращается тренеру, а дома каждый ориентировщик зарисовывает ее по памяти в рабочую тетрадь.

Спортсмены братья С. и М. Лавренюки, добившиеся высоких спортивных результатов, помогли нам провести контрольный тест. Для оценки запоминания им было предложено несколько незнакомых карт, которые представлены на рис. 2 и картах III, X, XI. Мастер спорта С. Лавренюк на чемпионате страны 1975 г. в составе сборной команды Москвы завоевал бронзовую медаль в эстафете. М. Лавренюк - кандидат в мастера спорта. На том же чемпионате он завоевал две серебряные награды среди юниоров - в личном первенстве и эстафете.

Тест проводили в спокойном состоянии во второй половине дня, на скамейке в сквере. Испытуемым предъявляли карты, на которых два КП были соединены прямой линией. Указывалось, какой КП исходный, а какой конечный. В течение 15 сек. спортсмены изучали карты, а затем на чистом листе бумаги воспроизводили то, что удалось запомнить. Полученные результаты представлены на рис. 4а и 4б. Какие выводы можно сделать?

Оба ориентировщика за 15 сек. успевали понять общий характер местности достаточно больших районов между КП, удаленными друг от друга на 1,5-2,5 км, успевали выбрать путь движения к пункту и запомнить опорные ориентиры на этом пути. Хотя карты и изображенные на них районы сильно различались между собой, каждый спортсмен успевал запомнить (независимо от карты) 7-8 опорных ориентиров. При воспроизведении основные пропорции между ориентирами как угловые, так и линейные выдерживались довольно хороню.

Интересно сопоставить рис. 4а и 46 с оригиналом (см. карту III между КП 6 и 7). На первый взгляд район кажется простым: небольшой участок леса среди крупных открытых пространств. Но приглядитесь повнимательнее - местность очень сложная. Именно общее очертание района и изобразили спортсмены на своих рисунках. Оба не успели детально разобраться в горизонталях, выбрать путь движения и определить опорные ориентиры.

М. Лавренюк

Рис. 4а

Рис. 46

При сопоставлении рис. 4а и 46 с оригиналом (см. карту XI между КП А и В) ясно, что обоим спортсменам удалось не только оценить характер района, расположение горных склонов и ручьев, но и наметить пути движения к КП. М. Лавренюк выбрал в качестве заключительной привязки устья ручьев, на истоках одного из которых расположен КП. С. Лавренюк избрал другой путь - тропу, огибающую склон и долину ручья, а затем приводящую без набора высоты к району расположения КП. Этот путь представляется более предпочтительным, поскольку на пути, избранном М. Лавренюком, могут встретиться трудности при выходе к устью ручья и при подъеме по нему к КП.

В этих тестах время воспроизведения не ограничивалось, но каждый раз спортсмены сдавали рисунки через 3-4 мин.

А вот мнение шведского специалиста Л. Густавссона о запоминании карты. "Бежать, запомнив рисунок карты, - прием спорный. Многие полагают, что запоминание требует больше времени, чем простой взгляд на карту, когда это необходимо на реальном этапе. Не исключен и фактор ненадежности: человек переоценивает свою память и бежит неверно. Между тем некоторым спортсменам такая форма чтения карты вполне подходит, и они путем повторных тренировок могут запомнить именно те детали, которые существенны. По-моему, большая польза от запоминания карты будет в эстафетном ориентировании, где в спешке спортсмен не склонен смотреть на карту слишком много. Кроме того, перед взятием КП также полезно изучить карту, чтобы составить представление о районе его расположения и путях подхода к нему".

Интересно сопоставить это мнение с тем, что высказал С. Лавренюк, который не был знаком с работой Л. Густавссона и, более того, не анализировал результатов своих занятий по технике чтения карты: "Когда разыгрывается эстафета с перекалыванием КП на первом этапе, я замечаю, что все еще работают с картами, а мы с братом уже убегаем на трассу".

Тренер норвежской национальной команды В. Лорентцен также считает, что развитие "памяти карты" позволяет быстрее проходить дистанцию. "В спортивном ориентировании, - пишет он в книге по тренировке ориентировщиков, - приходится избегать малейших потерь времени. Если чувствуешь неуверенность, то вынужден часто останавливаться и заново ориентироваться. Чтобы избежать этого, нужно запомнить большую часть пути. Но на сложных отрезках дистанции нужно проверять себя по карте".

Тренировки по запоминанию карты способствуют общему развитию памяти, наблюдательности, что необходимо для успешных занятий спортивным ориентированием. Зимние соревнования на маркированной трассе - отличное средство развития этих качеств и одновременно их проверка. В некоторых критических ситуациях, возникающих и летом и зимой, например при потере ориентировки, развитая наблюдательность н хорошая память помогают воссоздать картины пройденных участков местности и определить район истинного местонахождения.

и координат целей по карте
Учебные вопросы:
1. Понятие о топографических картах, планах и схемах
2. Измерение расстояний по карте
3. Изображение местных предметов на топографических картах
4. Географические и прямоугольные координаты
5. Километровая сетка и пользование ею
1-й вопрос: Понятие о топографических картах, планах и схемах
Топографической картой называется подробное и точное изображение местности на плоскости (бумаге), выполненное условными знаками с уменьшением всех линий местности в 10, 25, 50 тысяч раз и более (до миллиона).
Карты, изображающие всю земную поверхность или значи­тельную ее часть (материк, страну) с уменьшением более чем в миллион раз, называются географическими картами.
Отношение, показывающее, во сколько раз все линейные размеры местности уменьшены при изображении их на карте, называется масштабом карты. Чем меньше это уменьшение, тем изображение местности, а, следовательно, и масштаб кар­ты будут крупнее, и наоборот. Очевидно, чем крупнее масштаб карты, тем подробнее и точнее можно изобразить на ней мест­ность.
Точное и подробное изображение отдельных небольших участков местности (до 100 км в длину и ширину), выполнен­ное условными знаками с уменьшением линейных размеров местности в 10 тысяч раз и менее, называется, в отличие от карты, топографическим планом.
По крупномасштабным топографическим картам и планам можно достаточно подробно и точно изучать, местность и ориен­тироваться на ней, производить необходимые измерения и расчеты, подготавливать данные для ведения огня и целеука­зания.
Топографические карты печатаются отдельными листами, размеры которых установлены для каждого масштаба. Боко­выми рамками листов служат меридианы, а верхней и нижней рамками – параллели. На всех картах верхняя рамка всегда обращена на север. Все это позволяет в случае необходимости легко склеивать вместе несколько смежных листов карты.
Упрощенный чертеж, на котором изображены лишь некото­рые основные элементы местности, важные для выполнения определенной задачи, называется схемой. Схемы составляются обычно глазомерно или по имеющейся карте и используются при составлении боевых графических документов различного назначения: схемы целей, схемы маршрута, схемы-донесения и т. п.
2-й вопрос: Измерение расстояний по карте
Чтобы измерить расстояние по карте, нужно знать ее мас­штаб. Масштаб всегда указывается под нижней (южной) рам­кой карты и выражается численно или графически. В первом случае он называется численным, а во втором – линейным масштабом (рис. 1).

Надпись 1: 25 000 – численный масштаб (читается «одна двадцатипятитысячная»). Он означает, что все линии местности изображены на данной карте с уменьшением в 25 тысяч раз, т. е. 1 см на карте соответствует 25000 см или 250 м на мест­ности. Расстояние, соответствующее 1 см на карте, называется величиной масштаба и всегда надписывается на карте между численным и линейным масштабами.

Рис. 1. Обозначение масштаба

При пользовании численным масштабом расстояние на кар­те измеряют в сантиметрах при помощи линейки с сантиметро­выми делениями. Затем, зная величину масштаба, т. е. рас­стояние на местности, соответствующее 1 см на карте, умно­жают на измеренное по карте число сантиметров. Например, на карте масштаба 1: 25000 измерено расстояние, равное 5,3 см. Это расстояние на местности будет 250 м × 5,3 = 1325 м.

Еще проще – без всяких вычислений – расстояния по карте измеряют при помощи линейного масштаба, пользуясь для это­го циркулем или полоской бумаги. Делают это так:
ножки циркуля устанавливают в точках карты, расстояние между которыми требуется определить;
не изменяя раствора циркуля, прикладывают его к линей­ному масштабу так, чтобы одна из ножек точно совпала с нулем или с подписанным делением вправо от нуля, а другая расположилась бы на мелких делениях влево от нуля;
сумма отсчетов, прочитанных по масштабу против обеих ножек циркуля, дает искомое расстояние.
При откладывании заданных расстояний на карте порядок работы обратный: устанавливают необходимый раствор цирку­ля по линейному масштабу, затем откладывают на карте от указанной точки в нужном направлении отрезок, равный раст­вору циркуля (рис. 2).
Рис. 2. Способы определения расстояния по карте
3-й вопрос: Изображение местных предметов
на топографических картах
Все местные предметы изображаются на картах условными знаками . Все условные знаки местных предметов делятся на масштабные (контурные), внемасштабные и пояснительные.

Масштабными условными знаками изображаются такие местные предметы, размеры которых выражаются в масштабе карты. Их размеры (длину, ширину, площадь) можно определить по карте, например размеры леса, луга, болота и т. п. Каждый масштабный (контурный) условный знак состоит из контура, т. е. границы данного предмета, например границы леса, и дополнительных обозначений внутри контура, показы­вающих, какой местный предмет находится в данном контуре, например лес, кустарник, луг и т, п.

Контур леса, кустарника, луга, болота вычерчивается на картах точками (пунктирами).

Внемасштабными условными знаками изображаются более мелкие предметы, размеры которых в масштабе карты не от­ражаются, например колодец, указатель дорог, километровый столб и т. п. Такие предметы изображаются на картах в увеличенном виде. Если условный знак имеет вид симметричной фигуры (завод, колодец и т. п.), то точное местоположение по карте предмета, изображенного внемасштабным условным зна­ком, определяется центром знака, а несимметричной фигуры (памятник, отдельный камень и т. п.) – серединой основания. Если внемасштабный условный знак имеет в основании прямой угол, то изображаемый предмет находится в вершине прямого угла (указатель дорог, километровый столб, отдельное дерево, ветряная мельница и т. п.). Ось дороги, изображаемой на кар­те двумя линиями, проходит посередине между этими линиями.

Пояснительные условные знаки применяются для дополни­тельной характеристики местных предметов. Пояснительный условный знак показывает, например, какова порода леса, в каком направлении течет река и т. п.

Помимо пояснительных условных знаков на картах имеются пояснительные надписи. Например, у условного знака завода стоит надпись «кож». Это означает, что завод кожевенный. У некоторых условных знаков ставятся цифровые обозначения, например у условного знака моста дробь 15/10 показывает, что длина моста (числитель) –15 м, а грузоподъемность (знаме­натель) – 10 т.

Надписи применяются также для указания собственных на­званий населенных пунктов, рек, озер, урочищ и т. д.

Чтобы карта легче читалась и была более наглядной, ус­ловным знакам придают по возможности форму, напоминаю­щую форму изображаемых ими предметов (отдельное дерево, ветряная мельница и т. п.). Для этой же цели карты изготов­ляют в несколько красок: леса, сады, парки печатают зеле­ной краской, воду – голубой, шоссейные дороги – красной, улучшенные грунтовые дороги – оранжевой, рельеф – линиями светло-коричневого цвета.

При изображении на картах железных дорог указывают их характеристику (трех-, двух- и одноколейные), насыпи и выем­ки, мосты, а также все придорожные сооружения (станции, де­по, казармы, будки). Линии связи вдоль железных дорог не показывают.

Автогужевые дороги при изображении их на карте делятся на автострады, шоссейные, улучшенные грунтовые и грунтовые (проселочные, полевые или лесные), а также тропы. На доро­гах показываются выемки, насыпи, мосты, линии связи, кило­метровые столбы, указатели дорог, обсадки. На улучшенных грунтовых дорогах надписывают их ширину в метрах, а на шоссейных – ширину одетой части (первая цифра) и всей до­роги (вторая цифра в скобках), а также материал покрытия (А – асфальтобетон, Б – булыжник и т. п.).

В населенных пунктах наносят все улицы, площади, сады, парки и постройки, имеющие значение ориентиров. Дома в на­селенных пунктах объединяют в кварталы, которые заштрихо­вывают.
Реки на картах изображают в одну или в две линии в за­висимости от их ширины. Ширину рек (в метрах) надписывают. На картах масштаба 1: 25 000 и 1: 50 000 реки шириной менее 5 м изображают в одну линию.
Скорость течения рек (м/с) надписывают в середине стрел­ки, показывающей направление течения. У бродов указывают: в числителе – глубину брода в метрах, в знаменателе (бук­вой) – качество грунта дна (Т – твердый, В – вязкий, П – песчаный, К – каменистый).
Каналы шириной менее 3 м изображают на карте одной линией.
Изображение рельефа на картах. На топографических кар­тах рельеф изображается горизонталями.
Рис. 3. План сечения горы
Представим себе модель горы (рис. 3), рассеченной горизонтальными плоскостями, расположенными одна от дру­гой на равных расстояниях по высоте. Обведя карандашом на бумаге основание горы и все полученные следы сечения, полу­чим ряд кривых замкнутых линий, соединяющих точки с одина­ковой высотой над основанием горы.
Замкнутые кривые линии, соединяющие точки с одинаковой высотой, называются горизонталями.
По одним горизонталям невозможно определить, в каком направлении повышается или понижается местность. Для обо­значения этого направления на некоторых горизонталях пер­пендикулярно им ставят короткие черточки – указатели ската (скатоуказатели). Они всегда бывают направлены в сторону понижения ската.
Гору и котловину изображают замкнутыми, опоясывающими одна другую горизонталями. Указатели ската в первом случае {гора) стоят с наружной стороны замкнутых горизонталей, а во втором (котловина) – направлены внутрь.
Хребет и лощину изображают горизонталями, вытянутыми у хребта в сторону понижения, а у лощины – в сторону повы­шения.
Седловину определяют на карте по наличию двух располо­женных рядом вершин и двух лощин, расходящихся в противо­положных направлениях.
4-й вопрос: Географические и прямоугольные координаты
Географические координаты. Земля имеет форму сфероида, т. е. сплюснутого шара. Так как земной сфероид весьма мало отличается от шара, то обычно этот сфероид называют земным шаром.
Земля вращается вокруг воображаемой оси и делает полный оборот за 24 ч. Концы воображаемой оси называются полюса­ми: один из них называется северным, а другой – южным.
Мысленно разрежем земной шар плоскостью, проходящей через ось вращения Земли. Эта воображаемая плоскость назы­вается плоскостью меридиана. Линия пересечения этой плос­кости с земной поверхностью называется географическим (или истинным) меридианом. Меридианов можно провести сколько угодно, и все они пересекутся в полюсах.
Плоскость, перпендикулярная земной оси и проходящая через центр земного шара, называется плоскостью экватора, а линия пересечения этой плоскости с земной поверхностью – экватором.
Если мысленно пересечь земной шар плоскостями, парал­лельными экватору, то на поверхности Земли получаются кру­ги, которые называются параллелями.
Нанесенные на глобусы и карты параллели и меридианы составляют градусную сетку. Градусная сетка дает возможность определить положение любой точки на земной поверхности (рис. 4).
Рис. 4. Градусная сетка земной поверхности
За начальный меридиан при составлении карт в метрических мерах принят Гринвичский меридиан, проходящий через Грин­вичскую обсерваторию (вблизи Лондона).
Положение любой точки на земной поверхности, например точки А , может быть определено следующим образом: опреде­ляется угол j между плоскостью экватора и отвесной линией из точки А (отвесной линией называется линия, по которой падают тела, не имеющие опоры).
Этот угол j называется географической широтой точки А (рис. 5).
Рис. 5. Географическая широта
Широты отсчитываются по дуге меридиана от экватора к северу и к югу от 0 до 90°. В Северном полушарии широты по­ложительны, в Южном – отрицательны.
Угол l заключенный между плоскостями начального мери­диана и меридиана, проходящего через точку А , называется географической долготой точки А (рис. 6).
Рис. 6. Географическая долгота
Долготы отсчитываются по дуге экватора или параллели в обе стороны от начального меридиана от 0 до 180°, на вос­ток – со знаком «плюс», на запад – со знаком «минус».
Географическая широта и долгота точки называются ее географическими координатами.
Чтобы полностью определить положение точки над земной поверхностью, необходимо знать еще третью ее координату – высоту, отсчитываемую от уровня моря.
Прямоугольные координаты. В топографии наиболее широ­кое распространение получили так называемые прямоугольные координаты. Возьмем на плоскости две взаимно перпендикуляр­ные линии – и 0 Y . Эти линии называются осями координат, а точка их пересечения 0 – началом координат.
Положение любой точки на плоскости можно легко опреде­лить, если указать кратчайшие расстояния от осей координат до данной точки. Кратчайшими расстояниями являются пер­пендикуляры. Расстояния по перпендикулярам от осей коор­динат до данной точки называются координатами этой точки.
Отрезки, параллельные оси X , называются координатами х , а параллельные оси Y – координатами у.
Система прямоугольных координат. Прямоугольные коорди­наты, о которых шла речь, применяются на плоскости. Отсюда они получили название плоских прямоугольных координат. Эта система координат с успехом применяется на небольших участ­ках местности, принимаемых за плоскость.
Для того чтобы применить систему плоских прямоугольных координат к сферической поверхности земного шара, приходит­ся допускать некоторые условности.
Так как развернуть шар на плоскости без разрывов невоз­можно, весь земной шар условно делят линиями земных ме­ридианов на 60 зон.
Для того чтобы получить зону на плоскости, ее проецируют на цилиндр, а затем этот цилиндр развертывают.
Строго говоря, зона, спроецированная на цилиндр, будет несколько искажена, в особенности на краях, но это искажение настолько незначительно, что практически его можно не при­нимать во внимание.

Получив таким образом зону на плоскости, к ней можно применить систему плоских прямоугольных координат. Осью X является средний (осевой) меридиан зоны, а осью Y экватор. Пересечение осевого меридиана с экватором называется нача­лом координат. Каждая зона имеет свое начало координат. Счет зон ведется от Гринвичского меридиана, который является западным для 1-й зоны.

Эта система координат называется системой прямоугольных координат.
Счет координат х ведется в метрах от экватора к полюсам. К северу от экватора все х положительны (имеют знак «плюс»), к югу – отрицательны (имеют знак «минус»). Очевидно, что на всем протяжении Европы и Азии координаты х положи­тельны.

Счет координат у ведется от осевого меридиана. К востоку от осевого меридиана координаты у имеют знак «плюс», к за­паду – знак «минус». Это связано с рядом неудобств, так как» записывая координаты, всякий раз надо не забывать поставить соответствующий знак. Чтобы избавиться от знаков, вернее» чтобы иметь только один знак, условились координату для осе­вого меридиана считать не за нуль, а за 500 км (500000 м). В результате этого координаты у в пределах всей зоны имеют знак «плюс», который при записи можно отбрасывать, не опа­саясь путаницы.

5-й вопрос: Километровая сетка и пользование ею

Каждый лист карты занимает небольшую часть зоны, а поэтому начало координат на карту не попадает. Для того что­бы можно было пользоваться координатами, на картах масшта­ба 1: 10000, 1: 25 000 и 1: 50 000 нанесены координатные сет­ки, т. е. квадраты со стороной 1 км (их также называют кило­метровыми сетками). На картах масштаба 1: 100000 наносятся квадраты со стороной 2 км.

Вертикальные линии сетки параллельны осевому меридиа­ну, а горизонтальные – экватору. Счет горизонтальных кило­метровых линий ведется снизу вверх, а вертикальных – слева направо.

Наклон сетки объясняется тем, что западная и восточная линии рамки, представляющие собой географические меридиа­ны, не параллельны осевому меридиану и образуют с ним не­который угол, называемый сближением меридианов. Но так как все вертикальные линии координатной сетки параллельны осе­вому меридиану, то и вся сетка будет наклонена по отношению к вертикальным линиям рамки на такой же угол.

Пользование координатной сеткой рассмотрим на примере.
Требуется определить по карте координаты тригонометри­ческого пункта на высоте 141,5 (рис. 7).
Рис. 7. Определение прямоугольных координат
Сначала нужно определить расстояние в метрах от экватора до данной точки. Это будет координата х ; координатой у этой точки будет расстояние в метрах от осевого меридиана (считая осевой меридиан за 500000 м). Целые километры определяют по цифрам за рамкой, а доли километра (метры) измеряют внутри квадрата в масштабе карты.
Таким образом, координаты тригонометрического пункта бу­дут: x =5880700; y =5297300.
При практической работе в пределах одного или двух лис­тов карты для сокращения записи первые две цифры отбрасы­ваются, так как они повторяются.
Следовательно, координатами тригонометрического пункта считаются: x =80 700, y = 97 300.