ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что такое патины на монеты. Доступные способы самостоятельного наведения патины на монеты после чистки

Зачастую после чистки монета выглядит совсем плохо, я бы даже сказал не реально плохо. В основном это из за того, что так называемая патина была уничтожена и монета осталась в «неглиже». Продать такую монету весьма проблематично. Надо ее немного подготовить к продаже (как автомобиль) т.е. наложить патину.

Патинировать медные монеты, в принципе, не очень сложно. Основная трудность в том, чтобы приобретенный цвет как можно больше походил на натуральный. Способов патинирования медных монет много, у каждого есть свои плюсы и минусы. Я использую только три способа. Расскажу немного о них.

Патинирование медных монет с помощью марганца и медного купороса . Многие нумизматы считают этот способ наиболее «идеальным», так как цвет у монеты можно сделать от красного до темно коричневого, причем эта наведенная патина будет весьма похожа на натуральную. Патинирование происходит следующим образом – в нагретую до 90 градусов воду (0,5 литра), добавляете 3-4 грамма марганца и около 10 грамм медного купороса. Перемешиваете все и помещаете в этот раствор монеты. По мере остывания раствор немного подогреваете. Каждые 5 минут монеты переворачиваете и проверяете их цвет. Добиваетесь того, чтобы цвет стал ярко коричневым. Большой плюс этого патинирования в том, что цвет получается красивым и относительно устойчивым к смыванию.

Патинирование медных монет с помощью серной мази . «Настоящие» нумизматы презирают этот способ, который достаточно прост. Берете монету и намазываете ее слегка пальцами серной мазью. Все это делать нужно в едва теплой воде. Вода нужна для того, чтобы процесс окрашивания происходил медленнее. На выходе цвет у монеты будет от темно-коричневого до матового черного. Плюс в том, что самую убиенную монету можно немного оживить, а минус в том, что цвет ненатуральный и патина очень легко смывается. Для того, чтобы патину сделать естественной, после патинирования серной мазью, монету нужно натереть мягкой тряпочкой, смоченной в масле. Иногда можно добиться весьма недурственного цвета.

Очень мне нравится патинировать медные монеты естественным путем, т.е. солнцем и воздухом. Проводил такой эксперимент – очищенные до самой «наготы» монеты положил на крышу дома. Каждые две недели монеты переворачивал. Монеты четыре месяца жглись солнцем и омывались дождем. Итог был нормальным – цвет от ярко красного стал тускло коричневым. Если бы монеты пролежали на открытом воздухе хотя бы 7-8 месяцев, то они бы стали идеальными. Очень рекомендую этот способ для тех, кто не торопится. Результат будет восхитительным.

Патина – это налет на поверхности монеты, который образуется в результате реакции металла с внешней средой. Патина на старинной монете подчеркивает ее древнее происхождение, делает монету более естественной и чаще всего поднимает в цене. По поводу увеличения ценности – здесь не так все однозначно и необходимо каждый случай рассматривать отдельно. В некоторых случаях патина наоборот может значительно снизить цену на монету. Конечно же, речь в данном случае идет о натуральной патине.

Патина является естественным процессом окисления металла. Этот процесс чем-то схож с появлением ржавчины на железе. Но в данном сравнении есть небольшой нюанс. Натуральная патина на монете может образовываться в течение длительного времени, десятилетия, зачастую столетия. Подобное окисление не только гарантирует подлинность монеты, но и предотвращает металл от полного разрушения коррозией. Кроме того, патина говорит о том, что с монетой не производили механических действий, не чистили ее, не реставрировали рельеф, она сохранилась именно в первозданном виде.

В общем, цвет патины зависит от многих факторов, в том числе от толщины окисления и от времени, когда патина начала образовываться. Монеты, изготовленные из одного металла, могут покрываться пленкой по-разному. Также цвет и оттенок может завесить от того, часто ли монета находилась в незащищенных руках, каким способом она чеканилась, как хранилась, имела ли соприкосновение с соленой водой, пережила ли воздействие повышенной температуры (например, пожар) и многое другое. Существует несколько разновидностей патины: рыхлая или «дикая», радужная, переливчатая, «пулевая».

Цвет патины

На медных монетах может сильно варьироваться. Черная или темно-коричневая – это реакция на оксид меди. Патина зеленых и голубых оттенков вызвана сульфидами или сульфатами меди. Мучнистые зеленые или зелено-голубые пятна на монете – это так называемая «бронзовая болезнь». В этом случае в состав патины входит соляная кислота. Такое окисление может со временем полностью уничтожить плоскость монеты. Кроме того, «бронзовая болезнь» может перекинуться и на другие монеты, поэтому хранить такие экземпляры следует отдельно.

Древние монеты из бронзы могут иметь красивую патину песчаного или светло-коричневого цвета. Такой налет появляется из-за крупинок соли кремниевой кислоты, содержащийся в почве, богатой песком или непосредственно в песке.

Никелевые монеты патине подвергаются незначительно. Цвет налета на никеле светло-серый, иногда светло-голубой или даже слегка золотистый.

Существует также термин «кабинетная патина», который получил распространение главным образом в России. «Кабинет» в дореволюционной России – это специальный деревянный шкафчик для хранения монет. Испарения древесины и различных лаков провоцировали образование патины на предметах коллекционирования.

Что такое патина?

Окисление называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.

Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры , к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков».

Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.

Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и .

Приобретая и прочий антиквариат, следует проверять «подлинность» налета.

Нанесение патины

Нанесение патины искусственно делают не только для того, чтобы обмануть неопытных кладоискателей и коллекционеров.

Главное назначение рукотворной пленки – декоративное. Люди с удовольствием приобретают дверные ручки, предметы, вазы и , сделанные под старину.

Нет нужды искать истинные памятники древности, платить за них баснословные суммы. Можно просто купить предмет с ненатуральной патиной.

Ее создают при помощи различных и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.

Так, фирма «АК» выпускает целый спектр жидкостей и мазей для состаривания творений авиамодельных кружков и клубов.

Купив в магазине стандартный набор деталей для модели самолета, к примеру, можно сделать из конструктора уникальный экземпляр.

Указанная выше компания предлагает составы, образующие патину на , , серых металлах.

Кстати, так называемое, – тоже «творение рук патины». Она бывает разных цветов.

Патина на металле

На одних металлах пленка , на других рыжая, на третьих . Тон налета зависит и от условий, в которыххранился, эксплуатировался предмет.

На , стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические , с налетом других красок.

Это уже искусственно полученные экземпляры. Как можно облачить в разные «одежки» один и тот же металл, расскажем на примере .

Чернь на металле появляется после опускания его в печень. Это смесь едкого и .

Для получения искусственной патины ее густую массу разводят в воде. Раствор нагревают до 70-ти градусов Цельсия.

Иногда, изделие не опускают в состав полностью. Это делают, если почернить нужно лишь отдельные участки или предмета декора.

Как ни странно, но есть и старое с ненатуральным налетом. Искусством воссоздавать патину владели в древнем .

Об этом свидетельствовал Плиний Старший. Писатель, прибывший в Египет из Рима, зафиксировал: — «Здесь не чеканят, а расписывают.

С ним смешивают пыль и серу. с добавками переплавляют в плотно закрытом сосуде из ».

В зеленовато-серый окрашивать научились лишь в 20-ом веке. Тогда смешали иодид , воду и .

В раствор опустили металл и, он покрылся благородной пленкой. Она представляет не что иное, как иодид .

Под воздействием света налет частично разрушается. Из-под зеленой «дымки» местами видна чистая основа.

Золотистую и коричневую патины на не увидишь. То ли это не возможно, то ли, еще не придуман нужный реагент.

Коричневатым налетом можно покрыть только медь, бронзу, . Темный оттенок «венги» дает раствор все той же серной печени.

Краски добиваются с помощью медного купороса. Для реакции требуется смесь вещества с водой и перманганатом калия.

Металл выдерживают в смеси 4, 5 минут. Опыт не удастся, если предварительно не обработать поверхность . Она должна быть обезжиренной, сухой.

Рукотворная патина эффектна, но не всегда защищает предмет. На границе пленки и металлической основы нет .

Это слой, предотвращающий дальнейшее распространение коррозии. Именно он замедляет процесс разрушение старинных вещиц.

К примеру, чтобы монета превратилась в песок, потребуется примерно сто тысяч лет. Без куприта, металл обратился бы в пыль гораздо быстрее.

Особенности срединного слоя между изделиями и покрывающей их пленкой открыли в СССР.

В союзном государстве обширно применялся метод перепатинирования. Снимали исторический налет и заменяли искусственным.

Последний, был более эстетичным. Но, после обработки, некоторые ценности начинали быстро разрушаться.

Ученые схватились за головы, и те додумались до причин бедствия. В ходе изучения состава натуральной патины физики и химики открыли куприт и его спасительные для металла свойства.

Давно известно, что металлы под воздействием атмосферного кислорода со временем окисляются. И если железо в результате этого разрушается, то медь покрывается патиной - оксидно-карбонатной пленкой, замедляющей процесс окисления. Именно патина придает особое очарование старинной монете, косвенно свидетельствуя о ее подлинности. К сожалению, в процессе очистки вместе с загрязнениями приходится удалять естественную патину. Однако патинированием медных монет можно вернуть им вид не потревоженной старины. Зачастую искусственное патинирование монет оправдано с эстетической точки зрения, поскольку помогает заретушировать результаты их чистки.

Есть немало способов нанесения патины на медные монеты. При любом методе патинирования в основном применяется один и тот же набор инструментов. Достаточно иметь под рукой:

  • стеклянную или пластиковую емкость для приготовления растворов;
  • ванночку для промывания;
  • ложку;
  • мерный стакан;
  • настольные весы;
  • стеклянные и деревянные палочки;
  • кисточку;
  • средство для обезжиривания;
  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • хозяйственное мыло;
  • губку;
  • ветошь;
  • бумажные полотенца.

До и после нанесения патины

Процесс нанесения патины

Несомненно, наличие «родной» патины надежно предохраняет монету от порчи. В идеале лучше ее, вообще, не трогать. Однако порой удаление коллекционных достоинств является вынужденной мерой по следующим причинам:

  • из-за начавшейся коррозии;
  • большого загрязнения;
  • сильной неравномерности патинирующего слоя.

В таких случаях приходится прибегать к самостоятельному патинированию. В связи с этим возникает резонный вопрос, как нанести искусственную патину на медную монету? Сущность данного процесса заключается в воздействии на медь химических веществ и составов.

Для патинирования обычно используют следующие методы:

  • опускают монеты в патинирующий раствор;
  • кисточкой наносят раствор на поверхность;
  • помещают денежный знак в парогазовую среду.

Качество искусственной оксидно-карбонатной пленки зависит от способа ее получения и от того, насколько хорошо подготовлена для нее основа.

Подготовка монеты к наведению патины заключается в очищении ее поверхности от жира и окислов. Легче это проделать ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти растворители помогут очистить ее от жирных следов, затрудняющих реакцию патинирующего раствора с медью. С этого момента нужно обязательно надеть перчатки, поскольку на оставленных следах от пальцев патина ложится неровно.

Способы наведения патины

В водном растворе медного купороса и марганцовки. Для наведения красивой золотисто-коричневой патины достаточно развести в 200 г воды две чайные ложки медного купороса и 1/3 чайной ложки перманганата калия, именуемого в быту марганцовкой. Раствор нагреть на водяной бане, но не кипятить. Несколько раз опускать монету ненадолго в раствор до получения желаемого цвета. По завершении патинирования денежный знак следует хорошенько промыть под краном и высушить. Матовость легко удаляется с помощью шерстяной тряпочки.

С помощью нашатырного спирта. У данного метода есть два варианта реализации:

  1. Нашатырь налить в небольшую емкость, например, в пробку от пластиковой бутылки, поместить ее в пластиковый контейнер вместе с монетой, которую требуется состарить, после чего закрыть его герметично и оставить на некоторое время. Результат становится заметным через 1–1,5 часа.
  2. Монету закрепить на любой тонкой проволоке или нитке. Поместить ее в стеклянную банку с небольшим количеством нашатырного спирта так, чтобы она висела над нашатырем. Конец проволоки вывести из банки, закрыв ее крышкой. Реакция начнется очень быстро, и изменения будут происходить буквально на глазах. С помощью паров аммиака нужный эффект будет достигнут гораздо быстрее, чем в первом варианте, уже через 10–15 минут.

Кстати! Не стоит прибегать к нагреву паров аммиака, иначе результат патинирования будет испорчен образовавшимся конденсатом.

Серной мазью. В действительности данный препарат предназначен для лечения чесотки, но его часто используют с целью наведения патины. Стоит отметить, что в этом отношении он очень эффективен, поскольку в его составе много серы. Контакт меди с серой приводит к образованию сульфида меди. Это соединение быстро становится черным и прочно покрывает всю поверхность денежного знака. Поэтому для получения светло-коричневой патины действовать нужно несколько иначе.

Наносить совсем немного мази лучше на подушечки вымытых пальцев, растерев ее по поверхности тонким слоем. После этого к монете серными пальцами не прикасаться. Далее нужно налить в ванночку горячей воды и опустить в нее заранее промытую в лимонной кислоте монету. Затем серными пальцами взять ее под водой и начать втирать в ее поверхность мазь, не поднимая ее на воздух. При получении нужного цвета вымыть монетку щеточкой с «Фейри», не вынимая из воды. Как правило, полученный эффект превосходит все ожидания. Тогда как выполнение подобных манипуляций непосредственно на воздухе приводит к образованию непривлекательной черной патины, которая к тому же еще очень быстро начинает отваливаться.

В растворе хлорокиси меди. В пол-литровую банку налить горячую воду. Развести в ней две ст. ложки хлорокиси меди (ХОМ). Данное вещество несложно найти в магазинах, продающих удобрения. В результате получится насыщенный раствор сине-зеленого цвета. В него следует добавить 100 мл нашатырного спирта. С этого момента лучше работать в респираторе, чтобы не чувствовать удушливого запаха аммиака.

Медную монету надо погрузить в приготовленный раствор и оставить на 30 секунд. После вынуть ее и осмотреть. Подобную манипуляцию надо повторить несколько раз до получения желаемого эффекта. В завершение монету следует промыть в мыльной и чистой воде, обсушить и полюбоваться красивой коричнево-оливковой патиной.

В общем, если вы забыли, что этого не следует делать, и смыли естественную патину, ее вполне можно будет восстановить.

С точки зрения химика, налет на медных или серебряных монетах – это окисление поверхности. Подобно ржавчине на железе. Но именно патина придает старинной монете особое очарование, ксвенно свидетельствует о ее подлинности и делает монету уникальной. Патина – результат старения монеты, но старения в хороших условиях. Красивая патина говорит о том, что монета хранилась бережно и правильно. Искушенные нумизматы считают, что патина – это жизненный опыт монеты, ее душа.

Западные дилеры заметили, что налет эпох ценят опытные коллекционеры, в то время как нумизматы-новички предпочитают блестящие монеты.

«Некоторые коллекционеры боятся монет с патиной. Но такие опасения неразумны. Старинные монеты, особенно серебряные, со временем приобретают тон различных оттенков. Это одна из самых прекрасных особенностей старинных монет, которая отличает их от монет современных, и я надеюсь, что коллекционеры, которые еще не оценили достоинства монет, покрытых патиной, научатся этому».

То есть добавит ли патина монете стоимости – это вопрос личных предпочтений. Критерий оценки субъективен – красиво или некрасиво выглядит окисление на данной конкретной монете. Не всякая патина считается привлекательной. Если патина, например, легла неровными пятнами или полосами, то монета считается пострадавшей от внешней среды.

Натуральная патина образуется в течение долгого времени под действием химических веществ, которые в небольших количествах присутствуют в атмосфере. Например, соединения, содержащие серу. Некоторые коллекционеры утверждают, что серебряные монеты вообще не подвержены окислению. Это не совсем так. Просто если монета хранится в стабильной среде, например в герметичном футляре, то металл «вберет» все доступные в этой среде соединения серы, и на этом образование патины, прекратится.

Виды патины

Разные металлы покрываются патиной по-разному. Считается, что патина на серебряных монетах в целом выглядит привлекательнее. Небольшие количества сероводорода в воздухе приводят к образованию на поверхности монеты сульфида серебра. Альбомы для хранения монет, кожаные кошельки или холщовые мешки могут выделять сероводород. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, малинового, бирюзового, вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов, как правило, черного цвета из-за воздействия содержащих серу аминокислот, которые образуются в результате разложения органики.

Хотя чаще всего патина на серебре – результат реакции с серой, серебро реагирует и с другими веществами из окружающей среды. Например, с хлоридами, содержащимися в почве, что проявляется в непривлекательных серых и черных пятнах. Они слегка выступают над поверхностью монеты. Образуется так называемое «роговое серебро».

Иногда серебряная монета своей патиной обязана металлу, входящему в ее сплав, например меди. Монета, в составе которой присутствует медь, может покрыться зеленым налетом. Медь и ее сплавы – бронза и латунь – более подверженны химическим реакциям.

Коричневая или черная патина на меди вызвана оксидом и сульфидом меди, зеленая и голубая – различными солями меди: хлоридом, ацетатом, карбонатом. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, состоит из хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. «Болезнь» заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих.

Старинные бронзовые монеты могут иметь красивую «земляную» или «песчаную» патину. Этот налет песочно-бежевого цвета появляется благодаря микроскопическим крупинкам соли кремниевой кислоты, которые содержатся в песке или песчаной почве.

Золото , наименее химически активный металл, сохраняет свой изначальный вид. Но те золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными пятнами. Они могут быть вызваны медью, плохо размешанной в сплаве.

Никель , как правило, покрывается патиной незначительной, легкой, дымчато-серой. Иногда она имеет бледно-голубой или слегка золотистый оттенок. Никелевые монеты могут окраситься из-за соединений ПВХ (поливинилхлорид, полихлорвинил) при хранении в виниловых холдерах. Радужная патина на никеле, скорее всего, искусственного происхождения.

Цвет патины зависит от толщины и древности окислившейся пленки. Ранняя патина на серебре имеет желтый цвет, впоследствии переходящий в лилово-красный и только позже – в зеленовато-голубой и черный. Монеты разных типов покрываются патиной по-разному, в зависимости от того, каким образом они были изготовлены. Например, на характер патины влияет концентрация кислоты, которой монеты обрабатывали на монетном дворе. А еще совокупность самых различных факторов: трогали ли монеты засаленными пальцами, в футляре из какого материала хранили, при какой влажности и т. д.

Многие серебряные монеты с некрасивой патиной пострадали в результате обработки тиомочевиной для удаления налета. Вымытые в ней монеты могут выглядеть привлекательно, но передержанные теряют свой блеск и смотрятся безжизненно. Если после обработки монету не сполоснули как следует, то со временем она покроется пятнами и коррозией.

«Кабинетная патина» . «Кабинетами» в царской России называли специальные шкафчики для хранения и презентации монет. Изготавливались они из ценных пород дерева и отделывались бархатом. «Кабинет» должен был быть под стать коллекции и ее владельцу, поскольку свидетельствовал о высоком статусе и хорошем вкусе. Патина образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались шкафчики-кабинеты. За рубежом термин «кабинетная патина» используется редко.

Различают множество разновидностей патины: дикая патина, «пулевая» (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты некоторыми грейдинговыми компаниями оцениваются дороже, что стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров.

Мастера придавать «убитым» монетам пристойный вид, а также наводить патину искусственно зовутся «монетными докторами».

Неприятна фальшивая патина еще и тем, что под ней могут скрываться следы более серьезного «лечения» монеты – царапины от неправильной чистки, контактные повреждения и даже запаянные отверстия и трещины.

Способы создания искусственной патины

Искусственной патина считается, если налицо попытка создать ее за короткое время. Способов патинирования множество: запекание монеты в духовке (иногда внутри картофелины), обжигание паяльной лампой, выдерживание в закрытой посуде с измельченными спичечными головками, вымачивание в тонком слое кислот, отбеливателей и содержащих серу химикатов. Есть и другие технологии, на реализацию которых требуется времени побольше: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с добавкой серы.

На медных монетах патину получают путем вымачивания в нагретом до 80 градусов растворе, медного купороса и марганцовокислого калия. Часто в монету под струей воды втирают небольшое количество серной мази, после чего смывают остатки мази раствором средства для мытья посуды.

Грейдинговые компании ежегодно разоблачают множество монет с искусственной патиной.

Наиболее характерные признаки искусственной патины:

* округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно;

* цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;

* неестественные цвета на серебряных монетах – хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой;

* патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;

* патина лежит поверх царапин или других отметин;

* патина имеет яркие, «фломастерные» цвета;

* патина имеет желто-коричневую, дымчатую окраску.

Искусственная патина зачастую считается существенным недостатком монеты. А натуральная в зависимости от личных предпочтений коллекционеров и дилеров может расцениваться как преимущество.

Copyright сайт, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна