ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Атилла советы по игре. Руководство (гайд) по прохождению Total War: Attila за Гуннов

Мы ждали, но не были уверены, что нового нам подарит новая игра от Creative Assembly. Одни считали что будет просто аддон к Total War: Rome 2 , другие считали дни. И вот, многочисленные обзоры и трансляции порадовали жаждущих - нового появилось много. В общем нововведения уже представлены свету, и игроки уже бросились изучать их более подробно и на своей шкуре, я же попробую рассказать об одной из них, самой интересной и непривычной для знатоков Total War. А именно о игре ордами. Многие из нас были знакомы с ордами в Rome: Total War - Barbarian Invasion, но в Аттиле это не просто стартовое или вынужденное бегством состояние - ордой теперь можно действительно играть.

Оставив другим окунуться в проблемы Восточной и Западной Империй, я поскорее принялся за свои насущные. Вкратце положение с ордами такое: в игре это в первую очередь Гунны, а во-вторую Аланы, Остготы, Вестготы и Вандалы. Когда вы начнёте знакомится вплотную, то заметите также существование минорных орд вроде Языгов, Будинов, Кутригуров и Савиров, и сможете превратить в орду вполне себе оседлые народы, например Франков и Саксов, вытеснив их со своих земель, точнее отобрав поселения, т.к. с земли их нужно будет ещё "стереть" (интересно, а Рим можно сделать ордой? Было бы забавно - когда-нибудь проверим). Гунны и подобные им минорные орды лишены возможности оккупировать поселения, а у переселяющихся народов такая возможность есть, что на мой взгляд интереснее и соответствует целевому плану по завоеванию мира.

Положение у всех четырёх фракций "переселенцев" обязывает бежать от Гуннов подальше. На старте Остготы находятся посередине, у границ Восточной и Западной римских империй. Вандалами располагаются севернее и входят в соприкосновение с северными народами (Ютами, Саксами, Франками, Ругами, и пр.). Вестготы южнее на территории Фракии, практически у стен Константинополя. Аланы на восточном побережье Чёрного моря, и им придётся сразу контактировать с Гуннами. Рассмотрев бонусы каждой фракции я остановился на Остготах. А что? Бонусы у фракции очень неплохие: нам обещают отсутствие периода нестабильности при захвате римских поселений (на минуточку), и возможность нанимать римские отряды. Положение, как говорится, - "в первых рядах", - в очереди за римской собственностью, которой не терпится завладеть. Боже, и чему нас только учат эти игры, какие уроки извлекать!? Но всё намного проще. Пока надо только освоить Total War: Attila . Ну что же, будем получать первые учиться.

Урок первый и короткий.

Ринувшись в бой, всякий старожил серии наверняка захочет что-нибудь захватить поскорее или как минимум разграбить, и сразу поймёт, что поспешил. Одно дело поскорее разбить врага, посмаковать графику и опробовать бойцов в деле, и совсем другое понять бессмысленность такого скоропалительного решения. Во-первых, сумма от грабежа не столь значительна, и настроив против себя первую попавшуюся минорную фракцию мы лишим себя возможности пополнять потрёпанные в первом бою отряды. А уж если мы захватим поселение, в надежде и по привычке быстрее осесть и начать развиваться, то будет очень большое "во-вторых". Перестройка поселения стоит баснословных для начала игры денег, как и основание поселения на заброшенных землях, мы получим массу минусов при полуразрушенных зданиях, от появившихся расходов в казне и волнениях. Кроме того прекратим своё существование как орды. Дальнейшее развитие событий настолько бесперспективно, что и продолжать не стоит. Вот оно - не для того был придуман Total War: Attila , чтобы повторить опыт первого Рима. Орда сама по себе продумана как произведение. У неё есть завязка, развитие и концовка.

Урок второй. Кочующие города - город, который всегда со мной.

Постараемся обратить внимание на то, почему у нас не было всех прелестей распадка, когда мы были ордой. Для этого в игре есть множество статистических окон. Так же, посмотрев на свою армию мы обнаружим два существенных нововведения: закладку кочевого поселения и режим перехода армии в это состояние. Просмотреть имеющиеся здания (если можно их так называть) можно, но "строительство" и часть бонусов работает только в режиме установки лагеря, обозначенном значком "юрты". Нанимать войска можно в любом режиме и на любой территории. Технологии изучаются независимо от состояния орды. Окно лагеря довольно вместительное и в отличии от провинций имеет возможность возведения аж десяти "строений" - согласитесь есть где разгуляться. Конечно как и в случае с обычными поселениями для каждого расширения и, заметьте, улучшения, нужен избыток населения, в нашем случае орды. У каждого полководца и в ряде построек есть бонусы к её росту. А учитывая что встать лагерем в любом месте можно всеми своими армиями, то получается неплохо развивающаяся фракция. Лагерь может обеспечить нас всем необходимым, как целая провинция. "Кочуй - не хочу". Для этого всего лишь надо не оккупировать поселения. И что очень хорошо, при снятии лагеря строительство не отменяется, а приостанавливается на время движения. Повоевали, продвинулись - разбили лагерь. Не забывайте, что для такой возможности нужно сохранить 25% очков движения(намечаем маршрут на карте с зажатой ПКМ и глядя на очки движения полководца спокойно можем отмерить путь, столько сколько нужно). Таким образом можно постепенно передвигать свой народ от локации к локации, отстраиваться, и прокачивать полководцев в битвах. Это кстати, непременное условие развития. Ведь у полководцев есть необходимые и приобретаемые путём повышения опыта навыки, способные не только повышать дух и военные качества отрядов, но и очень необходимые параметры роста орды, продовольствия и повышения сплочённости, без которых есть риск потерять уважение соплеменников и даже армию.

На общественный порядок, возможность мятежа, голод и прочие прелести ведущие к краху, так же влияет, простите за тавтологию, влияние персонажей и политическое влияние фракции в целом, бонусы от изучения технологий, внутренние распри. Изменение этих факторов ложится целиком и полностью на полководцев и других деятелей. Приготовьтесь ещё к тому, что орде не понравится находится в одном регионе с другими вашими армиями, и у вас будет отрицательный эффект "Внутренние распри" (-20 пищи, - 20% богатства) за каждую другую орду находящуюся в том же регионе. Хорошо или плохо, но эффект распространяется на следующий ход. Т.е если на момент перехода хода нежелательное условие было выполнено, то на следующем вы получите штраф, если нет, то нет. Таким образом можно оставлять свои орды в соседних регионах, а на следующем ходу собираться для совместных операций и разбегаться вновь. Ну, или действовать по отдельности, что требует наличия достаточного количества отрядов в каждом стеке и отразится на расходах. Решать вам, как лучше поступить в начале, и какой путь развития избрать. Каждое неверное решение потянет вас на дно.

Урок третий. "Наше оружие - божье слово и доброта. В городе вино и бабы!"

"Грабь награбленное!" Ну пограбили... И ушли. Ушли с ничтожно малым. Доход от грабежа не велик. Гораздо ценнее опыт полководцев. И на том спасибо. В отличии от других игр серии, в Total War: Аттила, грабёж не обязательно означает захват поселения. Всё было несколько по другому. Теперь в выборе действия после победы над осаждёнными, кроме обычного "разграбить и оккупировать", есть просто "разграбить". И ещё, теперь можно полностью уничтожить поселение. Уничтожать большого смысла нет, только исключительно из необходимости лишить противника опорных баз. Так как грабить будет здесь больше некого, пока не придут новые жильцы, и плодородие земли будет ухудшаться, да ещё и штрафы получите к сплочённости. Грабить можно хоть каждый ход, но не ждите тех же сумм что в первый раз. Поселение должно оправится. Поэтому если вы взяли 2000 монет, на следующий ход возьмёте 400. Стоит ли из-за этого держать армию неподалёку, опять решать самим. Зачастую придётся вставать лагерем вблизи только что ограбленного противника - и лишать себя возможности пополнения отрядов. Можно переходить в привычный режим армии "Налёт", но не выгодно для орды, т.к. при отсутствии множества штрафов в лагере, мы заработаем больше, будем строить и развиваться. Хотя прокачивая полководцев мы и будем увеличивать некоторыми навыками процент получения прибыли от налётов. Думаю, может пригодится уже после перехода в оседлое состояние. Таким образом наметился тернистый путь к оседлой в конце концов жизни. Этого не изменить. Но всё же можно немного подправить и подсластить.

Так, после очередного захвата, в вариантах решений судьбы пленных и всего поселения, появляется кнопка "освободить". Например захватив Сирмий мы можем освободить Илирию от "многовекового рабства", то бишь от римлян. Илирия образуется тут же, становится дружественной и получает несколько отрядов во главе с полководцем. В дальнейшем армия существенно вырастает если эта фракция начинает активные действия и вполне себе может оказаться жизнеспособной. А раскинув на территории Илирии шатры, мы получаем необходимое пополнение поредевших отрядов. При нападении на нас или наших новых друзей, очень нам обязанных, мы сможем помочь друг другу подкреплениями в бою. Согласитесь, это увеличивает шансы на выживание. К слову сказать можно сначала разграбить, а потом уж и освободить. К сожалению этого нельзя сделать в любом поселении и даже не в каждой провинции. Продвигаемся и освобождаем народы там где найдём.

Кроме этого совсем не обязательно уничтожать первые попавшиеся фракции, надо учится жить с ними в мире. Большой чести и прибытка от этого не будет. А так же можно не уничтожить до конца и нажить себе лишних врагов. Скорее можно будет получить жён, золото и союзников. Наблюдать как вокруг разыгрывается военная и политическая борьба - отдельное удовольствие. Одно ваше согласие или отказ может убрать с политической сцены пару тройку лишних фракций. Все они сами будут перегрызать друг другу горло. Не исключается и шанс, что всем скопом они нападут на вас. Всё как в жизни - достаточно постоять в сторонке, подставить плечо или ногу, на выбор. Появились новые политические рычаги и выросли возможности дипломатии. Придётся стать рыбой в воде, чтобы лавировать между друзьями и врагами, и мечущимися по карте в поисках жертвы ордами.

Урок четвёртый. На службе у Рима.

Пойдя 20 ходов понимаешь, как растёт орда, что нужно для её существования. Не всё будет происходить радужно и как запланировано. Римляне не так безобидны как покажется в начале, просто они ещё не успели подтянуться. И попав между ними и их союзниками можно сильно пожалеть, что не были осторожны в прогулках по городам и весям. Убив трёх императоров ВРИ, разорив множество поселений, освободив Македонию, Дакию и Илирию, я был загнал Гуннами в Грецию. Именно в Коринфе моим остготам посчастливилось сразить двоих приемников Императора. Но правда неумолима - чтобы выстоять против Гуннов нужно немного больше чем я имел. Получить более крепкие войска вы не успеете, т.к. для этого нужны технологии, а исследования нельзя ускорить в начале, нужно определённое количество ходов. Нужен определённый уровень орды, чтобы ещё возвести нужные постройки, дающие воинов. Деньги, как показало дальнейшее, приложатся.

Гунны рано или поздно нападут. Покоряя народы и превращая их в данников, они резво пересекают пространства в поисках вас и других неугодных. Земля покрывается пеплом от сожжённых дотла городов. Пришлось вплавь перебираться к новым друзьям, купившим свою дружбу за мешок золота, римлянам из ЗРИ. Одержав последние победы над византийцами, я решил отправится искать лучшей доли в ЗРИ. Но и гунны погрузившись на лодки, или что там они нашли, бросились за мной. По счастью они затерялись где то в тумане.

Не стесняйтесь вживаться в роль. К игре быстро привыкаешь. Она насыщена в своих проявлениях. Вокруг вас буквально кипит жизнь. В семье и орде тоже. Брат пошёл на брата. Деверь выступил в роли убийцы бастарда, для чего пришлось его настроить. Болтливые не в меру жёны, властные полководцы, буквально раздирают ваш народ. Предотвратив попытку покушения и отправив неугодного родича к праотцам, я вздохнул свободнее. Перед Остготами лежали плодородные долины Италии. И лишь где-то далеко, у Равенны варвары, как всех нас называют римляне, рвут империю на части. Нам предстоит отправится туда же. У самого Рима войск нет и отсидеться в тылах всё-равно не удастся. А римляне не скупятся платить за наши мечи. Щедрость их не знает границ - за головы всех их противников они платят заранее. Воевать на выбор можно со старыми союзниками и заклятыми врагами. Поторговавшись и выбив лучшую цену, я повторил тоже самое и с их противниками, которые тут же решили заплатить за мир с Остготами. Казна внушительно пополнилась. Двигаясь мимо Тарента, Неаполя, Рима, Остготы разбивали лагерь, переобучали воинов. Заключали и разрывали союзы. И вот подойдя к передовой линии я увидел многочисленных врагов Империи, теперь и моих врагов. "Эх, Марфуша, нам ли быть в печали." Выхватив мечи и исторгая из глоток яростный клич, Остготы кинулись в бой.

Продолжение напрашивается, но задерживается по техническим причинам.

Почти закончил на легендарной сложности,целью поставил уничтожение всех фракций до тла,всех поселений, с помощью быстрого исследования технологий. 327 ход, осталось всего две фракции, вост. и зап. империя, у восточной пять провинций, у западной тридцать, оставлял на потом. Руки не доходят доиграть, интереса уже мало, может кому будет интересно.

В основу прохождения поставил цель быстрого исследования технологий, на этом и скоонцетрировался. Переигрывал кучу раз, пока не нашел оптимальную стратегию по моему мнению, ее не навязываю, просто предоставляю для ознакомления.

Старт компании

Желательно стартануть с 1-2 мудрецом в семью/кандидатах(скилл мудрец- дает +5/10% к скорости исследования). В первую очередь нападаем на склавинов, сделав генералом члена семьи со скиллом мудрец, тем самым прокачав его ему.
Совет:каждый город вначале разоряем, потом уничтожаем, тем самым получив больше денег. И уничтожить можно более слабой ордой, тем самым получив дополнительные очки росте ей.

Разоряем/уничтожаем город, после распускаем армию, меняем генерала(тем самым получив дополнительные очки передвижения, и уводим в сторону кутигуров, не забыв на 25% стать лагерем.

Совет: при передвижении армий используем зажатую правую кнопку, тем самым видим по полоске передвижений, где именно остановится, чтоб не хватило очкон в передвижения на лагерь.

Эта орда у нас будет экономическим плацдармом, так как с 3 фулл ордами казна уйдет в минус и будет довольно сложно, да и замедллится развитие. Уведем ее ходов на 20 в сторону кутигуров (когда в казне стабильная прибыль будет около 4 тыщ, чтоб позволить содержание третьего стека) . Дольше не советую, потому что начнут приходить одинокие стеки каких нить лазов, от которых не спрячешься, а потерять орду на раннем этапе практически равно проигрышу.

Второй ордой я советую лучше добить склавинов, так что подводим к ним и становимся лагерем. Третью отправляем на маленький город антов, большой уничтожить не получится, фулл стек в гарнизоне. .(который легко легко получится уничтожить, когда он выйдет на помощь после нашего нападения на одинокий стек с 1-2 отрядами вблизи города).

Совет: стараемся напасть на малочисленный стек врага, при наличии больших подкреплений рядом, тем самым легко убиваем генерала и добиваем подкрепления.(генералом всех стеков считается тот, на которого мы напали).

После уничтожения склавинов/антов, лучше напасть на венедов двумя ордами. Почему я считаю лучше остаться на севере, а не двинутся сразу на рим? Во первых густо населенные провинции, с узкими проходами, и куча стеков у ЗРИ, которые смогут вас зажать где нить и уничтожить, да и сложно ставать лагерем, постоянно будут нападать, прийдеться отступать. Да все равно потом придется возвращаться, чтоб уничтожить северные фракции. Да и в связи с не густым заселением севера, проще не попасть в засаду нескольких стеков врага и потерять орду. Да еще большой плюс, уничтожая северные фракции, у нас растет отношения с ЗРИ, и вскоре, где-то когда отношения будут +600 +800 они будут просить у нас мира, мы сможем сбить с них 10 тыщ+союз/военный союз(если надо), да и еще около 15 тыщ за обьявление войны их врагам, а получить 25 тыщ денег просто так на раннем этапе игры это не шутки. Да и предложения мира от ВРИ, можно будет сбить около 8 тыщ.

После венедов настанет очередь лазов/тюрингов и тд. Далее викинги, британия. Ну и после по личным соображениям. Третий же стек, после того, как мы выведем с экономического тыла, я бы посоветовал отправить уничтожать грейтунгов, с ними поддержать отношения будет невозможно, ну а после на кавказ/ восток уничтожать слабые фракции. К взрослению Атиллы я дошел до сасанидов, и как раз созрел нанять 4 орду(для Атиллы и нападения на сасанидов). Больше четырех стеков нам не нужно вплоть до конца прохождения, где можно нанять только чтоб быстрей закончить кампанию. Двумя ордами в одной битве разбивается любое количество врагов.Так и играем, две орды на северо-западе, две на востоке.

Совет: обязательно стараемся стать лагерем ордами в разных провинциях, но рядом с друг другом, чтоб в случае нападения прийти на помощь. Да, и стараемся каждый ход закончить лагерем. Налет не выгоден ордам.

Теперь все тонкости прохождения по порядку:

Дипломатия

Стараемся не вести много войн, а уничтожать врагов по очереди. А то на раннем этапе могут задолбать агенты с Дезинформацией армий, да и бродячие стеки откуда нибудь с африки могут не вовремя прийти) Обьявлять войну стараемся по хитрому, смотрим с кем воюет наш враг, и пытаемся сбить бабла с этих фракций за обьявление войны. Дары - крайняя мера, маленький дар дает около 10 к отношениям, средний и большей крайне мало смысла делать. Дипломатический брак дает около 19, но своих дочерей крайне плохо ИИ хочет отдавать, а наших я крайне не советую женить на чужих фракциях, подробней опишу позже.Наиболее существенно улучшает отношения - общие враги. Постарайтесь заставить вступить в войну с вашим врагом интересующую вас политически фракцию, это даст 50+ отношений, в зависмиости от вашей агресии в ее сторону. Иногда они за бесплатно соглашаются, иногда приходится заплатить туже суму, что и в маленьком даре, но в замен получаем в разы больше. Таким образом можно не потерять на старте гпидов и грейтнгов, когда положительные отношения, они не когда не откажутся от вас, а лишняя копеечка от данников не помешает.

Дипломатия на старте: есть 4 кочевые фракции, рядом с нами, будины, роксоланы, кутигуры и савиры. Стараемся подружится со всеми. Война с ними не выгодна, так городов у них нет, да и куча конницы у них весьма осложнит войну. Первоочередная задача задобрить роксоланов, так как отношения с ними средние, и орды их рядом, опасно, возможно даже потратится на дар на 1 ходу. Далее будины/кутигуры, савиры не так важны, они далеко, да и обычно не проживают долго. Будины наиболее дружелюбны, с ними можно будет заключить союз и попробовать натравить на кого нить из ваших врагов.

Внутренняя политика

Самое интересное.Власть надо держать на планке Достойная, то есть в начале надо слегка снизить. Понижать можно если будут фейлится какие либо политические действия, либо нанимая кандидатов из других семей, тем самым понизив соотношения их влияния к нашему. А теперь о главной задаче - нужно как можно больше членов со скиллом Мудрец. Для этого надо увеличить семью, поженив всех членов, чтоб плодились. И нанимать всех возможных кандидатов из других семей. Чтоб нанять его нужно в любой орде сменить генерала на кандидата, тем самым вы наймете его, это стоит денег, в зависимости от количества уже нанятых кандидатов, а также от количества членов семьи, колеблется от 800 до 16 тыщ и выше. Я довел количество членов семьи до огромного значения, с помощью браков и усыновления, и из за этого некоторые родные потомки стали высвечиваться в списке кандидатов, видимо слоты закончились. Мы нанимаем всех возможных кандидатов, это 1-3 за ход, если позволяют деньги, в независимости от их скиллов. Если есть мудрецы, то прокачиваем их сыграв одну любую битву, сразу апнет второй уровень, и получаем +10% к скорости исследований. Если у кандидата нет такого скилла, то после найма нам нужно от него избавится, чтоб снизить стоимость найма следующих кандидатов. Для этого используем усыновление, убийство и брак на члене семьи женского пола. Благодаря данным манипуляциям, плюс манипуляции с агентами (опишу ниже) я добился 225% скорости исследований приблизительно на 30 ходу.

Совет: женим своих дочерей на членах других фракций только в крайнем случае. Ведь мы теряем влияние. Плюс все политические действия мы делаем через женщин, такие как убийство(ведь при неудаче можно умереть, а терять мужиков не стоит), собрать поддержку,обеспечить верность.

Влияние на мужчинах не тратим, копим на усыновление. На генералах орд вообще не стоит тратить влияние, ведь мы будем продвигать их по карьерной лестнице. Самым важным будет назначить Славных завоевателей (+8 к росту всех орд)и почетного старейшину (+10% к богатству от построек) ну и остальные по возможности.

Совет: cтараемся поженить побыстрей всех членов семьи, чтоб быстрей начали плодится. В сторонних фракциях женщины быстро кончаются, так что копим влияние и ищем жену.

Постройки

Ну в гайде уже все написано по этому поводу. Напишу в порядке важности: Юрта ткача, козлятня,фургоны с припасами/юрта старейшего шамана, загоны для скота, лагерь жестянщиков, лагерь мастеров, обитель виночерпия, лагерь лучников.

Технологии

Здесь главное в начале проучить первую ветку гражданских технологий для роста орды, и юрту ткача 4 лвл. Дальше стоит учить остальные гражданские технологии, пока не почувствуем возможность выучить коневодство (улучшает стрелков до лучников). Учтите, что у вас должен быть стабильный доход 7000+. Так как содержание увеличится вдвое.До конца не стоит проучивать все гражданские технологии, так как с количеством ходов будет расти наша скорость исследований, и для экономии ходов следует попроучивать вторую третью ветку военных технологий, а потом браться за последнюю ветку гражданских.

Постарайтесь как можно быстрей выучить платные гражданские технологии они того стоят, и учатся за 1 ход всего.

Генералы

В первую очередь, при старте компании следует отказаться от базовых генералов. Всем им много лет, а значит скоро умрут, а нам это не нужно, чтоб только прокачав генерала он умер. Поэтому выбираем новых. Я уничтожил почти все фракции одними и теме же генералами, выбранными на старте. Приоритет возраст, помоложе. Так же интересует скиллы, лучшими будет опыт для стрелков или конницы. На второй уровень не стоит их врожденный скилл качать, так как мы имеем макс уровень 10, и лучше потратить свободный перк на другое умение. На 2 качаем пищу и дальность перемещения. Потом доходим до Повелитель, тоже на 2 качаем, ну а потом побыстрей к Бич. Его конечно тоже на 2 проучиваем. Потом командир лучников и конницы, ну и Молния. На этом перки кончаются к сожалению)
Совет: периодически проверяем окружение генералов, на наличие предметов для увеличения скорости исследований, и одеваем их на самых молодых членов семьи.
Совет: если в отряде генерала слишком мало людей, его можно на ход заменить другим, а на следующий вернуть, это даст сразу полный отряд, но обнулит его опыт, но он ведь нам не особо нужен.

Агенты

Исходя из построек, мы сможем нанимать только жрецов. Но нам больше и не нужно, благодаря скиллу догма, мы переманим всех остальных агентов из чужих фракций. Самое главное, нам нужны жрецы со скиллом Хранитель легенд, который увеличивает скорость исследований. Поэтому если из доступных жрецов нет таких, выбираем с любым другим, но постарше, чтоб побыстрей умер, и в списке появились новые кандидаты для найма, возможно с нужным нам скиллом.

Качаем жрецам убийство на 2 и догму на 2, остальные на авторитет, ведь он увеличивает шанс крита на 20 %, начиная от значения 6, остальное не важно. Далее переманив лазутчиков, стараемся в каждую орду добавить его, с прокаченным Преследованием и желательно со скиллом на опыт конницы. Главная функция жрецов - переманить агента, лазутчиков - дезинформация войск, и переманивание. У воителей же есть отличные умения на ухудшение характеристик вражеского стека. Так и пользуемся.

Армии

По скиллам идем побыстрей к Бич мира, потом Террор, дальше на 2 учим Меткость и конницу кочевников, степные обычаи. Ну а теперь о составе. 19 конных стрелков/лучников/демонов и онагр, для захвата городов. Другие отряды нам не нужны. Тактика такова, стреляем, отступаем, стараемся убить генерала, не даем врагу приблизится. Кончаются стрелы, обходим с нескольких сторон, и используем натиск. Используем пламенные стрелы против конницы, обычные против легко бронированных юнитов, тяжелые для остальных. И один-два отряда ставим свистящий выстрел для дебаффа врага. Если врагов очень много, то контролируем количество боеприпасов, включением/отключением стрельбы, чтоб не стреляли по убегающим.

Так же при ручном управлении огнем лучников, стреляйте в отряды, не прикрытые по флангам, у них боевой дух ниже, и они быстрей убегут. При смерти вражеского генерала, сразу ставим всем пламеный/свистящий выстрел, и смотрим как они бегут. Вот видео с удачным применением конных лучников. 800 без генерала, против 3000, почти без потерь. Смотреть с 20 минуты.

Ну и берем во внимание, что против больших сил врага, когда отряд начинает дрожать, можно натиском отправить его в бегство, что не тратить стрелы понапрасну.

Генерала используем только в крайнем случае, скиллы прожать его, например. Стараемся в поле вылавливать врага, штурмовать города с больших гарнизоном стоит только в том случае, если у нас несколько стеков, либо во время колонизации разрушенного поселения город будет полностью разрушен, минус боевой дух и дыры в стенах. В основном играл на автобитве все осады. Можно в ручную, тогда очень важно поджечь конницей как можно больше зданий, для минуса морали.

Gmbox не поддерживает пиратство.

Как играть по сети

Игра по сети доступна в лицензионной версии игры.

Как и в , в мультиплеере игры доступны как отдельные битвы, так и режим кампании, проходящий на той же карте, что и в однопользовательском режиме. Также в мультиплеере можно поучаствовать в девяти исторических битвах.

Total War: Attila вылетает, что делать?

— Если каждый раз при старте игры она застревает на экране загрузки и временами возвращает вас на рабочий стол, обновите драйвера видеокарты.

— Если у вас появляется ошибка 53, отключите фаервол антивируса и запустите игру. Эта ошибка возникает из-за того, что программа не дает обмениваться информацией с игровым сервером.

— Если игра вообще не запускается, проверьте в Steam целостность игровых файлов.

Когда выйдет патч

Для Total War: Attila вышло уже два патча: один — 4 февраля, а другой — 25 февраля. Если первый патч содержит в основном улучшения производительности, исправления геймплея и заплатки, лечащие постоянные вылеты из игры, то второй добавляет в игру новый контент, исправляет баланс, улучшает интерфейс и оптимизирует игру. Когда выйдет очередной патч, пока неизвестно, однако, скорее всего, его выпустят вместе с новым DLC.

Где лежат сохранения

Примерный путь: C:\Users\*имя пользователя*\AppData\Roaming\The Creative Assembly\Attila\save_games

Что строить

Разные фракции отличаются друг от друга стартовыми условиями и геймплеем в целом, так что универсального пути развития нет. Экономика римлян, например, в плохом состоянии на старте, поэтому, играя за них и получив передышку между набегами варваров, стоит задуматься о постройке торговых зданий. Не имеющим возможности осесть гуннам лучше разделиться на орды и развивать их по отдельности.

Всем фракциям, правда, стоит задуматься о постройке зданий, улучшающих санитарию в регионах — это поможет предотвратить эпидемию чумы.

Как перенести или сменить столицу

Никак. Даже после миграции вашей столицей будет первое занятое вами поселение.

Как победить гуннов

После нескольких побед над Аттилой вы получите сообщение, в котором говорится, что следующее поражение Аттилы станет его последним. После очередной победы над ним появится другое сообщение, подтверждающее его смерть. Такая потеря снизит способность гуннов плодить армии и позволит вам победить кочевников.

Как открыть все фракции

В основной игре доступны только 10 фракций. Остальные девять открываются посредством приобретения трех наборов DLC (Culture Pack): Viking Forefathers, Longbeards и Celts.

Как назначить губернатора

На место губернатора назначить можно только членов вашей фракции мужского пола. Перейдите на вкладку «Семья» в окошке фракции, выберите необходимого персонажа и перенесите его на должность из панели-списка справа.

Как поменять религию

Смена возможна, если 35% вашего населения являются представителями необходимой вам религии. После этого откройте окошко «Фракции», перейдите на вкладку «Сводка» и нажмите на кнопку «Обратить» напротив определенной религии. Ускорить этот процесс поможет разрушение храмов вашей текущей религии, например, христианских соборов в Западной Римской Империи.

Зачем нужны баррикады

Баррикады используются при осаде для защиты ваших городов. Они, правда, ставятся только в заранее определенных местах и не отличаются особой прочностью.

Где смотреть политические события

Политические события после их первого появления можно повторно открыть, нажав на них в правом верхнем углу.

Где взять древесину

Выменяйте древесину у фракции, обладающей запасами, или захватите город, вблизи которого она есть. Затем постройте здание, необходимое для ее выработки.

Вот они скачут, Всадники Апокалипсиса. Четверо? Бросьте. Их сотни тысяч, и они плодятся быстрее, чем ваши рабы успевают прибрать после хозяйской оргии. Пока вы допиваете первый утренний кубок вина, еще десяток Всадников Апокалипсиса прыгают в седло и предвкушают, как ворвутся на вашу виллу, перережут слуг, четвертуют вас живьем и спалят весь дом во славу Неба. Потому что крыша, которую нельзя свернуть и положить в телегу, — это крыша гробницы, а гробницу населяют исключительно покойники.

Примерно такие зловещие предсказания, вероятно, выслушивала нежащаяся в роскоши имперская римская знать на исходе IV века нашей смутной эры. Именно в то время и начинается .

Воздух наполнился дымом и кровью

Total War: Attila не стал «именной» частью серии, как , где кампании базировались от и до на приключениях хитрого корсиканца. Attila вдохновлен другой страницей истории серии Total War — дополнением Barbarian Invasion , и даже посвящен той же эпохе, предвещавшей один из самых черных кошмаров цивилизованного мира. Только тут эту эпоху показали во всем ее тленном великолепии. И со всей скромностью изобразительных средств.

Маленькая кучка слева — это лагерь гуннов. Кроме производственных функций полезен тем, что отряды в нем не страдают от капризов погоды. Даже от морозов!

Но самое заметное отличие от Rome 2 — художественное. Оно бросается в глаза прямо с заставки в главном меню: на фоне красного зарева от далекого пламени скачут бесконечные орды, играет воинственная монгольская музыка. Демонизация во плоти, хотя гунны, виновники Великого переселения народов, вовсе не из оккультных соображений погрузили Европу во мрак «темных веков». Только кому какая разница, когда мир рушится?

Каждую из играбельных фракций снабдили заунывной вводной, где игроку напоминают: товарищ, близится час расплаты за привольные деньки. Или наоборот — сожжем Вечный город, вытопчем посевы! На карте кампании цвета поблекли, преобладают красный и черный, повсюду пылает огонь как символ безрассудной сокрушительной силы. Огонь красочно пожирает земли, которые вы предпочли разорить окончательно. Границы зоны агрессии вокруг армии обозначены пляшущими языками пламени.

В бою же пожарам — раздолье. Лучники с огненными стрелами сжигают не только врагов, попавших под обстрел, не только дома и сараи — даже деревья в лесу, где прячутся застрельщики, вспыхнут от пролетающих сквозь листву стрел.

Глаз не нарадуется! В динамике пожар впечатляет еще сильнее. И весьма полезен, кстати, если вы не хотите оставлять в тылу потенциальных врагов.

При этом желаемый настрой обеспечивается все-таки не с тем успехом, на который надеялись разработчики. Отчасти — из-за осторожности художников, не решившихся пойти против реальности и, например, добавить небесам багровых тонов. Отчасти — потому что игра сложнее обычного, но только благодаря вовсе не тем свойствам Total War: Attila , что рекламировались в первую очередь.

Имя мне — Орда

На первых ролях в действе новой Total War — конечно же, загнивающая Западная Римская империя и ее враги, племя гуннов, пришедшее из Монголии. Византия успеет законсервироваться и падет лишь в XV веке, всякие франки, саксы, готы — лишь подтанцовка для народа Аттилы, а восточная империя Сасанидов проворонила все веселье и ушла на съедение будущему Арабскому халифату.

А потому Рим и гунны играются совсем не так, как раньше.

В 395 году Вечный город владел почти всей Европой, исключая Скандинавию, Северную Германию и территорию будущей Шотландии и Ирландии. Но величие Рима хрупко: немытые дикари со всех сторон пробуют границы на зуб, а кое-кто подгрызает империю изнутри. Армия Рима невелика, доходы ничтожны, а популярность Сената и самого кесаря в регионах падает. Элита расколота, контроль уплывает из рук... короче, игра за Рим превратится в мучительную борьбу с правилами истории. Только успевай отбиваться от варваров, отступать в глубь владений и судорожно пересчитывать динарии, с содроганием предвидя расходы на провиант.



Условные обозначения теперь еще нагляднее, но отделить в толчее пехоту от копейщиков бывает непросто.

Фракция гуннов сложна не столько в управлении, сколько в понимании. Степные кочевники — это действительно кочевники, городов они не имеют, а захватить не могут. Потому что орда! На самом деле этот трюк уже применяли в Barbarian Invasion , а в Attila просто слегка видоизменили.

Каждая армия гуннов (как и других кочевников) служит передвижным городом, где собираются юрты различного назначения и тренируются гуннские полчища. Чтобы «стояночные» функции заработали, орду придется ставить лагерем. Для этого следует придерживать четверть очков движения армии: то есть продвинуться на три четверти маршрута — и разбивать палатки.

При этом всплывает масса мелочей, которые могли не попасть в поле зрения. Так, несколько орд нельзя одновременно держать в одной области: они ссорятся и получают мощные штрафы к и без того скудным доходам, да и жрут сверх всякой меры. Лучше держать орды поодаль и сводить их в конный кулак лишь для массовых битв.

Что касается доходов, то стандартная прибыль от строений всегда выше, если орда стоит лагерем. Многие доходы ей недоступны: от торговли, к примеру. Рекомендуемый игрой метод заработка — наезды на всякую мелочь с требованием дани — работает скверно: дань смешная, еле хватает на проезд, а данники норовят заключить союз с вашими врагами и начать войну сызнова. На повторное их урезонивание уходят ценные ходы, ресурсы и люди.

Ближний бой всегда превращается в свалку. Особенно это опасно для конницы, которую разберут на субпродукты в два счета, стоит лишь ей остановиться.

Военная доктрина гуннов же — сплошной конный фетишизм. Конные лучники, конные мечники: к чему тормозная пехота, когда есть маневренная кавалерия? Оттого битвы от лица гуннов требовательны к мелкой моторике. Побежать, дать пару залпов, убежать; налететь, звеня клинками, и ускакать, роняя навоз. Даже маленькие селения становятся для малых гуннских сил кладбищем, потому что развернуться негде, а у врага есть множество возможностей устроить свалку и сковать действия конницы. Про осады скорбно умолчим: в воротах нашла свою глупую смерть не одна рота кавалерии.

Игра за гуннов, пожалуй, такая же напряженная, как и за Римскую империю, но гораздо мобильнее, гибче и многовариантнее. Хочешь — мчись на Кавказ, бодаться с Сасанидами, хочешь — грызи византийских купцов, хочешь — хулигань в галльских лесах. Везде гуннам будет одинаково тяжело, а нам — одинаково интересно.

Кто старое помянет

Кое-что в Total War: Attila вернули по настоятельному совету публики (поклонники попросту сбили оценку на «Метакритике»). Например, генеалогическое древо. Теперь возни со внутренней политикой стало больше, а продвижение нужных людей и травля ненужных сделались рутиной.

Подобные дилеммы встанут перед вами, если вам придется по вкусу путь интриг и карьеризм. Набор действий небогат, но последствия для элиты велики.

В новом виде вернулись болезни и эпидемии: теперь они не сваливаются на вас «по воле богов», а служат прямым и логичным следствием скверной санитарии и высокого загрязнения. Например, хорошие мастерские и населенные городские центры порождают все больше мусора и нечистот, и для их нейтрализации пригодятся колодцы, а также канавы и прочие примитивные средства отвода нечистот. Одной головной болью стало больше.

Профессиональный рост полководцев теперь выражен полноценным деревом навыков (армии получили в распоряжение такую же радость). В числе перков как штатные повышения рвения, авторитета и хитрости, так и процентные прибавки к каким угодно параметрам, будь то содержание конных отрядов или скорость передвижения по карте кампании. Правда, распределены эти бонусы по древу бестолково, и некоторые лишние перки придется брать, чтобы добраться до более полезных вещей.

Генеалогическое древо — скорее возврат старого долга, чем щедрый подарок. Кому внебрачных детей?

А вот насчет обещанных жестоких уличных боев с баррикадами и толкотней на площадях не срослось. То есть формально в игре баррикады есть, их разрешают строить, но не столько, чтобы скорректировать курс вражьих войск. И улиц, пожалуй, многовато, чтобы делать из них хитрый лабиринт.

Но все-таки правила осады немного изменились: блокада города потеряла смысл, поскольку длится десять, а то и все двадцать ходов. Подмога проест вам всю плешь, пока горожане наконец не сдадутся, да и воинские ряды заметно поредеют.

Самая сложной компанией является прохождение Западной Римской Империи. Играя этой цивилизацией вы сталкиваетесь сразу же с кучей проблем и самое важное то, что глаза разбегаются от их количества. Ниже мы приготовили вам перечень самых важных правил, которые помогут защитить и сохранить это государство.

Правило - 1: Борись с коррупцией

Римская Империя имеет огромное количество проблем, поэтому кроме орд варваров она имеет ещё и такую проблему как коррупция. Эта "гниль" в государстве будет забирать у вас огромное количество доходов, поэтому если вы с ней начнёте сразу же бороться, тогда вдвое сможете повысить свои доходы! Чтобы разрешить проблему с коррупцией: назначьте губернаторов для самых крупных экономических городов империи, так же необходимо будет развивать соответствующие навыки у своих генералов, собирать для них же свиту и обязательно сначала изучайте технологии в гражданской ветке, которые помогают бороться с коррупцией!

Правило - 2: Ясный ум

Вам необходимо будет сразу же смирится с тем, что вы не в состоянии будете удерживать все области империи, которые будут даны вам в самом начале игры. Орды варварских племён ворвутся в Галлию и Италию, поэтому постоянно будут грабить там всё, что только им будет попадаться! Чтобы быть готовым к таким последствия нападений, заранее необходимо влаживать свои средства в развитие тех регионов, которые находятся в Северной Африке и в южной Испании. Именно там будет намного меньше врагов у Рима и намного больше времени для подготовки к тому, что в скором времени прибудут варвары. Тем более, те земли являются самым плодородными.

Правило - 3: Необходимо рисковать

Сидеть постоянно в защите - самый плохой вариант. Особенно когда у вас в пару шагах куча врагов, что готовы разорвать вас. Тем более, враги весьма быстро смогут восстанавливать свои силы, поэтому нападения никак не прекратятся. Вам необходимо стараться быть первым! Наносите им упреждающие удары, старайтесь сжигать их и грабить их города. Отбив одну атаку, продолжайте вести легионы дальше, но уже к их землям! Без каких-либо раздумий атакуйте варваров, что находятся в Северной Британии, так как они будут весьма слабы на начальных этапах игры!

Правило - 4: Поле боя

По умолчанию сделано так, что гарнизоны Римской Империи являются мощными войсками, поэтому могут отбивать даже стеки полных варварских армий, поэтому если увидели численный перевес врага никогда не отступайте и боритесь до последнего легионера! Займите глухую оборону где-то на городской площади. Помните всегда о том, что варвары любят оставлять поселения разрушенными, поэтому такие моменты будут для вас критическим ударом.

Правило - 5: Генералы

Орды варваром с самого начала игры имеют низкий показатель боевого духа, поэтому старайтесь любыми доступными способами устранять полководцев врага. Если погибает полководец, тогда любая армия в любой момент будет готова податься в бега! Но и так же всегда помните о своих полководцах, ведь для вас это будет не меньшей потеряй. Потеря вашего полководца грозит настоящей катастрофой для всего государства.

Правило - 6: Дом Родной

В самом начале игры партия, которая правит на данный момент Западной Римской Империи будет очень слабая. Вам же предстоит где-то в течении десяти ходов привести её в полный порядок, так как если этого не сделать, по всей стране начнутся разнообразные восстания, что в итоге перельётся в гражданскую войну, которая положит конец Западной Римской Империи.

Для начала, вам необходимо будет сделать лидера партии самого лучшего своего генерала и после, отправить его на передовую. Делать так необходимо по двум причинам: вы сможете усерднее руководить своими войсками и ваш император быстрее сможет набраться опыта вместе с авторитетом. По мере развития вашего героя, вам необходимо будет принимать новые лица в свою семью и назначить для них соответствующие должности (губернаторов лучше ставить в развитые регионы, а генералов в самые сильные). Самых сильных и влиятельных членов оппозиции следует назначать в самые проблематичные регионы (к примеру, Бельгия и граница, что проходит с Восточной Римской Империей).

Правило - 7: Дипломатия

Старайтесь любой ценной оттягивать на задний план начало войны. Если потребуется, тогда даже разрывайте союз со своим влиятельным соседом на востоке, дабы снизить количество конфликтов. Восточная Римская Империя первая почувствует на себе всю силу Гуннов, поэтому они быстро разберутся с вашими союзниками.

Правило - 8: Флот

Для того, чтобы более эффективно бороться с врагами, вам необходимо будет иметь как минимум два огромных флота: один лучше всего держать в южной Британии, другой где-то в области Сицилии. Лучше ещё чтобы во флоту были в основном таранные судна, так как они могут за раз потопить любое судно.

Правило - 9: Легион

Если у вас вышла такая ситуация, когда вам необходимо сделать выбор: спасение поселения, либо легион, тогда лучше сделать выбор в пользу своих войск. Римские войска достаточно долго занимаются восстановление численности армий, даже обычный наём тяжёлой пехоты займёт до двух ходов!

Правило - 10: Форпосты

После того, как вы смирились с тем, что вам придётся потерять большое количество поселений, выберите сразу же те, за которые будете биться до последнего воина! Все стратегически важные постройки лучше всего переместить в те поселения, которые имеют стены. Один крупный город сможет блокировать огромные стеки вражеских армий.