ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Игральный кубик. шулерские кости изменяют результат броска

Каждый уважающий себя настольщик имеет собственную коллекцию кубиков. Их тщательно выбирают, бережно хранят и верят, что правильно подобранные кубики приносят удачу.

Это статья не о том, как правильно их выбирать. Потому что каждый выбирает их для себя сам, и чужие советы здесь только навредят. Это статья о том, какие они вообще бывают. Может, именно о таких кубиках вы мечтали всю жизнь... но не знали, что они на самом деле существуют:-)

Классические игральные кости

Шестигранные кости - самый простой и самый древний вид игрового кубика. Они годятся практически для всех классических игр – от нардов до монополии. К настольным играм нашего детства обязательно прилагались шестигранные кубики из дешевой пластмассы ярких цветов.

Круглые кубики

Занимательная вариация обычного шестигранного кубика, который на самом деле шарик. Хитро вставленные в него дробинки гарантируют то, что шарик свободно катается, но, остановившись, всегда встает одной из нарисованных «граней» кверху.

Такие разные игральные кости...

Такие разные игральные кости...

Ролевые кубики

Настольная ролевая игра Dungeons&Dragons навеки прославила среди юных эльфов набор из семи кубиков – с 4, 6, 8, 10, 12 и 20 гранями. 10-гранных кубиков в комплекте два, если их бросить одновременно, то получится число от 1 до 100.

Такие разные игральные кости...

Такие разные игральные кости...

Стогранные кубики

Особым шиком в Dungeons&Dragons считается замена двух 10-гранных кубиков на один 100-гранный. Стогранники обладают практически шарообразной формой и прекрасно катаются; для того, чтобы без очков можно было прочесть выпавшее число, их делают очень крупными (и увесистыми).

Такие разные игральные кости...

Такие разные игральные кости...

5-гранные кубики

Путем сложных вычислений математики определили форму треугольной призмы, у которой все пять граней имеют строго одинаковую вероятность выпадения при броске, что позволяет применять ее как 5-гранный кубик. Ни в одной из известных человечеству игр 5-гранный кубик не используется, создан чисто для прославления науки математики.

Такие разные игральные кости...

Такие разные игральные кости...

Кубики из календаря

Если извлечь из сувенирного календаря два кубика с цифрами (они там служат для обозначения числа месяца) и незаметно подменить ими обычные, то можно немало повеселиться, глядя, как ничего не подозревающие люди выбрасывают на 6-гранном кубике 7, 8, 9, а то и вовсе ноль.

Такие разные игральные кости...

Такие разные игральные кости...

Кубики со смещенным центром тяжести

Классические шулерские кости. Внутри них находится металлическая дробинка,вследствие чего шестерка на них выпадает чаще, чем другие цифры. Внешне не отличаются от обычных, но если вдруг одного из игроков за столом начинают ожесточенно бить – вероятно, он пользовался кубиками со смещенным центром тяжести.

Такие разные игральные кости...

Такие разные игральные кости...

1-гранные кубики

Так называемый «гембец». Всегда падает одной и той же стороной вверх. Еще одно творение рук профессиональных математиков, столь же сложное, сколь бессмысленное.

Такие разные игральные кости...

Такие разные игральные кости...

Математические кубики

В отличие от предыдущих творений рук математиков, эти кубики вполне можно использовать на практике. Но если вы не математик, то у вас будут с ними определенные сложности – не всякий с ходу сообразит, что выпавший «кубический корень из 64 минус 3» - это обычная единица.

dice ). В Средней Азии и на Кавказе называются зариками (ед.ч. зарик).

Игральная кость (по-английски «dice», производное от старофранцузского dé, а также от латинского datum, обозначающее «дар, предмет для игры») - это маленький предмет, который при падении на ровную поверхность занимает одно из нескольких возможных положений одной гранью вверх. Игральные кости используются как средства генерирования случайных чисел в азартных играх. Также они нашли широкое применение в настольных и ролевых играх.

Традиционная игральная кость - это кубик, на каждой из шести граней которого нанесены числа от 1 до 6. Целью кубика является демонстрация случайно определенного целого числа от одного до шести, каждое из которых является равновозможным благодаря правильной геометрической форме. Существует огромное количество разновидностей игральных костей: по форме - игральные кости могут быть многогранными или неправильной формы, по информационному наполнению - на их грани могут быть нанесены символы вместо чисел. Подобные различия позволяют использовать игральные кости для получения результатов, отличных от классической схемы «1-2-3-4-5-6». Также существуют игральные кости, утяжелённые с одной стороны или с другими невидимыми глазу изменениями, предназначенные для подтасовки результатов. Цель таких игральных костей - обмануть других игроков ради денежного выигрыша или просто для развлечения в качестве фокусов.

Игральная кость обычно выполнена в виде кубика с нанесёнными на его стороны числами от 1 до 6 (их принято располагать так, что сумма чисел на диаметрально противоположных сторонах равняется 7). Игральную кость можно рассматривать как генератор случайных чисел в целочисленном интервале с практически одинаковой вероятностью выпадения всех чисел интервала. Такие генераторы обозначают 1dN.

Так, например, обычный кубик - это 1d6; бросание монетки - это работа генератора 1d2 и т. д.

Сокращение MdN обозначает сумму M применений 1dN. Следует отметить, что MdN даёт целые числа в интервале . Вероятность выпадения числа из этого интервала растёт по мере приближения к его середине (см. биномиальное распределение).

Так, например, используя игральную кость d4 и бросив её два раза, мы получим генератор 2d4, дающий следующие варианты:

10 сторон

Зоккиэдр

Пример генератора, не попадающего под определение MdN: колода карт , в которую не возвращаются вытянутые карты. Она будет 1dN только для первой попытки, распределения последующих попыток будут зависеть от предыдущих результатов.

Набор костей для игр D&D.
Две последние -
«процентные кости» d100 для
единиц и десятков

Своим происхождением современные игральные кости обязаны старинной игре на ловкость под названием «бабки », в которую играли преимущественно женщины и дети. Игровой процесс заключался в бросании мелких косточек копытных животных, бабок, откуда и появилось название игры. Четырёхгранная форма бабок стала первой формой игральной кости в истории, а используемый материал для изготовления дал название, которое мы применяем до сих пор - «кость». Современные монголы до сих пор используют такие четырёхгранные кости «шагай» для игры и предсказаний. Для изготовления современных игральных костей помимо классических костей домашних животных используются такие материалы, как слоновая кость, дерево и пластик - ацетилцеллюлоза. В исторических летописях часто путают игру в кости и игру в бабки, но каждая из них прошла самостоятельный путь из древних времён и до сих пор пользуется популярностью.

В Азии игральные кости были распространены еще с незапамятных времен: самые древние игральные кости были найдены в наборе для игры в нарды во время археологических раскопок города Шахри-Сухте, что на юго-востоке Ирана. Экспертиза показала, что набору более 5 000 лет . Другие раскопки древних захоронений Индской цивилизации указывают на южноазиатское происхождение игральных костей. Игра в кости упоминается как индийская игра в Риг-веде, Атхарва-веде и в списке игр Будды, в которые он не станет играть; В великом индийском эпосе Махабхарата Юдхиштхира с Кауравасом разыгрывают в кости северное княжество Хастинапура, из-за которого начинается война.

Существует несколько библейских упоминаний о «бросании костей», например, в стихе 22. Данный факт показывает, что игра в кубики была распространена в регионе, известном как царство царя Давида.

Азартные игры с двумя или тремя кубиками были очень популярным видом развлечения в Греции, особенно в высших слоях общества. И в них постоянно играли во время пиров.

Римляне были страстными игроками, особенно в период расцвета Римской Империи. Поэтому игра в кости также была широко распространена, хотя в неё было запрещено играть; запрет снимался только на время Сатурналий. Гораций высмеивал типичных молодых людей того времени, которые проводили время за игрой в кости вместо того, чтобы заниматься верховой ездой. Бросание костей на деньги стало причиной появления многих особых законов в Риме: один из них гласил, что человек, который разрешил играть в азартные игры в своем доме, не может подать иск, даже если его обманули или избили. Уже в те времена среди игроков появлялись профессиональные шулера: для того, чтобы выиграть, они умышленно утяжеляли кости с одной стороны, которыми они пользовались. Сейчас некоторые из этих костей хранятся в музеях.

Игроки в кости были завсегдатаями питейных заведений: на сохранившихся фресках есть изображения ссорящихся игроков, которых хозяин выгоняет из таверны.

Двадцатигранные кости относятся ко II веку н. э.

Тацит отмечал, что германцы были страстными поклонниками игры в кости и могли при отсутствии денег делать ставки на собственную свободу.

В средние века игра в кости была любимым развлечением рыцарей, существовали школы игры и гильдии игроков. После падения феодализма ландскнехты приобрели репутацию самых скандальных игроков в кости того времени; кубики украшали искусной резьбой с изображением людей и животных. Во Франции в кости играли и рыцари, и дамы, несмотря на вновь и вновь появляющиеся законы, включая запреты Св. Людовика в 1254 и 1256 гг.

Маркировка на китайском домино произошла от маркировки кубиков.

Устройство

Стандартные игральные кости - это маленькие кубики, чаще всего 1,6 см в поперечнике, грани которых пронумерованы от одного до шести, обычно круглыми точками, которые называются очками. Традиционно противоположные стороны кубика в сумме дают семь, причём грани 1, 2 и 3 имеют общую вершину , эти грани могут располагаться по часовой стрелке или против часовой стрелки по отношению к вершине. Если грани 1, 2 и 3 идут против часовой стрелки, кубик называется правым и наоборот. Западные кубики обычно правые, а китайские кубики - левые.

Очки на кубиках располагаются в особом порядке, как показано на рисунке справа. На азиатских кубиках порядок нанесения очков похож на европейский, но очки располагаются ближе к центру грани; одно очко крупнее других, а четыре очка окрашены в красный цвет. В некоторых из старинных наборов одно очко обозначалось углублением без окрашивания. Черная грань «один» и сочетание чёрного и белого цветов на грани «четыре» считались несчастливыми, поэтому красный, цвет удачи в китайской культуре, должен был нейтрализовать эту примету. Слово, обозначающее четыре (四 сы), в китайском языке созвучно слову «смерть» (死 сы), и считается несчастливым. Вероятно, что красные «четвёрки» имеют индийское происхождение.

Результат броска игральной кости считается случайным, так как в этом процессе присутствуют такие неопределённые факторы как движение руки бросающего и положение кости до броска. Таким образом, игральную кость можно считать прототипом генератора случайных чисел. Некоторые люди считают, что очки на гранях кубиков, выполненные в определенном стиле, вызывают небольшое смещение, но исследований для подтверждения данной идеи не проводилось. Кстати такое может быть справедливо для азиатских кубиков с увеличенным изображением одного очка. Кубики для казино выпускаются с залитой маркировкой, что служит подтверждением равномерного распределения случайных чисел.

Игральные кости бросают по одному или группами, из руки или из предназначенного для этого устройства на ровную поверхность. На грани кубика, которая окажется верхней после его остановки, видно значение броска. Типичной игрой в кубики сегодня является крэпс, в которой бросают одновременно два кубика и делают ставки на сумму очков двух кубиков. Кубики часто используют для определения количества ходов на доске. Подобным методом определения пройденного расстояния фишки игрока по игровому полю пользуются в популярной настольной игре «Монополия».

Для настольных игр можно применять результаты броска игральной кости, сгенерированные на компьютере. Значения обычно определяются с помощью псевдогенератора случайных чисел, а затем отображаются на экране в виде какой-либо грани игральной кости. Возможен и вариант наоборот, когда броски игральных костей обеспечивают генерацию случайных чисел для компьютеров.

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Может показаться, что идеально ровный игральный кубик сделать своими руками достаточно сложно, особенно если учесть, что грани игрального кубика должны быть идеально равны между собой. Ведь только тогда игра кубиком может считаться по истине честной и не предвзятой. Но сложность создания этой игровой принадлежности слегка преувеличена. Мы предлагаем способ изготовления игрального кубика, легкий и быстрый.

Инструкция по изготовлению игрального кубика, его граней.

1. Выбираем материал, из которого будем делать кубик.

2. Изготавливаем из данного материала по возможности точный кубик со сторонами по 1 см.

3. Снимаем со сторон и уголков кубика фаски до 1 мм. При этом ставим напильник на 45 градусов. Потом желательно изделие отполировать.

4. Наносим на каждую грань получившегося кубика обозначения чисел. Точки чисел можно сделать либо с помощью микродрели, либо обозначить краской, либо вовсе, сначала просверлив отверстия, окрасить углубления отверстий краской.

Наносятся цифровые обозначения в таком порядке:

  • на верхнюю грань наносим шесть точек (по три точки с каждой стороны);
  • на противоположную, ставшую нижней, грань наносим одну точку (по центру);
  • на левую наносим четыре точки (по углам);
  • на правую наносим три (по диагонали);
  • на переднюю наносим пять точек (одну как в случае с единицей - по центру, еще четыре, как в случае с четверкой - по углам);
  • на задней должно быть две (по противоположным углам).

Проверяем правильность нанесения цифр. Сумма чисел на противоположных друг дружке сторон кубика должна равняться семи.

5. Покрываем наш кубик бесцветным лаком, оставив при этом одну грань не тронутой. На этой грани игральный кубик будет лежать, пока остальные грани не высохнут. Затем переворачиваем и покрываем и ее.

6. Желательно скачать программку виртуального игрального кубика. А для этого берем мобильный и устанавливаем на него интерпретатор компьютерного языка Бейсик. Его без проблем можно скачать со многих сайтов. Запускаем установленный интерпретатор и вводим:

  • 10 A%=MOD (RND (0),4)+3
  • 20 IF A%=0 THEN GOTO 10
  • 30 PRINT A%40 END

Теперь при каждом запуске с помощью команды RUN данная программа станет генерировать случайные числа от 1 до 6.

7. Чтобы проверить, ровными ли получились грани игрального кубика , получаем с помощью него шесть десятков случайных чисел, а затем подсчитываем, по сколько раз каждое из них встречается. Если грани кубика ровные, то вероятности выпадения для каждого из чисел на кубике должны быть почти равными.

8. В наше время настольные игры не в ходу. Но все же не стоит забывать порядок их проведения. Рисуем карту с путями игры, а может у нас где-то завалялась купленная в магазине. Затем каждый игрок свою фишку ставит в начальное поле, и игра пошла. Кидаем кости по кругу друг за дружкой. Каждый игрок имеет право передвинуть свою фишку в точности на столько делений, сколько показал ему брошенный им кубик. Далее следуем указаниям. Если попали на деление "пропустить ход" то следующий круг отдыхаем, "повторить ход" кидаем еще раз подряд, и так далее. Побеждает тот, у кого не сдадут нервы и чья фишка, в конце концов, первой придет к финишу.

Каждый уважающий себя настольщик обязательно коллекционирует игральные кости . Кубики выбираются очень внимательно, их бережно хранят и свято верят, что они приносят удачу, если их правильно подобрать.

В данной статье мы поговорим о разнообразии кубиков. Быть может именно такие игральные кости Вы мечтали добавить в свою коллекцию, но никогда не догадывались об их существовании.

Традиционные игральные кости.

Самым старинным и простым видом кубика считают шестигранные игральные кости. Их можно использовать во всех традиционных играх; начиная с нард и заканчивая монополией. Все мы в детстве играли в различные настольные игры, используя шестигранные кости. Зачастую их изготавливали из недорогой пластмассы и красили в яркие цвета.

Игровые кости круглой формы.

Довольно интересная вариация шестигранной кости , которая внешним видом напоминает шарик. Благодаря ловко размещенным внутри дробинкам кубик свободно катается, но останавливается шарик только одной гранью.

Ролевые игральные кости.

Всем известна настольная ролевая игра Dungeons&Dragons, прославившая комплект из семи костей с числами 4, 6, 8, 10, 12, 20. В наборе из десятигранных игральных костей существует две кости, которые одновременно подкинув можно получить в итоге число 1-100.

Стогранные игровые кости.

В приведенной выше игре существует такое замечательное отличие, как замена 2 десятигранных игральных костей , на одну 100 гранную. Такая разновидность кубика характеризуется шарообразной формой, которая позволяет ему свободно кататься. Стогранные игровые кости, как правило, создают большими и тяжелыми, чтобы упростить подсчет получившегося числа без помощи очков.

Пятигранные игральные кости.

Точная наука математика установила, что треугольная призма со своими гранями (если быть конкретными, то 5 гранями) обладает при броске равными шансами на выпадение. Данный вид игральных костей не используется ни в одной настольной игре, поскольку кубик создан с целью прославить математику как науку.

Календарные игральные кости.

Можно хорошенько повеселиться с друзьями, если подменить игральный кубик на кубик из календаря. Последние используются, дабы показывать даты и месяца. Будет весело наблюдать за реакцией игроков, которые не заметили подмены, когда в момент броска на шестигранной игровой кости выпадут числа: 2,9,8,7.

Кубики со смещенным центром тяжести.

Созданные для мошенничества. Внутри кубика расположена металлическая дробинка, благодаря которой цифра 6 выпадает гораздо чаще, чем иные номера. К сожалению, по внешнему виду отличить такие кубики от стандартных костей невозможно.

Одногранные игральные кости.

Их еще называют гембец. Они всегда в момент броска выпадают на стол одной гранью. Это очередное творение гениев математиков. Увы, такое же сложное и такое же бесполезное.

Математические мгральные кости.

На этот раз профессиональные математики создали игральные кости, которые вполне можно использовать на практике. Однако если у вас есть трудности в математике, то они не для вас. Поскольку не каждый человек догадается, что выпавшая комбинация «корень кубический из 64-3» обозначает элементарную единицу.

Вложенные игральные кости.

В одном прозрачном крупном кубе расположили несколько меньших по размеру. Применение такого вида игральных костей очень удобно, когда по правилам игры необходимо сразу выбросить несколько костей. Ко всему прочему использование такого вида кубика будет выглядеть достаточно эффектно.

Светящиеся игровые кубики.

Такая разновидность игральных костей очень пригодится игрокам, у которых внезапно пропал свет, поскольку, используя светящиеся игральные кости можно легко и просто окончить партию. Они незаменимы для детей, поскольку ночью под одеялом ими свободно можно играться.

Кубики - история игры.

Очень древняя азартная игра в истории человечества.

Схожие на игральные кубики предметы существовали во многих цивилизациях. Такую просторную географию игральных костей связывают с поверьем, что кубики были посланы богами, дабы люди не беспокоили их по мелочам. В Древнем Риме считали, что в момент броска человеку помогала Фортуна - богиня удачи.

Помогали урегулировать военные конфликты. Их помощью даже определяли нового правителя. В медицине благодаря костям предсказывали будущее. Самые разнообразные предметы заменяли предкам современные шестигранные игральные кубики. К примеру, шаманы в своих ритуалах применяли фруктовые кости, морские ракушки и даже овечьи рога, зубы и кости. Любители настольных игр в Древней Индии вместо кубика бросали 4-х гранный конус.

Желание обмануть своего соперника зародилось одновременно с применением игральных костей в азартных играх. Доказательством служит тот факт, что при раскопках Помпеи были обнаружены кости со смещенным центром тяжести. Их использование гарантировало игроку большие шансы на выпадение нужной комбинации. Активную борьбу с мошенниками вели еще в средневековой Европе. Тогда создали Гильдию производителей костей. Ее миссия состояла в отслеживании неправильных либо тяжелых игровых костей.

Игральные кости изготавливали из самых различных материалов - янтаря, мрамора, бронзы, алебастра, горного хрусталя и агата. Признаком великого достатка и хорошего вкуса было принято считать игральные кости, изготовленные из фарфора, слоновой кости и серебра.

Во многих играх используют игральные кубики, особенно в настольных. И в данной статье хотело бы рассказать все о игральных костях: мифы, где были упомянуты, почему называют «костями» и интересные факты.

Игральная кость (игральный кубик) , один из самых популярных и используемых источников случайности в настольных играх. Их еще называют “дайсами (dice)”. В Средней Азии и Кавказе их называют – зары. Все типы кубиков обозначаются, например буквой “d”(dice), либо буквой “к” (кубик). После них пишется число сторон: 4, 8, 10, 12. Например: d4, d8, к4, к8, к12 и так далее. Возможно встретится название d% – “процентный кубик”. Он представляет два кубика с десятью гранями. Подразумевается, что один из них будет определять количество десятков в игре, а другой определять количество единиц, что бы получалось число до сотни.

Делятся игральные кубики на 2 вида:

  1. неправильной формы (многогранные),
  2. кости с различными символами, помогающие увеличить число конечных результатов, исключая выпадания чисел от 1 до 6.

В азартных играх могут использоваться игральные кости с названиями:

  • тетраэдр (4 грани),
  • куб (6 граней),
  • октаэдр (8 граней),
  • додекаэдр (12 граней),
  • икосаэдр (20 граней),
  • зоккиэдр (100 граней), и др.

Игральную кость “зоккиэдр”, создал Лу Зокки, сейчас не известна дата создания. Но, для получения чисел от 1 до 100, удобнее всего использовать два кубика, имеющие по 10 граней.

История игральных костей

Игральные кости были созданы для развлечения давно. Людям нравились игры вместе с ними, и поэтому, дожив до наших дней она мало изменилась.

  • Самые старые игральные кости, найденные в шумерском городе при раскопках гробницы царя, были датированы давностью до 3-х тысяч лет до н.э. Были сделаны из камня – носящего название лазурит. Имели форму пирамиды с 4-гранями, два угла которой были украшены особенными украшениями тех времен.
  • В китайских и египетских захоронениях в XX – VI веке до н.э ., найденные игральные кости, почти идентичны нашим, современным. На их гранях чаще всего изображались точки в виде стилизованного “птичьего глаза”.
  • Игральные кости азартных игр из Эллинистического периода, имеющие по 20 сторон, сейчас находятся в коллекции музея Метрополитен. Датой этих находок считаются 2 век до н.э. – 4 век н.э.
  • Игральные кости и комплект для игры в нарды, найденные около 5200 лет назад в Иране при раскопках города Шанри-Сухте, почти не отличаются от нынешних.
  • Раскопки Индийской цивилизации, существовавшей в XX веках до н.э. , указывают на южно азиатское происхождение кубиков из игры.
  • Если исходить из греческих традиций, то кости создал Паламед, для солдат, ожидающих сражения под Троей, чтобы они не скучали уже в нудной обстановке. Эти азартные игры являлись популярнейшим видом игр в Греции, особенно в верхних слоях общества. Ни один царский пир не проводился без этих традиционных игральных костей.
  • В Риме также была очень распространена эта интересная игра, особо в момент расцвета этой империи. Ведь римляне – были страстными игроками, уж очень затягивало. Хоть им и нравилась эта игра, она была запрещена, но римлян это не останавливало. Запрет снимался лишь на время Сатурналий, в тот момент все римляне праздновали праздник Сатурна. Не в наше время появилось мухлевание. В Риме были профессиональные шулера, утяжеляющие умышлено кости для своего пользования, для выигрыша. Несколько таких костей, которые хорошо сохранились, хранятся в музеях.
  • Предметы, напоминающие игральную кость, с аналогичными символами довольно часто находились в округе и в самой Римской империи, но конкретного применения и правила этой игры, в то время, пока являются окутаны тайной.
  • В Византии, в XI было придумано искусство,которое предсказывало будущее с помощью этих обычных костей.
  • В Средних веках игры с такими костями стали обожаемым развлечением, особенно для рыцарей. Так же в Средних веках были школы и гильдии, где обучались и практиковались будущие игроки. Люди, ландскнехты, стали приобретать не очень хорошую репутацию, как самые скандальные игроки, это было сразу после падения феодализма. Их кубики были украшены искусной резьбой, где изображались люди либо животные.
  • В новой Франции в азартную игру с костями играли рыцари и дамы, которых не останавливали вновь и вновь появляющиеся законы, запрещающие многое, в том числе возвратились запреты Св. Людовика в 1254-56 годах.

Почему их называют “костями”?

Их название соответствует материалу их создания. Ранее игральные кости для игр делали из костей животных, чаще из бараньей кости. Например, брали сустав ноги какого-либо животного над копытной частью, называли это тогда “бабки”. Использовали кости, потому что они считались одним из самых прочных и долговечным материалом.

Если их изготавливали из дерева, то они быстро приходили в негодность, трескались, стирались. Игральные кости, созданные из кости барана, в качестве атрибута в доме, считались символом достатка. Бедняки, не имея возможности создавать из костей, но любя играть пытались воссоздать кости животных из других различных материалов, вплоть до использования косточек фруктов.

В более поздние времена, для создания костей стали использовать бивни слона. А богатые люди могли себе позволить игральные кости из полудрагоценных камней, например из оникса, агата или янтаря.